Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”» в группе кратковременного пребывания детей
Конспект занятия по обучению грамоте
по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”»
в группе кратковременного пребывания детей
Автор: Храпская Римма Петровна, воспитатель ГКП
Описание материала: Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей 5-6 лет по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.
Область:
Коммуникация.
Подобласть:
Основы грамоты и письма.
Тема: Закрепление пройденного материала.
Билингвальный компонент:
Кукла – куыршак, лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак .Программное содержание:
Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении – красный квадрат. Тренировать в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); самостоятельно придумывать слова, находить заданные буквы в алфавите, с помощью слияния 2-х звуков, соединять их в слова «ау», «уа». Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово». Продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный звук, выделяя его голосом.
Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.
Воспитывать доброжелательность, чувство благодарности.
Оборудование и материал:
3 красных квадрата, печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, овощи-муляжи, 3 тарелочки, обручи, домик, кукла, детское домино. Шнурки, цветные карандаши, руль, алфавит, карточки-схемы, звуковой молоточек.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять, и прочитать.
- Ребята, а вы хотите научиться читать? Это пригодится вам для успешной учебы в школе. А в этом поможет нам страна «Буквомания». Хотите попасть туда, где живут буквы? Все готовы к путешествию? Нас ожидает автобус.
Распределяются роли: кондуктор, контролер и шофер. Кондуктор раздает билеты с изображением букв «А», «У», «О». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Контролер проверяет, правильно ли заняты места. Шофер занимает свое место.
Воспитатель:
- В путешествии нам поможет карта маршрута. Посмотрите, что это (алфавит)? Чтобы узнать первую остановку нашего маршрута, назовите первый звук в слове «Автобус». Найдите эту букву в алфавите, которая обозначает данный звук. Отправляемся в путь. Звучит песня «Мы в автобусе сидим». Дети имитируют движения, подпевают.
Первая остановка.
Воспитатель:
- Чей это домик? Какой буквы? Какого он цвета (красного)? Почему?
Загадка:
Два столбца наискосок,
А между ними поясок
(буква «А»)
Из домика появляется буква «А». Дети протягивают звук. Какой это звук (гласный)? Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.
Игра «Где живет звук?»
Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).
- Что вы видите в корзинке (овощи)? Нам нужно выполнить следующее задание:
Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога).
Дети выкладывают овощи по тарелочкам.
- Сколько овощей в каждой тарелочке? Другие дети проверяют с помощью хлопков. Назовите овощи на казахском языке (лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак). Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад. Мы угостим других ребят.
Дети идут к автобусу.
Воспитатель:
- Чтобы узнать, куда мы отправляемся дальше, отгадайте загадку:
Пушистая вата плывет куда-то (облако).
Назовите первый звук в слове. Найдите эту букву на нашей карте. Занимаем свои места, едем дальше. Звучит музыка.
Вторая остановка.
Воспитатель:
-Домик какой буквы мы видим? Отгадайте загадку:
В старом дереве дупло
Ну, совсем как буква… («О»).
Протяните этот звук. Поймайте его (хлопок в ладоши).
Выходит буква «О». Она приготовила нам в подарок игрушки для детского сада (обруч, домик, домино-буквы).
Произнесите слова, выделяя звук «О». Где он находится в слове?
Подвижная игра «Из обруча в обруч». Какую букву напоминает нам обруч?
Игра «В каком слове живет звук “О”». Воспитатель показывает предметные картинки и называет слова. Дети хлопают в ладоши, если в слове живет звук «О».
Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания, дарит игрушки.
Едем дальше.
Загадка:
Это кто там по тропинке
Домик свой везет на спинке (улитка)?
Произнесите первый звук. Найдите букву «У» в алфавите. Дети занимают места в автобусе. Поехали дальше под музыку.
Третья остановка.
Удобная буква! Удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Протяните звук, поймайте его в воздухе. Выходит буква «У». Просит детей придумать слова со звуком «У» в начале, в середине, и в конце слова. Какого цвета домик у буквы «У» - почему?
Оказывается, в гости к букве «У» пришла буква «А» (буква «А» встает впереди буквы «У»). Что же получилось? Дети читают: «А-У».
- Где вы слышали такие звуки (в сказках).
Показ иллюстрации к сказке «Машенька и медведь».
Буква «У» приготовила нам в подарок куклу. В слове «кукла» живет звук «У»? Как будет кукла на казахском языке?
Воспитатель читает четверостишье:
- У меня есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день: «Уа, уа».
Вот и все ее слова.
- Как плачет Аленушка? Давайте с помощью наших букв сложим эти звуки вместе. Дети меняют местами буквы, читают» «Уа». Буквы предлагают нам игру. Выложить из цветных шнурков и карандашей буквы.
Дети делятся на две команды. Выкладывают на ковре буквы «А», «У», из шнурков и цветных карандашей с помощью опорных точек.
Воспитатель:
- Прочитайте, что получилось. Буква «У» дарит нам в подарок куклу Аленушку. А нам пора в наш детский сад. Дети едут в автобусе, звучит музыка.
Остановка «Детский сад».
В какой стране мы сегодня побывали (Буквомания)? У каких букв мы были в гостях («А», «О», «У»)? Вам понравились их подарки? Давайте мы тоже отблагодарим их. Мы сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это мы сделаем сегодня в свободное время, а затем в конвертах отправим их в страну Буквомания.
Итог, обобщение занятия.