Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы проектирования баз данных


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
План урока
Ткачук В.Н.
Дисциплина: Основы проектирования баз данных
Специальность, группа: 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
Тема занятия: Введение в язык SQL. Инструкция SELEST
Цели занятия:
образовательная: организовать деятельность студентов по изучению и первичному закреплению понятий в языке SQL;
воспитательная: воспитывать самостоятельность, информационную компетентность;
развивающая: развивать внимание, память, познавательный интерес к дисциплине.
Учебные цели практической части:
способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);
способен документировать процессы создания информационных систем в образовании на всех стадиях жизненного цикла (ПК-6);
способен моделировать и проектировать структуры данных и знаний, прикладные и информационные процессы в образовании (ПК-9);
Умение организовать собственную деятельность, определение методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества.
Тип урока: комбинированный
Уровень освоения: 2 – репродуктивный.
Междисциплинарные связи: МДК 01.01 «Эксплуатация информационной системы»
Материально-техническое оснащение: ПК, проектор
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа, КТП, мультимедийная презентация, фрагменты видеоурока, Рабочая тетрадь, практическое задание.
План урока (90 мин):
Этапы занятия Время Содержание занятия
1.Организационный момент 2 мин Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и студентов к началу занятия.
2.Формулировка темы, ее мотивация 3 мин Сообщение темы, целей, хода занятия, указание на важность темы.
3.Актуализация 15 мин. Опрос:
1.Что такое БД
2. Реляционная БД?
3. обозначить на схеме основные термины реляционной модели
4. Основные операторы реляционной алгебры
4.Объяснение нового материала 25 мин Введение в язык SQL. Инструкция SELECT
5. Закрепление материала 40 мин Выполнение практического задания
5.Подведение итогов 5 мин Выставление оценок.
6.Задание на дом 1 мин Оформление практической работы.
Ход урока
Организационный момент (сообщается тема урока, цель урока, план урока)
Актуальность темы урока: Всякая профессиональная деятельность, так или иначе, связана с информацией, с организацией ее сбора, хранения, выборки. Можно сказать, что неотъемлемой частью повседневной жизни стали базы данных, для поддержки которых требуется некоторый организационный метод, или механизм. Такой механизм называется системой управления базами данных (СУБД).
Актуализация опорных знаний:
Фронтальный опрос.

Проверка домашнего задания. Рабочая тетрадь (работа № 6, задания 18-20. Основные операторы Реляционной алгебры. Объединение, пересечение, вычитание)
II Объяснение нового материала
Рост количества данных, необходимость их хранения и обработки привели к тому, что возникла потребность в создании стандартного языка баз данных, который мог бы функционировать в многочисленных компьютерных системах различных видов. Действительно, с его помощью пользователи могут манипулировать данными независимо от того, работают ли они на персональном компьютере, сетевой рабочей станции или универсальной ЭВМ.Одним из языков, появившихся в результате разработки реляционной модели данных, является язык SQL (Structured Query Language), который в настоящее время получил очень широкое распространение и фактически превратился в стандартный язык реляционных баз данных.
Реализация в SQL концепции операций, ориентированных на табличное представление данных, позволила создать компактный язык с небольшим набором предложений. Язык SQL может использоваться как для выполнения запросов к данным, так и для построения прикладных программ. Основные категории команд языка SQL предназначены для выполнения различных функций, включая построение объектов базы данных и манипулирование ими, начальную загрузку данных в таблицы, обновление и удаление существующей информации, выполнение запросов к базе данных, управление доступом к ней и ее общее администрирование.
Основные категории команд языка SQL:
DDL – язык определения данных;
DML – язык манипулирования данными;
DQL – язык запросов;
DCL – язык управления данными;
команды администрирования данных;
команды управления транзакциями
Выборка данных (DQL)
Язык запросов DQL наиболее известен пользователям реляционной базы данных, несмотря на то, что он включает одну команду SELECT. Эта команда вместе со своими многочисленными опциями и предложениями используется для формирования запросов к реляционной базе данных.
Запись SQL-операторов
Для успешного изучения языка SQL необходимо привести краткое описание структуры SQL-операторов и нотации, которые используются для определения формата различных конструкций языка. Оператор SQL состоит из за резервированных слов, а также из слов, определяемых пользователем. Зарезервированные слова являются постоянной частью языка SQL и имеют фиксированное значение. Их следует записывать в точности так, как это установлено, нельзя разбивать на части для переноса с одной строки на другую. Слова, определяемые пользователем, задаются им самим (в соответствии с синтаксическими правилами) и представляют собой идентификаторы или имена различных объектов базы данных. Слова в операторе размещаются также в соответствии с установленными синтаксическими правилами.
Инструкция SQL состоит из нескольких частей, называемых предложениями. Каждое предложение в инструкции SQL имеет свое назначение. Некоторые предложения являются обязательными. В приведенной ниже таблице указаны предложения SQL, используемые чаще всего.

Разберем пример по предложениям, чтобы понять, как работает синтаксис SQL.
Предложение SELECT
SELECT [Адрес электронной почты], Компания
Это предложение SELECT. Оно содержит оператор (SELECT), за которым следуют два идентификатора ([Адрес электронной почты] и Компания).
Если идентификатор содержит пробелы или специальные знаки (например, Адрес электронной почты), он должен быть заключен в прямоугольные скобки.
В предложении SELECT не нужно указывать таблицы, в которых содержатся поля, и нельзя задать условия отбора, которым должны соответствовать данные, включаемые в результаты.
В инструкции SELECT предложение SELECT всегда стоит перед предложением FROM.
Предложение FROM
Это предложение FROM. Оно содержит оператор (FROM), за которым следует идентификатор (Контакты).
В предложении FROM не указываются поля для выборки.
Предложение WHERE
WHERE City="Ростов"
Это предложение WHERE. Оно содержит оператор (WHERE), за которым следует выражение (Город="Ростов").


В инструкции к данной таблице найдите ошибку (название книги в квадратных скобках)
SELECT [Автор], Название книги
FROM Поставщики
WHERE Автор = Кинг
SELECT Автор, [Название_книги]
FROM Поставщики
WHERE Автор = Кинг
Самостоятельно Прописать запрос на выборку книг издательства АСТ
SELECT Автор, [Название_книги]
FROM Поставщики
WHERE Издательство = АСТ
Рассмотрим выполнение запросов в БД Access. Просмотр видеоурокаIV. Закрепление материала. Практическая работа


Создать запросы в режиме SQL :SELECT Фамилия, Специалист
FROM Врачи; Создать запрос на вывод всех Фамилий врачей специалистов
SELECT*
FROM Врачи
WHERE Специалист ="терапевт"; Создать запрос на вывод всех врачей терапевтов
SELECT [ФИО_ пациента]
FROM Пациенты
WHERE Диагноз ОРВИ Создать запрос на вывод всех пациентов с диагнозом ОРВИ
V Подведение итога урока
VI Домашнее задание
Список использованной литературы и Интернет-ресурсы:
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования – М. Издательский центр «Академия», 2012. – 384 с.
Гаспариан М.С. Информационные системы и технологии: Учебно – методический комплекс – М. Издательский центр ЕАОИ, 2012. – 372 с.

Практическое задание
Разработать БД «Поликлиника» со следующей структурой

Создать форму для заполнения таблиц, внести не менее 10 записей
Создать запросы в режиме SQ :Инструкция Действие
Создать запрос на вывод всех Фамилий врачей специалистов
Создать запрос на вывод всех врачей терапевтов
Создать запрос на вывод всех пациентов с одним диагнозом
Оформить отчет по практической части