Выступление на отчётной конференции МКОУ СОШ№3 Труновского муниципального района по ОЭР Федеральной экспериментальной площадки по теме: «Создание здоровьесберегающей среды в процессе интеграции обучения через развитие детской инициативности в условиях сел

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3





Социализация личности ребёнка через проектную деятельность на уроках физики.

(Выступление на отчётной конференции МКОУ СОШ№3 Труновского муниципального района по ОЭР Федеральной экспериментальной площадки по теме: «Создание здоровьесберегающей среды в процессе интеграции обучения через развитие детской инициативности в условиях сельского ОУ».
Подготовила:Якшина Е.Ф.
учитель физики
первой квалификационной категории










с. Безопасное, 2014 год
Социализация личности ребёнка через проектную деятельность на уроках физики.
Государственные образовательные стандарты второго поколения требуют приоритета системно - деятельностного подхода к процессу обучения, развития у школьников умения проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и процессов, принципов действия важнейших физических устройств, для решения физических задач. Благодаря практической направленности естественнонаучных дисциплин, их интегративному содержанию, высокой мировоззренческой значимости, осуществляется развитие компетентности учащихся, что обуславливает социализацию личности школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Без знания физики в её историческом развитии человек не поймёт историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления.
Значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире, позволяет наиболее эффективно формировать все виды универсальных учебных действий и тем самым дает учащимся возможность использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности ученика, личного и ценностного отношения учащихся к окружающим, к физике, к себе. На уроке физики ученик начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигать законы, лежащие в основе этого явления, учится предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом ученик видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира Личностными результатами обучения физике является приобретение познавательных интересов, творческих способностей, убежденность в возможности познания природы, ее законов, в необходимости использования достижений науки и техники для дальнейшего развития общества. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники.
«Образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Достижения этой цели позволяют решить многие задачи и средства обучения, способствующие развитию положительной мотивации учения. Поэтому основные задачи, которые я ставлю перед собой в работе – это развитие у учеников:
самостоятельности и способности к самоорганизации;
умения отстаивать свои права;
готовности к сотрудничеству;
способности к созидательной, исследовательской деятельности;
толерантности, понимания друг друга;
умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Понятно, что с таким подходом во главу всего процесса обучения ставится личность ребёнка, его неповторимость, его свобода быть самим собой. Выпускник, покинув школу, должен быть адаптированным к жизни, со стойкой мотивацией на успешность в данных социально-экономических условиях, способным самостоятельно выйти из любой нестандартной ситуации, умеющим добыть необходимые знания в различных источниках, готовым учиться дальше, открытым для самосовершенствования.
И я, учитель, создаю на своих уроках такие условия (образовательную развивающую среду), которые позволяют ученику открыть себя, свои внутренние возможности, способность к самопознанию, самоанализу, самореализации. Целью всей своей деятельности считаю, прежде всего, воспитание человека думающего, сомневающегося, радующегося, уверенного в себе, а значит, и в своём будущем.
Мой опыт работы в школе показал, что свобода выбора учащимися различного вида деятельности не ограничивается факультативом, кружком или профилем обучения. Я уже не управляю учебным процессом в традиционном понимании, а являюсь помощником, который предлагает детям разнообразные формы учебной работы:
Домашние лабораторные работы;
Домашние исследования;
Самостоятельная работа в библиотеке;
Конструкторские задания;
С персональным компьютером над проектом.
Но самым действенным, как показали исследования и мой опыт работы, является интерес к предмету. Ещё К. Д. Ушинский писал: «ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт».
Интерес – мощный побудитель активности личности. В формировании познавательного интереса школьников опираюсь на их любопытство, и делаю всё, чтобы огонь этот у них в глазах не погас. А вызвать любопытство мне удаётся одним из следующих приёмов:
Приём первый: через увлекающее содержание материала.
Приём второй: путём последовательного раскрытия множества разных практических применений какого-то явления или закономерности (например, в технике, промышленности, военном деле, медицине, быту и др.).
Приём третий: посредством рассказа занимательного факта из наблюдений, жизни любимых литературных героев (Барона Мюнхгаузена).
Приём четвёртый: молча ставлю опыт, дающий неожиданный эффект, а потом задаю вопрос «Чем это вызвано?» и начинаю с классом обсуждение, перерастающее в изучение нового материала. Например, в 8 классе при изучении темы «Электрические явления», в начале урока получаю молнию от электрофорной машины. Задаю вопросы:
– Где в природе можно наблюдать данное явление?
– Как можно его объяснить?
Приём пятый: показываю парадоксальный эксперимент (результат которого противоречит здравому смыслу), а потом приглашаю к разбору опыта и изучению материала, на основе которого его можно объяснить. Например, в 7 классе при изучении темы «Строение вещества» предлагаю ученикам предсказать, что произойдет, если смешать стакан сахара и стакан гороха в одном стакане? После того, как выслушаю все мнения, провожу опыт и с учениками делаем вывод.
Приём шестой: показываю детям новый неожиданный аспект и возможности уже изученного материала либо знакомых объектов. Например, в 7 классе при изучении темы «Давление газов и жидкостей» предлагаю ребятам такие задания:
а) превратить одноразовый шприц в модель для демонстрации закона Паскаля;
б) превратить пластиковую бутылку в физический прибор. Какие опыты вы предложите?
Приём седьмой: предлагаю задачу интересного содержания, которая позволяет рассмотреть новую тему. Например, в 7 классе при изучении темы «Движение и взаимодействие тел» предлагаю задачу:
Баба Яга летела в ступе со скоростью 20 м/с в течение 5 минут, затем бежала 2 км по лесу, затем переплыла пруд шириной 1000 м со скоростью 0,5 м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?
В практических работах учеников увлекает и теоретическая и прикладная часть. При
решении задач они ищут своё решение и предлагают их несколько. Свои решения они
анализируют, сравнивают, делают выводы. Практические задания для учеников носят уже
полностью самостоятельный исследовательский характер. Я предлагаю нестандартные
задачи, олимпиадные задачи, работу над проектами. На этом уровне зарождается
мотивация творчества.
Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.
Глобальные изменения, происходящие в настоящее время, вызывают необходимость использовать на уроках ИКТ как средства, организующие учебную деятельность ученика и способствующие его адаптации в сегодняшней жизни.
Учащиеся обучаются следующим видам деятельности:
1.Обосновать свои научные представления в виде научных докладов, индивидуальных и групповых проектных работ.
2.Делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм, рисунков.
3. Выполнять чертежи и разработку научных приспособлений, самостоятельно изготавливать измерительные приборы.
4. Уметь применять знания в быту технике и экстремальных ситуациях.
5. Выдвигать гипотезы и уметь подтверждать или опровергать их на основе опытно-экспериментальной работы
Одним из наиболее популярных в практике школьного обучения стал метод проектов, который изначально понимался как организация специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области.
Для меня, как учителя физики , наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:
Появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем. Зарождаются основы системного мышления.
Формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов. Развиваются творческие способности, воображение, фантазия.
Воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.
Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям, что способствует активизации социализации школьника.
В результате работы над проектом учащиеся приобретают способность проецировать данный метод в организацию собственной жизни: умение определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками ХОРОШО ЗНАКОМЫХ им знаний в сочетании с НОВЫМИ – теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям.
В основе социализации лежит основной тезис современного понимания метода проектов «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».

           Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.
Проекты в урочной деятельности.
Данный вид проектов должен отличаться небольшой продолжительностью и небольшим объемом изучаемого материала, чаще всего каждой группой решается общая проблема (или внутри групп решаются разные проблемы). Источниками информации служат учебники, учебно-методическая и дополнительная литература. Учитель задает алгоритм деятельности учащихся.
В современных условиях становится востребованным исследовательский тип мышления. И одним из эффективных средств организации образовательной деятельности, развивающим наблюдательность, внимательность и аналитические навыки, являются учебные исследования. Отсюда понятна необходимость создавать условия для развития навыков научного познания, позволяющих осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний.
На уроках физики максимально эффективно использование исследования, с учетом индивидуальных способностей учащихся. Это могут быть исследовательские работы, исследовательские лабораторные работы, кратковременные лабораторные работы или целые уроки-исследования.
Этот метод пригоден для развития таких качеств личности, как мышление, познавательный интерес, активность, память, воля, навыки взаимодействия в группе, способность выражать свои мысли, а также эмоции. С уверенностью можно говорить о формировании всех видов универсальных учебных действий на таких уроках. Более того, учебные исследования дают возможность интегрировать теоретические знания и практические навыки путем творческого исследования под руководством учителя. А, главное, у ребят активизируется интерес к учебе, научной деятельности и будущей профессии.  Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах,проходят по следующему плану:  1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа.  2. Проводится общее обсуждение проблемы. Планирование исследовательской деятельности, прогнозирование результатов.
3.Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.  4. Учитель управляет процессом исследований.
5.Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования.
6. Индивидуально или в группах делаются выводы.
 Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе проведения учебного исследования, являются способами установления, описания и объяснения фактов: наблюдение, измерение, проведение экспериментов, построение эмпирических зависимостей, работа с источниками информации.

Рисунок 115