Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТ для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании»
Министерство просвещения ПМР
ГОУ СПО «Тираспольский техникум коммерции»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
_________ а.б.кАРАСЕВ
«___» __________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании методической комиссии
Протокол №____ от «____»_______________г.
Председатель _________
______________________
СОГЛАСОВАНО
заведующая методическим
отделом
____________ О.З.Дзюба
«____»____________г
.
ТИРАСПОЛЬ, 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании» и примерной программы учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, Тирасполь, 2014 г.
Разработчик:
Преподаватель информатики М.С. Дариенко
Рецензенты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
Структура и содержание учебной дисциплины
6
Условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Информатика и ИКТ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт в торговле и общественном питании».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: является общеобразовательной дисциплиной
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 120
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 80
в том числе: практические занятия 60
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40
в том числе: подготовка сообщений
подготовка рефератов
разработка учебных проектов
участие в онлайн конференции, анкетировании, Интернет-конкурсе, олимпиаде или тестировании 8
5
23
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы,
самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 8/4 Тема 1.1.
Роль информационной деятельности человека в современном обществе
Содержание учебного материала: 2 1
Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения, реферата 2 3
Тема 1.2.
Подходы к понятию информации и измерению информации
Содержание учебного материала: 2 2
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практические занятия:
№ 1. Определение количества информации. Кодирование информации.
№ 2. Запись чисел в различных системах счисления. 4 2
3
Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения, реферата 2 3
РАЗДЕЛ 2. АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ 8/2 Тема 2.1.
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ) Содержание учебного материала: 2 1
Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл. Изображение алгоритмических структур на блок-схемах.
Представление о программировании. Структурированные типы величин: константы, переменные, типы величин. Массивы. Практические занятия:
№ 3. Примеры использования основных алгоритмических структур.
№ 4. Примеры использования табличных величин (массивов).
№ 5. Формальное исполнение фрагмента алгоритма (программы) и исправление допущенных ошибок. 6 2
3
Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения 2 3
РАЗДЕЛ 3. КОМПЬЮТЕР И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10/9 Тема 3.1.
Архитектура персонального компьютера Содержание учебного материала: 2 1
Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Основные и периферийные устройства компьютера: виды, основные характеристики. Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения;
– подготовка реферата;
– разработка учебного проекта;
– разработка кроссворда, ребуса, чайнворда. 5 3
Тема 3.2
Логические основы компьютера Содержание учебного материала: 2 1
Основы логики.Логические элементы компьютера. Схемы логических элементов и их таблицы истинности. Электронно-логические схемы триггера и сумматора. Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения;
– подготовка реферата. 2 3
Тема 3.3
Программное обеспечение компьютера Содержание учебного материала: 2 1
Программное обеспечение компьютера: виды, характеристика. Операционная система: назначение и состав. Файл и файловая система. Логическая структура дисков. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практические занятия
№ 6. Инструктаж по технике безопасности в кабинете информационно-коммуникационных технологий. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями.
№ 7. Файловые менеджеры и архиваторы. Антивирусные программы. 4 2
3
Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения;
– подготовка реферата;
– кроссворды, ребусы, чайнворды. 2 3
РАЗДЕЛ 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 40/17 Тема 4.1.
Технология обработки текстовой информации Содержание учебного материала: 10 2
3
Практические занятия:
№ 8. Создание, открытие и сохранение документов. Ввод, редактирование и форматирование текста.
№ 9.Представление данных в табличном виде.
№ 10. Поиск и замена текста. Вставка символов и формул. Редактор формул.
№ 11. Гипертекст. Создание гипертекстового документа.
№ 12. Вставка в текстовый документ графических объектов. Самостоятельная работа:
– разработка учебного проекта;
– изготовление личной визитной карточки. 4 3
Тема 4.2.
Технология обработки графической информации
Содержание учебного материала: 2 1
2
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные возможности графического редактора. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологий. Практические занятия:
№13. Создание растровых изображений.
№14. Создание векторных изображений.
№15. Создание презентации в PowerPoint. Разметка слайдов.
№ 16. Редактирование и художественное оформление слайдов. Спецэффекты.
№ 17. Разработка мультимедийной интерактивной презентации по профилю специальности. 10 2
3
Самостоятельная работа:
– разработка учебного проекта. 4 3
Тема 4.3.
Технология обработки числовой информации
Содержание учебного материала: 8 2
3
Практические занятия:
№ 18. Ввод и редактирование данных в электронных таблицах. Выполнение простейших вычислений.
№ 19. Построение и форматирование диаграмм в электронных таблицах.
№ 20. Использование встроенных функций при вычислениях.
№ 21. Решение профессиональных задач в электронных таблицах Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения;
– разработка учебного проекта. 4 3
Тема 4.4.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Содержание учебного материала: 2 1
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Структурные элементы баз данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Практические занятия:
№ 22. Создание баз данных.
№ 23. Ввод и редактирование данных. Создание форм.
№ 24. Обработка данных базы.
№ 25.Реляционные базы данных. 8 2
Самостоятельная работа:
– подготовка сообщения;
– разработка учебного проекта. 5 3
РАЗДЕЛ 5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ 8/4 Тема 5.1.
Компьютерное моделирование Содержание учебного материала: 2 1
Моделирование как метод познания. Модель, виды моделей, этапы построения компьютерной модели.
Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов. Практические занятия:
№ 26. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
№ 27. Создание моделей различных математических функций в электронных таблицах.
№ 28. Использование геоинформационных моделей. 6 2
3
Самостоятельная работа:
– разработка учебного проекта;
– исследование различных типов моделей. 4 3
РАЗДЕЛ 6. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6/4 Тема 6.1.
Коммуникационные технологии Содержание учебного материала: 2 1
Передача информации. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP.
Основные технологии разработки Web – сайтов. Практические занятия:
№ 29. Разработка Web-сайта.
№ 30. Решение задач на знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети. 4 2
Самостоятельная работа:
– участие в онлайн конференции, анкетировании, Интернет-конкурсе, олимпиаде или тестировании,пр. 4 3
Всего:
в том числе
- обязательная аудиторная учебная нагрузка
- самостоятельная работа обучающегося 120
80
40 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Компьютерной обработки информации».
Оборудование учебного кабинета: комплект программной и учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к практическим занятиям, информационные стенды, материал для внеаудиторной работы по дисциплине.
Технические средства обучения: персональные компьютеры (персональный компьютер – рабочее место преподавателя и персональные компьютеры – рабочие места обучающихся), соединенные в локальную сеть с выходом каждого компьютера в сеть Интернет, мультимедийный проектор, принтер, сканер, компьютерные столы, запирающиеся шкафы для хранения оборудования.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. / Угринович Н.Д.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. / Угринович Н.Д. и др. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Дополнительные источники:
Андреева Е.В. и др. Математические основы информатики, Элективный курс. – М., 2005.
Анеликова Л.А. Упражнения по текстовому редактору Word. – М.:Солон-Пресс, 2006. – 128с.
Астафьева Н.Е., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 272с.
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум. Учебное пособие. Элективный курс. – М., 2005.
Згадай О.Э. Информатика для юристов. – М.: Мастерство, 2001. – 256с.
КумсковаИ.А.Базы данных - ООО «Издательство КноРус»,2009
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
Костюк Ю.Л. Основы разработки алгоритмов. – М.: Бином, 2010. – 286с.
Колдаев В.Д. Сборник задач и упражнений по информатике. – М.:ИД Форум-Инфра-М, 2007. – 256с.
Киселев С.В. Операционные системы - ОИЦ «Академия», 2010
Ларина Э.С. Информатика: проектная деятельность. – Волгоград: Учитель, 2009. – 155с.
Малясова С.В. Информатика и ИКТ. Пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 304с.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 1. Информационная картина мира. – СПб.: Питер, 2009. – 300с.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009. – 430с.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Часть 3. Техническое обеспечение информационных технологий. – СПб.: Питер, 2009. – 206с.
Молодцов В.А. Персональный компьютер: от байта до сайта. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 325с.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
Михеева Е.В. Практикум по информатике. М.: ИЦ Академия, 2009. – 192с.
Могилев А.В. Практикум по информатике. – М.: ИЦ Академия, 2009. – 608с.
Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
Монахов М.Ю. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс. Практикум. – М., 2005.
Майкрософт. Основы компьютерных сетей. – М., 2005.
Майкрософт. Основы программирования на примере VisualBasic.NET. – М., 2005.
Майкрософт. Учебные проекты с использованием MicrosoftOffice. – М., 2006.
Паронджанов В.Д. Занимательная информатика. – М.:Дрофа, 2007. – 191с.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006.
Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т. Том1. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 309с.
Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум в 2т.Том2. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 294с.
Свиридова М.Ю.Текстовый редактор WORD - ОИЦ «Академия», 2010
Свиридова М.Ю.Электронные таблицы Excel- ОИЦ «Академия», 2010
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.
Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.– М., 2004.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». – М.: Бином, 2008. – 180с.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб.пособие. – М., 2005.
Усенков Д.Ю. Уроки WEB-мастера. – М., 2003.
Фалина И.Н. Алгоритмизация и программирование. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009. 276с.
Хеннер Е.К. Формирование ИКТ – компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. – М.: Бином, 2008. 188с.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. – М.: ИЦ Академия, 2011. – 352с.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
Интернет-ресурсы
www.edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
http://center.fio.ru/com/ - материалы по стандартам и учебникам
http://nsk.fio.ru/works/informatics-nsk/ - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
http://www.phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика
http://www.ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике и информационным технологиям
http://www.km.ru/ - энциклопедия
http://www.ege.ru/ - тесты по информатике
http://comp-science.narod.ru/- дидактические материалы по информатике
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
переводить числа из одной системы счисления в другую;
строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;
применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;
применять графический редактор для создания и редактирования изображений; строить диаграммы;
применять электронные таблицы для решения задач;
создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных;
работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск файлов); вводить и выводить данные;
работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами;
записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их. Текущий контроль в форме:
практических занятий;
сообщений,
рефератов,
тестирования;
самостоятельных работ;
защиты проектов;
подготовка к участию в учебно – исследовательских конференциях.
Итоговый контроль –
дифференцированный зачёт.