Урок ОРКСЭ Христианская семья
«Христианская семья»
(урок)
Разработала:
Кулаченко Мария Васильевна
учитель ОРКСЭ
МБОУ «Новобезгинская СОШ
Новооскольского района
Белгородской области»
2015
Урок по модулю «Основы православной культуры» в 4 классе
по учебнику Л.Л. Шевченко
Учитель: Лисицкая Мария Васильевна
Тема урока:
«Христианская семья»
Тип урока:
Урок-размышление
Цель урока:
Создать представление о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.
Задачи:
Предметные:
- познакомиться со смыслом обряда «Венчания», особенностями семейных традиций в православной культуре.
Метапредметные:
- способствовать развитию творческой деятельности;
- продолжить формировать навык аргументированного высказывания своей точки зрения;
Личностные:
- воспитывать любовь и нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.
Оборудование:
Учебник Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры», мультимедийный проектор, компьютер, экран, рабочие тетради, раздаточный материал, мягкая игрушка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия
Время
Организационный этап
Эмоциональное погружение: звучит музыка «Гимн семье».
- В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из родной семьи!
Слайд 1.
Ученики настраиваются на работу в течение урока
2 мин
Этап целеполагания
- Ребята, вы прослушали «Гимн семье» и небольшое стихотворение. Вы уже сейчас можете предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Слайд 2.
Обучающиеся высказывают свои предположения. В общем итоге должны прийти к выводу о том, что тема урока «Христианская Семья». Записывают тему урока в тетрадь.
Определять цель своей деятельности
5 мин
Этап актуализации знаний.
- Мы будем вести разговор о семье. Узнаем, что такое таинство венчания, символом чего является обручальное кольцо. Каково значение семьи для каждого человека. Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья?
- А вы знаете, как появилось слово семья?
- Почему слово семья состоит из 7 – Я?
Учитель выводит на экран стихотворение.
Обучающиеся отвечают на вопрос. Определяют неизвестные для них факты.
Дети читают стихотворение, размышляют о том, как возникло слово «семья».
Планировать действия для достижения цели
3 мин
Основной этап урока
- А вы знаете, как называли христианскую семью?
Слайд 3-4.
Обучающиеся пытаются ответить, затем обращаются к учебнику. Поисковое чтение. Что такое семья?– 1 вариант;
венчание – 2 вариант; про венец и кольцо, что они означают – 3 вариант;
об отношениях в семье, тактичность – 4 вариант.
После прочтения группы обмениваются информацией
Поиск необходимой информации и ее представление окружающим.
15 мин
- Ребята, издавна на Руси семьи были большие и крепкие. Уважали и почитали старших. Кто помнит, в какой заповеди Божией говорится о почитании родителей.
- Каждая семья – это уникальное объединение людей разного возраста. Вы, ребята, должны почитать родителей: в детстве – слушать их, в молодости – советоваться с ними, в зрелом возрасте – заботиться о них.
Если заповедь эта исполняется, то в семье всегда живет любовь, взаимопонимание и уважение к ближнему. А домашнее задание будет заключаться в написании мини -сочинение о своей семье: рассказе о традициях в семьях, о совместных семейных праздниках. Слайд 5-6.
Обучающиеся воспоминают заповедь. После вывода ее на экран, еще раз читают. Записывают домашнее задание
Способность использовать ранее полученные знания
Физкультминутка
Учитель берет в руки мягкую игрушку и объясняет цель:
- Ребята, а сейчас нам необходимо немного отдохнуть. Я предлагаю вам встать и выйти из-за парт. 1°Мы будем по очереди передавать эту игрушку друг другу, при этом каждый должен сказать что-то доброе своему однокласснику, которому будет передавать игрушку. Постарайтесь максимально тянуть руки вперед, чтобы у вас активизировалась работа мышц. Слайд 7.
Дети по очереди передают мягкую игрушку и говорят друг другу что-нибудь приятное
3 мин
Этап закрепления новых знаний
Учитель делит класс на две группы, каждой даются рассказы Л.Н. Толстого. 1я группа читает «Отец и сыновья», 2я группа - «Дед и внучек».
Учитель раздает первой группе карточки с началом пословиц, а второй – с их окончанием. Слайд 8.
Обучающиеся читают рассказы. Делятся мнениями и впечатлениями, дают характеристику героям и их поведению.
Дети соединяют пословицы и объясняют их смысл.
Умение высказывать свою точку зрения и подкреплять ее аргументами.
10 мин
Подведение итогов.
- Ребята, мы сегодня с вами плодотворно поработали. Теперь нам необходимо подвести итог нашей деятельности. Я хочу чтобы вы ответили на вопросы, которые представлены на экране. Слайд 9.
Обучающиеся выполняют тест. Затем меняются тетрадями и проверяют результаты. Обсуждение ошибок.
Применение полученных знаний и их систематизация.
5 мин
Рефлексия.
- Ребята, я считаю, что урок не прошел бесследно. Вы многое узнали, были активными. Если урок понравился, поднимите пожалуйста солнышко, если нет – тучку. Мне хочется закончить урок стихотворением.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте.
- Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи. Слайд 10.
Ученики участвуют в рефлексии.
Способность эмоционально оценить свою деятельность.
2 мин
Приложение №1
Толстой Лев Николаевич
Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
Дед и внук
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Приложение №2
Когда семья вместе
Дом красив не углами
Каков батюшка
а пирогами.
таковы у него и детки.
и душа на месте.
Приложение №3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение №4 (Презентация)
1. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 4. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 7. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
2. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 5. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 8. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
3. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 6. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 14159. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141510. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Приложение 2 - Ельские отношения издано при финансовой поддержке Детского фонда ООН юнисеф в Республике Беларусь минск, 2001