Рабочая программа дисциплины Химия для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.10 Химия
код, профессия 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
2016
Одобрена
предметной (цикловой)
комиссией_______________
Наименование комиссии
Протокол №_____
от «___» _________20____г.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413; примерной программы учебной дисциплины Химия, одобренной ФГАУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2015, федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2016 г. № 50
Председатель предметной (цикловой) комиссии
_________/_________________
Подпись ФИО
Заместитель директора по учебно-методической работе
_________/______________________
Подпись ФИО
Составитель (автор):
Ермакова Татьяна Анатольевна, преподаватель химии, ГБПОУ «26 КАДР»
ФИО, учёная степень, звание, должность, наименование ОУ
Рецензенты: ____________________________________________________________
ФИО, учёная степень, звание, должность, наименование
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины предназначена для изучения дисциплины «Химия» в ГБПОУ «26 КАДР», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) технического профиля укрупнённой группы специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования (утверждён приказом Минобрнауки РФ от 17 апреля 2012 г. № 413), предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Химия»; федерального государственного образовательного стандарта по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2016 г. № 50; программы общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» автора(-ов) О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» в качестве примерной программы для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, 2015 г., в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), письмом МОН РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 №08-1786.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).
Содержание программы направлено на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования в пределах ППКРС.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования ППКРС.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины «Химия» обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие предметных компетенций и общих (общеучебных) компетенций, предусмотренных ФГОС по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).
В результате изучения «Химии» обучающийся должен овладеть предметными компетенциями:
1) правилами безопасного обращения с веществами, приемами оказания первой помощи при травмах и отравлениях;
2) систематизация основных законов химии и химических теорий в пределах основной образовательной программы среднего общего образования;
3) овладение химической терминологией и символикой;
4) распознавание веществ и материалов на основании внешних признаков и важнейших характерных реакций;
5) составление химических уравнений реакций и проведение по ним расчетов;
6) способность пользоваться периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
7) понимание энергетических характеристик превращений веществ и их влияния на оптимальные условия протекания этих превращений;
8) способность применять полученные знания при объяснении химических явлений в быту, в промышленности и сельском производстве, в живой природе;
9) осознание и разъяснение необходимости экологически грамотного поведения в окружающей среде;
10) выявление и описание причин и последствий химического загрязнения окружающей среды, его влияния на живые организмы и здоровья человека.
В результате освоения дисциплины «Химия» обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями:
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
При освоении профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) учебная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне ФГОС общего образования.
3.МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Химия» является частью учебного предмета «Химия»
обязательной предметной области «естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ «26 КАДР», реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Химия» относится к общеобразовательному учебному циклу учебного плана ОПОП СПО, реализуемого на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебном плане ППКРС СПО учебная дисциплина «Химия» входит в состав учебных дисциплин по выбору из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования.
4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
предметных:
сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами
и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
5.содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
223
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
149
в том числе:
лабораторные работы
18
практические занятия
10
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
74
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
подготовка презентаций;
подготовка рефератов, докладов, сообщений;
работа с учебником – составление конспекта;
составление таблиц, схем, по теме занятия;
решение задач, тестов;
подготовка к экзамену.
16
31
2
2
15
8
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена
5.2. Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Цели и задачи химии.
Виды самостоятельной работы.
Правила поведения в кабинете химии. Вводный инструктаж по охране труда в кабинете химии.
Роль химии в будущей профессии.
Учебный план предмета «Химия».
2
1
2
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии
Содержание учебного материала
6
1
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная
массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия из него. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение
массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аллотропные модификации углерода (алмаз, графит), кислорода (кислород, озон), олова (серое и белое олово). Понятие о химической технологии, биотехнологии и нанотехнологии.
1
2
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№1 Решение задач на нахождение молекулярных масс Mr и массовой доли элемента.
2
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Содержание учебного материала
6
1
Периодический закон Д. И. Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и Периодический закон Д. И. Менделеева. Атом сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях. Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине. Моделирование как метод прогнозирования ситуации на производстве.
1
2
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия
№1 «Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Электронные формулы атомов».
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
№ 2 Подготовка сообщения (на выбор) «Строение атома», «Периодический закон Д.И.Менделеева», «Атомы химических элементов на службе у человека»
4
Тема 1.3. Строение вещества
Содержание учебного материала
*
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Полярность связи и полярность молекулы. Конденсация. Текучесть. Возгонка. Кристаллизация. Сублимация и десублимация. Аномалии физических свойств воды. Жидкие кристаллы. Минералы и горные породы как природные смеси. Эмульсии и суспензии.
Золи (в том числе аэрозоли) и гели. Коагуляция. Синерезис
10
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№ 3 Решить тест «Кристаллические решетки»
№ 4 Подготовка презентации «Дисперсные системы. Их классификация: эмульсии, золи, суспензии, гели и их использование в твоей профессии» или «Применение растворов в твоей профессии»
№ 5 Выполнение теста по теме «Строение вещества»
6
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Содержание учебного материала
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости
газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.
4
1
2
1
2
Лабораторные работы
№ 1. Приготовление раствора заданной концентрации. Дисперсные системы. Жёсткость воды и её устранение
2
Практические занятия
№ 2 Реакции ионного обмена
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
№ 6 «Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе»
№ 7 Выполнение теста в формате ЕГЭ по теме «Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация»
4
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
Содержание учебного материала
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической
диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы
получения солей. Гидролиз солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности.
Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среда растворов.
6
1
2
1
2
1
2
1
2
Лабораторные работы
№ 2 Идентификация неорганических соединений. Решение экспериментальных задач, ТЭД.
№ 3 Генетическая связь между неорганическими веществами.
4
Практические занятия
№ 3 Генетическая связь в неорганической химии.
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
№ 8 Подготовить презентацию «Неорганические вещества: оксиды, основания, кислоты и соли в твоей профессии»
№ 9 Составить уравнения реакций «Классификация неорганических соединений и их свойства»
5
Тема 1.6. Химические реакции
Содержание учебного материала
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции.
Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих
веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов. Электролитическое
получение алюминия. Практическое применение электролиза. Гальванопластика. альваностегия. Рафинирование цветных металлов. Катализ. Гомогенные и гетерогенные катализаторы. Промоторы. Каталитические
яды. Ингибиторы. Производство аммиака: сырье, аппаратура, научные принципы
12
1
2
1
2
1
2
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия
№ 4 Окислительно-восстановительные реакции. Метод электронного баланса
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
№ 10 Подготовить сообщение «Электролиз расплавов и растворов солей», « Коррозия металлов».
№ 11 Решить тест «Химические реакции»
№ 12 Решить тест «Химические реакции»
8
Тема 1.7. Металлы и неметаллы
Содержание учебного материала
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства
металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия,
гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные
и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии
от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии. Производство чугуна и стали.
Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов. Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.
24
Лабораторные работы
№4 Металлы. Особенности строения. Свойства. Электрохимический ряд напряжения металлов.
№ 5 Коррозия металлов. Защита металлов от неё.
4
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№13 Оформить конспект «Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды»
№14 Подготовить презентацию «Металлы, свойства и их применение в твоей профессии», «Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии».
№15 Подготовить реферат:
- Роль металлов в истории человечества
- История отечественной черной металлургии
- История отечественной цветной металлургии
- Современное металлургическое производство
- Специальности, связанные с обработкой метало
- Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе
- Химия металлов в моей профессии
№16 Подготовить реферат:
- Инертные и благородные газы
- Рождающие соли – галогены
- История шведской спички
- Химия неметаллов в моей профессии
№17 Подготовить сообщение «Серная кислота – «хлеб химической промышленности»»
12
Раздел 2. Органическая химия
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Содержание учебного материала
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. На-
чала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Понятие о субстрате и реагенте. Реакции окисления и восстановления органических веществ. Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии.
8
1
2
1
2
1
2
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№ 18 Подготовить сообщение « Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова»
№ 19 Составить план-конспект текста «Классификация органических веществ»
5
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
Содержание учебного материала
Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцве-
чивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена
на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правило В. В. Марковникова. Классификация и назначение каучуков. Классификация и
назначение резин. Вулканизация каучука. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция
10
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
·
Лабораторные работы
№ 6 «Определение непредельного характера углеводородов (крекинг - бензина). Ознакомление с продуктами реакций углеводородов, применяемых в профессии».
2
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№ 20 Подготовить презентацию «Каучук и резина свойства, строение и применение в твоей профессии».
№21 Подготовить доклад «Коксохимическое производство и его продукты»
5
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
Содержание учебного материала
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановле-
ние в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства
уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза вещество с двойственной функцией альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола
и правила техники безопасности при работе с ним. Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним. Получение фенола из продуктов коксохимического производства и из бензола.
Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Ацетальдегид. Понятие о кетонах на примере ацетона. Применение ацетона в тех-
нике и промышленности. Многообразие карбоновых кислот (щавелевой кислоты как двухосновной, акрило-
вой кислоты как непредельной, бензойной кислоты как ароматической). Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Синтетические моющие средства. Молочнокислое брожение глюкозы. Кисломолочные продукты. Силосование кормов. Нитрование целлюлозы. Пироксилин.
6
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Лабораторные работы
№ 7 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений
2
Практические занятия
№ 5 Генетическая связь в органической химии
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
№22 Подготовить презентацию «Вредное влияние спиртных напитков на подростков и будущих матерей»
№23 Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика кислородосодержащих углеводородов»
5
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
Содержание учебного материала
Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.
Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды.
Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.
Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Аминокапроновая кислота. Капрон как представитель полиамидных волокон. Использование гидролиза белков в промышленности. Поливинилхлорид, политетрафторэтилен (тефлон). Фенолоформальдегидные пластмассы. Целлулоид. Промышленное производство химических волокон.
10
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
Лабораторные работы
№ 8 Распознавание пластмасс и волокон. Применение в профессии.
2
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№24 Подготовить сообщение «Аминокислоты и белки. Значение»
№ 25 Подготовить презентацию «Пластмассы и волокна в твоей профессии»
№ 26 Подготовить сообщение «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»
8
Раздел 3. Химия в жизни общества
Тема 3.1 Химия и производство
Содержание учебного материала
Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола. Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства.
8
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№ 27 Подготовить сообщение «Экологические аспекты использования углеводородного сырья»
2
Тема 3.2
Химия и экология
Содержание учебного материала
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
2
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
№ 28 Подготовка к экзамену
3
Тема 3.3
Химия и повседневная жизнь человека.
Содержание учебного материала
Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировки упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека.
2
1
2
Лабораторные работы
Практические занятия № 6 Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов
2
3
Самостоятельная работа обучающихся
№ 28 Подготовка к экзамену
2
Раздел 4. Обобщение курса химии.
Неорганическая, общая, органическая химия:
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
Теория электролитической диссоциации.
Основные положения теории строения органических соединений.
6
1
2
Самостоятельная работа обучающихся
№ 28 Подготовка к экзамену
3
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем
Вид учебной деятельности (УУД)
Учебная нагрузка обучающихся (час.)
максимальная
самостоятельная (внеаудиторная)
работа
обязательная аудиторная
в том числе:
всего занятий
лекций
практических
занятий (ПР), включая семинары,
уроки развития речи, проверочные работы
1
2
3
4
5
6
Введение
2
2
2
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Л.П.Р.К
127
41
86
68
18
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии
Л.П.Р.К
8
2
6
6
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
Л.П.Р.К
12
4
8
6
2
Тема 1.3. Строение вещества
Л.П.Р.К
16
6
10
10
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Л.П.Р.К
12
4
8
4
4
Итого в 1 семестре
50
16
34
28
6
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства
Л.П.Р.К
17
5
12
6
6
Тема 1.6. Химические реакции
Л.П.Р.К
22
8
14
12
2
Тема 1.7. Металлы и неметаллы
Л.П.Р.К
40
12
28
24
4
Раздел 2. Органическая химия
Л.П.Р.К
65
23
42
34
8
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
Л.П.Р.К
13
5
8
8
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
Л.П.Р.К
17
5
12
10
2
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
Л.П.Р.К
15
5
10
6
4
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры.
Л.П.Р.К
20
8
12
10
2
Раздел 3. Химия в жизни общества
Л.П.Р.К
21
7
14
12
2
Тема 3.1 Химия и производство
Л.П.Р.К
10
2
8
8
Тема 3.2 Химия и экология
Л.П.Р.К
5
3
2
2
Тема 3.3 Химия и повседневная жизнь человека.
Л.П.Р.К
6
2
4
2
2
Раздел 4. Обобщение курса химии.
Л.П.Р.К
9
3
6
6
Итого во 2 семестре
173
58
115
96
22
Всего на 1 курсе
223
74
149
124
28
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена
Для характеристики вида учебной деятельности используются следующие термины:
- личностные (Л);
- регулятивные (П);
- познавательные (Р);
- коммуникативные (К).
7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Раздел 1. Общая и неорганическая химия
Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие.
Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ. Установка причинно-следственной связи между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений. Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д. И. Менделеева. Объяснение физического смысла символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. Характеристика элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств основных классов неорганических соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов) и их соединений. Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.
Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента.
Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям
Раздел 2. Органическая химия
Умение давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология.
Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой теории свойств основных классов органических соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей. Аналогичная характеристика важнейших представителей других классов органических соединений: метанола и этанола, сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы), анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс.
Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
Объяснение сущности химических процессов. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества. Установка признаков общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии. Классификация веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. Составление уравнений реакций с помощью метода электронного баланса. Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента
Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Установка зависимости между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям
Раздел 3. Химия в жизни общества
Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помощью химических формул. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций.
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента.
Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве. Критическая оценка достоверности химической информации поступающей из разных источников
Раздел 4. Обобщение курса химии.
Все вышеперечисленное.
8.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Освоение программы учебной дисциплины «Химия» осуществляется в учебном кабинете, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ к сети Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся (письмо Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»).
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по химии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Химия» входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку, рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой и др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Химия» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по химии имеющимся в свободном доступе в сети «Интернет» (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
9. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» на уровне среднего общего образования в рамках освоения ППКРС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) в ГБПОУ «26 КАДР» выпускник
Выпускник на базовом уровне научится:
· раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
· демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
· формулировать положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова и приводить примеры практического значения органических веществ;
· понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атома;
· давать характеристику s-, p-, d-элементов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;
· объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной;
· объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;
· классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии (по различным классификационным признакам);
· применять правила международной номенклатуры, называя соединения изученных классов неорганических и органических веществ и сопоставляя их с тривиальными названиями;
· составлять химические формулы неорганических соединений (оксидов, оснований, кислот, солей), молекулярные и структурные (графические) формулы органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных
одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот) по названию в соответствии с международной номенклатурой;
· устанавливать принадлежность неорганических веществ по химической формуле и органических веществ по молекулярной и структурной (графической) формуле к определенному классу соединений;
· приводить примеры практического использования органических и неорганических веществ изученных классов на основе их химических свойств;
· приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа;
· приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства неорганических веществ (оксидов, оснований, кислот, солей) и органических веществ (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
· приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
· проводить опыты, подтверждающие химические свойства неорганических и органических веществ изученных классов, используя основные методы научного познания;
· владеть правилами и приемами безопасной работы при работе с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
· приводить примеры зависимости скорости химической реакции от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ (для гомогенных систем), температуры, площади реакционной поверхности (для гетерогенной системы), наличия катализатора;
· приводить примеры влияния различных факторов на смещение химического равновесия: концентрации реагентов или продуктов реакции, давления, температуры;
· характеризовать неорганические и органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
· давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
· определять модель химически грамотного поведения в окружающей среде.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
· использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания неорганических и органических веществ;
· характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ изученных классов;
· представлять в виде химических уравнений основные стадии промышленного производства химических веществ: аммиака, серной кислоты;
· прогнозировать способность неорганического и органического вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
· подтверждать существование генетической связи между неорганическими и органическими веществами изученных классов путем составления уравнений соответствующих реакций;
· понимать границы применимости изученных химических теорий;
· критически относиться к псевдонаучной информации, получаемой из разных источников;
· понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: экологические, энергетические, сырьевые и роль химии в решении этих проблем.
10. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования № 413 от 17 мая 2012 г. (с изменениями приказ от 31 декабря 2015 г. N 1598)
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований
Федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. М., 2012.
Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет-ресурсы:
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
Дополнительная литература:
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. М., 2014.
Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
13PAGE \* MERGEFORMAT142215