Профилактика нарушений в формировании письменной речи.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 65 с углубленным изучением отдельных предметов»
городского округа Самара (МБОУ «Школа № 65»)
Профилактика нарушений в формировании письменной речи.
Учитель-логопед
Малькова Е.А.,
Учителям первоклассников хорошо известно, что у многих детей возникают затруднения в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении в специфических ошибках разного генеза.
При правильно организованном учебном процессе, а именно: создании стойкой мотивации у первоклассников для освоения письма, осознанном овладении детьми навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко продуманной системе графических упражнений букварном периоде эти трудности успешно преодолеваются.
Если учитель не обращает внимание на наличие таких специфических ошибок, то они становятся стойкими, а затем перерастают в дисграфию и дислексию. И ребенку будет необходима серьезная помощь специалистов.
Наиболее часто встречающиеся на первых этапах обучения письму ошибки, свидетельствующие о трудностях в формировании письменной речи:
Отсутствие границ в написанном предложении;
Слитное написание слов в предложении;
Пропуски гласных букв;
Пропуски согласных букв в стечениях;
Ошибки в обозначении мягкости согласных на письме;
Смешение букв имеющих оптическое и кинетическое сходство;
Нечеткая дифференциация букв, обозначающих сходные по акустико-артикуляторным признакам звуки и др.;
Представленные задания помогут учителю первоклассников на уроках грамоты развивать речемыслительную деятельность обучащихся, зрительное и слуховое восприятие и внимание, речеслуховую память. Особенностью предлагаемых упражнений является - работа на материале слов и предложений - значимых смысловых единицах речи.
Данные упражнения не занимают много времени, зато значительно увеличивают частоту упражнения и закрепления навыка письма у обучающегося.
Прежде чем начать сою работу, учителя и родители должны помнить, что ребенок, приходя в первый класс, любит и хочет работать в тетради. Результаты выполняемых заданий, даже самых маленьких должны радовать его. Не забывайте хвалить ребенка, потому что положительные эмоции от проделанной им работы будут мотивировать ребенка дальше осваивать письменную речь.
Слуховые диктанты простых предложений
Запишите количество слов предложения цифрами.
Пришла весна. (2)
Начинают таить сугробы. (3)
Получается, 2,3.
После того как ребенок выполнил задание. Нужно предложить восстановить «зашифрованную» запись. Также здесь активизируется слухоречевая память ребенка.
Предложить ребенку сосчитать количество пропусков между словами.
Пришла весна. (1)
Начинают таить сугробы. (2)
Проведение подобные диктанты можно на каждом уроке
Списывание предложений.
Учителя сталкиваются с тем , что первоклассники испытывают трудности или им дается с трудом списывание текста. Объяснить данную проблему тем, что при данном задание ребенку приходится переключать свое внимание между образцом и написанным текстом в своей тетради, постоянно сравнивать (сличать) написанное и образец.
В таких случаях эффективно использовать списывание с творческим заданием. Тем самым возрастает заинтересованность заданием ребенка и это дополнительно мотивировать ученика следить за своим письмом.
Ученику предлагаете текст без пропусков между словами переписать в тетрадь.
Ребятагуляют.
Папачинитигрушку.
У ученика сразу возникает вопрос «как переписывать?». Появится проблема- возникнет необходимость решить ее.
Ребенку предлагается переписать предложение «Нелепица».
Собака боится кошки.
Мама младше дочки.
Переписать предположение заменив в нем одно слово.
Ребята пошли в магазин.
Девочки пошли в магазин.
Ребята побежали в магазин.
Мальчики идут из магазина.
Ребята пошли в школу.
Упражнение основной задачей которого является списать предложение сокращая его. Сократить каждое последующее предложение на одно слово.
Мама печет вкусные пирожки.
Мама печет пирожки.
Мама печет.
Выполнив данное задание учителя, а затем и обсудив его. Дети смогут понять значимость всех членов предложения, что они несут в себе основную смысловую нагрузку.
Списать предложения добавляя слова (второстепенные члены предложения), так же может быть введено на следующих этапах работы.
Мальчик моет.
Мальчик моет посуду.
Мальчик моет грязную посуду.
Выполняя такие задания проводится профилактика возникновения аграмматизмов на письме, так же расширяется объем кратковременной памяти. Ребенок учится строит распространенные предложения.
Списать незаконченное предложение. Закончить его самостоятельно.
Кошка бежит за …. .
Корабль плывет по … .Такие задания подготавливают учеников к лучшему усвоению правила о раздельном написании слова и предлога. Готовят к падежным изменениям существительных, формируют обобщающую и ситуативную функции слова.
Запись слов под диктовку.
Пропуски слов – частая ошибка у первоклассников. Когда ребенок овладевает слоговым анализом слов можно использовать цифровую запись. Диктовать слова с различной слоговой структурой будет более продуктивным. Ученик анализирует большее количество раз, когда учитель предлагает работать с цифровой записью.
Определи количество слогов в слове:
Кот (1), коты(2), котята (3);
Запиши номер номер ударного слога:
Коты (1), столы(2).
Наиболее часто встречающаяся ошибка-это пропуск гласной буквы. Такую ошибку можно объяснить, тем что в русском языке основную смысловую нагрузку несут согласные. В профилактике данных ошибок предлагается такое задание где целых слов нужно записать только гласные буквы.
Следует начать с ударных гласных первого ряда (в тетрадь записываются только начальные гласные под ударением).
Аист (а), отдых(о), эхо(э),умница(у) и т.д.
В таких задания проходит дифференциация гласных О-У, О-А. А дети легко справляются с такими диктантами.
Диктант состоящий из односложных слов. Слова где гласные пишутся так же, как и звучат.
Сом (о), сон (о), дым (ы) и т.д.
Затем следует постепенно усложнять задания , подбирая двусложные слова. Такие задания труднее и больше вероятность ошибиться в написании безударной гласной буквы. Проговаривание в слух слов поможет ребенку не сделать ошибку в написании двусложных слов.
Запах (а а), сетка (е а) и т. Д.
Отработав гласные первого ряда можно включать в работу гласные второго ряда. Проводим диктанты из трехсложных слов. Следует проводить во втором полугодии у первоклассников. Также такие диктанты можно использовать для проверки словарных слов
Корова (о о а), сорока (о о а), молоко (о о о), красивый (а и ы).
Работа с цифровым рядом. Первоклассники часто пропускают согласные буквы в стечениях или переставляют их местами.
Для диктантов подбираются слова со стечением согласных. Перед учениками цифровые ряды от 1-10. Цифры записываются в тетрадь.
Детям предлагается отыскать место звука [Л]. Например, найти место [Л] в словах: мылся (3), гладить (2), веселый (5).
Данные упражнения отвечают задачам формирования техники письма, его операционной стороны, так же соответствуют целям формирования письменной речи через воздействие учителя на развитие произвольных форм деятельности, мышления, мотивационно - волевой сферы учащихся.
Литература:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. –180 с.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991. – 168 с.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД МиМ, 1997. – 286 с.
4. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.– М.: ИНИОН, 2002. – 286 с.
5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.