Рабочая программа Основы программирования и баз данных
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Еланский аграрный колледж»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОП. 05 Основы программирования и баз данных
по специальности технического профиля:
230111 Компьютерные сети
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
230111 «Компьютерные сети»
Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж»
Разработчик:
Гулиева Елена Викторовна, преподаватель первой категории.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы учебной дисциплины 4
2.Структура и содержание учебной дисциплины 5
3.Условия реализации примерной программы учебной дисциплины 10
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования и баз данных
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети», входящей в состав укрупненной группы 230000 «Информатика и вычислительная техника».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код
Наименование результата обучения
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
обладать профессиональными компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.2.
Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах
ПК 2.3.
Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей
ПК 3.1.
Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать языки программирования высокого уровня;
- строить логически правильные и эффективные программы;
- использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие принципы построения алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- системы программирования;
- технологии структурного и объектно–ориентированного программирования
- основы теории баз данных;
- модели баз данных;
- основы реляционной алгебры
- принципы проектирования баз данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
лабораторно-практических работ 42 часа
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
165
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
110
в том числе:
Лабораторно-практические работы
42
Контрольные работы
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55
Итоговая аттестация во II семестре в форме
экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения
1
2
3
4
Раздел 1.Принципы построения алгоритмов и алгоритмические конструкции.
10
Тема 1.1. Общее понятие алгоритма.
Содержание учебного материала
4
1.
Общее понятие алгоритма. Обзор существующих алгоритмических языков.
2
2
Практические занятия
2
Составление алгоритма работы программы
Тема 1.2. Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка.
Содержание учебного материала
6
1.
Неформальный алгоритмический язык - псевдокод, максимально приближенный к естественному языку.
2
2
2.
Основные конструкции алгоритмического языка - ветвление, цикл; примеры программ на псевдокоде.
2
2
Лабораторная работа не предусмотрена
–
Практические занятия
2
2. Составление алгоритма работы программы с использованием ветвления и цикла
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1
Свойства алгоритмов и методы построения.
5
Раздел 2.Системы и технологии структурного и объектно–ориентированного программирования.
50
Тема 2.1. Обзор современных систем программирования.
Содержание учебного материала
6
1.
Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика, примеры использования.
2
2
2.
Разработка программ по техническому заданию.
2
1
Лабораторная работа не предусмотрена
–
Практические занятия
2
Изучение интегрированной среды программирования. Составление требований к программному продукту.
Тема 2.2. Технология структурного программирования.
Содержание учебного материала
24
1.
Теоретические предпосылки структурного программирования. Состав и структура языка программирования. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. Комментарии.
2
2
2
Переменные. Определение имени переменной. Объявление переменной. Инициализация переменной по умолчанию и из кода. Область видимости и время жизни переменных. Оператор присваивания.
2
3.
Типы переменных. Преобразование типов явное и неявное. Стандартные операции с переменными. Константы
2
2
4.
Понятие оператора. Запись операторов. Многострочные операторы, понятие блока.
2
2
5.
Оператор условия. Составления условия: сравнение числовых значений, строковых и логических значения.
2
2
6.
Составление сложных условий: использование логических операций. Приоритет операций. Вложенные операторы. Оператор выбора. Оптимизация оператора выбора
2
2
7.
Оператор цикла: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром. Цикл для обхода элементов группы. Понятия: тело цикла, условие цикла, счетчик, итерация. Использование счетчика цикла. Оператор досрочного выхода из цикла.
2
2
Практические занятия
2
4.Проектирование программы с использованием операций и операторов языка
Лабораторная работа
8
1. «Организация ввода данных в программу, организация вывода данных на экран»
2. «Организация математических операций в программе»
3. «Разработка программы с использованием оператора ветвления и выбора»
4. «Разработка программы с использованием операторов цикла»
Тема 2.3. Технология объектно–ориентированного программирования (ООП).
Содержание учебного материала
20
1.
Преимущества применения объектно-ориентированного подхода в программировании. Классы: основные понятия.
2
2
2.
Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные. Понятие индекса и элемента массива. Подсчет объема памяти занимаемой массивом.
2
2
3.
Типовые задачи с массивами: доступ к элементу, обход элементов, инициализация элементов. Представление текстовой информации.
2
2
4.
Понятие строка. Различные способы организации строковых данных. Работа с отдельными символами. Наиболее употребительные функции для работы со строками.
2
2
5.
Введение в программирование под Windows.
2
1
Практические занятия
4
5. Проектирование программы с использованием классов и методов
6. Проектирование программы для работы с массивами и строками
Лабораторная работа
4
5. Разработка программы для работы с одномерными массивами»
6. Разработка программы для работы с многомерными массивами
Контрольная работа по разделу 2.
2
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2
Выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения».
25
Раздел 3.Основы теории баз данных и реляционной алгебры.
4
Тема 3.1. Основы теории баз данных и реляционной алгебры
Содержание учебного материала
4
1.
Основные понятия и определения теории БД. Классическая трехуровневая архитектура БД.
2
2
2.
Упрощенный процесс прохождения запроса в БД. Базисные средства манипулирования данными.
2
2
Лабораторная работа не предусмотрена
–
Практические занятия не предусмотрены
–
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3
Решение задач на операции обработки отношений.
2
Раздел 4.Модели баз данных.
10
Тема 4.1. Модели баз данных.
Содержание учебного материала
10
1.
Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД. Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.
2
2
2.
Реляционная модель данных.
2
2
3.
Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.
2
2
Практические занятия
2
7. Проектирование реляционной модели базы данных
Лабораторная работа
2
6. Реализация применения реляционной модели базы данных
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4.