«Психолого-педагогическое сопровождение семей в условиях группы кратковременного пребывания «Ладушки»
Тема выступления на областных педагогических чтениях
«Психолого-педагогическое сопровождение семей в условиях группы кратковременного пребывания «Ладушки» МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №7 «Солнышко»
Группа кратковременного пребывания это новая форма дошкольного образования, которая организована с целью обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, создания условий для оказания помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Такая группа является прекрасной возможностью обеспечить ребенку разнообразие видов деятельности, расширить круг общения со сверстниками и взрослыми. И вместе с тем, как показала практика, группа кратковременного пребывания позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять, в чем он успешен и какие у него трудности; способствует формированию у детей умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных социальных ситуациях.
С октября 2012 года в детском саду «Солнышко» города Тотьма успешно функционирует группа кратковременного пребывания «Ладушки», которую посещают дети 1-1,5 лет. Нормативно-правовые документы, регулирующие создание и функционирование группы кратковременного пребывания в образовательном учреждении:
- Положение о группах кратковременного пребывания, в образовательных учреждения Тотемского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, утвержденное приказом начальника Управления образования Тотемского муниципального района от 07.09.2010 г. №322;
- Приказ начальника Управления образования Тотемского муниципального района об открытии группы кратковременного пребывания от 10.10.2012 г. №510 и от 18.09.2013 г. №502;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №7 «Солнышко» с изменениями от 30.08.2013 г. №
- Положение о группе кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №7 «Солнышко», утвержденное приказом заведующего от 18.10.2010 г. №155;
- Приказ заведующего МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №7 «Солнышко» об открытии группы кратковременного пребывания от 18.10.2012 г. №155 и от 30.09.2013 г. №101.
Приказом заведующего был утвержден режим работы группы, распорядок дня, сетка непосредственно образовательной деятельности, назначены ответственные за организацию образовательного процесса и ведение документации. Для открытия группы были внесены необходимые изменения в основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №7 «Солнышко» и разработано перспективное планирование занятий.
Цель создания группы кратковременного пребывания: реализация права детей на дошкольное образование, выполнение социального заказа родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, не посещающих ОУ района, наиболее полный охват детей дошкольным образованием.
Основными задачами ГКП являются:
- удовлетворение потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими ОУ района;
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Занятия в группе кратковременного пребывания «Ладушки» проводятся два раза в неделю (вторник-пятница) с 10.30 до 11.30 часов. В распорядке дня предусмотрен приход детей, индивидуальное общение с педагогом, непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей в центрах развития, консультирование родителей и подведение итогов дня.
Образовательный процесс в ГКП строится на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. В планировании образовательного процесса учитывается одно из требований к организации деятельности групп кратковременного пребывания, а именно - рациональность использования времени, проводимого ребенком в детском саду. Планирование занятий строится на интеграции образовательных областей. Каждая встреча начинается с утреннего круга-приветствия, где воспитатель ласково называет каждого ребенка по имени, создает хорошее настроение, настраивает на позитивное восприятие окружающих детей и взрослых. Организация непосредственно образовательной деятельности строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка (рассматривание игрушек кошечки и собачки: глазки, носик, ушки, лапки; катание цветных шариков «Шарики раскатились», сравнение шарика и кубика, «Построим башню» - кубик на кубик, рассматривание кирпичиков (большой – маленький) «Дорожка к домику для собачки» и многое другое). Неотъемлемой частью каждого занятия является пальчиковая гимнастика: «Зажигаем фонарики», «Сорока-ворона», «Пальчики пляшут», «Мальчик с пальчик» и другие и дыхательная гимнастика «Листочки летят», «Тепло-холодно» и т.д. Формы организации детской деятельности в ГКП различные. В своей работе мы используем различные дидактические игры «Спрячь мышку от кошки», «Найди цветок для бабочки», познавательно - развивающие игры «Куда пойдет зайчик», «Разноцветные поезда», занимательные упражнения «Сделаем дорожку», «Кто что услышит», социально – бытовые «Не разбуди куклу», «Найди и принеси игрушку», игры – эксперименты с материалами «Дует ветер», «Снежинки», «Чья птичка дальше улетит», оздоровительные игры «Часики», «Паровозик», «Скок-поскок» и другие игры по всем направлениям деятельности детей.
Большое внимание мы уделяем социально-педагогической работе с семьей, которая предполагает активное включение родителей в организацию образовательного процесса и сам педагогический процесс, обучение родителей формам развивающего взаимодействия с детьми, оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей. Родители все время присутствуют на занятиях вместе с детьми и активно включаются во все виды деятельности.
Для успешного взаимодействия с родителями детей, посещающих ГКП, сотрудниками нашего детского сада выбраны следующие направления работы:
1. Формирование у родителей установки на сотрудничество с педагогами ДОУ.
2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.
3. Повышение педагогической компетентности родителей:
- обучение родителей специальным методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;
- обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым для развития личности ребенка.
Информационно-просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной на стенде «Для вас, родители». Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию. Рубрики обновляем ежемесячно: «Значение режима дня для здоровья детей», «Сенсорное развитие ребенка от 1 до 2 лет», «Как научить ребенка любить книгу», «Влияние музыки на развитие детей» и др.
С малышами и их родителями работают воспитатели и специалисты:
- воспитатели консультируют родителей по следующим темам: «КГН и их значение», «Истоки самостоятельности», «Чем занять ребенка дома на 15-20 минут», «Какие игрушки необходимы детям» и др.
- музыкальный руководитель – 1 раз в неделю организует НОД по музыкальному воспитанию и осуществляет консультирование родителей по следующим темам: «Использование игрушек при пении и слушании музыки», «Развитие у малыша интереса к музыке», «Совместные музыкальные игры ребенка и родителей» и др.
- инструктор по физической культуре – 1 раз в неделю организует НОД по физической культуре, где дети учатся ходить по кругу, катать мяч, перешагивать через веревочку и из обруча в обруч. Инструктор по ФК осуществляет консультирование родителей по следующим темам: «Способы закаливания», «Профилактика плоскостопия», «Физическое воспитание ребенка в семье», «Подвижные игры для детей от 1 до 3 лет» и др.
- учитель-логопед – консультирует родителей по вопросам «Особенности речевого развития детей раннего возраста», «Речевые правила для родителей и маленьких детей», «Пальчиковые игры на кухне» и многое другое.
- педагог-психолог отвечает на интересующие родителей вопросы о воспитании и развитии детей раннего возраста, о мерах наказания и поощрения, об адаптации к детскому саду, о том, как бороться с детскими капризами и другое.
Результаты работы ГКП:
- Успешная адаптация детей к условиям детского сада. Активная позиция родителей по отношению к процессу адаптации детей. Результаты наблюдения за детьми в период адаптации к детскому саду показали, что 85% детей, посещавших ГКП, значительно легче адаптируются к детскому саду.
- Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
- Развитие навыков взаимодействия и общения детей друг с другом.
- Заинтересованность и взаимодействие педагогов и родителей по вопросам всестороннего развития детей.
- На занятиях в ГКП всегда благоприятный психологический климат. Отношения между родителями и педагогами доброжелательные и доверительные, родители прислушиваются к рекомендациям воспитателей и специалистов. В своих отзывах родители отмечают, что дети ходят на занятия с большим удовольствием и желанием, они стали более сосредоточенными, внимательными, усидчивыми, научились слушать других. Большинство родителей обращают внимание на то, что дети стали более самостоятельными и подвижными, научились делиться игрушками и самое главное – в результате общения увеличился активный словарь детей. Одна из родительниц пишет «Для нас пребывание в группе «Ладушки» очень важно. Мой малыш учится общаться с другими детьми, у него развивается речь, он узнает много нового. Очень нравится советы педагогов, которые я применяю в воспитании малыша. Теперь мы с большим интересом одеваемся по утрам со словами «Мы идем в садик».
Мы считаем, что основными принципами организации работы ГКП являются вариативность форм организации педагогического процесса и интегрированное сочетание различных видов деятельности, выбор приоритета того или иного специалиста в работе с каждым конкретным ребенком, создание условий, при которых ребенок может усваивать и активно применять знания и умения. ГКП оказывается прекрасной возможной формой оказания ребенку и его родителям квалифицированной помощи в условиях детского сада. За 2012-2013 учебный год в ГКП «Ладушки» получили помощь 13 детей. В 2013-2014 учебном году ГКП посещают 18 детей.
ђЗаголовок 1ґђЗаголовок 215