Деловая игра «Формирование ассортимента мебельных товаров»
Деловая игра
«Формирование ассортимента мебельных товаров»
Использование инновационно-педагогических технологий в процессе преподавания междисциплинарного комплекса «Основы управления ассортиментом товаров»
Для специальности: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
1. Актуализация деловой игры
Деловая игра является методом имитации принятия решений в различных ситуациях путём проигрывания вариантов по заданным условиям. В частности, принятия решения о потребительских свойствах и конкурентоспособности мебели. Студенты – участники игры в процессе игры имитируют деятельность должностных лиц (товароведов, категорийных менеджеров, менеджеров по закупу), условно представляя их интересы.
Цель деловой игры:
- развитие профессионального, теоретического и практического мышления у студента путем имитации действий товароведа группы мебельных товаров в обозначенной ситуации;
- подготовка будущих специалистов к решению профессиональных вопросов.
3. Задачи деловой игры:
Студент должен правильно интерпретировать описанную ситуацию, т.е. правильно определить, какие характеристики/критерии товаров являются наиболее важными и какое решение необходимо принять для совершенствования ассортимента магазина с целью более полного удовлетворения потребностей потребителей.
знать:
- ассортимент и потребительские свойства мебельных товаров;;
- управление ассортиментом мебельных товаров;
- идентификацию мебельных товаров;
уметь:
- анализировать ассортимент предприятия, формировать ассортиментную политику;
- производить идентификацию мебельных товаров;
владеть:
- осуществлением связей с поставщиками и покупателями;
- изучением потребительского спроса.
4. Участие в деловой игре способствует выработке следующих практических навыков:
- анализировать и сравнивать характеристики товаров;
- работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся ассортиментом мебельных товаров;
- высказывать и отстаивать свою точку зрения чёткой, уверенной, грамотной речью;
- принимать логичное и обоснованное решение на основе осмысления теоретических знаний и проведения практических экспериментов.
5. Форма и время проведения: деловая игра проводится в рамках изучения темы: «Товароведная характеристика мебельных товаров» по дисциплине «Товароведение и экспертиза хозяйственных и электробытовых товаров» в 7 семестре.
6. Обязательная база для проведения игры:
- студент должен владеть достаточным уровнем знания теоретического материала по теме «Товароведная характеристика мебельных товаров», уметь работать с соответствующими стандартами.
Средства игры:
- каталоги мебели разных производителей
- прайс-листы
- Интернет-магазины
- нормативные документы
- журналы «Спрос», «Потребитель»
- учебная литература
7. Ход занятия:
На подготовительном этапе (за две-три недели до проведения занятия) преподаватель объясняет студентам задание по самостоятельной работе для подготовки к проведению деловой игры в аудитории.
Этапы игры:
Изучение характеристик товаров
Изучение ассортимента производителей
Сравнительный анализ потребительских свойств товаров разных производителей
Принятие решений по управлению ассортимента
Правила проведения игры:
Группа делится на 3 микрогруппы по 5-7 человек. 1 микрогруппа – товароведы розничного магазина, 2 микрогруппа - товароведы спецтализированного магазина, 3 ми товароведы оптовой базы \ представители поставщиков-производителей.
Задачи, ставящиеся перед участниками.
- проанализировать предложенный ассортимент
- выявить потребительские свойства товаров и возможные удовлетворяемые потребности потребителей
- сделать решение о добавлении конкретных марок в ассортимент магазина с целью его рационализации и совершенствования.
Сценарий игры:
1) Каждая команда придумывает название, месторасположение и ценовую политику торговой организации, дает четкое описание клиентской базы (пол, возраст, доход).
2) Каждая команда получает раздаточный материал с информацией об эксплуатационных характеристиках и ценах мебельных нескольких производителей. (3 ситуации: 1 - 20 моделей мягкой мебели, 2 – 20 моделей кухонной мебели, 3 – 20 моделей детской мебели)
3) Проводится сравнительный анализ эксплуатационных характеристик, материалов, размеров, конструкционных особенностей и элементов комфортности товаров, формулируются выводы о потребительских свойствах.
4) В зависимости от выявленных потребностей в товарах сформулировать предложения по совершенствованию ассортимента организации.
* Информация по образцам берется непосредственно из актуальных каталогов отечественных и зарубежных производителей мебели. Параметры выбора каталогов: наличие информативных иллюстраций с полным описание хзарактристик.
5) Оценочный этап игры
Деятельность команд оценивается по бальной системе с применением штрафных и поощрительных баллов. Максимальная оценка, выставляемая преподавателем, за решение каждого шага – 10 баллов. При оценке действий и результатов работы команд руководствуются следующими критериями:
№ п/п
Наименование оцениваемого критерия
Баллы
1.
2.
3.
4.
5.
Организованность команды
Уровень владения теоретическими знаниями
Оперативность работы
Умение четко и правильно обосновать выводы о потребительских свойствах
Творческий подход к решению задания
0-10
0-10
0-10
0-10
0-10
Итого:
0-50
Поощрительные баллы – 0-5, например, за оригинальность решения.
Штрафные баллы - 0-5, например за несоблюдение регламента.
Лучшей считается команда, набравшая большее число баллов. Количество баллов учитывается при вынесении индивидуальных оценок участникам игры.
8. Результаты
Деловая игра пробуждает у студентов интерес к ассортименту товаров региональных производителей; формирует практические умения проводить оценку конкурентоспособности товаров и услуг, проводить факторный анализ, вносить предложения по повышению конкурентоспособности товаров и услуг.
Информационные источники:
ГОСТ 16371-93 Мебель. ОТУ
Демакова Е.А.. Товароведение и экспертиза мебельных товаров: Учебное пособие. КноРус, 2008
Неверов А.Н.. Товароведение и экспертиза промышленных товаров. Учебник для вузов – М.: МЦФЭР, 2006.
Печенежская И.А., Шепелев А.Ф. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: Древесно-мебельные, силикатные и строительные, текстильные, швейно-трикотажные, пластмассы и бытовые химические товары: Учебное пособие для вузов. ИКЦ МарТ, 2003
Разработчик:
Преподаватель техникума Черемных М.М.