«Взаимодействие школьных специалистов в коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников с нарушением слуха»
«Взаимодействие школьных специалистов в коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников с нарушением слуха»
Саттарова Лилия Владимировна
Учитель начальных классов
Первой квалификационной категории
ГБС(К)ОУ «Нижнекамской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интернат I-IIвида»
Проблема нарушения чтения и письма у младших школьников – одна из актуальных для школьного обучения, т.к. и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися.
Письмо и чтение, являясь “базой” всего дальнейшего обучения, вызывают значительные затруднения у младших школьников, что, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на усвоение ими школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом. Так же данные нарушения могут отрицательно повлиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением и письмом могут вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожная мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям.
Изучая и анализируя труды многих учёных и специалистов по данной проблеме, становится ясным, что нарушение чтения и письма обусловлено несформированностью некоторых психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы либо запаздыванием созревания отдельных зон коры головного мозга. Чаще всего эти нарушения проявляются в структуре сложных нервно-психических и речевых расстройств.
Нарушения чтения и письма могут отрицательно влиять на психическое развитие школьника. Поэтому, планируя коррекционную работу с младшими школьниками, имеющими нарушения чтения и письма, необходимо, на наш взгляд, выполнение очень важного условия – это создание единой коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивается тесным взаимодействием между логопедом, учителем и психологом.
Задачи этой совместной педагогической работы не ограничиваются только коррекцией речевого дефекта, они значительно глубже и сложнее, т.к. наряду с отклонениями в речевом развитии у детей-логопатов часто отмечаются соматическая ослабленность, двигательная расторможенность, недостаточное физическое и интеллектуальное развитие, повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность в своих силах, что выражается в поведенческих реакциях и слабо сформированных навыках учебной деятельности. В задачи данного сотрудничества входит:
создание условий для формирования интереса к учебному процессу;
воспитание эмоций и преодоление трудностей в общении;
коррекция дружеских отношений в социуме;
профилактика и коррекция нервно-психических и речевых нарушений у детей-логопатов.
Организуя совместную коррекционную работу по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников, мы бы хотели остановиться на сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога.
Эта совместная деятельность начинается, в первую очередь, с изучения ребёнка, т.е. с проведения диагностики как со стороны логопеда, так и психолога. Дальше определяются недостатки его общего, речевого и психического развития. Затем организуется работа по их исправлению, выбираются формы и методы коррекционного воздействия.
Одно из важных условий в сотрудничестве учителя-логопеда и педагога-психолога, на наш взгляд – это создание у ребёнка установки на успех. Без выполнения этого условия вся коррекционная работа может не оказать положительного результата.
Из вышесказанного становится ясно, что нарушение чтения и письма – это не изолированный дефект, который существует сам по себе, а данное нарушение чаще всего проявляется на фоне определённых расстройств в развитии таких познавательных процессов, как память, внимание, мышление и коррекционная работа, направленная на преодоление данных нарушений – это единое целое в работе логопеда, психолога и учителя.Таким образом, коррекционная работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников, на наш взгляд, должна осуществляться путём тесного сотрудничества всех участников коррекционно-развивающего процесса: учителя, логопеда и психолога. Организованная таким образом работа будет способствовать не только коррекции речевых нарушений, а так же будет формировать интерес к учебному процессу, будет положительно влиять на преодоление трудностей в общении, на усвоение детьми-логопатами школьной программы в целом.
Рекомендуемые упражнения для применения на логопедических занятиях
Упражнение “Путешествие в сказку” /развитие зрительного, слухового восприятия, воображения/
Сядьте поудобней, сделайте глубокий вдох…, выдох…, закройте пожалуйста глаза. Я рада приветствовать вас на нашем пароходе. Вы сидите на палубе, солнечный зайчик ласково касается ваших ног…, поднимается выше к животу…, к плечам…, тепло растекается по рукам… и поднимается к голове… Солнечный зайчик на вашей макушке…, ласково гладит вас по волосам… А сейчас потихоньку начинайте открывать глаза. Итак, мы с вами побывали в сказке! Расскажите мне, какие чувства охватывали вас, когда вы находились в сказке? (Дети высказывают свои впечатления).
Упражнения на снятие психического и эмоционального напряжения
Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга (10 сек).
Разогретыми руками потрите щёчки…, мочки ушей (10 сек).
Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке (10 сек).
Ладошкой правой руки поглаживаем внешнюю сторону левой руки, а теперь ладошкой левой руки поглаживаем внешнюю сторону правой руки (10 сек).
Упражнение “Найди спрятанное слово” (направлено на тренировку распределения и избирательности внимания). Необходимо среди буквенного текста найти и подчеркнуть слова:
тдксолнцеьблджщцкуыветерфкхъпсдцйщэдождьюъзгнхцйёрнвьюгажэхъкшгнпоблакобюдщрштормлгржээгдградьюукмслдшвгрязьхщклдшнзогжараьлгнеап
Упражнение “Раздели на группы” (направлено на развитие словесно-логического мышления)
Предъявляются слова:
Саша, Коля, Лена, Игорь, Наташа, Света
На какие группы можно разделить данные слова?
Какие группы можно составить из этих слов:
Голубь, воробей, щука, снегирь, судак, карась