Педагогический проект Коррекция нарушений письменной речи
Общеизвестно, насколько важным для ребенка является начало процесса обучения. Одно из важнейших условий школьной адаптации ребенка - овладение письменной речью.
Несмотря на разработанность проблемы в вопросах форм дисграфии и методах ее коррекции, в практике чаще всего встречается смешанная дисграфия. В структуру смешанной дисграфии входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны.
Выбор темы проектной работы обусловлен существованием в настоящее время большого количества учащихся младших классов, у которых существует проблема дисграфии.
(слайд 2) Актуальность данной работы связана с тем, что в общеобразовательной школе у некоторых детей младшего школьного возраста, письмо имеет специфические особенности, отличающие процесс письма от письма других детей и значительно затрудняющие овладение грамотой.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы, оптимально сочетая методики по устранению нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической, акустической, артикуляторно-акустической дисграфии.
В этих случаях нарушения письменной речи могут быть устранены полностью или сокращены дисграфические ошибки.
Объектом исследования являются проявления смешанной дисграфии у учащихся 2 класса.
Предметом исследования служит система коррекции смешанной дисграфии у младших школьников.
(слайд 3) Цель проекта – изучение такого специфического нарушения как смешанной дисграфии и системы логопедической работы по ее устранению у младших школьников.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи, представленные на слайде.
Методологической базой и теоретической основой данной работы являются работы по проблеме нарушений письменной речи А.Н.Корнева, Р.И.Лалаевой, И.Н.Садовниковой, Т.А.Фотековой, А.В.Ястребовой, Е.В.Мазановой.
База исследования: МБОУ Парабельская гимназия, 2Б класс. Сроки проведения: 2013-2014 учебный год.
Несформированность какой-либо из операций процесса письма может вызвать дисграфию – частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в специфических стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением ВПФ.
Выделяются следующие группы ошибок при дисграфии:
- искаженное написание букв;
- замены рукописных букв: а) графически сходных; б) обозначающихфонетически сходные звуки;
- искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов;- искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов;
- аграмматизмы на письме.
Дисграфия может сопровождаться и неречевой симптоматикой.
(слайд 4) Многообразие патогенетических факторов и разных механизмов нарушения письменной речи говорит о сложности рассматриваемой проблемы, этим объясняется создание исследователями множества классификаций дисграфий, представленных на слайде.
(слайд 5) В литературе описаны разные способы оценки уровня сформированности письменной речи. На слайде представлены методики Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева, Л.Ф.Спировой и Е.Н.Российской, Р.И.Лалаевой и Л.В.Венедиктовой, О.И.Азовой, в каждой из них описаны основные направления обследования и критерии оценивания ошибок.
Основными принципами преодоления дисграфии являются:
Принцип комплексности
Патогенетический принцип
Принцип опоры на сохранное звено психической функции
Принцип поэтапного формирования умственных действий
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»
Принцип системности
Онтогенетический принцип
Помимо вышеперечисленных принципов существую и общие подходы в преодолении дисграфии:
Комплексный подход
Дифференцированный подход
(слайд 6) Проведя обзор литературы по проблеме дисграфии у младших школьников, мы решили апробировать знания на практике с детьми МБОУ Парабельская гимназия и, чтобы доказать гипотезу, проводилась экспериментальная работа. Экспериментальная часть проекта состояла из трёх этапов:
- констатирующий: выявление нарушения письма у учащихся 2 класса;
- формирующий: повышение эффективности преодоления нарушений письма у младших школьников при использовании методики по устранению дисграфии у младших школьников;
- контрольный: выявление эффективности работы, которая проводилась на формирующем этапе исследования.
В ходе констатирующего этапа было проведено логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся 2 класса. Всего экспериментальным участием было охвачено 18 учащихся в возрасте 8-9 лет, из них 6 девочек и 12 мальчиков. У всех обследуемых детей по заключениям медицинских карт не выявлены дефекты в интеллектуальной сфере, слуховой и зрительной системах.
По результатам логопедического обследования письменной речи 5 учащихся 2 класса были зачислены в проектную группу: Вика В., Рома В., Сережа З., Василиса Х., Катя Н.
(слайд 6) Обследование проводилось по методике Мазановой Е.В. За основу данной методики взяты речевые пробы экспресс-диагностики Фотековой Т.А. Письменные работы учеников 2 класса МБОУ Парабельская гимназия представлены на слайде.
В ходе обследования, помимо изучения школьных тетрадей, детям предлагалось выполнить письменные задания в присутствии логопеда, чтобы иметь возможность видеть сам процесс их выполнения и степень имеющихся у ребенка затруднений, колебаний. Этот момент обследования особенно важен, поскольку в большинстве случаев наблюдается резко выраженное различие в качестве выполнения учащимися классных и домашних работ. Детям были предложены следующие виды заданий:
Списывание рукописного текста.
Запись названий картинок.
Слуховой диктант
В процессе обследования велся учет лишь специфических ошибок, а орфографические ошибки не учитывались. Подача текстового материала осуществлялась с учетом возрастных особенностей детей.
Результаты обследования устной и письменной речи у проектной группы ниже общих результатов по классу, поэтому они больше нуждаются в коррекционной помощи.
По результатам констатирующего этапа можно сделать следующий вывод: у большинства детей дисграфия является сложной, т.е. ошибки носили смешанный характер.
Для определенной формы дисграфии применяется индивидуальная методика ее устранения. При смешанной форме дисграфии – методики комбинируются в зависимости от потребностей ребёнка.
(слайд 7) Для детей со сложной (смешанной) дисграфией была разработана программа «Коррекция нарушения письменной речи у обучающихся вторых классов». Программа курса разработана с опорой на методические системы работы Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой, Р.И.Лалаевой, П.М.Козыревой, Е.В.Мазановой, И. Волковой. Программа была рецензирована и.о. зав.кафедрой педагогики и психологии ТОИПКРО Гузиковой Н.А. и реализована в МБОУ Парабельская гимназия.
Цель данной программы: преодоление нарушений письменной речи – дисграфии у детей, повышение успеваемости по русскому языку.
Формирующий этап проводился по данной программе.
Цель формирующего этапа: преодоление нарушения процесса письма, используя программу, основанную на учете симптоматики разных видов дисграфии.
Коррекционная работа по устранению дисграфии проводилась с учащимися экспериментальной группы для возможности отследить результативность выбранной методики.
Формирующий этап проекта проводился с 19 сентября 2013 г. по 19 мая 2014г. Занятия проводились 2 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность – 45 минут.
Занятия строились с учётом диагностики в констатирующем этапе, в определенной последовательности в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза.
Для реализации поставленной цели была проведена следующая работа:
занятия, направленные на закрепление знаний о звуках и буквах; звукобуквенный анализ слогов и слов; работа над слоговым составом слова; способы обозначения мягкости согласных на письме; развитие зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторных координаций; развитие процессов словообразования; развитие навыков связного высказывания.
(слайд7, 8) Обратите внимание на данные слайды, где представлены примеры заданий, которые выполняли дети в процессе коррекционной работы.
Всем детям проектной группы особенно нравились задания, направленные на развитие пространственных представлений, корректурная правка, графические диктанты, упражнение с музыкальным сопровождением «пол, нос, потолок», «найти ошибки», «подобрать картинки», «составить слоговые схемы слов», «разгадывание кроссвордов», артикуляционная гимнастика. На занятиях активно использовались материалы Ефименковой Л.Н., наглядные пособия «Город звуков», «Паровозик из страны Слов», «Дерево успеха».
Во время прохождения тем, требующих особого внимания у одного ребенка и с легкостью изучаемых другими детьми, занятия проводились в индивидуальном порядке.
Положительная динамика чаще всего прослеживалась после занятий, организованных в виде викторин, игр-путешествий, «игр-обучалок», во время которых основная роль в объяснении и выполнении заданий принадлежала индивидуально каждому ребенку и его сказочному персонажу. Не все дети активно участвовали во всех предлагаемых заданиях, некоторые нуждались в особой поддержке со стороны педагога: частая похвала, стимуляция к действию, просьбы со стороны преподавателя о помощи.
После каждого занятия был проведен его анализ. Все использованные задания были насыщены наглядными пособиями, речевым материалом, заданиями, направленными на развитие устной и письменной речи, игровыми моментами. Все это помогало удерживать заинтересованность и внимание детей на занятиях. Физминутки на занятиях проводились с музыкальным сопровождением, что очень нравилось ученикам.
Таким образом, проведенная коррекционная работа с детьми показала, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы и сочетания методик по устранению нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической, акустической, артикуляторно-акустической дисграфии:
- использования дидактических материалов с учетом ведущей модальности у ребенка;
- учета элементов форм дисграфии и сочетания методик ;- разработки и реализации индивидуального сопровождения ребенка.
Результатом проведенной работы стало:
Развитие письменной речи: уменьшение у учащихся специфических дисграфических ошибок на письме.
Развитие устной речи: пополнение и активизация словарного запаса, развитие связной речи, слоговой структуры, фонетических процессов.
Уверенность в себе.
Активность на уроках: дети чаще стали отвечать на вопросы учителя, задаваемые в ходе урока, ответы детей развернутые, не стесняясь выполняют задания у доски.
На классных и общешкольных мероприятиях дети с удовольствием рассказывают стихотворения, поют песни, участвуют в разнообразных творческих конкурсах.
По окончанию формирующего этапа был проведен контрольный этап. Цель данного этапа заключается в сравнении полученных результатов с исходными данными.
Для этого была использована та же методика, что и при первичном обследовании.
В письменных работах, как на логопедических занятиях, так и в классе у трех обучающихся исчезли стойкие специфические дисграфические ошибки смешанного характера, у двоих обучающихся количество дисграфических ошибок снизилось:
- у Василисы Х. снизилось количество таких ошибок, как пропуски букв, исчезли ошибки: пропуски предлогов, неправильное согласование слов в роде и падеже, слитное написание слов с предлогами, отделение приставки от корня слова.
- у Ромы В. снизились ошибки: пропуски и вставки лишних букв; исчезли: замены букв по графическому сходству, фонетическое письмо, слитное написание слов с предлогами, отделение приставки от корня слова. Результаты контрольных диктантов, списываний и изложений показали, что выбранная программа коррекции смешанной дисграфии дала положительные результаты.
(слайд 9) (слайд 10) На слайдах представлены письменные работы детей экспериментальной группы после проведения коррекционной работы и графики сравнения результатов.
В течение формирующего этапа у проектной группы проявилась общая тенденция к снижению ошибок письма и развитию устной речи.
(слайд 11) В результате проведенной экспериментальной работы были сделаны следующие выводы:
1. В ходе экспериментальной работы была осуществлена диагностика уровня сформированности устной и письменной речи у младших школьников экспериментальной группы, которая показала, что экспериментальная группа достигла более высокого результата.2. Коррекционная работа была направлена на:- исправление специфических ошибок письма;- формирование звукового анализа и синтеза;- формирование и расширение словарного запаса;- формирование грамматического строя речи.3. Использовались методы диагностики и развития ВПФ для более эффективного преодоления трудностей обучения письму.4. В результате проведения эксперимента наметилась положительная динамика на устранение письменных и речевых нарушений у детей экспериментальной группы, а именно:а) произошло существенное снижение ошибок письменной речи. Дети стали правильно ориентироваться в пространстве.б) значительно расширился словарный запас;в) произошло существенное развитие грамматического строя речи.5. Педагогический эксперимент заключался в устранении у детей нарушений письменной речи при помощи коррекционной работы с учетом комплексного подхода.6. Результаты контрольного исследования показали эффективность проведенной коррекционной работы.
В данной работе теоретически и экспериментально была подтверждена необходимость совершенствования и осуществления такого направления логопедической работы, как коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Неоспоримым является факт актуальности данной темы и необходимости дальнейших разработок в направлении профилактической и коррекционной работы, что подтверждается количественными результатами обработки проведенного исследования.
В заключении хочется отметить, что только совместная работа логопеда, родителей и учителя дают положительные результаты:
- индивидуальные консультации для родителей;
- посещение родителями логопедических занятий;
- помощь родителей в выполнении игровых домашних заданий;
При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает таким детям справиться с имеющимися у них нарушениями речи и наравне с другими учениками овладевать школьными знаниями.
Следовательно, гипотеза, заключающаяся в том, что положительной динамики при устранении дисгафических ошибок у младших школьников можно достичь при условии использования системы специфических приемов логопедической работы и сочетания методик по устранению нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической, оптической, акустической, артикуляторно-акустической дисграфии, которая основывается на реализации принципов последовательности и учете формы дисграфии, доказана, цель достигнута.Данное исследование отражает частный случай в школьной практике. Перспектива дальнейшего исследования по данной теме видится в организации процесса мониторинга особенностей развития письменной речи младших школьников при переходе их на уровень обучения основного общего образования. (слайд 12)