Урок по ОРКСЭ. Тема Христианская семья


Открытый урок по ОРКСЭ
4 класс
2013- 2014 уч. годтема: «Христианская семья»
Цель урока:  сформировать у учащихся представление о христианской семье  
Формирование УУД
Познавательные УУД: развивать умения извлекать информацию из текста; способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Личностные результаты: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать свои поступки с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД: совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему; развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: развивать умения эффективно сотрудничать в группе, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения. 
Оборудование: мультимедиапроектор, А. В.Кураев «Основы православной культуры», карточки, ромашка, презентация, сердца.
Ход урока
Организационный момент
Целеполагание. Введение в новую тему
Работа с кроссвордом
- Что самое главное должно быть в жизни любого человека?
-Ответ найдем, отгадав кроссворд
1
2
3
4 5 1.Временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучше (пост)
2.Что человеку мешает в делах? (лень)
3.Обращение к Богу.(молитва)
4.Одна из главных христианских добродетелей (любовь)
5.Книга книг в православии. (Библия)
- Самое главное должно быть в жизни любого человека - семья.
- О чём же мы сегодня на уроке будем говорить?
– Сегодня мы будем говорить о семье, христианской семье.
– Тема нашего урока: «Христианская семья».
– Как вы думаете, почему мы будем говорить именно о «христианской семье»?
Цель нашей работы на уроке:
- расширить наши представления о понятии «семья»,
-увидеть, что же оно в себя включает,
- какие категории входят в понятие «христианская семья».
III. Усвоение новых знаний.
- Слово «семья» вам уже знакомо, мы встречаемся с этим словом, в нашем сознании возникают разные ассоциации при звучании этого слова, Сейчас мы проведём игру «Ромашка». Я не случайно выбрала этот цветок, ведь именно ромашка, является символом семьи. На лепестке ромашки вы должны написать слово, которое по вашему, относиться к понятию «Семья».
- Что же такое семья?
Семья – это счастье, любовь и удача…
Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!
Вывод: Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья! (запись в тетрадях)
3.- С чем в жизни сравнивает семью?
-  А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор нашего учебника. Откройте страницу 86 и прочитайте первое предложение:  “Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды”. (Дети читают). Итак, с чем же сравнивает семью автор учебника? (С ковчегом.)
- Почему он использует именно это сравнение? (Семья - наш дом, наша защита, наша опора, это забота о продолжении рода на Земле, как в библейской легенде « Ноев ковчег».)
Работа над составлением кластера.
Работа в группах:
1 группа
Для чего люди создают семьи?
Прочитайте 2 абзац текста стр.86
Что узнали из этого текста?
Какие слова считаете главными? Объясните их.
-Для выступления можете использовать своё мнение и примеры
2 группа
Что необходимо, чтоб семья была дружной и крепкой?
1.Прочитайте 4 абзац текста стр.87
2.Что узнали из этого текста?
3.Какие слова считаете главными? Объясните их.
4.Для выступления можете использовать своё мнение и примеры.
Проверка: Выскажитесь по очереди
5.Работа над притчей (Притчу читает учитель)
Притча «Хлебец с маслом»
Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец — она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...
Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».
И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.
А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:
Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе
- Чему учит притча? (согласию, тактичности)
6. Чтоб семья была крепкой, Бог соединяет своей благодатью жениха и невесту для семейной жизни. Это таинство проходит в церкви. Как оно называется?
Вступление в брак в православии называется венчание. Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец».
Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).
Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.
Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.
- Почему заключение брака в церкви называется венчанием?
- Что означает венец над молодоженами?
Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу.
7. -Ребята, есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)
Да, в России есть праздник «День семьи, любви и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля..В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии, просят о счастье, любви, благополучии. 
Святые являются образцом супружества.
- Сейчас вы посмотрите мультфильм «Сказание о Петре и Февронии», а после просмотра постарайтесь ответить на вопрос:
- Благодаря каким качествам любовь Февронии и Петра победила?
- Почему жизнь у них была ладной и долгой? (просмотр)
– Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.
Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
IV. Итог урока
1. - Что самое главное должно быть в жизни любого человека?
- Чем понятие «христианская семья» отличается от понятия «семья»?
2. Составление синквейна со словом «семья».
– Составьте синквейн на тему « Христианская семья»
Синквейн
Название темы______________(одно существительное)Описание__________________(два прилагательных)Действия __________________(три глагола)Моё отношение_____________(фраза)
(Христианская семья.Дружная. Большая.Радуется. Прощают. Любят.Вся семья вместе – так и душа на месте.Это семь «я».)
V. Рефлексия:
- Кто доволен сегодня своей работой и готов поделиться знаниями, возьмите сердечки и прикрепите их на ромашку - цветок любви и верности?
А кто не совсем доволен - поселите сердца рядом с ромашкой, ведь вы тоже старались достичь цели.
(уч-ся оценивают свою работу сердечками)
VI. Домашнее задание.
А теперь запишите домашнее задание. Перечитать материал в учебнике на странице 86 - 87; выполнить задания 4 .
Ребята, наш урок заканчивается, я вас всех благодарю за работу. Пусть в вашей семье всегда будут любовь, забота, тепло, взаимопонимание. Умейте прощать и не помнить зла. Только вместе в кругу семьи можно всё преодолеть.