Внеклассное мероприятие на тему Занимательный час химии


Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 10 класса
«Занимательный час химии»
Цель: Формирование интереса и дополнительного стимула у учащихся к изучению химии, понимания необходимости знаний, умений и навыков по химии для объяснения химических превращений.
Задачи:
Образовательная: систематизировать химические знания, научиться делать логические выводы из химических опытов.
Развивающая: совершенствовать интеллектуальные умения и развить интерес к такому предмету как химия.
Воспитательная: сформировать уважительное отношение к достижениям отечественной науки.
Оборудование:
1.Химические стаканы, колба, фарфоровая чашка, асбестовая сетка, металлический штатив, песок, яйцо, лист бумаги с нанесенным рисунком (в качестве чернил – концентрированный раствор (70%)нитрата калия), спички, лучинка, скрепка, штатив с пробирками.2.Реактивы: раствор соляной кислоты, гидрокарбонат натрия, нитрат серебра, глицерин, перманганат калия (порошок), раствор медного купороса.3. Проектор, видео «Опыт «Извержение вулкана», презентация, бумага А4, ручки.
Ход мероприятия
1 ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы проведем час занимательной химии. Прошу всех присутствующих принять активное участие. Ваша задача – внимательно следить за всем происходящим, отвечать на вопросы и самим задавать их, если возникнет необходимость.
2 ведущий. А мы постараемся показать вам этот трудный предмет с другой стороны. Учащихся 10-11 классов мы просим выбрать жетончики с номером команды (подносит коробку с жетонами к учащимся).
1 ведущий. Просим команды занять свои места. Конечно же, вам нужно придумать название команды.
2 ведущий. В жюри мы приглашаем…
1 ведущий. Итак, мы начинаем! Первое задание одинаковое для обеих команд, каждая должна подготовить свои варианты ответов. Шуточное задание, посвященное великим ученым химикам и физикам. Продолжите предложенные фразы (презентация):
Однажды один недалекий ученый заметил прореху на рукаве М.В.Ломоносова и язвительно заметил: «Это ум выглядывает?». «Нет, -ответил Михаил Васильевич. Это…» Продолжите фразу. («глупость заглядывает»).
Выдающийся немецкий физик Вильгельм Рентген получил письмо, в котором автор просил прислать рентгеновских лучей, т.к. у него револьверная пуля застряла в грудной клетке. Рентген ответил: «Рентгеновских лучей прислать не могу, пришлите мне…».Что он просил прислать? ( «свою грудную клетку»).
Саша Бутлеров самостоятельно проводил опыты по химии, которые закончились взрывом. За это его выставили перед классом с табличкой на груди. В будущем он действительно стал им. Что было написано на табличке? («Великий химик»).
Д.И.Менделеев был человеком очень вежливым. Так, характеризуя своих способных помощниц, он не мог грубо сказать, что барышни в математике «собаку съели», он выразился значительно деликатнее. Как? («собачку скушали»).
2 ведущий. Задание 2. «Узнаем в лицо». По представленным моделям органических соединений определить, какие вещества здесь изображены. (приложение 1).
1 ведущий. Задание 3. «Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами». Внимательно слушаем и определяем, что за чудеса нам покажут наши волшебники. Нужно объяснить опыты и написать уравнения реакций данных химических превращений. Итак, внимание!
1-й ученик. Жарко здесь! Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2-й ученик. Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
3-й ученик. Ой, а я люблю с сиропом. Только чтоб совсем немного!
4-й ученик. Братцы, мне нужна корова – молочка хочу парного!
Входит 5-й ученик, у которого в руках большая колба с жидкостью.
5-й ученик. Вы, ребята пить хотите?
В колбе сказочная жидкость.
Чудеса мне по плечу,
Я ведь химию учу.
Подставляйте –ка стаканы!
Опыт точно проведен,
Все у нас пойдет по плану!
Ребята берут со стола стаканы, в которых находятся растворы разных веществ. 5-й ученик наливает в них жидкость из колбы.
5-й ученик. Вот вода, вот газировка,
Вот парное молоко
Получилось очень ловко,
А секрет узнать легко!
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й ученик. Стоп, ребята, погодите,
Чтобы не было беды,
Вы, пожалуйста, не пейте
Ни сиропа, ни воды.
В этом строгом кабинете
Есть серьезные запреты.
Вы запомните, друзья,
Здесь ни пить, ни есть нельзя!
2 ведущий. Вопрос командам – что находилось в колбе и четырех стаканах? Написать уравнения реакций, которые были продемонстрированы нашими ребятами.
1 ведущий. Задание 4. «Химические ребусы». Расшифровать названия ХЭ (приложение 2).
2 ведущий. А сейчас команды могут отдохнуть, а мы поиграем с болельщиками. Для вас , друзья, загадки.
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильные.
Но в растворах щелочей
Я становлюсь малиновым.
Ярче сока всех малин .Кто я? (фенолфталеин)
Эта желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет – в колбе…(щелочь)
Покраснеет - …(кислота)
Коль нейтральная среда –
Не изменит цвет она.
Мы за эти указания
Назовем ее…(универсальная)
1 ведущий. А у нас в гостях снова волшебники. Посмотрим, какое задание под номером 5 они приготовили для нас.
1-й ученик (держит в руке яйцо). Обычное яйцо, а сколько превращений может с ним произойти! Кто из вас может очистить яйцо, не разбивая скорлупы! А кто может из вас заставить нырять яйцо только лишь от одного вашего взгляда? Нет желающих? Тогда смотрите!
В высокий химический стакан или широкий цилиндр наливают 5%-ный раствор соляной кислоты. Затем в раствор опускают неочищенное куриное яйцо, которое вначале опускается на дно сосуда. Однако через некоторое время на поверхности скорлупы появляются пузырьки углекислого газа (вследствие реакции карбоната кальция скорлупы с соляной кислотой) увлекают яйцо вверх. На поверхности пузырьки лопаются, и яйцо вновь «ныряет» на дно. Процесс протекает до тех пор, пока не растворится скорлупа. Если яйцо окажется слишком тяжелым, то для увеличения плотности раствора в него следует добавить немного поваренной соли. Что происходит, кто даст ответ?
2 ведущий. У команд наверно уже готово объяснение опыта, пожалуйста, ваши ответы.
1 ведущий. Задание 6. «Удивительные превращения» (приложение 3).
СОЛЬ – МЕДЬ. Из соли выделить медь химическим путем в принципе несложно. Для этого лучше всего подходит раствор медного купороса и железный гвоздь (демонстрация опыта: в раствор медного купороса опустить железный гвоздь или скрепку, медь осядет на железном гвозде). Здесь же меняйте в словах по одной букве и тоже получите из соли медь.
С О Л Ь
М Е Д Ь
МЕДЬ – БОЛТ. Чтобы выточить болт из металла нужны токарный станок, заготовка и, конечно же мастерство токаря. Найдите три слова, каждое из которых отличается от предыдущего на одну букву, и тогда из МЕДИ получите БОЛТ на нашей таблице.
М Е Д Ь
Б О Л Т
2 ведущий. Молодцы, наши команды. Если вы не устали, у нас для вас есть еще пара заданий.
1 ведущий. Задание 7. «Гонка за лидером» Вопросы по очереди для команд, если ответа нет, вопрос переадресован другой команде.
1.Токсичный туман (смог)
2.Превращение одних веществ в другие (химическая реакция)
3.Галоген, недостаток которого вызывает кариес (фтор)
4.Вещества, увеличивающие скорость химической реакции (катализаторы)
5.Веществ, изменяющие окраску в присутствии других веществ (индикаторы)
6.Почему смесь азотной и соляной кислот называют «царской водкой»? (в смеси этих кислот растворяется «царь металлов» - золото)
7.Накапливаясь в атмосфере, этот газ приводит к «парниковому эффекту» (углекислый газ)
8.Общее название мела, мрамора, известняка (карбонат кальция)
9.Эту драгоценность называют «живым бриллиантом» (жемчуг)
10.Название этого вещества с арабского переводится как «твердейший» (алмаз)
11.Русский ученый, получивший уксусный альдегид из ацетилена (М.Г.Кучеров)
12.Как называется реакция альдегидов с аммиачным раствором оксида серебра? (реакция «серебряного зеркала»)
13.Как называется реакция взаимодействия карбоновых кислот со спиртами? (реакция этерификации)
14.Какая реакция является характерной для крахмала? (реакция с раствором йода)
15.Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц? (сероводород)
16.Жидкая смесь природных углеводородов (нефть)
2 ведущий. Ну что ж, на одном дыхании ребята справились с таким шквалом вопросов, можно сказать отбились от лавины. И наконец, последнее задание 8 «С точки зрения химика».
1.Составьте рецензию на отрывок: из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так и свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода – то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная. (Ответ: Рукодельница хорошо знала свойство угля адсорбировать растворенные в воде вещества)2.…А знаете, товарищи, -объявил он, - эти статуи кто – то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобно. (М.Кравцов. Зашифрованный план) Насколько правдоподобно объяснение? Дайте обоснованный ответ. (Ответ: Гипс – соль серной кислоты, которая значительно сильнее уксусной. Реакция не пойдет. Исходя из этого и следует оценивать правдоподобность объяснения).1 ведущий. Молодцы, наши химики! Теперь можно спокойно вздохнуть и посмотреть, что интересного покажут наши волшебники.
1-й ученик. Мы знаем несколько способов добывания огня: путем трения, использования электрической искры, при помощи спичек. Попробуем обойтись без этих средств.
Опыт «Самовозгорание костра». В сухую фарфоровую чашечку насыпают 3-5 г порошка перманганата калия, ставят асбестовую сетку и обкладывают со всех сторон сухими лучинками. Непосредственно перед проведением опыта к перманганату калия добавляют 3-5 капель безводного глицерина и сетку устанавливают на демонстрационном столе. Через 1-2 минуты глицерин воспламеняется, от него загораются лучинки.
2-й ученик. Этот же огонь умеет рисовать. Только это зависит от его настроения, посмотрим, в каком расположении духа он сегодня.
Опыт «Огонь – художник» На листе бумаги концентрированным раствором (70%) нитрата калия наносится рисунок или надпись так, чтобы линии в них не пересекались. В начале надписи карандашом делается отметка в виде точки. Надпись нужно хорошо высушить. Для демонстрации опыта к обозначенной точке подносят тлеющую лучинку. От лучинки начнет тлеть бумага, при этом тлеющий огонек будет медленно продвигаться по ранее нанесенной линии, образуя соответствующую надпись или рисунок. (Поскольку огонек «рисует» не слишком быстро, то лист бумаги можно подвесить на сцене и показывать другие опыты).
3-й ученик. А сейчас, друзья, для вас
По истории рассказ.
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана
Показалось пламя.
Гул и грохот,
Через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.
Видео «Извержение вулкана»
2 ведущий. Спасибо нашим помощникам. А сейчас слово жюри. (Награждение команд, а также наиболее активных участников)
1 ведущий. Благодарим всех за внимание! До новых встреч!
Подведение итогов
Вот и подошло к концу наше увлекательное мероприятие «Занимательный час химии» и нам следует подвести итоги. Определить, какая же из команд оказалась наиболее активнее и начитаннее. Пока наше многоуважаемое жюри подсчитывает баллы, мы назовем имена тех ребят из двух команд, которые больше всего проявили себя в нашей игре. Они получат положительные оценки в журнал по химии.
Итак, баллы подсчитаны, и побеждает команда (указать название). Всем участникам турнира выражается благодарность за активное участие.
Приложение 1. Модели органических соединений

Назовите органические соединения, модели которых здесь нарисованы. Учтите при этом, что атомы углерода и водорода на рисунках не обозначены.
Приложение 2

Приложение 3
С О Л Ь
М Е Д Ь
М Е Д Ь
Б О Л Т