Внеклассное мероприятие по биологии для 9-11 классов «Занимательный биологический вечер»
«Занимательный биологический вечер» в 9-11-х классах.
Цели, обучать учащихся правильно пользоваться биологическими терминами и объяснять природные процессы, орудовать биологическими понятиями. Заинтересовать учащихся биологической наукой, биологическими знаниями. Развивать знания в различных областях биологии и умения использовать свои знания в области биологии, здорового образа жизни и оказания первой медицинской помощи. Воспитать всесторонне развитую личность в современном обществе.
Оборудование. Стенгазеты на различные биологические темы, развешаны по актовому залу; стойка - трибуна для ведущих, музыкальная и звуковая аппаратура, музыкальные фонограммы, доски размером 25см х 15 см х h=5 см - 10 штук, гимнастическая скамейка или брусок шириной 10 см и длиной 6 метров, маты гимнастические -12 штук, секундомер, свисток, рюкзак с грузом, панамка, резиновые сапоги, любой музыкальный инструмент (на личное усмотрение), баночки с крышками- внутри: с луком, чесноком, лимоном, мелиссой, укропом, хвоинкой, мятой, гвоздикой; шины, дочечки, доски, бинты медицинские, раствор- йода, перевязочные материалы, жгуты, бумага, карандаши, тампоны - комплект для оказания первой медицинской помощи в 2-Х экземплярах.
Участники мероприятия.
Ведущий: юноша старшего класса
Ведущая: девушка старшего класса
Жюри: учащиеся 9-11-х классов, мед. работник, преподаватель биологии или ОБЖ, педагог - организатор, родители (состав жюри по самостоятельному усмотрению, главное чтоб было компетентным).
Помощники (кол-во по усмотрению)
• Звуковой оператор;
• Музыкальный оператор;
• Фотограф;
• Видеооператор;
• Группа обеспечения.
Подготовка к вечеру.
Принимают участие на вечере учащиеся 9-11-х классов по шесть участников в каждой команде (желательно по 3 девушки и юноши). Заранее они готовят название команды, биологические псевдонимы каждому участнику и легенду про себя; команды готовят девиз или речевку. Одежда спортивная - свободная по желанию учащихся.
Ход мероприятия:
На сцену выходят ведущий и ведущая.
Ведущая: Добрый вечер дорогие друзья и уважаемые гости! Ведущий: Здравствуйте многоуважаемые, преданные биологии, милые живые организмы!
Ведущая: Ты что, твои уши слышат, о чем ты говоришь?!
Ведущий: А что такого я сказал, что тебя так взволновало?
Ведущая: Но ты ведь назвал живыми организмами, это же...
Ведущий: (прервав ведущую) А что тут такого плохого? Я что, не прав?
Ведущая: Конечно, нет.
Ведущий: Давай тогда выясним, кто здесь прав?
Ведущая: Каким образом?
Ведущий: Возьмем например, всех живых организмов планеты Земля, они дышат ? питаются ? двигаются и способны па рост ?
Ведущая: Ну конечно, это естественно!
Ведущий: Ну тогда дальше продолжим исследование (и ведущий спускается к зрителям и гостям; обращается к одному из них). Добрый вечер, извините, можно мне задать Вам несколько вопросов? (после согласия, ведущий задает свои вопросы). Вы дышите? (ответ зрителя: «да»). Вы надеюсь на питание не жалуетесь? («нет конечно»). И пожалуйста, если Вас не затруднит, встаньте пожалуйста; надеюсь, вопросов нет на счет роста?! А как с двигательной активностью (зритель шагает и делает несколько упражнений). Во, отлично! Спасибо большое! (ведущий обращаясь к ведущей). Ну как?! надеюсь больше вопросов у тебя нету?
Ведущая: Нет, конечно!
Ведущий: А на счет остальных, тут сидящих зрителей и гостей, у тебя сомнений нет, что действительно все они живые организмы?!
Ведущая: Нет, нет конечно!
Ведущий: (довольный) Ну, что и требовалось доказать?!
Ведущая: Ой, с тобой не возможно спорить. Ну ладно, не будем заставлять ждать зрителей и позовём сегодняшних участников нашего праздника.
Ведущие: С удовольствием, Добро пожаловать! Ведущие по очереди называют фамилии и имена участников под музыку «В мире животных» П. Мориата и аплодисменты присутствующих в зале; участники занимают свои места, заранее приготовленные, в противоположных сторонах сцены под углом 45 к аудитории, лицом друг - другу.
Ведущий: Слово предоставляется самим участникам, (участники - команды знакомят с названием команды, с речевкой или девизом и каждый из команды знакомит с собой; интереснее будет если каждый участник придумает себе биологическое прозвище или биологический псевдоним, подходящий им по своим интересам, характеру).
На сцене появляется ведущий: (он делает приседания, упражнения для рук и т. д.) Сперва нужно хорошенько согреться для подготовки к состязаниям. Ведущая: Да, и первый конкурс у нас «Разминка».
Ведущий: Каждый правильный ответ на вопрос, оценивается одним баллом.
Вопросы для разминки.
1. Какое название города вы знаете, совпадающее с птицей? (Орёл).
2. Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт;
Лежит - воет,
Падёт - землю роет. (Жук).
3. Живет в лесу.
Ухает как разбойник;
Люди его боятся.
А он людей боится. (Филин).
4. Зубова-то, серовато,
По полю рыщет,
Телят, овец ищет. (Волк).
5. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд).
6. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух).
7. Какое животное дает самое жирное молоко? (Тюлень, 43%).
8. Не зверь, не птица,
А нос, как спица,
Летит - кричит, сидит - молчит.
Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар).
9. Какой кот постоянно носит очки? (кот Базилио).
10. Как называется собачье общежитие? (Псарня).
11. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жилища? ( «Кошкин дом» Маршак).
12. Что, согласно народным приметам, обещают пузыри на лужах? (Затяжной дождь).
13. Какое растение раскрыло законы наследственности? (Горох).
14. Как звали собаку, принесшую славу Родиону Газманову? (Люси)
Ведущая: Молодцы! Спасибо командам за быстрые и надеюсь, правильные ответы, они постарались и жюри оценит их. ( Жюри объявляет итоги конкурса «Разминка»).
Ведущий: (Выходит с рюкзаком на спине, на голове панамка, а на ногах резиновые сапоги).
Ведущая: Батюшки, ты, куда ещё собрался в таком виде?
Ведущий: Ну, ты вообще, не знаешь куда идут в таком виде? Ну конечно в поход.
Ведущая: Постой, постой какой поход? Ты что забыл, нам вечер вести надо, а ты собрался в поход.
Ведущий: Ой, миленькая, успокойся, я никуда не собираюсь, а вот участникам придётся.
Ведущая: Так бы сразу к сказал, а то я от твоего наряда совсем растерялась! Да друзья, второй конкурс у нас называется «Поход через болото».
Ведущий: Этот конкурс, с одной стороны требует быстроты, ловкости и равновесия, а с другой стороны показывает степень развития вашего мозжечка. Если мозжечок хорошо развит и оно согласованно работает с опорно - двигательной системой, то я думаю этот конкурс затруднения не вызовет.
Конкурс «Поход через болото».
Для этого конкурса необходимы десять досок размером 25 см х 15 см х h=5см: гимнастическая скамейка - перевернутая, или брусок шириной 10 см, длиной 6 метров; гимнастические маты 12 штук; секундомер, двухметровая палка, трасса по схеме:
Участники одной команды разделяются на два конца трассы по ровну, по очереди проходят трассу. Для этого они должны надеть на голову панамку, на ноги резиновые сапоги, а за спиной рюкзак с грузом, что усложняет прохождение трассу, а в руках палка для опоры, по команде членов жюри,
I участник команды одевается берёт палку и проходит трассу, II участник раздевает 1-го, сам одевает соответствующую экипировку и обратно начинает путь по трассе, III участник повторяет путь 1-го, IV участник II-го участника и т. д. до последнего участника и на время, которую контролируют секундомером жюри, а падение карается 0,5 баллом за один раз, за два падения уже 1 балл и т. д., весь конкурс оценивается 10 баллами. Команда, которая по времени раньше заканчивает конкурс, награждается дополнительно двумя баллами.
Очередность команд определяется по жребию. Во время прохождения дистанции играет живая музыка.
Ведущий: Спасибо большое туристам, все постарались, конечно, каждый по своей возможности, вроде никто не утонул на болоте, а это уже уточнит жюри, (жюри объявляет итоги конкурса). А дальше у нас конкурс «Головоломок».
Ведущая: На этом конкурсе у нас мозжечок и опорно - двигательная система отдыхают, а лобная зона коры больших полушарий будет интенсивно работать.
Ведущий: Командам вручаются пакеты с заданиями, которые сами выбирают из предоставленных нескольких. Внимательно читают и решают, кто первым и правильно решил, тому ставиться "отлично", т. е. 5 баллов.
(В пакетах даются ребусы, ответы на них "осьминог" и "моллюск". Во время решения ребуса стоит звук отсчета часов).Конкурс "Головоломок"
Ведущая: Спасибо, подумать только за короткое время у участников конкурса в головном мозге уже увеличилось число извилин, да дорогие зрители за это стоит аплодировать.
После объявления жюри баллов за конкурс «Головоломок» и общих баллов наступает очередь следующего конкурса.
Ведущий: (Выходит с баяном в руках, и пытается- что-то сыграть, но не получается) и со вздохом сожаления говорит: Если бы мог играть, я бы показал...!
Ведущая: Что это ещё за номер?! Что ты собираешься делать с баяном, если не умеешь играть на нём?
Ведущий: Да успокойся, это я для следующего конкурса принёс, для конкурса «Песен».
Ведущая: По надо сказать, этот конкурс песен не простой, потому - что в , содержании песни должно быть что-то биологическое. Ведущий: Например; (напевает) Говорят, не повезёт если черный кот дорогу перейдёт
Ведущая:(прерывает, останавливает ведущего) Ну и песни у тебя, сразу чёрный КОТ, да и дорогу перейдет.
Ведущий: Да я хотел сказать, чтобы чёрный кот дорогу не перешёл, надо без остановки петь, по очереди, песни с биологической тематикой. Кто останавливается первым— тот проигрывает, а выигравшей команде 5 баллов, проигравшей 2 балла.
Конкурс «Песен»
Ведущая: (после завершения конкурса) Молодцы, прекрасно поют команды.
Ведущий: А я бы ещё послушал...!
Ведущая: Но всему есть конец и побеждает только одна команда, поэтому сейчас послушаем жюри.
Жюри объявляет итоги конкурса с уточнениями и возможными изменениями в баллах, и суммирует общие баллы.
Ведущий: (за трибуной - стойкой ведущего разбирает свои бумаги, и что - то не находит).
Ведущая: Что потерял?
Ведущий: Что-то я запутался, какой сейчас конкурс, что со мной ? (сам все ищет).
Ведущая: (Вынимает черный пакет) Это из - за них наверно ты запутался?!
Ведущий: Ну-ка, ну-ка давай посмотрим, что это там такое?!
Ведущая: Э-э нет, вот именно смотреть нельзя, а надо определить что там - по запаху. То есть используя свой обонятельный анализатор.
Ведущий: Да, точно, вспомнил, сейчас у нас конкурс «Определи по запаху». Из каждой команды по 2 участника выходят на центр, и с завязанными глазами определяют по запаху, что лежит в баночках, за каждый правильный ответ - 2 балла.
Конкурс «Определи по запаху».
Для этого конкурса берутся различные растения имеющие ярко выраженный запах. Например, лук разрезанный, чеснок, лимон, мелисса, укроп, хвоя, мята, гвоздика и т. д.Ведущий: Да, однако молодцы, сумели отгадать все загадки природы и меня освободили от этих запахов, а то они меня все ещё путали бы.
Ведущая: Следующий конкурс можешь теперь объявить?
Ведущий: Естественно. Следующий конкурс у нас «Пантомима».
С помощью мимики, движений, короче без слов показать, а соперник отгадывает задание. Соперник, который отгадывает - имеет право задать 3 вопроса, на которые показывающая команда отвечает только кивком головы, т. е. «да» или «нет».
Ведущая: Похоже это будет интересно?! Давайте посмотрим с вниманием.
Конкурс «Пантомима».
Команды сами выбирают конверты с заданиями. Примерные задания:
• Работа сердца;
• Работа желудка;
• Суслик на разведке;
• Умывающийся гусь;
• Рост и цветение растения;
• Цветок вянет и погибает; и т. д.
Оценивание; Если отгадывающая команда без вопросов правильно отгадывает задание, присуждается 5 баллов; если используется 1 вопрос, то 4 балла; если используется 2 вопроса, то 3 балла; если все 3 вопроса используется, то 2 балла. Если не отгадывается задание, то баллы не присуждаются.
Ведущий: Смотри, как здорово они справились с заданиями, Молодцы! Послушай, а может нам в школе театр миниатюр создать?! А что, смотри какие таланты у нас?! Завтра же надо зайти к директору с предложением.
Ведущая: Пошло - поехало, ещё чего не хватало. У директора больше дел нет что ли, этот театр у нас каждый день можно увидеть.
Ведущий: Каждый день? У нас в школе?
Ведущая: Да ладно, как будто не знаем, если к уроку не готов, то ты сам любого переиграешь, куда там артисты театра миниатюр.
Ведущий: Ну всё - всё, что уж перед всеми выставляешь меня. Как проявишь инициативу, так... (махнул рукой).
Ведущая: Ну ладно тебе, аль обиделся что - ли? Ты куда? Следующий конкурс надо объявить.
Ведущий: (делает шаги и что - то бормочет про себя).
Ведущая: Эй, я тебе говорю на следующий конкурс надо переходить.
Ведущий: Я уже перешёл.
Ведущая: А - а, так бы и сказал. Для следующею конкурса из каждой команды нужны по три участника. Участник делает шаг и называет необходимое слово по заданию, желательно без паузы.
Задания для конкурса;
I -лекарственные растения;
II - определения объясняющие отрицательное влияние человека на природу;
III - одомашненные растения;
IV - отряды млекопитающих;
V - одомашненные животные, птицы;
VI - эволюция животных по порядку, и т. д. и т. п. задания.За каждый правильный шаг - ответ дается один балл; пауза не более 3 секунд. Чтобы полностью не остановиться, можно сделать шаг без ответа, время паузы заново пойдет, количество шагов уменьшается. Т. е. можно только 10 шагов сделать, даже без ответа, но за это балл не присуждается. Для того чтобы участники не растерялись, можно при ошибочном ответе не останавливать участника, пусть продолжает ответы до конца, но уже жюри просто пропускает, оценивает правильные ответы в общей сумме.
Конкурс «10 шагов -10 слов»
Ведущая: Большое спасибо участникам, за время прохождения 10-и шагов, сколько слов и понятий - имеющих столько смысла.
Для подсчета баллов слово предоставляется жюри.
- Жюри подводит итоги.
Ведущий: (обращаясь к ведущей) Бели произойдет вывих сустава, ты знаешь, как поступить?
Ведущая: Знаю. При вывихе - когда сустав вышел из суставной сумки, надо оставить в покое, положить лед пли холодную воду, можно снег в пакете. Это делается для понижения боли и предотвратить кровоизлияние, так как холод сужает кровеносные сосуды. Зафиксировать сустав, чтобы движения не произошли и впоследствии- различных разрывов сосуд , нервов и сухожилия. Обратиться к врачу.
Ведущий: Откуда все это ты знаешь?
Ведущая: Как не знать, это мы прошли на уроке «биология человека» и на уроке «Основы безопасной жизнедеятельности», и курс называется «Оказание I медицинской помощи при неотложных ситуациях».
Ведущий: Хорошо, поэтому мы сейчас и проверим наши команды, умеют ли они оказать I помощь.
Конкурс «Оказание I помощи».
Команда выбирает по одному вопросу и по одному заданию. Вопросы:
1. Какие кровотечения бывают, и который из них опаснее?
Ответ: Капиллярные - появляется капелька крови и свертывание происходит; Венозная- кровь течет медленно, темно-красного цвета, долговременное свертывание наблюдается; Артериальное - кровь бьет как из фонтана, под давлением; Внутреннее кровотечение - самое опасное - кровоизлияние в мозг, инсульт и смерть может наступить моментально.
2. Какие переломы могут быть, какой из них опаснее?
Ответ: может быть открытый перелом, может быть закрытый перелом. Открытый перелом - повреждено целостность тканей и мышц, видны кости, порваны кровеносные сосуды и нервные окончания, крови очень много.
Закрытый перелом - целостность ткани и мышц не нарушена, крови нет, деформация конституции ноги.
Опаснее открытый перелом -увеличивается вероятность попадания инфекции и микробов на рану, в результате развиваются различные заболевания, в том числе последующая гангрена, тем более газовая.
- Задания — по практическому оказанию I медицинской помощи пострадавшему.
Открытый перелом предплечья:
Надавливание на точку пульса под мышкой, если не удается- то наложить жгут в область плеча с указанием времени, обработка краев раны йодом, наложение тампона из чистой марли (если есть бактерицидный тампон, то без обработки йодом), осторожно перевязать для фиксации тампона, наложить шину или доску, фанеру, зафиксировать шину, для нормального положения во внутрь кисти помещают маленькую подушечку, (кисть должна обхватить), сделать 3 - угольную косынку, согнуть в локте на 90 и привязать на шею, руку зафиксировать к туловищу; надо пощупать пальцы, если пальцы онемели, охладились или осенились, то надо расслабить жгут и фиксацию. Жгут в холодное время 30 минут, в тёплое время 1,5 часа держать, 25 минут пауза.
Открытый перелом голени:
Надавливать на точку пульса в паховой области или же наложить жгут в области бедра с указанием времени, при наличии бактерицидного тампона, наложить этот тампон; а если нет такого тампона, то обработать края раны раствором йода и перевязать-зафиксировать обычный чистый марлевый тампон, перевязка свободная, а не тугая. Дальше наложить шину связывая верхний и нижний суставы по отношению к ране, под шину подложить мягкую ткань. Если нет шины, то поврежденную ногу прикрепить или перевязан» к неповреждённой ноге и отправить в больницу.
Ведущий: Да, молодцы, вот кому можно опереться в трудную минуту.
Ведущая: Правильно рассуждаешь. Но однако для подведения этого конкурса, и вечера в целом, мы предоставляем слово жюри.
Жюри подводит итог всему празднику «биологического вечера». Объявляют победителей конкурса.
Ведущая: А теперь мы вручаем скромные наши подарки: авторучки и блокноты, для записей всего полезного.
Ведущий: Плюс ещё жидкость имеется в наличии.
Ведущая: О чём ты ещё болтаешь, какая еще жидкость?
Ведущий: А что такого я сказал, я говорю про сок - самый натуральный и природный (и вручает обеим командам 1 литровые пакеты с натуральным соком).
P.S. Биологический вечер можно снять на видео, или же фотографировать. В самом конце вечера фотографируются все участники вечера, ведущие, организаторы, жюри.