Межпредметная интеграция курсов Православная культура и История России (5,6 классы) как условие повышения качества духовно — нравственного воспитания и развития обучающихся.


МАОУ «СОШ №10»,
учитель истории и обществознания
Горчакова Н.А.,
I кв. кат-я
Межпредметная интеграция курсов Православная культура и История России (5,6 классы) как условие повышения качества духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся.
Четыре года школа №4 (после реорганизации школа №10) имеет статус экспериментальной инновационной площадки по изучению курса «Православная культура» под ред. С.Т. Погорелова во 2-11классах.
Моя практика преподавания данного курса распространяется на
5, 6 классы. Вашему вниманию хотелось бы представить мой опыт межпредметной интеграции курсов история России и православная культура.
«Мы живем в эпоху синтезами. Это стремление к синтезу должно найти себе отражение и в преподавании». /Из выступления общественного деятеля А.Н.Славянова/. Эти слова были обращены к педагогической общественности летом 1917 года, на заре ХХ- ro века. Сегодня, на рубеже нового тысячелетия, появилось особое понимание того, что "мы живем в эпоху синтеза", в эпоху интеграции различных сфер жизни.
Главный фактор, способствующий интеграции (интегратор) – это соответствие целей преподавания истории в основной школе, обозначенной в ФГОС и указанных в пояснительной записке курса «Православная культура» (под ред. С.Т. Погорелова).
Ключевыми объединяющими терминами являются: духовно-нравственное воспитание, развитие личности школьника, самоидентификация, ценностные ориентиры, гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, социализация.
Цель интеграции: повышение качества духовно - нравственного воспитания и развития обучающихся при достижении целей курсов.
Результатом является построение элементов интеграционной модели развития системы духовно-нравственного воспитания на основе указанных объектов интеграции.
Предлагаю вашему вниманию феноменологическую карту процесса межпредметной интеграции курсов православная культура и история России (5,6 классы) (по В.С. Безруковой)
Элементы процесса интеграции Состав элементов процесса интеграции
Формы интеграции 1.Урок.
Темы:
Крещение Руси (православная культура, 6 кл.) и Правление князя Владимира (история России, 6 кл.)
В данном случае есть возможность более подробно остановиться на личности князя, обстоятельствах исторического выбора князем Владимиром восточного христианства.
Иконопись Древней Руси, Храмы Древней Руси, Возникновение славянской письменности (православная культура, 5 кл) и Культура Древней Руси (история России, 6 кл)
В данном случае есть возможность более системно и глубоко познакомиться с особенностями архитектуры Киевской Руси. Отдельный час выделяю на знакомство с иконой «Троица» Андрея Рублева.
2. Экскурсия. В Храм архистратига Михаила ГО Ревда. На Патриаршие подворье г. Екатеринбург и Храм на Крови. В Верхотурье.
Учащиеся более осознанно, с интересом знакомятся с убранством храма, архитектурной композицией, соблюдают, понимают правила поведения в храме православного верующего.
3.Беседы с настоятелем храма архистратига Михаила ГО Ревда
Темы: Ветхозаветные заповеди и Заповеди нового завета.
Данное направление осуществлялось в рамках внеурочной деятельности. Батюшка был приглашен на курс классных часов
(8 класс)
4. Проектная деятельность. Темы проектов.
Образ Богородицы в русской иконописи (2013)
Сергий Радонежский и Дмитрий Донской (2014)
Исторический выбор Святого (Равноапостольного) князя Владимира.
(2015)
Сущностные признаки форм Предметно-образная, понятийная, мировоззренческая, деятельностная, концептуальная.
Формально-логические признаки форм
Обобщение, анализ, сравнение, синтез.
Виды педагогической интеграции Межпредметная.
Уровни педагогической интеграции Модернизация, новация.
Вид интегративной связи Сопутствующие.
Тип интегративной связи Перекрещивающиеся.
Способы интегрирования Универсализация, концентрация, унификация.
В качестве комментария по формам урочной интеграции можно указать, что этому способствуют отличительные особенности УМК «Православная культура»:
качественное, многофункциональное мультимедийное приложение (с видео лекциями, хрестоматией, терминологическим словарем);
количество выделенных часов для изучения тем, дает возможность более глубоко, системно изучить важнейшие культурологические темы истории России (н-р крещение Руси, культуру Древней Руси), что очень сложно сделать только в рамках выделенных часов курса История России с древнейших времен до XVI века.
Для успешной реализации урочной и внеурочной форм интеграции система работы педагога должна выстраиваться в двух взаимосвязанных направлениях: с одной стороны необходимо расширять материал курса «Православная культура» с другой стороны появляется возможность выйти на качественно новый уровень при изучении курса История России.
Список используемой литературы.
1.Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в теории и практике; Свердл. гос. инж. - проект. ин-т. – Екатеринбург, 1994. – 152 с.
Интернет ресурсы
2.Омельченко С. В., Понятие интеграции в педагогическом процессе: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.jurnal.org/3.http://standart.edu.ru/