Создание здоровьесберегающей среды на уроках в начальной школе
Создание здоровьесберегающей среды на уроках
в начальной школе
слайд № 1
«Здоровье человека – самое драгоценное произведение природы»
Томас Карлейль (британский писатель, историк и философ).
слайд № 2
"В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум". (П. С. Брегг).
Образование несет ответственность не только за духовное, но и физическое развитие детей, за укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. По данным медицинских карт, в последние годы возникла устойчивая тенденция к ухудшению здоровья учащихся на всех ступенях образования. По оценкам специалистов до 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, 30-35% учащихся, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что педагог в состоянии что-то сделать для здоровья современного ученика. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
слайд № 3
Проблемы и задачи здоровьесбережения школьников
Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:
умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
проявляет высокие умственные способности, обладает любознательностью, воображением, самообучаемостью (интеллектуальный аспект здоровья);
честен, самокритичен (нравственное здоровье);
коммуникабелен (социальное здоровье);
уравновешен (эмоциональное здоровье).
К сожалению, анализ школьной практики показывает, что на здоровье отрицательно влияют факторы самой системы образования: ограниченность двигательной активности учащихся, плохая организация питания в школе, возрастание учебных нагрузок, недостаточная компетентность участников педагогического процесса и др.
слайд № 4
По данным академика РАМН Ю.П. Лисицина, среди факторов, обусловливающих здоровье человека, на долю экологических приходится примерно 20 – 25 % всех воздействий; 20% составляют биологические факторы (наследственность); 10% - развитие медицины и организация системы здравоохранения. Основным же фактором, влияние которого на здоровье оценивается в 50 – 55%, является образ жизни.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех потенциальных болезней человека закладывается в детские годы. Вот почему необходимо серьёзно заниматься вопросами формирования культуры здоровья именно в детстве.
Педагогический коллектив нашей школы видит одной из главных целей работы начальной школы – формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении посредством использования современных технологий и создания условий для полноценного их внедрения.
слайд № 5
В работе по формированию, сохранению и укреплению физического здоровья учащихся педагогический коллектив ставит такие задачи:
мотивировать потребность учащихся в здоровом образе жизни;
совершенствовать физкультурно-оздоровительные технологии;
вести систематический мониторинг состояния здоровья учащихся начальных классов;
Сфера психического здоровья учащихся укрепляется за счёт:
создания комфортных условий для психического развития учащихся
совершенствование психолого-педагогических технологий.
Задачи в сфере социального здоровья следующие:
создать комфортные условия для успешного социального развития учащихся;
совершенствовать социально-адаптирующие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;
соорганизовать деятельность школы, родителей учащихся и социума.
Ведущие составляющие здоровьесберегающей среды начальной школы.
Кратко охарактеризую ведущие составляющие здоровьесберегающей среды работы нашей школы.
слайд № 6
Здание начальной школы и прилегающая территория.
Школа расположена в здании, которое размещено на экологически благоприятной территории.
Прилегающая к школе территория имеет хорошую степень озеленения.
Все кабинеты снабжены новыми партами, эстетично оформлены, оснащены согласно санитарно-гигиеническим нормам.
Школа и родители считают, что для сохранения здоровья младших школьников нет ничего важнее, чем соблюдение норм гигиены, поэтому в школе оборудованы тёплые туалеты.
слайд № 7
Организация питания
В начальной школе обучается-200 человек. В школе организовано горячее питание для всех учеников. Ученики льготной категории питаются бесплатно (30 чел.).
слайд № 8
Режим работы начальной школы.
Начальная школа работает в две смены. В число основных гигиенических требований входит оптимальное составление расписания, учитывающего предельно допустимую нагрузку на учащихся.
Среди родителей проводится тестирование по оценки нагрузки учащихся при выполнении домашних заданий.
В школе уделяется внимание использованию различных зон класса, функциональной расстановке мебели, позволяющей легко проводить физминутки.
Учебно – воспитательный процесс строится с учётом индивидуальных потребностей младших школьников в движении. Во время уроков это физминутки, по ходу занятий используются методики снятия статического напряжения, психической нагрузки и профилактики переутомления.
В классах имеются плакаты для гимнастики зрения, снятия зрительного напряжения. Учителя в поурочные планы включают методику построения занятий в режиме подвижных объектов.
Присутствуют на уроках элементы эмоциональной разрядки (шутки, музыка) также способствуют снятию напряжения, созданию психологического комфорта для обучающихся.
слайд № 9
Возможности дополнительного образования.
Учащиеся начальных классов имеют возможность заниматься в ЦДЮТ,в танцевальных кружках, в музыкальной школе, в школе искусств, в спортивных секциях.
Таким образом, дополнительное образование во взаимодействии с общим обязательным включает не только мощную интеллектуальную составляющую, которая создаёт основу для формирования положительной мотивации к познанию и творчеству, но и помогает сохранять и укреплять здоровье учащихся.
слайд № 10
Обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности
Одним из направлений обновления содержания общего образования является введение в содержание обучения школьников такой образовательной области, как основы безопасности жизнедеятельности.
В начальной школе минимальное содержание ОБЖ включено в программу курса «Окружающий мир». Основная цель курса ОБЖ – формирование умений рационально организовать свою жизнь и деятельность: дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире; узнают причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения.
В рамках внеурочной работы классные руководители также ежемесячно на классных часах проводят: занятия по правилам дорожного движения.
В дневник каждого ученика вложен маршрутный лист «Мой безопасный путь от школы до дома».
Программа профилактики детского травматизма предусматривает занятия с младшими школьниками по следующим темам: «Правила безопасности на уроках труда», «Будь осторожен с газом», «Будьте бдительны с незнакомыми людьми», «Чтобы праздник был безопасным», «Осторожно -ядовитые растения».
Особое внимание коллектив уделяет предупреждению вредных привычек у учащихся. Только осознание личной ценности здоровья и его значимости позволяет ребёнку понять, почему для него опасно знакомство с одурманивающими веществами: табак, алкоголь, наркотики.
Формы и методы профилактики вредных привычек носят игровой характер, что позволяет школьникам ненавязчиво осваивать, развивать полезные навыки, усваивать в процессе игровой деятельности сложные понятия.
На уроках по разным предметам школьники усваивают правила безопасного труда. В каждом классе ведётся журнал по технике безопасности; есть план эвакуации при пожаре.
слайд № 11
Физкультурно – оздоровительная деятельность начальной школы.
В учебный план школы включён еще час физической культуры, динамическая пауза после третьего урока. Для проведения динамической паузы создана папка с различными подвижными играми.
Традиционными стали Дни здоровья, спортивно – массовые праздники «Весёлые старты».
слайд № 12
Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья педагога и об его отношении к своему здоровью. Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни; владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности. Учитель должен уметь: анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить учащихся заботится о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.
слайд № 13
Поводится педагогический лекторий для родителей, на заседаниях которого обсуждаются вопросы:
«Адаптация ребёнка к школе»;
«Роль семьи в воспитании здорового школьника»;
«Культура приготовления домашних заданий»;
«Оптимальный двигательный режим младшего школьника».
Сотрудничество педагогов, родителей и детей направлено:
На создание для учащихся комфортных условий в школе и дома;
Формирование культуры здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
Рост физической подготовленности детей;
Повышение их мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
Таким образом, здоровьесберегающее пространство в начальной школе включает следующее составляющее:
1)медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);
2)психолого-логопедическую службу.
3)профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортивные часы, перемены подвижных игр);
4)внеклассную физкультурно – оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;
5)отслеживание экологического состояния территории школы;
6)организацию питания детей;
7)выполнение СанПиНов;
8)работу с родителями;
9) контроль за перегрузками.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:
изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиций проблем здоровьесбережения;
изменение отношение учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;
изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места. Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни.
Задача педагогов - обучить ребенка сохранению своего здоровья, используя в своей педагогической деятельности правдивую, научную и полезную информацию. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад в росте, динамометрии. Идет заметная физическая деградация юного поколения. Сейчас почти не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования, что находится в соответствии со ст. 51 Федерального закона "Об образовании". Основными целями общеобразовательной школы является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.
слайд № 14
Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. В школе дети не только учатся, но и питаются, выезжают на экскурсии, гуляют. Взаимоотношения с учителем строятся примерно по такому же принципу, что и с родителями, но с большим уважением, на более деловой основе. Поэтому учитель ставит при проведении уроков и воспитательные задачи - формирование коллектива, толерантность, создание психоэмоциональной среды в классе. Любое мероприятие, проведенное в классе, носит положительный эмоциональный характер, в результате дети получают положительный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Творчески организована спортивная работа с учащимися: очень много и часто проводятся спортивные соревнования, игры. В школе проводятся дни здоровья, а во время каникул проводятся спортивные мероприятия и с участием родителей. Отдельное внимание в школе отводится гигиене. С первого класса дети знают, что необходимо иметь сменную обувь, мыть руки не только перед едой.
У учащихся начальных классов особенно чувствительной является нервная система, поэтому особенно важной во время урока является смена учебной деятельности. Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психолог школы проводит индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении, с родителями и с педагогами. Коррекция проблем некоторых ребят решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях. Дети с удовольствием посещают такие занятия. Школа для них становится интересной и полезной.
Совершенствование образования связано с самообразованием педагогов, потребностью в освоении информации, поиске нового в обучении и воспитании, а так же их собственным здоровьем и умением сохранить его. Новые подходы к обучению требуют систематизации накопленного материала, в том числе методических пособий по укреплению здоровья подрастающего поколения.
Надо отметить, что сохранение здоровья - тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки, отмечаемой во многих школах. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за правильным питанием детей, количеством времени, проведенным на свежем воздухе и другими аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае школа и педагогический коллектив должны взять на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.
слайд № 15
Правила лечебной педагогики:
Не навреди здоровью ребёнка.
Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.
Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.
Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.
Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.
Постоянно повышай самооценку учащихся, будь всегда правдив.
Добивайся доверия учащихся и береги его.
Умей беречь здоровье учащихся и своё.
Твоё личное здоровье -пример для учащихся.
Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.
Не жалуйся родителям учащихся.
слайд № 16-18
ЛИТЕРАТУРА
Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. -М.: Просвещение, 1986.
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
Гигиенические проблемы охраны здоровья населения/ Материалы научно-практической конференции. - Самара, 2000.
Педагогика и психология здоровья. / под редакцией Н. К. Смирнова. - М., 2003.
Педагогическая валеограмотность./ под редакцией Т. А. Солдатовой. - Ростов-на-Дону, 1997.
getImage (9)Рисунок 5C:\Users\TAYSON\Documents\getImage (9).jpg]ђЗаголовок 115