Методическая разработка урока по учебной дисциплине Введение в профессию: общие компетенции на тему Мой жизненный план


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРНОЗАВОДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ УРОКА
по учебной дисциплине «Введение в профессию: общие компетенции» - на тему: «МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН»


РАЗРАБОТАЛА ИЛЮЧИНА Л.Н.
преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин

г.Горнозаводск, 2016
ВВЕДЕНИЕ
Основу современной технологии развивающего обучения составляет метод проекта. В рамках процесса обучения проектный метод можно определить, как образовательную технологию, нацеленную на приобретение студентами специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности студента и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Данная технология требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования.
Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему необходимо научиться?»);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
В современной педагогике технология проектной деятельности – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.
Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается студентами постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.
Проектная деятельность студентов - это широкое поле новой для них деятельности, которое способствует появлению широкого круга интересов, оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.
Проектная деятельность, как вид учебной деятельности на всех этапах своего осуществления носит характер совместной деятельности, разделённой между студентом и учителем-консультантом, а также внутри группы студентов, занятых выполнением одного проекта. На основании этого можно сделать вывод о том, что проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления студенты приобретают богатый опыт совместной деятельности, разделенной как с взрослыми, так и со сверстниками.
1.1. ПЛАН УРОКА
Дата ______________ Группа __________
Занятие (урок) № 24
Тема: «Мой жизненный план»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-проект
Цель: создание условий для формирования общих компетенций и развития проектных умений студентов, способствующих жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательная: формировать у студентов проектные умения, научить составлять проект.
Развивающая: развивать познавательный интерес, творческие способности, умение планировать, оценивать результаты и анализировать свою деятельность.
Воспитательная: воспитывать нравственные качества личности, формировать взгляды и убеждения.
Студент должен уметь:
- работать с информацией; обрабатывать ее, сохранять;
- работать в команде, общаться с коллегами, организовывать свою учебную деятельность; проводить сравнения, сопоставления;
- анализировать, выявлять существенные признаки;
- планировать свою деятельность, обосновывать актуальность поставленных проблем;
- выполнять проекты
- применять проектирование в своей деятельности
- логически мыслить при решении учебно-познавательных задач с помощью учащихся группы, преподавателя;
Студент должен знать:
- общую характеристику проектной деятельности
Методы обучения:
словесные: рассказ, сообщение, беседа, объяснение,
наглядные: демонстрация видеоролика, презентации;
практические: проектирование, составление кластера, разработка проекта «Мой жизненный план»;
проблемные: метод проблемных ситуаций;
частично-поисковые: эвристическая беседа, методы решения творческих задач (мозговой штурм, аналогия, ассоциация);
исследовательские: проектный метод, проблемно-поисковые упражнения (формулирование проблемы);
рефлексивные: анализ деятельности
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: групповая, индивидуальная,
Приёмы: организация самостоятельной работы,
Технологии обучения: проектная, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированная
Основные этапы урока:
1. Организационный
2.  Мотивационный
3.  Практический
4.  Аналитический
Прогнозируемый результат: (формируемые компетенции):
Общие компетенции:
Коммуникативные: умение работать в команде, общаться с коллегами;
Информационные: умение работать с информацией; находить необходимую информацию в различных источниках, обрабатывать ее, сохранять;
Учебно-исследовательские: анализировать, выявлять существенные признаки; умения организовывать свою учебную деятельность; проводить сравнения, сопоставления; умение планировать свою деятельность.
Социальные: логическое мышление при решении учебно-познавательных задач с помощью учащихся группы, преподавателя; обосновывать актуальность поставленных проблем;
Рефлексивные: анализировать учебную ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль успешности учено–познавательной деятельности, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.Оборудование и основные источники информации:
-ТСО: компьютер, интерактивная доска;
-дидактический материал: папки с заданиями, буклеты
-наглядные пособия: презентация к уроку
-ватман А3, фломастеры, карандаши, бумага, ручки.
Контроль за формированием компетенций: устный опрос, оценка результатов практической работы
Задание на дом (СРС): подготовить информацию о знаменитых людях вашей профессии.
1.2. Рекомендации по организации и методике проведения урока
Цели и задачи урока Деятельность мастера Деятельность студентов Методы, методические приёмы Формируемые компетенции
Организационный этап - 2минуты.
Эмоционально-положительный настрой на работу Приветствует учащихся.
Формирует микрогруппы Приветствуют, слушают.
Образуют микрогруппы
«Начинающие», «Мастера», «Профи» словесные
Приёмы: беседа коммуникативные
Мотивационный этап - 10 минут
Формулировка проблемы, целеполагание
Актуализация по теме Понимание необходимости изучения темы.
Определение целей урока -Предлагаю посмотреть ролик о жизни человека.
-Мотивирую студентов к обсуждению.
-Наблюдаю за процессом обсуждения и помогаю формулировать проблему.
- Консультирую студентов при постановке цели, при необходимости корректирую ее формулировку. - Смотрят ролик
- Слушают
- Осмысливают
-Обсуждают тему.
-Определяют свои потребности.
- Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.
-Ищут противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.
- Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. словесные: рассказ, сообщение, беседа, объяснение,
частично-поисковые: эвристическая беседа,
наглядные: демонстрация видеоролика, презентации;
проблемные: ситуации;
методы решения творческих задач (мозговой штурм, аналогия, ассоциация);
показ ролика.
Приемы: опрос, объяснение,
коммуникативные,
социальные, учебно-исследовательские
Практический этап - 25 минут
Самостоятельная работа в микрогруппах
Обобщение полученных зданий
- Наблюдает.
- Текущий контроль качества и рефлексия субъектов проектирования.
-Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
-  Отвечает на вопросы учащихся. Работают по заданию №2
(приложение № 1).
Защищают проекты.
Отвечают на вопросы участников
Высказывают своё мнение
- Работают по заданию №2
(приложение № 2 )
Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируется с учителем
- Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.
- Работают по заданию №3
(приложение № 3)
словесные,
исследовательские: проектный метод, проблемно-поисковые упражнения (формулирование проблемы);
практические: проектирование, составление кластера, разработка проекта «Мой жизненный план»;
Приемы:
показ,
самостоятельная
работа коммуникативные, социальные, информационные,
рефлексивные
Аналитический этап - 8 минут
Рефлексия работы на уроке
Осмысление
Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей, владение которыми демонстрирует учащийся не только на аналитическом этапе, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом
- компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта;
- компетентности в работе с информацией
- коммуникативной компетентности и др
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
- Организует процесс анализа решений.
- Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. - Высказывает своё мнение(приложение №)
- Проводит анализ деятельности
- Формулирует перспективы реализации проекта
-  Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
словесные
рефлексивные: анализ деятельности
приемы: закрепление материала
коммуникативные, социальные,
рефлексивные
1.3. План - конспект урока
Этап Время
мин Цели (задачи) Деятельность преподавателя
1 2 3 4
Организационный 2 Эмоционально-положительный настрой на работу П. - Доброе утро! Приветствую всех участников сегодняшнего урока, гостей и конечно же жюри!
Мотивационный
10 Мотивация студентов
Самостоятельное формулирование проблемной ситуации студентами
Понимание необходимости изучения темы.
Определение целей урока
(На экране ролик о жизни человека, комментирую слайды)
П. Человек рождаясь на белый свет – мечтает сначала полететь в космос, затем хорошо учиться, затем хорошо зарабатывать.
П. А от кого же зависит наше будущее?
С. (предлагают варианты)
П. Тема нашего урока сегодня «Мой жизненный план» (На слайде тема урока)
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни о социальном профессиональном и семейный статусе
Хочу сразу обозначить ваши микрогуппы.
Небольшая справка о структуре проекта. (На слайде структура проекта)
Проблема – Планирование - Поиск информации – Продукт – Презентация. Все эти этапы проекта мы сегодня опробуем. Проект делят ещё и по времени: краткосрочный и долгосрочный.
В результате урока мы получим результат, свой жизненный план.
Практический
25
Самостоятельное выполнение практического задания
Анализ деятельности студентов
Обобщение полученных знаний
П: Предлагаю приступить к работе.
Выход на задание №1
П: Перед вами в папке задание №1
Пожалуйста ответьте на вопросы и схематично нарисуйте ответы.
На задание 4 минуты. Выберите человека из группы, который будет защищать ваш творческий проект.
Защита проектов.
П: - Озвучьте, что вы нарисовали (Записываю слова на доске - семья, деньги, учёба).
Молодцы, хорошо поработали! Активно. Правильно необходимо учиться отстаивать свою точку зрения. Оно из наиболее важных качеств личности, является умение чётко и грамотно представлять свои мысли. Это очень ценно для работодателя.
Вы определили 3 наиболее важных для вас позиции, давайте их разберём: (на доске слово деньги)
(На слайде «Самые богатые люди планеты»).
П: Тема денег в России самая популярная, даже больше чем тема любви. В мире около 500 очень богатых людей. Проверено, если все их деньги взять и разделить на каждого человека планеты то получилась бы приличная сумма, но спустя 5 лет, все деньги стекутся опять к этим людям. Почему?
С. (предлагают варианты ответов)
П. Потому, что большинство людей не знает, куда, нужно вкладывать, что необходимо покупать? Как вы думаете надо ли ставить человеку цели в жизни?
С. (предлагают варианты ответов).
П. Конечно человеку просто необходимо знать цель и идти к ней, иначе наша жизнь станет пустой и бессмысленной. (На экране богатые люди планеты)
Выход на задание №2
((На слайде слово учёба.
Задание для микрогруппы «Мастера»).
П. В папках у вас имеется задание № 2, но у каждой микрогруппы оно своё. Прослушаем всё, а затем начнём выполнять. Задание для микрогруппы «Мастера». Как можно быстро заработать _ сумму?
(На слайде слово учёба Задание для микрогруппы «Начинающие»).
Микрогруппа «Начинающие», Вы не случайно определили это слово, ведь знания и науки нам необходимы для реализации наших потребностей. На кадрах были люди - все они имеют высшее образование, а то и не одно. Вопрос -изучение, каких предметов вам необходимо, для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, востребованным на рынке труда? Обоснуйте ваш ответ.
(Задание для микрогуппы «Профи». На слайде слово семья).
Это очень объёмное слово по своему содержанию и поэтому, наши профессионалы составят кластер, то есть подберут ряд ассоциаций к слову семья.
Работаем время на выполнение 3 минуты
П: Заслушаем ваши позиции.
С. (Отвечают на поставленные вопросы).
П: Спасибо.
Выход на задание №3
П: (Прикрепили на плакат результаты деятельности)
Обратите внимание что получилось у нас в результате - групповой план и определили направления человеческий жизни.
Сейчас предлагаю попробовать составить свой личный план. Определить цели и направления вашей жизни.
Расставить ваши приоритеты.
Время работы 2 минуты.
П. Закончили? Получилось?
С. (Отвечают на поставленные вопросы).
П. А есть желающие прочитать, что получилось?
Я не оцениваю вашу работу, а анализирую свою. Насколько я донесла до Вас тему и цели сегодняшнего урока.
Аналитический 8 Рефлексия работы на уроке
Осмысление
П: Переходя к заключительному этапу работы хочется поблагодарить Вас за работу.
И услышать от Вас что вы осознали за 45 минут.
Выдача буклета.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Основные:
Никонова Т.В. «Метод учебного проекта как личностно-ориентированная развивающая педагогическая технология», Пермь, ПОИПКРО, 2009 г.
Авторский коллектив Важеевская Н.Е. «Учись учиться»
Вспомогательные
Бордовская Н.В. Педагогика. – М., 2000.
Гузик Н.П. Учить учиться. - М., 1991.
Современный урок
http://74323s030.edusite.ru/p37aa1.html http://resource.ippk.ru/mediawiki/index.php/Современный_урокhttp://uchebauchenyh.narod.ru/books/urok/analiz.htmhttp://marklv.narod.ru/edu/urok.htmlhttp://metodikal3.ucoz.ru/publ/7-1-0-9http://www.uroki.net/docpage/doc2.htmПриемы и методы обучения
http://users.kpi.kharkov.ua/lre/bde/rus/pd/method.htmhttp://www.ucheba.ru/referats/26860.htmlhttp://revolution.allbest.ru/pedagogics/00028430_0.htmlhttp://samopoznanie.ru/trainings/trening_semya_i_kak_v_ney_vyzhit/?date=17106http://school21.yaguo.ru/portfolio/kotova/doc/texnologia.htmlПриложение 1
Задание №1
Пожалуйста ответьте на вопросы задания и схематично нарисуйте ответы.
Время 4 минуты.
Выберите человека из группы, который будет защищать ваш творческий проект.
Для микрогруппы «Мастера»
а). Какие материальные объекты и опыт вы хотите иметь в своей жизни?
Изобилие и богатство отражают качество нашей жизни. При выполнении этой части упражнения освободитесь от негативных убеждений по поводу богатства, если они у вас есть. Чем богаче вы, тем больше вы можете помогать другим.
Для микрогруппы «Начинающие»
б). Как я хочу вырасти и какие качества развить? 
Наша жизнь – это постоянный рост и развитие. Если вы мечтаете, стать актером, писателем, учителем йоги, запишите это. Постоянное обучение – это одна из основных потребностей человека.
Для микрогруппы «Начинающие»
в). Какое наследие вы оставите в этом мире после себя?
Этот вопрос самый важный. Представьте, какой проект вашей жизни сможет повлиять на общество и принести позитивные изменения. Также как и предыдущий пункт, потребность помогать другим и развивать других движет человеком. Ваша семья, дети, открытие приюта для сирот или животных, основание общественной организации или фонда – только маленькие примеры того, что мы можем создать за всю свою жизнь.
Приложение 2
Задание №2
Для микрогруппы «Начинающие»
-Изучение каких предметов вам необходимо, для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, востребованным на рынке труда? Обоснуйте ваш ответ.
Для микрогруппы «Мастера»
Как можно быстро заработать (укажите сумму) ____________________
Заполните таблицу
Цель (Зачем?) Методы и способы
(Как мы это можем сделать?) Время (сколько времени?) Результат
(Что получится?) Для микрогруппы «Профи»
Составьте кластер на слово семья.
Подберите ассоциации к этому слову.
Приложение №3
Задание №3
Составьте свой жизненный план.
2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная тема урока входит в 3 раздел – «Активные методы проектной деятельности», программы дисциплины «Основы проектной деятельности». На изучение раздела отводится 10 часов. Студенты должны уметь - работать с информацией; обрабатывать ее; сохранять; работать в команде; общаться с коллегами; организовывать свою учебную деятельность; проводить сравнения, сопоставления; анализировать, выявлять существенные признаки; планировать свою деятельность, обосновывать актуальность поставленных проблем; выполнять проекты; применять проектирование в своей деятельности; логически мыслить при решении учебно-познавательных задач с помощью учащихся группы, преподавателя;
Технология предполагает для организации саморазвития человека использовать 4 этапа урока каждый из которых, выполняет определённую функцию. Методика организации этапов урока представлена на примере урока по теме «Мой жизненный план». Главной целью урока является формирование и развитие проектных умений учащихся и создание условий для формирования ОК, жизненному и профессиональному самоопределению. Поэтому мне необходимо организовать взаимодействие студентов в познавательном процессе, создавать на уроке такую ситуацию, которая бы вызывала у учащихся желание научиться применять проектирование в своей деятельности.
Взаимодействие студентов на этапах урока происходит в микрогруппах, где все связаны друг с другом общим познавательным процессом. Результатом работы на практическом этапе урока будет защита проекта. Результаты работы на уроке осознаются путём обязательной рефлексии на аналитическом этапе урока.
Главной целью проектной технологии является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.