Рабочая программа Основы программирования и баз данных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Еланский аграрный колледж»















рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины

ОП. 05 Основы программирования и баз данных

по специальности технического профиля:
230111 Компьютерные сети





















2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
230111 «Компьютерные сети»

Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж»

Разработчик:
Гулиева Елена Викторовна, преподаватель первой категории.



































СОДЕРЖАНИЕ


1.Паспорт программы учебной дисциплины 4

2.Структура и содержание учебной дисциплины 5

3.Условия реализации примерной программы учебной дисциплины 10

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы программирования и баз данных

1.1 Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230111 «Компьютерные сети», входящей в состав укрупненной группы 230000 «Информатика и вычислительная техника».


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


обладать профессиональными компетенциями:

Код
Наименование результата обучения

ПК 2.2.
Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах

ПК 2.3.
Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей

ПК 3.1.
Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей



В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать языки программирования высокого уровня;
- строить логически правильные и эффективные программы;
- использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- общие принципы построения алгоритмов;
- основные алгоритмические конструкции;
- системы программирования;
- технологии структурного и объектно–ориентированного программирования
- основы теории баз данных;
- модели баз данных;
- основы реляционной алгебры
- принципы проектирования баз данных;
- средства проектирования структур баз данных;
- язык запросов SQL.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 145 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
лабораторно-практических работ 42 часа
самостоятельной работы обучающегося 35 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
165

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
110

в том числе:


Лабораторно-практические работы
42

Контрольные работы
6




Самостоятельная работа обучающегося (всего)
55




Итоговая аттестация во II семестре в форме
экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы программирования и баз данных»


Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
усвоения

1
2
3
4

Раздел 1.Принципы построения алгоритмов и алгоритмические конструкции.
10


Тема 1.1. Общее понятие алгоритма.
Содержание учебного материала
4



1.
Общее понятие алгоритма. Обзор существующих алгоритмических языков.
2
2


Практические занятия
2



Составление алгоритма работы программы



Тема 1.2. Принципы построения и управляющие конструкции алгоритмического языка.
Содержание учебного материала
6



1.
Неформальный алгоритмический язык - псевдокод, максимально приближенный к естественному языку.
2
2


2.
Основные конструкции алгоритмического языка - ветвление, цикл; примеры программ на псевдокоде.
2
2


Лабораторная работа не предусмотрена




Практические занятия
2



2. Составление алгоритма работы программы с использованием ветвления и цикла




Самостоятельная работа обучающихся по разделу 1
Свойства алгоритмов и методы построения.
5


Раздел 2.Системы и технологии структурного и объектно–ориентированного программирования.
50


Тема 2.1. Обзор современных систем программирования.

Содержание учебного материала
6



1.
Современные системы разработки эффективных программ на языке программирования высокого уровня. Сравнительная характеристика, примеры использования.
2
2


2.
Разработка программ по техническому заданию.
2
1


Лабораторная работа не предусмотрена




Практические занятия
2



Изучение интегрированной среды программирования. Составление требований к программному продукту.



Тема 2.2. Технология структурного программирования.




Содержание учебного материала
24



1.
Теоретические предпосылки структурного программирования. Состав и структура языка программирования. Понятия алфавита, синтаксиса и семантики. Комментарии.
2
2


2
Переменные. Определение имени переменной. Объявление переменной. Инициализация переменной по умолчанию и из кода. Область видимости и время жизни переменных. Оператор присваивания.
2





3.

Типы переменных. Преобразование типов явное и неявное. Стандартные операции с переменными. Константы
2
2


4.
Понятие оператора. Запись операторов. Многострочные операторы, понятие блока.
2
2


5.
Оператор условия. Составления условия: сравнение числовых значений, строковых и логических значения.
2
2


6.
Составление сложных условий: использование логических операций. Приоритет операций. Вложенные операторы. Оператор выбора. Оптимизация оператора выбора
2
2


7.
Оператор цикла: циклы с предусловием, с постусловием, с параметром. Цикл для обхода элементов группы. Понятия: тело цикла, условие цикла, счетчик, итерация. Использование счетчика цикла. Оператор досрочного выхода из цикла.
2
2


Практические занятия
2



4.Проектирование программы с использованием операций и операторов языка




Лабораторная работа
8



1. «Организация ввода данных в программу, организация вывода данных на экран»




2. «Организация математических операций в программе»




3. «Разработка программы с использованием оператора ветвления и выбора»




4. «Разработка программы с использованием операторов цикла»



Тема 2.3. Технология объектно–ориентированного программирования (ООП).

Содержание учебного материала
20



1.
Преимущества применения объектно-ориентированного подхода в программировании. Классы: основные понятия.
2
2


2.
Понятие массива. Массивы одномерные и многомерные. Понятие индекса и элемента массива. Подсчет объема памяти занимаемой массивом.
2
2


3.
Типовые задачи с массивами: доступ к элементу, обход элементов, инициализация элементов. Представление текстовой информации.
2
2


4.
Понятие строка. Различные способы организации строковых данных. Работа с отдельными символами. Наиболее употребительные функции для работы со строками.
2
2


5.
Введение в программирование под Windows.
2
1


Практические занятия
4



5. Проектирование программы с использованием классов и методов




6. Проектирование программы для работы с массивами и строками




Лабораторная работа
4



5. Разработка программы для работы с одномерными массивами»




6. Разработка программы для работы с многомерными массивами




Контрольная работа по разделу 2.
2



Самостоятельная работа обучающихся по разделу 2
Выполнение индивидуального проекта «Разработка прикладного программного решения».
25



Раздел 3.Основы теории баз данных и реляционной алгебры.
4


Тема 3.1. Основы теории баз данных и реляционной алгебры
Содержание учебного материала
4



1.
Основные понятия и определения теории БД. Классическая трехуровневая архитектура БД.
2
2


2.
Упрощенный процесс прохождения запроса в БД. Базисные средства манипулирования данными.
2
2


Лабораторная работа не предусмотрена




Практические занятия не предусмотрены




Самостоятельная работа обучающихся по разделу 3
Решение задач на операции обработки отношений.
2


Раздел 4.Модели баз данных.
10


Тема 4.1. Модели баз данных.

Содержание учебного материала
10



1.
Общее понятие модели БД. Классификация моделей БД. Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.
2
2


2.
Реляционная модель данных.
2
2


3.
Принципы поддержки целостности в реляционной модели БД.
2
2


Практические занятия
2



7. Проектирование реляционной модели базы данных




Лабораторная работа
2



6. Реализация применения реляционной модели базы данных




Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4.