Тезисы по теме: «Коррекция нарушений письменной речи у учащихся 3 класса посредством коррекционно-развивающих упражнений»


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Тезисы по теме:
«Коррекция нарушений письменной речи
у учащихся 3 класса посредством коррекционно-развивающих упражнений»
Исполнитель:
Трегубова С.Д.,
студент 4 «КП» гр.
Камышлов, 2017
Коррекция нарушений письменной речи у учащихся 3 класса
посредством коррекционно-развивающих упражнений
Трегубова С.Д., студентка 4 курса
44.02.05 Коррекционная педагогика
в начальном образовании
ГБПОУ СО «Камышловский
педагогический колледж»
Актуальность проблемы нарушений письменной речи заключается в том, что количество детей с дисграфией увеличивается с каждым годом. В связи с этим многие педагоги, психологи, логопеды лингвисты, исследователи, учёные, - В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаева, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Садовникова, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Т.А. Фотекова, Л.В. Щерба, Д.Б. Эльконин стали разрабатывать различные средства устранения разных форм дисграфии.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 42 п. 2.) говорится о том, что детям, испытывающим трудности в обучении, оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь, которая включает в себя коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь. [6]
Своевременная коррекция нарушений письменной речи у младших школьников является важнейшим условием гармоничного общего психического развития и обучения ребенка в школе. С этой целью могут быть использованы специальные коррекционно-развивающие занятия.
Для успешной реализации коррекционно-педагогического занятия, направленного на коррекцию нарушений письменной речи младших школьников, должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, которые составляют ту среду, в которой нарушения младших школьников корректируются, устраняются. Поэтому создание благоприятных условий для обеспечения обозначенной коррекционно-педагогической работы в начальной школе является важным аспектом. [4]
Психолого-педагогические условия – это совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса. [3] По проблеме коррекции разных форм дисграфии психолого-педагогические условия составляют ту среду, в которой нарушения письменной речи младших школьников корректируются, устраняются.
Исследованная литература показала, что существуют различные средства коррекции нарушений письменной речи, в их число входят коррекционно-развивающие упражнения.[2] Коррекционно-развивающее упражнение - упражнение, направленное на исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений путем многократного выполнения языковых или речевых операций. [1]
Преимущество их заключается в том, что они содержат элементы занимательности, игры, догадки, сообразительности, часто используется интересный наглядный материал, поэтому учащиеся активно включаются в работу.
Для оценки развития письменной речи учащихся 3 класса и отслеживания динамики повышения развития речи подобраны диагностические методики:
Тестовая методика экспресс - диагностики письменной речи младших школьников (по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной) - имеет тестовый характер и позволяет получить речевой профиль ученика, понять психологические механизмы обнаруженных трудностей
Методика И.Н. Садовниковой «Проверка навыков письма» - автор предлагает апробированный речевой материал для обследования письма, который включает звуки всех фонетических групп; предусматривает позиционную близость звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству; включает слова различной сложности слогоритмической структуры.
Диагностика письменной речи у младших школьников О.И. Азовой - включает в себя обследование: импрессивной речи и экспрессивной речи; сенсорно-перцептивного уровня речи; языкового анализа, синтеза, представлений; процессов чтения и письма, неречевых функций.
Методика Эббингауза применялась для самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности мышления.
Коррекционно-развивающие упражнения направлены на развитие разных процессов:
Упражнения на развитие фонематических процессов подобраны для:
развития фонематического восприятия;
вырабатывания умения слышать и выделять первый и последний звук;
формирования умения подбирать слова по заданному количеству букв;
умения слышать и определять количество звуков в слове.
Упражнения для развития четкой артикуляции и голоса необходимы для успешного обучения в школе. Они построены на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать ритм и темп речи.
Развитие мелкой моторики включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с «приговорками». Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и способствует профилактике дисграфических ошибок на письме.
Корректурные пробы необходимы при коррекции зрительного восприятия и образного представления буквы.
Таким образом, применение коррекционно-развивающих упражнений на занятиях по коррекции развития письменной речи позволят преодолеть недостатки в развитии письменной речи учащихся 3 класса.
Список литературы:
Беккер К. П., Совак М. Логопедия. – М., 2008.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с.Лисина М. И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. – М.: Педагогика, 2008 год. – 562 с.Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений / под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 703 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»