Урок по основам православной культуры на тему Христианская семья (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
Урок по курсу ОРКСЭ
( модуль «Основы православной культуры»)
в 4 классе по теме
«Христианская семья»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Антонова Елена Ефимовна
Узловая 2016
Пояснительная записка
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
Класс: 4 класс
Тема: «Христианская семья»
Продолжительность урока – 45 минут.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о христианской семье.
Задачи:
Образовательные: познакомить с основными составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; ввести их наименования в активный словарный запас учащихся; познакомить с таинством венчания.
Воспитательные: формировать уважительное отношение ко всем членам своей семьи; воспитывать нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения, взаимное уважение друг к другу.
Развивающие: развивать способности коммуникативного общения, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока; формировать навыки работы с текстом и самостоятельной работы с источником информации, со словарём.
Формирование УУД
Личностные результаты: формировать мотивацию к обучению и к целенаправленной познавательной деятельности через открытие новых знаний; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Познавательные УУД: развивать умение извлекать информацию из текстов, словарей; развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы; на основе обобщения знаний делать выводы.
КоммуникативныеУУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; умение работать в группе; развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения; грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения; проявлять активность для решения познавательных задач; умение вести диалог, соблюдать правила общения.
Регулятивные УУД: обнаруживать и формулировать учебную проблему; развивать умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Методы и приемы: репродуктивный, проблемный, диалогический, игровой, исследовательский.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: беседа, комментированное чтение, работа в группах, выполнение творческих заданий, индивидуальный опрос.
Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо, семейные традиции, хамство.
Технические средства:
Авторская презентация по теме «Христианская семья».
Мультимедиа оборудование (компьютер, телевизор)
Наглядность:
Учебное пособие А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4 класс, -М.: Просвещение, 2015.
Толковый словарь С.И.Ожегова, - М.: Просвещение, 2002.
Большой энциклопедический словарь.
Энциклопедия для детей «От А до Я». Т. 7. М. Просвещение, 1999.
Текст сказки о семье.
Пословицы о семье.
Карточки – задания.
Тетрадь.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Создание эмоционального фона урока.
Учитель: (Слайд №2)
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».
- Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями. Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок.
Учитель:
-А начнем мы наш урок со сказки, слово предоставляется детям.
(У детей на партах лежат листы, на которых напечатана сказка)
1-й ученик (Слайд №3)
Давным– давно, на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один,никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
2-й ученик
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышелседой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь? - спросил старик.
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной, - предложил старик.
3 -ученик
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
-Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами.
4-й ученик
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась …семья.
2. Актуализация полученных ранее знаний. (Слайд №4)
Учитель:
– А сейчас, дети, откройте стр. 129 учебника и прочитайте первое предложение.
«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды».
Учитель:
-С чем сравнивает семью автор учебного пособия?
(С ковчегом)
-Как вы думаете, почему именно такое сравнение используется? На предыдущем уроке мы читали и анализировали библейскую легенду. Вспомните, корабль-ковчег по сюжету легенды стал прибежищем для кого?
(Для животных).
– Почему на корабле Ноя не было людей?
( Люди не поверили ему, не верили, что потоп может захлестнуть мир) (Слайд №5)
– Какими бы качествами вы наделили Ноя?
(Смелый, решительный. Жил по совести, честный человек. Добрый, отзывчивый, у него доброе сердце).
– Молодцы! Он взял с собой «каждой твари по паре», о чём заботился Ной? (Слайд №6)
( Ной заботился о будущем, о продолжении рода, о продолжении жизни на Земле).
3. Определение темы и цели урока.
Учитель:
- У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
( Мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.)
-Назовите их одним словом. (Семья) (Слайд №7)
- Сегодня мы будем говорить о семье.
- Ребята, а что означает слово «СЕМЬЯ?»
(Дети самостоятельно находят в толковом словаре значение слова «СЕМЬЯ») (Слайд №8)
Семья – это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (жена, муж, дети), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство.
Семья -группа родственников, живущих вместе; основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Семья – это связь поколений.
Учитель:
-А что означает понятие «христианская семья».
- Как вы думаете, почему мы будем говорить именно о «христианской семье»?
(Ответы детей)
Тема нашего урока: «Христианская семья». (Слайд №9)
Учитель:
-Эпиграф нашего урока: «Семья – есть Божий Храм». (Слайд №10) Запишем его в тетради. Ответ на вопрос, что означает наш эпиграф, мы будем искать в течение всего урока и в конце занятия еще раз вернёмся к нему.
-Сегодня мы должны будем выяснить:
1.Что такое семья в православном мире?
2. Что объединяет членов такой семьи?
4. Работа над новым материалом.
Учитель:
-В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.
-Выберите из пословиц, которые вы видите на доске ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут брёвна для нового дома. (Слайд №11)
Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)
В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)
В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)
В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)
В мире жить — с миром жить. (Мир)
Давайте построим из этих слов – брёвен дом и объясним свой выбор.
(Ответы детей)
Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.
(Дети вместе с учителем на доске выстраивают дом) (Слайд №12)
В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. (Козьма Прутков)
Учитель:
-Вот дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.
Учитель:
- Что принесёт им полное счастье в жизни?
Семья без детей, что цветок без запаха. (Слайд №13)
К какой же мысли привела нас русская пословица?
(Ответы детей)
Учитель:
-Рождение ребенка и его воспитание – вот что наполняет семейную жизнь светом и смыслом.
6. Работа с учебником.
Учитель:
-Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 129).
«Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо».
Учитель: (Слайды №14-16)
- Семейная жизнь – это соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы.
-Что же означает венец? Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении таинства венчания, означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где не было специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевали венки из полевых цветов. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. (Слайд №17)
Также во время венчания молодые обмениваются кольцами. Кольцо, как и венец, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
Учитель:
- Заполните таблицу: (Слайд №18)
Символы брака Что означают?
знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи
знак вечности и неразрывности брачного союза
Таблица принимает следующий вид:
Символы брака Что означают?
венцы для венчания знак, что жених и невеста готовы всё претерпеть ради сохранения семьи
кольца знак вечности и неразрывности брачного союза
Учитель:
- Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота).
- Трудно остаться в браке с человеком, который потерял красоту, молодость, здоровье? Конечно, трудно. Поэтому прежде чем принять решение о браке надо взвесить меру своей любви.
- Если ты думаешь, что ты любим, приди в семью избранного тобой человека и посмотри, как он (она) относится к своим родителям, к бабушке и деду, к младшим ребятишкам. Если в этом доме шпыняют бабушку, отшвыривают малышей, ни во что ставят просьбы немощных членов семьи – не бери из такого дома ни невесту, ни жениха.
- Тот, кто не научился любить в родительском доме, не сможет любить и тогда, когда создаст свою семью.
Учитель.
-В вашем учебнике есть библейская история, из которой вы узнаете, откуда пошло слово «хам» и понятие «хамство», «хамское поведение».
(Ученики работают с текстом на стр. 130)Библейская история (Слайд №19)У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего– к родителям и учителям.Учитель:
-Вот такая история. И мне хочется пожелать, ребята, чтобы ни вам, ни членам ваших семей не пришлось испытать со стороны кого бы то ни было к себе «хамского отношения».
- Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.
-В одной из заповедей говорится: «Почитай отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен ты будешь на земле». (Слайд №20)
- Что значит «благо тебе будет»?
(Будет хорошо)
- Каково главное условие долголетия?
(Уважение родителей)
- Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.
- Семья- мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей - основа семьи. Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей.
-Пусть ваши семьи охраняют святые, защитники семейного благополучия. А кто они эти святые?7. Работа с дополнительным материалом.Учитель: (Слайд №21)
-Есть народные сказания, поучительнее и светлее которых трудно найти. Одно из них донесло красоту совершенной супружеской жизни благоверных князя Петра и княгини Февронии. Православные христиане верят, что своими молитвами перед Господом благоверные Пётр и Феврония посылают благословение всем, вступающим в брак.
Краткое содержание
Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм.
В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.
Учитель:
- Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году. Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых. (Слайд №22)
8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии. (Слайд №23)
С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность». (Слайд №24)
Учитель:
– Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (Слайд №25)
(У учащихся на партах лежат листы, на которых записаны правила. Дети зачитывают правила по очереди).
Ставь интересы других людей выше собственных.
Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
Уважая других людей, уважай себя.
Терпимо относись к чужим точкам зрения.
Умей прощать и не будь обидчив.
Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
Проявляй чуткость.
Будь свободен от лжи и обмана.
Стремись всё делать как можно лучше.
10. Воспринимай людей как равных себе.
8. Работа в творческих группах.
Составление синквейна на тему «Семья»
Учитель :
-Ребята, предлагаю вам поработать в творческих группах и составить синквейн на тему «Семья» (Слайд №25)
Синквейн
Название темы____________________________(одно существительное)Описание____________________________________(два прилагательных)Действия ___________________________________________(три глагола)Моё отношение___________________________________________(фраза)Чувство ____________________________________________(слово)
(Дети читают, что у них получилось) (Слайд №26)
9. Рефлексия.
– Скажите, ребята, о чем мы сегодня вели разговор?
– Как вы думаете, какие особенности присущи христианской семье?
- Почему же, ребята, семью называют Божий Храм.
(Дети отвечают).Учитель:
-Да, семья угодна Богу. Без крепкой, нравственной семьи невозможно ни одно государство. Семья – основа духовности общества.
– Я прошу вас построиться в круг. Возьмитесь за руки. Посмотрите, сколько компонентов мы внесли с вами в такое понятие как «Семья». И пусть каждый произнесёт сейчас по одной ценности, необходимой для семейного счастья (по кругу).
– А можно ли обойтись только одним из этих понятий для того, чтобы семья была счастливая, крепкая, дружная? Конечно, нет!
– Хочу пожелать вам, вашим родителям и представителям старшего поколения здоровья, успехов в любых начинаниях. Пусть в ваших семьях чаще улыбаются, встречаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.
Учитель:
- Закончить наш урок я предлагаю песней, которую вы учили на уроке музыки «Дом, в котором живём». (Слайды №27-32)
Холод, и дождик, и ветер в лицо,
Шапку срывая, до слёз пробирает.
Но есть у тебя и есть у меня
Дом, который всегда согревает.
Дом, в котором живём.
Дом, в котором растём.
Дом, в котором играем, рисуем,
Читаем и песни поём.
Дом мы строим день ото дня
Добрый, счастливый, уютный и тёплый.
Дом – это труд для тебя и меня.
Дом, в котором все вместе растём мы.
Дом, в котором живём.
Дом, в котором растём.
Дом, в котором играем, рисуем,
Читаем и песни поём.
10. Домашнее задание (по выбору стр. 132) (Слайд №33)
1. Напишите мини-сочинение на тему: «Традиции моей семьи».
2. Составьте вместе с родителями ваше генеалогическое древо.
Задание для всех:
1. Выполните задание в тетради к уроку №27
2.Нарисуйте свою семью. А будет ли это рисунок выполнен карандашом, красками или гуашью не имеет значения. Главное, чтобы он был нарисован от души. (Слайд №34)
Приложение
Задание в тетради
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
УРОК 27
Христианская семья
17449806350
Вставьте пропущенные слова
Семья основана на_______________ и создана ради нее. Семью создают два человека, ___________________________ друг друга. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать _______________. А всю свою жизнь отдать другому.
Вступление в брак в православии называется ____________________. На головы ____________________________________ возлагают венцы. Венец – это награда за их решимость подарить себя друг другу.
Венец, как и _____________, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть _______________ друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться __________________________.
Пословицы
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
В дружной семье и в холод тепло.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
В мире жить — с миром жить.
«Правила жизни»
Ставь интересы других людей выше собственных.
Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
Уважая других людей, уважай себя.
Терпимо относись к чужим точкам зрения.
Умей прощать и не будь обидчив.
Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
Проявляй чуткость.
Будь свободен от лжи и обмана.
Стремись всё делать как можно лучше.
10. Воспринимай людей как равных себе.
Синквейн
Название темы____________________________(одно существительное)Описание____________________________________(два прилагательных)Действия ___________________________________________(три глагола)Моё отношение___________________________________________(фраза)Чувство ____________________________________________(слово)