Урок. Набросок человека с натуры
Набросок фигуры человека с натуры
Цели деятельности педагога Рассказать учащимся о наброске как виде рисунка, его особенностях, видах; поговорить о выразительности в изображении фигуры человека; научить учеников созданию набросков с натуры; развивать в учащихся творческие способности.
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательные результаты Предметные: познакомятся с наброском фигуры человека, материалами и техникой выполнения, с творчеством отдельных художников, научатся отражать пропорции и важнейшие качества натуры;
Метапредметные: познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее; регулятивные – научатся планировать свою деятельность; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к творчеству художников;Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Набросок с натуры, зарисовка, эскиз
материалы Иллюстрации с набросками фигуры человека, таблица с пропорциями человека. Рисунки В. Серова, И.РепинаОборудование Простой карандаш, бумага, ластик.
Ход урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма организации взаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
I. Организационный момент Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Сообщение темы урока Проверяет готовность обучающихся к уроку
В прошлом году мы уже говорили с вами о понятии «набросок»
- Вспомним, что такое набросок (набросок, иначе зарисовка, эскиз, - это изображение, исполненное художником на скорую руку). Слушают учителя Фронтальная Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
2. Изучение нового материала Словесно-иллюстративный рассказ
с элементами набросков
Просмотр набросков учащихся, учителя
Работа художников В. Серова, И. Репина Сопровождает рассказ показом работ учащихся, учителя, художников
Набросок создается за короткий промежуток времени для того, чтобы быстро передать основную характеристику изображаемого объекта.
Он служит вспомогательным материалом, который позволяет закрепить основные навыки в процессе работы над рисунком. Зарисовки необходимы как начинающему художнику, так и опытному мастеру.
Наброски бывают линейные и тональные. Линейные наброски исполняются различными видами линий- тонкими и широкими, прямыми и волнистыми. Тональный набросок выполняется при помощи пятен или штрихов различной толщины.
Давайте вспомним, какими материалами может выполняться набросок. (Набросок выполняется различными графическими материалами: карандашом, углем, сангиной).
Именно при помощи материала художник придает эскизам разнообразие и требуемую выразительность. Простой карандаш вырабатывает четкие контурные линии, уголь и сангина служат для создания необходимого объема и целостности формы изображения.
В набросках художник передает важнейшие качества человека. Не всегда художник работает с натурой, нередко их создают и по памяти.
Взгляните на работу художника В.Серова «Портрет М.Н.Ермоловой» В этом казалось бы, простом изображении женщины мастер сумел передать синтез качеств человека, уловив нужное настроение натуры, характер. Серов передал особый ракурс фигуры, выражающий собой величественность образа.
Отдельный интерес представляет работа художника И. Репина «Портрет Элеоноры Дузе». Она была создана мастером 1891г. в Петербурге, где в то время находилась великая драматическая актриса. Графический набросок позволяет нам увидеть настроение актрисы, ее характер. Недаром коллеги по художественному мастерству называли Репина не простым художником, именно портретистом – психологом.
(далее просмотр работ учащихся и учителя) Слушают учителя,
Рассматривают наброски фронтальная Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, извлекают информацию из иллюстраций
Рисунков художников
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения ее результата, контролируют свои действия, воспринимают информацию одноклассников - Устные ответы
3.Творческое задание. Выставка работ учащихся. Обобщение
полученных на уроке сведений, оценивание результатов работ На занятии вы научитесь выполнять набросок человека с натуры. В качестве модели – три ученика из класса. (рекомендуется пригласить учеников к доске) наброски следует выполнять, начиная с простых поз, при помощи карандаша. Старайтесь выполнять рисунок, «схватывая» глазом самое главное. Наброски фигуры должны выявить характерные особенности натуры. Не забывайте о соблюдении пропорций, работая над рисунком (учитель демонстрирует детям таблицу с пропорциями человеческого тела) тщательно проработайте отдельные части тела, работайте карандашом смело, развивайте творческие способности. Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.
Слушают учителя,
отвечают
на вопрос Фронтальная Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке.
Устные ответы
Практическое задание Учитель контролирует приемы работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– выполните наброски трех учащихся Выполняют задание Индивидуаль-
наяРегулятивные: осуществляют контроль деятельности
(«что сделано», «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения Выполнение набросков
4. Итоги урока. Рефлексия Выставка работ учащихся. Обобщение
полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы (учащиеся демонстрируют свои работы)
Набросок является своеобразным средством познания внешнего мира. Некоторые наброски великих художников представляют собой самостоятельные произведения искусства. Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их.
Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке.
Устные ответы
Домашнее задание Объясняет задание:
- выполните наброски фигур членов семьи. Слушают учителя Индивидуальная наблюдение
Ресурсный материал:
Выставка учащихся