Урок по ОРКСЭ Христианская семья


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа 508 г. Москва
Открытый урок по ОРКСЭ
«Христианская семья».

Класс: 4
Подготовила
учитель начальных классов
И.Ю.Морозова г. Москва 2016
Тема урока: Христианская семья
Цели урока:
образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, понимание и представление о христианской семье;
воспитательная: воспитание интереса к семейным традициям;
развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творчества, развитие речи.
Задачи:
знакомство детей с православной культурой и традициями в семье;
представление о нормах, необходимых православному человеку: воспитание у школьника отзывчивости, трудолюбия, уважения к старшему поколению;
Развивать творческие способности;
раскрыть значение понятий: семья, семейные ценности;
воспитывать любовь к родителям, чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями.
Ход урок
1.Организационный момент.
2.Беседа, активизация знаний предыдущего урока
На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду.
-Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого? (Для животных)
-Почему на корабле Ноя не было людей? (Люди не поверили Ною, не поверили, что потоп может захлестнуть мир)
-Вспомните , за что человечество было наказано потопом?( Люди стали бессердечными, злыми и жестокими)
-Какими качествами вы наделили Ноя?(Смелый, решительный, жил по совести, честный, добрый, отзывчивый)
-О чем позаботился Ной? ( О будущем, о продолжении рода и жизни на Земле)
3. Определение темы урока;
-Сегодня на уроке мы с вами приоткроем ещё одну завесу мудрости православия.
-Для определения темы сегодняшнего урока, предлагаю встать в круг и ответить на вопросы:
-Подумайте, за что вас любят и уважают? (ответы ребят)
-А где вас любят всегда, прощают вам все ваши шалости и ошибки?
- Где вы можете найти надежду и опору? ( в семье)
В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ –родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Тема нашего урока «Семья». И мы поговорим о христианской семье, её ценностях и традициях.
4. Введение нового материала:
Вопросы:
- Что такое семья?
- Для чего люди создают семью?
- На чем строится семья?
- Сколько человек должно быть в семье?
- Кто является хранителем очага?
Любовь хранить - совсем непросто, Семью сберечь - ещё сложней. И нет ответов на вопросы, Как сделать брак ещё прочней. Нужны и мудрость и терпенье, Чтоб вместе много лет прожить, Ценить прекрасные мгновенья И этим счастьем дорожить…
- О чем говорится в этом стихотворении?
-Как вы понимаете значение слова мудрость, терпенье?
- Почему эти слова важны для семьи?
- Как называются люди, объединённые одной семьёй? (Родственники, родные).
Родственники бывают близкие и дальние.
- Кого можно назвать самыми близкими вашими родными? (Родителей — маму, папу.)
- А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют? (Дети, ребенок, сын, дочь.)
- Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родными людьми.
- Кем они приходятся вам? (Бабушками и дедушками.)
- А если у ваших мам и пап есть братья или сестры, кем они приходятся вам?» (Дядями и тетями.)
- Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях «Это моя защита и опора в старости»?
- Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?
5. Работа с новым материалом
Я услышала ваши представления о семье, откройте учебники и прочитайте как о понятии « Христианская семья» говорит его автор.
6.Презентация к уроку
Семейная жизнь – очень непростое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание.
 На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу.
Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о том, что на голову распинаемого Христа был возложен венок, сплетенный из колючего терновника). Мученики любили Христа, не отрекались от Него, и поэтому претерпели страдания и даже смерть.
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота).
7.Физминутка
8. Закрепление нового материала.
Работа в группах.
- В этом задании, ребята, вы должны проявить свою мудрость, чтобы правильно ответить на вопросы.
Каждая группа работает с текстом притчи « Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?»
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
-Какие семейные ценности можно выделить в притче?
-Какова основная мысль? Подтвердите словами из текста.
-Опишите главу рода, какой он?
- Опишите владыку?
- Легко ли жить в такой большой семье?
- Какой изображена семья в притче?
-Что объединяло героев притчи?
-Хотелось бы вам жить в такой семье?
Ребята, у каждой группы есть набор слов. Разделите их на две группы. Какие из них относятся к ценностям христианской семьи, а какие нет.
(любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность, хамство, зависть, ненависть).
Ценности христианской семьи: любовь, доверие, надежда, терпение, милосердие, прощение, забота, тактичность.
9.Итог урока.
Составление синквейна.
(что?) Семья
(признаки) Счастливая. Мирная.(действия ) Радуется. Любит. Верит.(фраза или высказывание) Где мир да лад, там и Божья благодать( личное отношение) Семья-опора счастья.
7. Домашнее задание.
По рядам;
- найти притчи, раскрывающие семейные ценности;
- подобрать пословицы о семье;
- составить герб своей семьи.