Конспект урока по окружающему миру Почему нужно много есть овощей и фруктов (1 класс)


Конспект открытого урока по окружающему миру
МБОУ «СОШ №2» г.Усинска
1 б класс
Дата проведения: 7.04.2016
Тема урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Цели урока: формировать представление о разнообразие овощей и фруктов, их значении в питании для здоровья человека.
Задачи:
-научиться различать фрукты и овощи;
- узнать о пользе витаминов;
- учиться заботиться о своём здоровье.
Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, видео-камера, сигнальные карточки (яблочки), карточки с заданиями «Разложи по корзинам фрукты и овощи», таблица «Верю и не верю», конверты с фруктами и овощами, тема-плакат, цели – плакат, рисунки солнца, веселого и грустного дерева, карточки-профессии, цветные фишки, иллюстрированные картинки фруктов и овощей
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научить различать овощи и фрукты, группировать их; выполнять правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; научиться находить в тексте информацию о витаминах в соответствии с заданием; определять роль витаминов А, В, С в жизнедеятельности организма; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в учебнике),сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, определять роль витаминов в жизнедеятельности организма
Личностные:
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные– осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о разнообразии и значении овощей и фруктов в питании человека; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя; согласовывать свои действия с соседом по парте; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Методы и формы обучения: информационно-коммуникативные технологии, игровую технологию, новые системы оценивания, технологию коллективного обучения, технологию развития «критического мышления», технологию активного обучения (разыгрование ролей), здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Методические приемы урока:
- Словесные (рассказ, беседа, работа с текстом);
- Наглядные (иллюстрации, демонстрация видео);
- Практические (творческие задания, практическая работа).

Самоанализ учебного занятия
Урок построен в соответствии с ФГОС.
Я выбрала урок открытия новых знаний и в соответствии с данным типом урока выбрала соответствующую структуру урока. А именно элементы технологии развития «критического мышления».
Урок состоит из трех фаз:
первая фаза вызова (этап целеполагание, дети формулировали тему и цели урока, заполнили таблицу «Верю и не верю»);
вторая фаза - осмысление (актуализация, первичное усвоение новых знаний, первичная проверка понимания, первичное закрепление);
третья фаза - стадия рефлексии (подведение итогов, рефлексия)
Так же мной использованы информационно-коммуникативные технологии, новые системы оценивания, технологии коллективного обучения, технологии активного обучения (игровую), здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), элементы сингапурской методики обучения. Прежде всего рассадила учеников по четверо, разделив на группы, чередуя усваивающих учебный материал на разном уровне. Ребята работали в команде, в группе по четыре человека, в паре с партнером «по плечу», «по лицу» - при ответе на вопросы все высказывали устно или письменно свои мысли, помогали слабым. Никто не должен оставаться в стороне от игры. При общении со своими партнерами каждый учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению. Детям интересно. С большим удовольствием готовят они вопросы для своих одноклассников, общаются. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения. Новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность
Для формирования регулятивных УУД дети:
сами либо с помощью учителя тему, цели урока.
учащиеся отвечали на вопросы и оценивали свои достижения на каждом этапе и в конце урока.
Для формирования познавательных УУД:
группировали (классифицировать) овощи и фрукты на основе выделения главных признаков каждой группы;
различали овощи и фрукты, выращиваемые в своей местности и в тёплых краях;
различали значение витаминов А, В, С в жизнедеятельности человека.
Для формирования коммуникативных УУД:
работали в парах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).
Для формирования личностных УУД:
проявляли мотивацию к изучению нового учебного материала;
учились понимать значение пользы овощей и фруктов, витаминов, содержащихся в них;
Этапы урока были взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал соответствовал жизненному опыту и был посилен для первоклассников.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Стадия вызова
1. Орг. Момент (1–2 мин.) -Я рада вас всех видеть. Сегодня я пришла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
-Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встречи я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке…
-А у вас какое сегодня настроение? У каждого из вас на парте набор сигналов – яблочек: красное – отличное, зеленое – так себе, жёлтое – что-то не очень… Класс готовится для работы, включаются в деловой ритм.
Показывают настроение сигнальными карточками (яблочки).
2. Целеполагание и мотивация (3 мин.)Деление на группы (1 мин) -Возьмите, пожалуйста, конверт№1 и откройте его. Что в нем? Возьмите себе один фрукт или овощ.
У кого помидор- ваш рабочий стол №1,
у кого капуста– стол №2,
груша– стол №3,
свекла– стол №4,
морковь– стол №5,
банан– стол №6.
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
-Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
-Правильно, сегодня разговор пойдет об овощах и фруктах.
Вам часто родители и в школе говорят «Ешь побольше овощей!»
-А вы хотите провести исследование и узнать «Почему надо есть много фруктов и овощей?
-Какова же будет тема нашего урока?
- Тема нашего урока: «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
-А теперь давайте сформулируем цели нашего урока. Поможет нам опора:
-научимся различать фрукты и овощи;
- узнаем о пользе витаминов;
- будем учиться заботиться о своём здоровье.
-А теперь в путь за знаниями!
Игра «верю и не верю»
Вопрос «+» – верю,
«-» – не верю
1    Верите ли вы, что фрукты- это такие растения, которые растут на грядках, в огороде, в поле?  -
2 Верите ли вы, что тыква, дыня и арбуз – это ягоды?  +
3    Верите ли вы, что банан – это трава, а не фрукт?  +
4    Верите ли вы, что помологией называется наука о выращивании фруктов?  +
5    Верите ли вы, что овощи и фрукты бесполезные для организма растения?  -
6    Верите ли вы, что овощи и фрукты содержат витамины?  +
7 Верите ли вы, что овощей и фруктов нужно есть много?  (овощи и фрукты)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети формулируют тему и цели урока
 
 
Заполняют таблицу индивидуально.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стадия осмысления
3. Актуализация (7 мин.)  1. «Мысли по кругу» сингапурская методика
-Как отличить овощи от фруктов?
-Даю 10 секунд подумать и ответить на этот вопрос.
А теперь по очереди обговорите в своей группе. Обговариваем.
Поделитесь своими идеями. Группа №1, №2, №3, №4. (где растут? овощи выращивают в огороде, фрукты в саду; по вкусу? овощи несладкие (исключение – морковь, свекла), а фрукты-сладкие (исключение – лимон) по способу приготовления?из овощей готовят первые и вторые блюда, а из фруктов - десерт)
Поаплодируем!
– На какие группы можно разделить данные картинки на доске? Давайте разделим.
Самостоятельная работа с взаимопроверкой .
- Возьмите карточку №1. Разложи с помощью стрелок овощи и фрукты в соответствующие корзины.
-А теперь взаимопроверка. Обменялись карточками. Я читаю загадки про овощи. Вы мне называете отгадку. Если данный овощ в соответствующей корзине- ставите плюс.
Летом зеленеютК осени краснеют. (Помидоры)
На грядке длинный и зеленыйА в кадке желтый и соленый. (Огурец)
На земле – трава,Под землей – алая голова. (Свекла)
Сидит девица в темнице,А коса на улице. (Морковь)
Уродилась я на славу,Голова бела, кудрява.Кто любит щи –Меня в них ищи.(Капуста)
Теперь читаю загадки о фруктах, вы называете отгадку и если правильно, ставим +, неправильно - -.
1)На каплю похожа,
На ветке висит,
Желтеет, краснеет,
Её внешний вид! (груша)
2) Очень кислый фрукт, его добавляют в чай(лимон)
3) Гость из Африки приехал,И морозы не помеха,Пожелтел слегка в дороге,Чтоб понравиться здесь многим.Шлёт привет от обезьянСнятый с пальмы фрукт – (банан)
Оцените работу товарища и верните карточку.
Проверим работу ребят у доски.( Сигнальные карточки).
-Ребята, а какие овощи можно вырастить в нашей местности в Усинском районе? ( картофель, лук, морковь, картошку, свеклу, редис, репу)
-А какие фрукты можно вырастить в Усинске?
Оцените свою работу на этом этапе урока.
 
 
 
 
 
Работают в группах. 
 
 
 
 
 (овощи и фрукты)
Один ученик делит у доски, остальные учащиеся работают индивидуально.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Заполнение таблицы. Работа индивидуально.
 
 
 
 
 
 
Заполняют таблицу индивидуально, затем работа в парах и озвучивают информацию.
 
4. Физ. Минутка (1 мин.) «Вершки и корешки»
- Я буду называть овощи, если мы едим подземные части (корешки) – надо присесть, если наземные (вершки) – встать во весь рост, вытянув руки вверх.
Баклажан, картофель, помидор, морковь, перец, свёкла, редис, капуста, репка, кабачок, лук, огурец.  Приседают и подпрыгивают
Выполняют разминку.
5. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)
1.Групповая работа с проверкой результата.
-А теперь ответим на вопрос: «Почему нужно есть овощи и фрукты?»
-Даю 10 секунд подумать и ответить на этот вопрос.
А теперь по очереди обговорите в своей группе. Обговариваем.
Поделитесь своими идеями. Группа №1, №2, №3, №4.
Вывод: Овощи и фрукты полезные, в них много витаминов.
- Что такое витамины?
2. Сообщение.
Стелла выступит в роли доктора и расскажет, что такое Витамины.
Витамины – это такие полезные вещества, которые есть во всех овощах и фруктах. Чтобы хорошо себя чувствовать, быть здоровым и бодрым, человеку каждый день необходимо кушать и овощи, и фрукты. Учёные каждому витамину дали своё название. Например, есть витамины: А, В, С, Д. Каждый витамин полезен нашему организму по-своему:
витамин А – очень важен для зрения и кожи,
витамин В – способствует хорошей работе сердца,
витамин С – укрепляет весь организм, делает человека более здоровым,
витамин Д – делает наши руки и ноги крепкими.
- Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов.
-Ребята, давайте сделаем вывод из рассказа Стеллы.
Беседа о профессиях.
- Ребята, а какие вы знаете профессии людей, связанные с выращиванием овощей(овощеводством) и фруктов (садоводством)?
Специалист по овощам – овощевод, по фруктам – садовод, родственная профессия – плодоовощевод. – А как называется наука о выращивании фруктов?(помологией )

-Я вам сегодня предлагаю побывать в роли телеоператоров и корреспондентов.
-_Кто такой телеоператор? Одна из главных профессий на телевидении. Его глазами зритель видит Мир. Он записывает телерепортаж на пленку.
-А кто такой корреспондент? Тот, кто ведет репортаж.
4. Подготовка телерепортажа. Самостоятельная работа на карточках.
У каждого из вас на столе лежит карточка. Прочитайте внимательно текст и подготовьте телерепортаж.
Запись телерепортажа.
- А теперь осталось самое главное – разобраться в каких овощах и фруктах содержится больше всего витамина А, В, С.
- Послушаем, о чем хотят нам рассказать корреспонденты.
Репортаж №1.
Добрый день, уважаемые телезрители. Мы ведем репортаж с открытого урока в 1б классе. Только что, мы сделали открытие о витамине А.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен именно он – витамин А. А найдете вы его в морковке, капусте, помидорах, перце, тыкве, абрикосах, в шпинате, в зелени петрушки.
Репортаж вела(вел)………………..Спасибо за внимание.
Репортаж №2.
Добрый день, уважаемые телезрители. Мы ведем репортаж с открытого урока в 1б классе. Только что, мы сделали открытие о витамине В.
Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться по пустякам, вам нужен именно он – витамин В.. А найдете вы его в свекле, яблоках, репе, зелени салата, банане, ананасе, кабачке, горохе.
Репортаж вела(вел)………………..Спасибо за внимание.
Репортаж №3.
Добрый день, уважаемые телезрители. Мы ведем репортаж с открытого урока в 1б классе. Только что, мы сделали открытие о витамине С.
Витамин С - король витаминов. Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен – витамин С. Вы найдете его в ягодах шиповника, черной смородине, облепихе, киви, лимоне, апельсине.
Репортаж вела(вел)………………..Спасибо за внимание.
5. Рейтинг
-Завтра мы с вами посмотрим эти видеорепортажи. А сейчас давайте узнаем их рейтинг.
-Мы посмотрели с вами три репортажа о витамине А, В, С. Рядом с понравившемся выступлением поставьте соответствующего цвета магнит.
-Что рассказывает эта диаграмма?
ФИЗ-КА (структура ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности).1.Стряхнули с себя лень и усталость.2. Потянулись к звездным далям.3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами Учащиеся по команде учителя
обговаривают вопрос в группе, а потом делятся своими идеями.
 
 
 
 
 
 
 Доклад.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся делают вывод:
 Витамины полезны для здоровья каждого человека!
Далее ученики выполняют задание на карточках, называют свои результаты и собирают корзину с овощами на доске.
Готовят телерепортаж.
Ученик в роли корреспондента ведет репортаж, а оператор записывает его на видео.
Оценивают выступающих.
Выходят к доске и голосуют за лучший репортаж.
6. Первичная проверка понимания
(10 мин.)  1.Этап групповой работы. Сингапурская структура «Мысли по кругу»
-Ребята, давайте проверим себя на сколько хорошо мы запомнили, в каких фруктах и овощах содержится витамин А, В, С. У вас на столах лежат разноцветные стикеры.
-Возьмите оранжевый стикер и напишите на нем названия овощей, в которых содержится витамин А.
-А теперь прикрепите свой стикер на один большой лист и группой найдите правильный ответ на первый вопрос: «В каких овощах содержится витамин А?» Ответ зачитает стол №1.
-Возьмите красный стикер и напишите на нем названия фруктов и овощей, в которых содержится витамин В.
-А теперь прикрепите свой стикер на один большой лист и группой найдите правильный ответ на первый вопрос: «В каких фруктах и овощах содержится витамин В?» Ответ зачитает стол №2.
-Возьмите зеленый стикер и напишите на нем названия фруктов, овощей и и ягод, в которых содержится витамин С.
-А теперь прикрепите свой стикер на один большой лист и группой найдите правильный ответ на первый вопрос: «В каких фруктах, овощах и ягодах содержится витамин С?» Ответ зачитает стол №3.
Оцените свою работу на этом этапе урока.
- Ребята, а какой витамин важнее? Ваше мнение?
Советы Доктора Айболита.
- Ребята, а вы знаете, что кроме витаминов, которые содержат овощи и фрукты, они «лечат» многие болезни. Знаменитый Доктор Айболит прислал нам свои советы. Познакомит вас Ольга.
СОВЕТЫ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.
При простуде надо пить чай с малиной.
От насморка полезен свекольный сок.
При кашле пьют настой редьки на меду.
От головной боли помогает избавиться капустный лист.
Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.
апельсиновый сок заряжает дозой витамина C, а это – повышение иммунитета, лечение авитаминоза, борьба с простудой.
Американская поговорка гласит, что одно яблоко в день избавит вас от посещения врачей, а свежевыжатый яблочный сок нормализует работу кишечника, а также очищает от шлаков организм.
- А как приготовить свежевыжатый сок? Об этом наш видеосюжет.
Видеосюжет как приготовить свежевыжатый сок.
5. Правила гигиены!
-Ребята, а какие правила гигиены мы должны соблюдать при употреблении фруктов и овощей? Просматривают, прослушивают и запоминают
Заранее подготовленный видеосюжет ученицы класса.
Фрукты, овощи, друзья, есть немытые нельзя!
7. Первичное закрепление.
(2мин.) Сингапурская структура- «Вопрос-ответ».
-У каждого из вас на столе лежит карточка с вопросом.
-Прочитайте свой вопрос.
-Порошу всех встать. Задвинуть стулья. Идем. Образуем пары. Первым задает вопрос тот, у кого светлее волосы. Поблагодарите друг друга. Поменялись карточками и двигаемся дальше. Образовали пару. Зачитали по очереди друг другу вопрос. Первым задает вопрос тот, кто выше ростом..
- Прошли на свое место.
Оцените себя.
8. Информирование о д/з (1 мин.) К следующему уроку подготовьте, пожалуйста, репортаж на тему «Гигиена питания» или на тему «Я за здоровый образ жизни».Либо, кто любит рисовать: плакат на тему «Я за здоровый образ жизни»
(3 уровня). Учащиеся самостоятельно выбирают себе уровень.
Стадия рефлексии
9. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.) Подведение итогов.
Рефлексия. Ответьте на вопросы
-Ребята, давайте проверим свои ответы в игре в начале урока «Верю – не верю».
-А теперь давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
-научимся различать фрукты и овощи;
- узнаем о пользе витаминов;
-учились заботиться о своем здоровье.
- Достигли ли вы своей цели на уроке?
-Посмотрите, у нас на доске появился еще один витамин, это витамин Д. Давайте заглянем под него, чтобы узнать, где его можно найти(открываю, а там солнышко)
- Как вы думаете, кто дает нам этот витамин. Этот витамин дает нам наше солнышко! Кто много гуляет, дышит свежим воздухом, тот получает этот витамин от солнышка. Но витамин Д получают от солнышка не только люди, но и все живое на земле. Посмотрите. Под солнышком растут два дерева: одно радостное, другое – грустное. Если для вас урок был полезен и вы хорошо с пользой работали на уроке, подарите яблоко радостному дереве. А если пользы от урока не получили и не понимали о чем идет речь – на грустное дерево.
Отвечают на вопросы, поставленные на уроке.
Некоторым можно дать возможность высказать свое мнение, ассоциации, мысли.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…