Урок по окружающему миру в 1 классе «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
Урок по окружающему миру в 1 классе
«Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
Цель:
познакомить с основными правилами личной гигиены;
учить правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;
прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание;
развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся;
воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других.
Оборудование:
Видеозаписи мультфильмов "Королева Зубная щетка", «Мойдодыр», «Петя и микробус».
Посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом.
У каждого ученика – гребешок с ватой между зубцами, зубная щетка.
Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 часть
Рабочая тетрадь по окружающему миру А.А. Плешаков 1 класс
Карточки для словаря школьника.
Приложение для игры «Что с чем дружит»
Ход урока
I.Организационный момент.
Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!
– Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.
II.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
-Давайте вспомним тему прошлого урока! Какие знания вы открыли для себя, кто желает ими поделиться? (ответы детей)
-Какие витамины вы знаете?( с.54-55)
Отгадай загадки- собери корзину с овощами.
Как надела 100 рубах, захрустела на зубах.(капуста)
Как на нашей грядке, круглые ребятки. Летом зеленеют, к осени краснеют. (помидоры)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.( морковь)
-Какой витамин содержится в этих овощах? На что он влияет?
- Только ли витамины нужно есть, чтобы зубы были здоровы?
-Что ещё необходимо для этого?
-Давайте прочтём тему урока. Чему должны сегодня научиться?
- Молодцы! Сегодня на уроке мы как раз поговорим о том, важно ли, чтобы всегда и везде была чистота, для чего надо мыть руки и чистить зубы. А к концу урока мы с вами составим правила личной гигиены, т.е. как ухаживать за своим телом.
III. Открытие нового знания .Почему нужно умываться и мыть руки.
Письмо Мойдодыра.
– Что может случиться, если не умываться и не мыть руки?
- Если вы сядете покушать или ляжете спать с грязными руками, то сами не заметите, как занесете грязь, микробы, бактерии в свой организм. Они скапливаются на коже и под ногтями. Во сне можно не заметить и потереть глаза, рот. А если грязь с кожи рук попадет в глаза, то они могут воспалиться. Такое заболевание называется конъюнктивит. Такое заболевание приводит к потере зрения. Очень часто у ребят болят животы, чаще всего немытые руки этому причина. Болезнь немытых рук – дизентерия.
работа по учебнику с.41
- А теперь давайте откроем учебник на с. 41 и посмотрим, в каких случаях надо мыть руки.
- Чем покрыто наше тело? (Наше тело покрыто кожей. ) - Давайте рассмотрим кожу на своих руках. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.
Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.
Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
- Сколько раз в день надо мыть руки?
Физкультминутка
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.
Танец маленьких утят
3. Предметы личной гигиены.
Айболит. - Здравствуйте, друзья, на урок пришел к вам я. Хочу посмотреть и послушать, что вы знаете о здоровье.
Учитель. Объясни, нам Айболит, как правильно мыть руки?
Айболит. Намыленные руки должны скользить, как санки по снежной горке. А чтобы кожа не шелушилась от мыла, надо руки хорошо промывать водой и насухо вытирать.
Айболит. Я принёс вам письмо от Мойдодыра. (достает письмо из конверта и зачитывает)
Письмо детям
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо!
Всё равно, какой водою: кипячёной, ключевою, из реки или колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём.
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда,
И чернила, и варенье смоет мыло и вода.
Мойдодыр.
Айболит: И еще Мойдодыр передал вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки.
Учитель: Спасибо, Айболит, за твои советы. Ребята, разгадаем загадки Мойдодыра?
Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Гладко и душисто,
Моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было –
Что, ребята? (Мыло)
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище.
(Платяная щетка.)
Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щётка)
- Все эти предметы личной гигиены.
(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)
-Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?
- А сейчас мы с вами поиграем Игра «что с чем дружит». Каждая группа получает по листочку, на котором изображены предметы в двух столбиках. Вам необходимо найти пары предметов, которые «дружат» и соединить их линией.
Проверка.
- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?
4. Физкультминутка
-А вы дружите с зубной щёткой?
- Почему надо чистить зубы?
-На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
-Давайте поучимся правильно чистить зубы.
5. Учимся чистить зубы
Практическая работа
Учитель: Проведем с вами опыт, как правильно чистить зубы. Зубцы расчески изображают наши зубы, а вата – это зубной налет и остатки пищи. (Учитель чистит вдоль и поперек щеткой вату, снизу – вверх вата вычищается.)
– Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.
Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
-Сколько раз надо чистить зубы? ( Два раза в день: утром и вечером).
Чтение учащимися стихотворения “Как у нашей Любы разболелись зубы”
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные -
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
– Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?..
– Почему у Любы разболелись зубы? (Зубы покрыты эмалью. Она твердая и защищает от повреждений зуб. Если грызть предметы, то можно эмаль разрушить, тогда в зуб попадут микробы, зуб начнет болеть. Образуется кариес).- А что делать, если всё-таки зубы заболели? (Обратиться к стоматологу)
6. Беседа о молочных зубах.
- У многих из вас сейчас не хватает зубов. Они выпали. Почему? Мудрая черепаха вас спешит успокоить. (чтение текста учебника на с.40)
- Много обычаев в разных странах связано с выпадением зубов. В Америке дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку для зубной феи, которая может забрать зуб и вместо него положить несколько монеток.
- А как вы поступаете, когда у вас выпал зуб?
VI. Закрепление
- Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.
-Какие предметы нужны, чтобы умыться? (мыло и полотенце)
- А какие предметы нужны, чтобы почистить зубы? (зубная щётка и зубная паста)
- Прочитаем слова – любимые друзья Злючки – Грязнючки. Но 1 слово лишнее, какое? Почему?
ИГРА “Советы Мойдодыра”
- Давайте теперь, глядя на картинки, составим правила личной гигиены:
1. Мыть руки с мылом.
2. Умываться по утрам и вечерам.
3. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)
4. Купаться каждую неделю, тереться мочалкой.
5. Ежедневно расчесывать волосы.
6. Стричь вовремя ногти.
V. Домашнее задание.
- Дома я предлагаю вам превратиться в художников на фабрике, где делают зубную пасту и мыло. Вам нужно придумать и нарисовать упаковки для новых сортов зубной пасты и мыла (рабочая тетрадь с.44).
VI. Итог урока.
-Понравился ли вам урок?
- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.
- Какое у вас настроение в конце урока?