Конспект урока по музыке и пению на тему Хороводные песни.


ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1»
Наименование раздела: Жанры русской народной песни.
Тема урока: Хороводные песни.
Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.
Урок музыки и пения. 5 класс. II четверть.
Наименование раздела: Жанры русской народной песни.
Тема урока: Хороводные песни.
Цель: познакомить с русскими хороводными песнями.
Задачи: учить различать средства музыкальной выразительности(лад, темп, распевы);
развивать музыкальный слух, чувство ритма, вокально-хоровые навыки; корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи;
воспитывать интерес к истории народных песен , активизировать творческие способности.
Оборудование: рисунки русских народных инструментов, детские шумовые инструменты.
Ход урока
I. Организационный момент.1.Построение около класса.
2.Вход под русскую народную песню «Светит месяц».
3.Музыкальное приветствие.
4.Музыкальная разминка.
- ритмическое и дикционное упражнение «Синяя вода»:
Да-да-да, да-да-да,
В речке синяя вода.
Де-де-де, де-де-де,
Поплывём мы по воде
-исполнение трудовой припевки с солистом и «группой рабочих»
Раз-два, взяли!
Ещё дружно!
Раз- два, сильно!
Ещё подали!
II. Работа по теме урока.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новым жанром русских народных песен - хороводные песни. В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. Хороводы имели широкое распространение как массовое игровое действие.
Хороводные песни представляют собой театральную музыкальную игру. В тексте этих песен обычно рассказывается содержание игры, поясняются действия, движения, которые исполняют участники. Для хороводов отводились специальные места- луга, опушки леса. В холодное время года хороводы заменялись вечеринками в избах( «посиделки»).
Сюжеты хороводов были связаны народными обычаями: сватовство, выбор невесты, посев, сбор урожая…
- Разучивание р.н.песни «На горе – то, калина»
-исполнение песни учителем;
-работа над текстом;
-работа над мелодией;
-исполнение одноголосно;
-разучивание элементов хоровода.
III. Повторение свадебной песни «Виноград в саду цветёт»
-исполнение с музыкальными шумовыми инструментами.
IV. Обобщение.
-Как называется музыка, созданная коллективно, на основе художественных традиций многих поколений? (Народная)
-С каким новым жанром русских народных песен вы познакомились на этом уроке? ( хороводные)
-Почему эти песни получили такое название?
-Кто исполнял эти песни?
Итог урока.
Выставление оценок.
Д/З – придумать элементы хоровода к песне «Виноград в саду цветёт»
Выход из класса под р.н.песню « Светит месяц».