Урок по окружающему миру для 1 класса Почему нужно чистить зубы и мыть руки


План – конспект урока по окружающему миру в I классе
Тема урока: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Тип урока: урок  усвоения  новых знаний
Цели урока:
1.Предметные: 
Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их , осуществлять самопроверку;
основывать необходимость чистки зубов и мытья рук,
отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение;практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук;
Формулировать  основные правила гигиены
2.Метапредметные (познавательные, регулятивные и коммуникативные):
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
Создавать условия для аргументированного мнения.
Удерживать цель деятельности до получения ее результата.
 Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты.
Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
3.Личностные:
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности через организацию работы в парах, группах.
Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
Оборудование:
Экран, проектор, ноутбук, презентация «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?».
Посылка от Мойдодыра с предметами  личной гигиены (носовой платок, мыло, мочалка, полотенце, расчёска, зубная щётка, конверт с письмом.У каждого ученика – гребешок с ватой между зубцами, зубная щетка.
Учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 класс, 2 часть
Тестовые упражнения
Ход урока
1. Включение в учебную деятельность
Учитель:
К нам сегодня пришли гости. Мы поприветствуем их, скажем дружно: «Всем, всем – доброе утро» и подарим им наши улыбки – улыбнулись гостям. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.
А теперь скажите наше правило. (Слайд Правило)
-Мы умные, мы дружные, мы старательные, мы внимательные,
-Мы в 1 классе учимся, и всё у нас получится.
2. Актуализация опорных знаний. Релли тэйбл.
Вспомним тему прошлого урока! Поработаем в паре и ответим на вопросы теста «Почему нужно есть много овощей и фруктов? (Работа в паре)
Учитель: Ребята , давайте проверим какие знания вы окрыли для себя на прошлом уроке. (Слайд Тест)
Зачем нужно есть овощи и фрукты? (Чтобы получать необходимые витамины, чтобы быть здоровыми)
3.Постановка проблемы, самоопределение  цели и задач урока
Учитель: А как вы думаете, а что ещё нужно человеку , чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, гулять,  закаляться,  умываться, соблюдать правила гигиены)
-Откройте учебники. Давайте прочтём тему урока. Чему должны сегодня научиться? (Научимся правильно чистить зубы и мыть руки)
Сегодня на уроке мы поговорим о том, для чего надо мыть руки и чистить зубы. А к концу урока мы с вами составим правила личной гигиены, т.е. как ухаживать за своим телом.
4. .Работа по теме урока
Почему нужно умываться и мыть руки.
Учитель: Таня и Азалина покажут вам сценку. (Фрагмент  из мультфильма  Королева зубная щётка.)
(Выходит девочка, вся измазанная чёрной краской)
Девочка 1:
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
(берёт ладошки девочки)
Чёрные ладошки;
На локтях – дорожки.
Девочка 2.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
Девочка 1:
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
(показывает чумазый носик)
Кончик носа чёрный,
Будто закопченный.
Девочка 2:
Я на солнышке лежала,
Носик кверху я держала.
Вот он и загорел.
Девочка 1:
Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
Мы её ототрём. (вытирает мылом и мочалкой девочку)
Девочка 2. (Громко девочка кричала, как увидела мочалку, царапалась, как кошка)
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
Девочка 1: А ладошки-то отмылись.
Девочка 2. (Оттирали губкой нос, разобиделась до слёз)
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
Учитель:- Ребята, что же было с нашей милой девочкой? (Она была грязная, а потом её отмыли).
 - Может, не нужно было её мыть, пусть бы ходила грязной? Что в этом страшного?
- Подумайте, что может произойти, если не умываться  и не мыть руки?
Учитель: Если вы сядете покушать или ляжете спать с грязными руками, то сами не заметите, как занесете грязь, микробы, бактерии в свой организм. Они скапливаются на коже и под ногтями.
Во сне можно не заметить и потереть глаза, рот. А если грязь с кожи рук попадет в глаза, то они могут воспалиться. Такое заболевание называется конъюнктивит. Такое заболевание приводит к потере зрения.
Очень часто у ребят болят животы, чаще всего немытые руки этому причина. Болезнь немытых рук – дизентерия.
2.Работа по учебнику с.56
- А теперь давайте обратимся к учебнику на с. 56 и посмотрим, в каких случаях надо мыть руки.(Ответы учеников)
  Учитель - Наше тело покрыто кожей.
 - Давайте  рассмотрим кожу на своих руках.  Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.
      Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
- Какой самый лучший помощник для нашей кожи? (Мыло и вода)
- Сколько раз в день надо мыть руки?
3. Предметы  личной гигиены.(Слайд Мойдодыр)
Учитель: Ребята, Мойдодыр прислал нам письмо. (Достает письмо из конверта и зачитывают  дети)
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо!
Всё равно, какой водою: кипячёной, ключевою,
Из реки или колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём.
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда,
И чернила, и варенье смоет мыло и вода.                              Мойдодыр.
5.Физминутка (Слайд Танец маленьких утят)
Учитель: Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом.
На уроке не ленись
На физминутку становись.
Танец маленьких утят
6.Продолжение работы по теме урока
 И еще Мойдодыр передал вам посылку. В ней  находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки.
Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу  и грязнулю.
Им утру  потоки  слёз,
Не забуду  и про  нос.           (Носовой платок)
 
 Ускользает, как живое,Но не выпущу его я,Белой пеной пенится,Руки мыть не ленится                    (Мыло)
                               
На себя я труд беру:
 Пятки, локти с мылом тру,
 И коленки оттираю,
 Ничего не забываю.             (Мочалка)
Есть у каждого в квартире,И побольше, и пошире.После ванны, после душа,Вас обнимет и просушит.          (Полотенце)
Хожу-брожу  не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы  у меня длинней,
Чем  у волков  и медведей.        (Расческа)
Кто  считает зубы  нам
По утрам  и вечерам.          
                           (Зубная щётка) 
- Все эти предметы  личной гигиены.
   (По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце.)
4. Учимся чистить зубы. (Слайд Зубы)
Практическая работа№1
Учитель: Давайте проведём практическую работу. Пощупайте язычком свои зубки, десны.
- Какие они гладкие или шершавые, твердые или мягкие?
- Какую работу выполняют зубы во рту?
- Попробуйте произнести свое имя, не касаясь передних зубов. (Зубы помогают говорить).
- Что мы делаем с помощью передних зубов? (Откусываем пищу)
- Эти передние зубы называют резцами. (Показ ) - По бокам располагаются конусовидные зубы с заострёнными концами, которые немного длиннее остальных зубов, что позволяет им легко входить в пищу и удерживать её при пережевывании. Это клыки (Показ).
- Что мы делаем с помощью боковых зубов? Они имеют бугристую поверхность и служат для размельчения и пережевывания пищи.
- Почему надо чистить зубы?
-На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
Практическая работа №2
Учитель: Проведем с вами опыт, как правильно чистить зубы. Зубцы расчески изображают наши зубы, а вата – это зубной налет и остатки пищи.
- Как вы думаете надо правильно водить щёткой? Почему, докажите!
(Ребёнок чистит вдоль и поперек щеткой вату, снизу – вверх вата вычищается.)
– Начинаем чистить с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.
Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
-Сколько раз надо чистить зубы? ( Два раза в день: утром и вечером).
6.Просмотр отрывка мультфильма «Добрый Доктор Стамотолог» (Слайд Мультфильм)
Учитель: Посмотрите мультфильм и запомните советы Доброго Доктора Стоматолога.
Учитель:– Какие полезные советы доктора вы запомнили?
7.Чтение текста учебника на с.57
8.Микс-фриз-груп. (Слайд Микс-фриз-груп)
Вопросы: Сколько предметов личной гигиены прислал нам Мойдодыр?(6)
Мама купила 5 зубных щеток. 2щетки она отдала детям. Сколько щеток осталось у мамы?(3)
Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)
Сколько букв в слове зуб?(4)
7.Обобщение изученного (Слайд Правила личной гигиены)
Давайте теперь, глядя на картинки, САМИ составим
правила личной гигиены:
1. Мыть руки с мылом.
2. Умываться по утрам и вечерам.
3. Чистить зубы 2 раза в день (утром и вечером)
4. Мыться каждую неделю, тереться мочалкой.
5. Ежедневно  расчесывать  волосы.
6. Стричь вовремя   ногти.
Учитель: Дома я предлагаю вам превратиться в художников на  фабрике, где делают  зубную пасту и мыло. Вам нужно придумать и нарисовать упаковки для новых сортов зубной пасты и мыла .
8. Рефлексия
-Понравился ли урок? С какими заданиями было нелегко справиться? Как вы считаете, нам удалось справиться с поставленными в начале урока целями и задачами? Чему вы научились? Ответили мы на вопрос: почему надо чистить зубы и мыть руки?
Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.
- Какое у вас настроение  в конце урока?