Проект «Алые паруса»
Программа развития классного коллектива «Алые паруса» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов»
Составитель: Т. А. Маняк,
учитель высшей квалификационной категории
«Развитие человека – часть развития мира.
Каждое поколение вносит в судьбу страны,
судьбу человечества свое, новое, чего раньше
никогда не было. В этом - суть развития.
И чтобы так оно и было, надо воспитывать людей,
способных создавать новое, творческих,
мыслящих, эмоционально чутких, идейно и нравственно сформированных»
Л. В. Кузнецова
Пояснительная записка
Новое время порождает и новые проблемы, которые сегодня вновь, в который уже раз, испытывает на прочность российскую систему образования.
Сегодняшняя школа раскрепощена для творчества и ориентирована на развитие личности ученика. Перед педагогическими коллективами и отдельными учителями открылась возможность, о которой мы долго мечтали,- возможность выбора. А это, как известно, первый признак свободы. Можно сказать, что сегодня свободное развитие каждой школы есть условие свободного развития всей системы образования. Свидетельством этого стал бурный рост новых типов учебных заведений, появление негосударственных школ, узаконенное право семьи на домашнее образование детей. Школа в целом и учитель в частности имеют возможность не только выбирать из множества программ, учебных планов, учебников, но и создавать свои, авторские.
Программа развития классного коллектива «Алые паруса» разработана на основе документов, определяющих деятельность педагога начального общего образования в 2013/2014 учебном году:
Конституция Российской Федерации (ст.43);
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009, рег. №17785);
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009 г. №373); Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года №19707;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. №1312».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
Концепция МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов «Системное построение процесса воспитания» 2007 года.
Политическим руководством страны декларировано, что российским обществом в настоящее время взят курс на построение социального государства, которое обеспечивает свободное развитие человека и при этом устанавливает гарантии социальной защиты. Непосредственно участвовать в этом процессе и жить в таком государстве предстоит нынешнему поколению детей и подростков.
Какого человека ждет общество и государство после окончания образовательного учреждения? Мы впервые получили четко сформулированную позицию государства, государственный заказ системе образования.
Человека, который является личностью, обладающей следующим набором качеств, необходимых для проявления собственной личностной позиции:
- самостоятельность в выборе и принятии решений;
- умение отвечать за свои поступки;
- способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их;
- готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
- обладание набором учебных компетенций и способность к их применению;
- обладание приемами учения и готовность к постоянному совершенствованию;
- идентификация себя как носителя национальной культуры, как гражданина и патриота многонациональной страны, как человека – гражданина мира;
- способность к проявлению толерантности, пониманию своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного
В соответствии с поправкой, внесённой в 7-ю статью Закона «Об образовании», определены стратегические задачи разработки стандартов:
- Обеспечение социальной консолидации общества.
- Обеспечение конкурентоспособности личности, общества и государства.
- Обеспечение безопасности личности, общества и государства.
- Смена ценностных установок образования: от освоения предметов к развитию личности.
- Организационно-экономическая модернизация образования.
Огромное внимание в стандарте уделяется методологии образования. Методологическая основа стандарта - системно-деятельностный подход. Имеется в виду практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного, а не предметного результата образования ребёнка.
Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность
«Если детей не воспитывать,
то не следует ожидать
от них воспитанности»
Н. Е. Щуркова.
Условием становления воспитательного пространства в начальной школе является создание ситуации успеха для каждого школьника, активизация всех видов его деятельности, привлечение родителей к партнерскому взаимодействию и развитие системы дополнительного образования.
Но в сложившейся воспитательной практике классный руководитель начальной школы испытывает серьезные затруднения. Их причины кроются:
- в отсутствии технологически разработанной системы организации воспитательной деятельности в начальной школе;
- недостаточной научно-методической подготовленности педагогов к реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании;
- перегруженности программы начальной школы;
- недостаточном освещении лучшего опыта воспитания младших школьников в педагогической печати.
Каковы же ключевые направления воспитания, на которые классный руководитель сегодня должен направлять свои усилия?
Во-первых, это регулирование взаимоотношений в классе, где ученики получают первые социальные навыки. При поддержке классного руководителя школьники обретают опыт различных отношений: деловых, полоролевых, избирательных, групповых, межличностных. Если эта поддержка педагогически обоснована, то этот опыт будет построен на взаимопомощи, взаимной ответственности, терпимости и уважения.
Во-вторых, это восполнение дефицита полноценного общения, который испытывают многие современные дети. За счет разнообразия организуемой деятельности (музыкально-театральный кружок, занятия «Аэробикой», кружок «Основы правовых знаний», познавательные экскурсии, интересные праздники) классный руководитель может создать условия для расширения круга общения детей и развития их творческих способностей.
В-третьих, это решение задачи психологической защиты ребенка от негативного влияния некоторых взрослых, семьи, социума. Хотя в школе сегодня появился и психолог, и социальный педагог, классный руководитель остается ключевой фигурой, призванной предотвратить ситуацию, когда «у семи нянек дитя без глазу».
В-четвертых, это координация деятельности участников процесса воспитания (педагогов, администрации, родителей) в интересах ребенка. Классный руководитель представляет интересы учеников класса на всех возможных уровнях в образовательном учреждении и даже вне его (например, представляет сторону детей и подростков в суде).
Условия реализации программы развития классного коллектива
«Пробуждение человека к творчеству
открывает для него путь к раскрытию
своей индивидуальности,
к реализации своих способностей».
Л. В. Кузнецова
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной работы по формированию у школьников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Только воспитательная система способна в настоящее время создавать необходимые условия для развития социальных компетенций ребенка.
Сначала складывается цель воспитания – образ человека, которого, согласно педагогическому замыслу, должно сформировать воспитание. Затем создается воспитательная система. (Н. Е Щуркова)
Воспитательная система - психологическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного конкретного заведения).
Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая ее реализацию; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.
Воспитательная система – не просто совокупность компонентов, образующих ее структуру. Она – результат взаимосвязей, объединяющих их в единое целое, результат интеграционных процессов, где цели определяют характер деятельности, направленной на их реализацию, а организуемая деятельность порождает определенного типа гуманистические отношения и т. д. Ребенок (школьник) в такой системе является и целью (ради его личностного развития создается система), и объектом влияния, реализуемого через совместную деятельность и культивируемые отношения. Он и субъект всех этих процессов, так как участвует в управлении ими. Он же и результат функционирования и развития всей системы, ибо под ее влиянием он превращается в человека воспитанного.
Управление любой воспитательной системой можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы, управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности, и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции. [12]
Следовательно, процесс управления - это определяющий фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения, являющийся одновременно и одним из каналов создания в нем воспитательного пространства.
Воспитательная система «Алые паруса» – это часть школьной воспитательной системы.
В используемой школой концепции воспитания - это целенаправленное управление процессом развития личности. Оно является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим контролем. Главное в нем - создание условий для систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности, как индивидуальности.
Мы разделяем мнение авторов концепции, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития - то есть в работе педагога как воспитателя приоритет отдавать приемам опосредствованного педагогического воздействия: диалогическим методам общения, совместному поиску истины, развитию через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Цель воспитательной системы класса «Алые паруса» - создание необходимых условий для осознания учеником собственных изменений в результате своей деятельности. Организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе.
Наш классный уголок.
Девиз: Взвейся над нами как знамя, алый парус мечты».
В своей работе я опираюсь на педагогические принципы, которые поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.
Принципы воспитательного процесса - это основополагающие идеи гуманистической системы воспитания МБОУ «СОШ № 23 с углубленным изучением отдельных предметов»
1. Личностный подход в воспитании (личностно-ориентированный) – признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
(более подробно в Приложении № 1).
2. Гуманистический подход к построению отношений в «воспитательном процессе – только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
3. Средовой подход в воспитательной деятельности – использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
4. Дифференцированный подход к воспитанию детей – в его основе лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы:
- в соответствии с этическими и региональными культурно - историческими, социально - экономическими и социально - психологическими условиями,
- в связи с особенностями номинальных и реальных групп,
- согласно ведущим функциям институтов воспитания,
- с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
5. Природосообразность воспитания – предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию таких положений, как:
- определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;
- опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
- преодоление противоречий, характерных для возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и ведущем виде деятельности школьника;
- изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;
- построение психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;
- обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции;
6. Культуросообразность воспитания – опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
7. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребёнка.
На основе представленного выше сформирую портрет человека, которого я хочу воспитать. Мои ученики вступят в самостоятельную жизнь в третьем десятилетии 21 века. Я буду воспитывать их так, чтобы они оказались на высоте тех требований, которые предъявит им жизнь, время.
В своей работе считаю необходимым опираться на законы добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека не подавляла достоинства и интересы других людей. В процессе воспитательной деятельности обращаюсь к ценностям, которые должны рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки - Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Работа в классе проходит по следующим этапам.
Первый этап – становление ВСК (1 класс) «Путешествие в свой мир».
Главными задачами данного этапа являются:
- изучение индивидуальных интересов и потребностей детей, родителей
- определение реальных возможностей каждого школьника;
- обучение детей приемам преодоления проблем в общении;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей;
- проектирование желаемого облика класса;
- выделение системообразующей деятельности;
Реализация первого этапа:
- анкетирование семей и учащихся класса «Школьный мир»;
- психолого-педагогические консультации «Мой ребенок – первоклассник»;
- организация «Творческих мастерских»;
- цикл классных часов «По каким правилам мы живем»;
- трудовые дела «Школа – мой дом»;
- тематические праздники;
Ожидаемые результаты:
На основе изученных интересов и потребностей, сообразно целям и задачам создается проект ВСК, определяются направления работы ВСК и системообразующая деятельность – коллективно-творческая, игровая. Обозначаются лидеры, актив, группы, между которыми возникают ситуации напряжения, порой даже конфликты. Главенствуют эмоционально-психологические межличностные отношения в детской среде.
Дети привлекаются к работе детского объединения «Звезда», получают возможность понять самого себя (задуматься о собственном характере и поведении, осознать свою значимость для окружающих).
Второй этап - развитие ВСК (2 класс) «Мы – друзья».
Основными задачами второго этапа являются:
- создание условий для осознания своего места в социуме: взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- создание условий для формирования самостоятельности посредством учебно- воспитательной деятельности;
- создание условий для проявления индивидуальности;
- создание условий по формированию нравственных качеств, гражданского самосознания;
- приобщение к делам детского объединения «Звезда»;
Реализация второго этапа:
– диагностирование учащихся класса «Оценка сформированности компонентов учебной деятельности»;
- цикл классных часов «Да здравствует вежливость и доброта!»;
- индивидуальные беседы «Правила игры»;
- цикл занятий «В дружбе сила»;
- спортивные праздники «Зимние забавы россиян»;
- совместные семейные праздники, конкурсы, игры, поездки;
- участие в предметной неделе «Парад школьных наук»;
- акция «Фестиваль инсценированной песни»;
- творческая мастерская «Мир фантазии»;
Ожидаемые результаты:
В классе в рамках основного коллектива возникли микроколлективы. Поэтому, необходима организация взаимодействия между ними в целях устойчивого, стабильного развития класса. Установлены дружеские отношения, дети считаются с интересами друг друга, стремятся оказывать помощь, радоваться успеху, вместе сопереживать горести, преодолевать трудности. Происходит приобщение к делам детского объединения «Звезда».
Третий этап – завершающий (3 класс) «Ты + мы».
Задачи этапа:
- создание условий для работы ВСК в заданном режиме;
- способствовать тому, чтобы классный коллектив выступал как часть единого школьного коллектива;
- способствовать формированию сознательной дисциплины в учебно-воспитательном процессе;
- способствовать формированию нравственных качеств, чувства гордости и любви к Родине;
Реализация третьего этапа:
- диагностирование семей «Формы и методы воспитания детей»; учащихся «Что мне нравится в школе», «Что ты знаешь о добром и злом»;
- цикл классных часов «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
- мероприятия в рамках «Фестиваля Добрых Дел»;
- участие в проекте «Моя малая, большая Родина»;
- участие в социальном проекте «Мамино сердце»;
- спортивные соревнования «Веселые старты», занятия «О.Ф. П.»;
- посещение культурных мероприятий в городе и за его пределами;
Ожидаемые результаты:
Классный коллектив переходит в новое качественное состояние: формируется «чувство школы», усиливается внимание ученического коллектива к личности. Вожатые старшеклассники выступают по отношению к младшим в роли воспитателей. Воспитательная система класса выступает как часть единого школьного коллектива, объединенного общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого сотрудничества, общей ответственностью;
Четвертый этап – обновление (4 класс) «Путешествие в новый мир открытий»
Задачи этапа:
- нацеливание классного коллектива на поиск новых идей, способов обновления жизнедеятельности;
- создание условий для самоконтроля, саморазвития, самоактуализации;
- создание условий для преемственности классных традиций школой;
- развитие умения общаться и сотрудничать;
- формирование эстетического вкуса и нравственных ценностей;
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
Реализация четвертого этапа:
- диагностирование семей «Нравственное воспитание детей»;
- диагностирование учащихся «Что такое хорошо, что такое плохо», «Оцени поступок»;
- цикл классных часов «Азбука нравственности»;
- мероприятия в рамках «Фестиваля Добрых Дел»;
- участие в социальном проекте «Страна талантов»;
Организатор - спортивные соревнования «Веселые старты», «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- посещение культурных мероприятий в городе и за его пределами;
- участие в мероприятиях, организованных социальными партнерами школы.
Ожидаемые результаты:
ВСК: обновление жизнедеятельности классного коллектива, самоактуализация классного коллектива в школьном сообществе.
Ребенок: самопризнание себя как личности, самоуважаемой, уверенной в своих силах, собственной успешности, обладающей потенциалами:
- ценностным (восприятие ценности семьи в своей жизни, понимание ценности дружбы со сверстниками, авторитет педагога, природы родного края и его истории, доброта, честность, оптимизм, аккуратность);
- познавательным (ЗУН, соответствующие психолого-педагогической характеристике каждого ученика, забота о здоровье, внимание, воображение, память);
- творческим (создавать, анализировать, оценивать);
- коммуникативным (слушать и слышать других, контакты со сверстниками);
- художественным (активность в сферах творчества).
Класс, в рамках воспитательной системы, наряду с традиционными функциями – образовательной и воспитательной - выполняет различные функции.
Функции воспитательной системы, создаваемые и поддерживаемые и развиваемые педагогами и родителями:
1. Развивающая, направленная на стимулирование и поддержку положительных изменений в личности ребенка, педагога, родителя, на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения;
2. Интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
3. Регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
4. Защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
5. Компенсирующая, предполагающую создание условий в образовательном учреждении для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
6. Корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Главным системообразующим фактором моей ВСК является коллективная деятельность.
Для формирования у обучающихся активной гражданской жизненной позиции, обеспечивающей социальную адаптацию, полноценное развитие личности школьника, использую такое педагогическое средство, как ключевое дело. Часто ключевое дело называют «крупной дозой воспитания», так как оно включает в себя основные аспекты воспитания и оказывает целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка. В его подготовке и проведении принимают участие мои нынешние воспитанники и мои бывшие ученики и вожатые. Организация ключевых дел позволяет разрушать межвозрастные барьеры взаимодействия, укреплять межличностные связи, удовлетворять естественные потребности в творческом самовыражении.
Развитие ВСК происходит на основе технологии КТД по системе И.П. Иванова.
Назначение: улучшение жизни нашего коллектива и окружающей жизни.
Также использую в работе современные воспитательные технологии:
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология проведения учебных дискуссий;
тьюторство – технология педагогической поддержки;
технология создания ситуации успеха;
шоу-технологии;
ситуативные технологии.
Ученическое самоуправление организовано с помощью игровой ситуации «Путешествие на корабле «Алые паруса»: в классе четыре микроколлектива по интересам:
Каждую неделю дети собираются для обсуждения возникающих вопросов. Командир каждого коллектива ведет «Бортовой журнал». Каждому коллективу распределили обязанности, которые они будут выполнять в своем классе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Детский коллектив - это маленькие личности, где каждый удовлетворяет свою потребность в общении, в дружбе, здесь он делится своими знаниями, впечатлениями с другими ребятами и сам духовно обогащается в общении с ними. В нашем коллективе каждый стремится быть успешным. В целом дети способны достаточно бесконфликтно взаимодействовать между собой, хотя необходимо периодическое вмешательство учителя по разрешению отдельных конфликтных ситуаций. Слежу за сферой общения этих детей. При совместной деятельности с родителями получаем положительный результат.
На протяжении четырех лет обучения наблюдаю и изучаю особенности поведения и отношения учеников к учебному материалу и процессу работы в самых различных учебных и внеучебных ситуациях и обстоятельствах. Такая аналитическая работа нужна мне для того, чтобы находить индивидуальные средства педагогического воздействия, выбирать формы работы с классом, развивать у детей социальные компетенции в учебе, в игре и совместной деятельности со сверстниками.
Методика: Лусканова Н.Г. «Анкета для оценки уровня школьной мотивации»
Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности, разработана Репкиной Галиной Викторовной и Заика Евгением Валентиновичем, кандидатами психологических наук.
Уровень развития познавательных интересов помогли выявить методики: А.Р.Лурия «10 слов», «Корректурная проба».
«Исследование словесно-логического мышления» Э.Ф.Замбацявичене.
Тест школьной зрелости Керна - Йерасека
Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.
Методика: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]А.М. Прихожан.
Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников. Авторы Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов.
Самодиагностика «Интеллектуальные умения и навыки. Коммуникативные умения и навыки. Организационные умения и навыки»
Социально-психологическая характеристика учащегося (по И. И. Иванову). Уровни проявления признаков товарищеской заботливости и товарищеской дисциплинированности.
Специальная диагностическая методика «Уровни сформированности социальной компетентности младшего школьника» Оксаны Альбертовны Крузе-Брукс.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ВСК - максимально открытая система.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Основу деятельности составляют традиционные дела: Неделя Школьника, День Учителя, день Матери, Новый год, День науки и творчества, День Защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы.
Родители, педагоги, вожатые старшеклассники – наши друзья и на уроках, и во внеклассной деятельности.
Воспитательную работу в классе планирую в трёх направлениях: социально-педагогическое, патриотическое, развитие творчества.
Тематические классные часы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Дата
1000 лет Ярославлю и 20-летие присоединения РФ к конвенции о правах человека.
Мининский урок.
Государственный флаг (герб, гимн)
Александр Невский-личность нации. Безопасность ученика
Сентябрь
«Ребёнок и закон»
Отечество. Наша Родина Россия
Что такое мир?
Я – гражданин страны.
Золотая волшебница осень.
Викторина «В гостях у леса»
Час веселого настроения.
КВН «Земля – наш дом».
Что такое трудолюбие?
Как развивать свои способности?
Путешествие в страну дорожных знаков.
Ежели вы вежливы
15 октября - День мировой поэзии.
Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
Я и мои друзья
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
Октябрь
Тайны и чудеса вокруг нас.
Викторина «Откуда пошла Азбука»
«Я люблю тебя, Россия!»
Игра «Мои любимые сказки»
Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.
Правила школьной жизни.
Как значит организовать себя в учебе.
Поговорим о доброте.
В кругу родном и тесном.
Смелость и трусость.
Что такое дружба?
Да здравствует вежливость
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровый образ жизни - наш стиль!
Чтобы радость дарить, надо добрым и вежливым быть.
Доброе семя - добрый и выход.
Ноябрь
Чудесный мир искусства.
Хорошая книга - твой друг на всю жизнь.
Мы - юные читатели.
Праздник пословиц и поговорок.
Мой адрес.
Природа моего края.
В кругу родном и тесном
Славим руки матери.
Все сумею, все смогу.
Почему стоит заниматься спортом?
Игра «Кто Я?»
Интеллектуальный марафон.
День Конституции России – 12 декабря.
Конституция-основа жизни в государстве.
Закон для нас.
Почему люди ссорятся?
декабрь
В окружающем нас мире.
Школьные традиции.
Секреты моего успеха.
Учиться – это интересно
В мире животных
Мои домашние любимцы.
Профессии моих родителей.
Хочу и надо.
Мир спорта и здоровья.
Режим – это скучно или необходимо?
Что такое характер?
Мы за здоровый образ жизни
Природа моего края.
Наши друзья – птицы.
Путешествие в зимний лес
Зеленый наряд нашей планеты.
Январь
Если будешь любознательным, то будешь много знающим.
Да здравствует вежливость и доброта.
В дружбе сила
Правила отношения к другим людям.
День российской печати.
День российского студенчества.
Татьянин День.
Моя улица – мой дом.
Мир театра.
Моя родословная.
Мое здоровье.
О личной гигиене.
Славься Отечество.
Урок мужества.
В мире сказок.
Я люблю тебя, Россия.
Февраль
Что такое здоровье?
Планета Земля.
Породы собак
Города - это лица земли.
Познай себя.
Клубный час «Радоваться жизни самой»
Хочу быть самостоятельным.
В дружбе – сила.
Мои любимые сказки.
День Святого Валентина
А если предмет нелюбимый?
Что надо знать о пище и режиме питания.
Сердце матери лучше солнца греет.
Роль женщины в истории России.
Умеем ли мы обижаться?
Мама, ты лучшая на свете
Март
Здоровый сон.
Мои одноклассники.
Правила, по которым мы живем.
Мой режим дня.
Путешествие в свой мир.
Мы – друзья.
Ты + мы
Путешествие в новый мир открытий»
В мире приключений.
Можно ли учиться лучше?
Учимся отвечать устно.
Как становятся гениями?
Народные игры.
Зеленый наряд нашей планеты.
Когда лень-все идет через пень
Букет добрых дел.
Апрель
День космонавтики.
Парад школьных наук.
Чтобы компьютер был другом.
Ты идешь в школу или обратно.
Любимые телепередачи.
Природа в опасности.
Учимся общаться.
Что такое трудолюбие
Правила общения.
Психологические игры.
Игры на общение.
Аукцион народных игр.
Копилка добрых идей.
Вот и стали мы на год взрослей.
Я и моя школа.
Дорогами открытий.
Май
Традиции моей семьи.
Вместе – дружная семья.
Образ жизни.
Игра «Поле чудес»
Клуб юных автомобилистов.
Школа первой помощи.
Красный, желтый, зеленый.
Разумная осторожность (о безопасном поведении на улице, дома)
Музей боевой славы.
Война в глазах детей.
Давайте поговорим о войне.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Внеурочные мероприятия
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Дата
Конкурс букетов «Любимой школе посвящается».
Конкурс « Букет любимой школе».
Праздник первого звонка. Конкурс букетов школе.
Праздник 1 звонка. Конкурс стихов. Конкурс букетов школе.
Сентябрь
День спорта и здоровья. Поход на Святое озеро «Папа, мама, я – спортивная семья»
Спортивный праздник. Сбор макулатуры.
Поход в Дзержинский Дендрарий.
Спортивный праздник. Сбор макулатуры.
Спортивный праздник. Сбор макулатуры.
Поездка в Нижний Новгород на кондитерскую фабрику.
«В волшебный лес за ягодами и растениями». Праздник «Золотая осень»
Конкурс по ПДД.
Мероприятие по правилам ПДД.
Осенний бал.
Мероприятие «В волшебный лес за грибами».
Праздник «Хлеб - всему голова».
Поздравление учителей.
Октябрь
Выставка поделок.
Конкурс поделок из природного материала
Выставка семейных поделок.
Концерт для будущих первоклассников и их родителей.
Конкурсно – игровая программа «Парад любимых сказок»
Мероприятие «Мы-друзья природы».
Мероприятие «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД»
Игра-путешествие в Страну Сказок
Драмтеатр «Белоснежка и семь гномов»
Драмтеатр «Летучий корабль».
Театрализованное представление в ДКХ.
Ноябрь
Выставка фотографий на тему «Семейные традиции»
Спортивный праздник «Здоровый образ жизни
Участие в международной игре «Русский медвежонок»
Фотовыставка в рамках проекта «Краски осени».
Конкурс на лучшего читателя.
Конкурс по сказкам Г. Х. Андерсена.
Участие в социальном проекте «Мамино сердце».
Участие в социальном проекте «Страна талантов»
Конкур творческих работ «Этот город самый лучший».
Конкурсная программа «Сказочное путешествие во времени»
Интеллектуальное лото. Планетарий «Космическая сказка»
Концертный букет ко Дню Матери.
Новогоднее представление.
Новогодний бал.
Фотоконкурс «Красота любимого города Дзержинска»
Новогоднее представление в кукольном театре «Три поросенка на новый лад».
Выставка семейных поделок
декабрь
Праздник «Прощание с букварем».
Сказочное путешествие по произведения К. И. Чуковского.
Выставка семейных поделок, посвященная «Фестивалю Добрых Дел».
Неделя начальной школы (выставка газет).
Презентация класса.
Поездка в Нижний Новгород на фабрику новогодних игрушек.
Фотоконкурс «Мир животных»
Конкурс «Вот это фантазеры»
Веселые старты.
Конкурс «Читательский дневник».
Участие в проекте «Моя малая, большая Родина»- путешествие по площади Ленина города Дзержинска
Январь
День науки и творчества.
Творческая мастерская «Мир фантазии»
Спортивный праздник
Проект «Так рождается Дзержинск. Моя родная улица».
Игра «Военная тропа»
Праздник «День Мужества».
Праздник «День защитника Отечества».
Праздник, посвященный 23 февраля.
.
Февраль
Посвящение в рыцари.
Маленький концерт для бабушек и дедушек, посвященный Дню пожилого человека
Поздравления ко Дню пожилого человека. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
Изготовление памятных сувениров ко Дню пожилого человека
Посвящение в принцессы.
Проект «Красота любимого города Дзержинска»
Праздник Весны.
Праздник для мам и бабушек»
Март
Правила школьной жизни. Сбор-отчет.
Праздник «8 Марта – международный женский день»
Инсценирование пьесы-сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»
Фотовыставка «Зимний пейзаж»
Неделя начальной школы. Презентация класса.
Выпуск газеты «Нестандартные задачки Остера»
Неделя начальной школы «По страницам Книги Знаний». «Красная Книга Нижегородской области».
Неделя начальной школы «Путешествие по планетам Знаний» (Выпуск газеты)
Неделя начальной школы «Хочу все знать» Выпуск стенгазеты «День космонавтики»
Апрель
Драмтеатр.
Инсценирование сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»
Драмтеатр «Приключения Буратино»
Драмтеатр.
Музыкально – литературная программа «Мы - школьники!»
«День именинника».
Праздник «Прощай, 3 класс».
Праздник «Школьные годы чудесные».
Литературно-музыкальная композиция к 9 мая
Май
Конкурс «Лучшее портфолио ученика». Праздник «Здравствуй, лето!»
Конкурс «Лучшее портфолио ученика». Посещение мемориала памяти «Вечный огонь» в Дзержинске.
Выставка рисунков на тему «День Победы» Творческая мастерская. «Мастерим. Творим. Выдумываем»
Конкурс рисунков «Следи за собой и будь осторожен», посвященный «Дню защиты детей»
Родительские собрания
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Дата
Родительский такт в воспитании первоклассника.
Снова вместе. Планирование учебно-воспитательной работы
Знакомство с программой 3 класса.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка.
Сентябрь
Мы – ученики.
Первые уроки школьной отметки.
Нормы оценок в 3 классе.
Внеучебная деятельность. За и против.
Октябрь
Адаптация первоклассника в школе.
Портфолио ученика. Книги - наши друзья и помощники.
Роль родителей в учебно-образовательном процессе.
Нетрадиционная форма сотрудничества кл. рук. с родителями (виртуальное общение: опросник)
Ноябрь
Что влияет на самооценку школьника.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников.
Итоги учебно-воспитательной работы за 2 четверть. Законы жизни семьи.
Телевидение и дети.
Роль чтения в воспитании ребенка.
Декабрь
Развитие самостоятельности у детей.
Роль игры в жизни младшего школьника.
Воспитание нравственных качеств личности ребенка.
Физкультура и спорт в жизни школьника.
Январь
Роль родителей в формировании устойчивого интереса к учебе.
Уважение к старшим.
Гиперактивность детей.
Что такое трудолюбие?
Февраль
Проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Режим дня.
Итоги 3 четверти. Культура поведения детей.
Если ребенок – «не Моцарт»
Март
Использование ИКТ в процессе обучения.
Участие детей в интернет-конкурсах.
Благомыслие отца-лучшее наставление детям.
Образ жизни коллектива и его психологический климат.
Апрель
Итоги учебно-воспитательной работы за первый год обучения.
Совместные семейные праздники.
Итоги учебно-воспитательной работы за 3 класс.
Модель выпускника начальной школы.
Май
Гармоничное развитие каждого ребенка сегодня не отдаленная цель, а реальная программа воспитания. Один из важнейших этапов ее реализации – развитие личности в младшем школьном возрасте.
Надеюсь, что активная жизненная позиция поможет моим ученикам оставаться в любой ситуации Воспитанной Личностью.
.
Приложение № 1
к концепции воспитания МБОУ «СОШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов»
Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности
Личностно-ориентированный подход, востребован обществом, как и необходимость построения личностно- ориентированных систем обучения и воспитания школьников по ряду объективных обстоятельств:
- во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
- во-вторых психологи и социологи отмечают, что нынешним" школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
- в-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская, опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинченко, О. Ф. Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.).
Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
В данном определении отражена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:
- личностно-ориентированный подход является прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
- представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
- связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъективных качеств.
Он принципиально отличается от традиционных подходов, в частности и от индивидуального. Оба крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьников. Но принципиально важное отличие двух названных подходов заключается в различии целевых установок, прежде всего. Другие отличия личностно-ориентированного подхода и традиционных ориентаций в педагогической деятельности становятся очевидными при выявлении и рассмотрении характерных черт личностно-ориентированного и традиционного классного часа (см. таблицу №1).
Таблица № 1
Принципиальные отличия
Традиционный классный час
Личностно-ориентированный классный час
Основные компоненты классного часа.
Целевой
Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально-типичного. (Данные знания, умения и навыки, определены в типовых программах обучения и воспитания для усвоения каждым воспитанником, связано с направленностью педагогического процесса на формирование социально-типичного).
Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъектности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности (связано с желанием содействовать проявле-нию и развитию в ребенке ярко индивидуального).
Содержательный
Содержание классного часа составляет социально-одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений.
Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления.
Содержание классного является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного наряду с педагогом субъектными полномочиями обладают большинство учащихся.
Организационно-деятельностный
Главным и часто единственным организатором совместной деятель-ности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участ-ников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осущест-вляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа
Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения
Оценочно-аналитический
При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их в классном часе
Компоненты личностно-ориентированного подхода:
Первая составляющая – основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности.
Личностно-ориентированный подход можно представить в виде таблицы
Личностно-ориентированный подход
Основные понятия
Принципы
Методы
- Индивидуальность
- Личность
- Самоактуализированная личность
- Самовыражение
- Субъект
- Субъектность
- Я-концепция
- Выбор
- Педагогическая поддержка
- Самоактуализации
- Индивидульности
- Субъектности
- Выбора
- Творчества и успеха
- Доверия, поддержки
- Диалога
- Рефлексивные
- Педагогической поддержки
- Диагностики
- Создания ситуации выбора
- Создание ситуации успеха
Веселые
Отважные
Дружные
Умелые
Знайки
Являются помощниками в подготовке и проведении урока.
Дежурные
Порядок в раздевалке.
Организация игр на перемене и уроке.
Дежурство в столовой.
Артисты
Готовят творческие номера: стихи, сценки, танцы, загадки.
Журналисты
Отвечают за рубрики «Это интересно», «Внимание», «Книжкины новости»,
Готовят стенгазеты.
Психолог
Классный руководитель
Род.комитет школы
Родители
Органы уч. самоуправления
Кружки, секции
Школьная библиотека
Социальный педагог
Администрация
Педагоги
Внутреннее взаимодействие
ДКХ
ДДТ
Школа ремесел
Школа искусств
Биб-ка им. Гагарина
ДОУ №137
Детская пол-ка №13
Бассейн «Заря»
Музеи, театры
Социальные партнеры класса
Рисунок 1Рисунок 115