Рабочая программа по физике 9 класс (4 часа в неделю, углубленное изучение)
«Согласовано»
Руководитель ШМО
______________________/О.В.Вейбер/
(Ф.И.О.)
Протокол №
от « 20» мая 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________________________ /Г.В.Нейман /
(Ф.И.О.)
«29» мая 2015 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Озерновской СОШ № 47
____________________________/Г.А.Драчук /
(Ф.И.О.)
Приказ № 01-04-
от « 15 » июня 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по физике, 9 класс
к учебнику Физика. 9 класс, авт. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник
(углубленный уровень, 4 учебных часа в неделю, 34 недели, 136 часов)
Нейман Галины Викторовны, учитель высшей категории
Ф.И.О., категория
Рассмотрено на заседании
методического совета
протокол № __3__
от «_29_»____мая__2015_ г.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы. М.- «Просвещение», 2007г.
3. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В.Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.В.Гутник. Дрофа, 2013г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
(из стандарта)
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Общеучебными
Формирование у учащихся знаний основ физики; экспериментальных фактов, понятий, законов, элементов физических теорий, подготовка к формированию у школьников целостных представлений о современной физической картине мира; формирование знаний о методах познания в физике – теоретическом и экспериментальном, о роли и месте теории и эксперимента в научном познании, о соотношении теории и эксперимента
Предметно-ориентированными
Формирование знаний о физических основах устройства и функционирования технических объектов; формирование экспериментальных умений ; формирование научного мировоззрения; представлений о материи, её видах, о движении материи и его формах, о пространстве и времени, о роли опыта в процессе научного познания и истинности знания, о причинно-следственных отношениях; формирование представлений о роли физики в жизни общества; влияние развития физики на развитие техники, на возникновение и решение экологических проблем;
Развитие у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (эмпирического и теоретического, логического и диалектического), памяти, речи, воображения.
Формирование и развитие свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
В курс физики 9 класса входят следующие разделы:
1. Механическое движение и его характеристики (25 ч)
2. Законы динамики. Силы ( 27 часов)
3. Движение по окружности (11 ч)
4. Законы сохранения в механике (14)
5. Механические колебания и волны. Звук. (13 часов)
6. Электромагнитные явления (12 часов)
7. Строение атома и атомного ядра (12 часов)
8. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: идеи относительного движения, основные понятия кинематики, законы Ньютона, колебание, электромагнитное поле, модель атома.
В обучении отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Г.Галилея, И.Ньютона, Д.Максвелла, К.Э.Циолковского, Э.Резерфорда, Н.Бора.
На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.
Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.
При преподавании используются:
· Классноурочная система,
· Лабораторные и практические занятия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: 136, в неделю 4 часа.
Плановых контрольных уроков 5 ч.
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе:
1. Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы. М.- «Просвещение», 2007г.
2. Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В.Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.В.Гутник. Дрофа, 2013г.
Учебник: для 9 класса средней школы
Авторы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, М.: Просвещение, 2009г.
Контроль знаний учащихся
I
II
III
IV
год
Контрольные работы
1
1
2
2
6
Лабораторные работы
1
2
1
2
6
Всего
2
3
3
3
11
Четверть
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
план
факт
Предметные умения
Универсальные
учебные действия
I чет.
9 нед.
36 ч.
2.09
1/1Введение. Общие сведения о механическом движении. Основная задача механики.
1
Механическое движение и его характеристики (25 ч)
2.09
2/1 Поступательное движение. Материальная точка. Положение тела в пространстве Система отсчета.
1
- знать основные понятия (механика, система отсчета, материальная точка, механическое движение, траектория, путь, перемещение, координаты материальной точки, скорость тела, ускорение, сила, вес тела).
- понимать что такое (скалярные и векторные величины, направление перемещения, проекция вектора)
-знать что такое равномерное движение; прямолинейное равноускоренное движение; нахождение скорости при равноускоренном движении; свободное падение без начальной скорости; свободное падение с начальной скоростью; ускорение тел при свободном падении.
- уметь представлять проекцию вектора мгновенной скорости через формулу и график этой функции.
- знать основные формулы и уметь применять их на практике.
- иметь представление о явление инерции; Инерциальные системы отсчета;
- знать законы Ньютона.
ОУУН
-ставить учебную задачу;
-понимать последовательность действий;
-сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
-оценивать свою деятельность и деятельность других;
правильно оформлять и вести тетрадь.
П:Учатся самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений. Выбирают критерии для сравнения физических тел и физических явлений.
Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно
К: Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы. Умеют обосновывать свои выводы и умозаключения.
3.09
3/2Проекции вектора на координатные оси и действия над ними. Проекции вектора и координаты.
1
3.09
4/3 Перемещение. Определение координаты движущегося тела.
1
8.09
5/4 Перемещение при равномерном прямолинейном движении. Решение задач.
1
8.09
6/5Единицы длины и времени; понятие о системе единиц
1
9.09
7/6Прямолинейное неравномерное движение. Скорость при неравномерном движении.
1
9.09
8/7Решение задач.
1
15.09
9/8 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.
1
15.09
10/9 Скорость прямолинейного равноускоренного движения.
1
16.09
11/10 Графическое представление движения.
1
16.09
12/11 Решение задач.
1
22.09
13/12 Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Средняя скорость
1
22.09
14/13 Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение.
1
23.09
15/14 Как найти перемещение равноускорено движущегося тела, зная начальную и конечную скорости его движения.
1
23.09
16/15 Решение задач
1
29.09
17/16 Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
1
29.09
18/17 Относительность движения. Решение задач.
1
30.09
19/18 Перемещение, скорость и ускорение при криволинейном движении.
1
30.09
20/19 Движение по окружности.
1
06.10
21/20 Решение задач.
1
06.10
22/21 Ускорение при равномерном движении тела по окружности.
1
07.10
23/22 Решение задач
1
07.10
24/23 Об относительности движения тела при вращении системы отсчета.
1
13.10
25/24 Решение задач
1
13.10
26/25 Контрольная работа №1 «Механическое движение и его характеристики»
1
Законы динамики. Силы. ( 27 часов)
14.10
27/1 Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.
1
14.10
28/2 Третий закон Ньютона.
1
20.10
29/3 Измерение сил. Решение задач. Самое важное в четвертой главе. Значение законов Ньютона.
1
20.10
30/4 Решение задач
1
21.10
31/5. Силы в природе.
1
21.10
32/6 Силы упругости. Лабораторная работа №2 «Исследование силы тяжести от массы тела»
1
27.10
33/7 Решение задач
1
27.10
34/8 Решение графических задач.
1
28.10
35/9 Лабораторная работа №3 «Определение жесткости пружины».
1
28.10
36/10 Движение под действием силы упругости.
1
II чет.
7 нед.
28 час.
10.11
37/11 Сила всемирного тяготения. Постоянная всемирного тяготения. Решение задач.
1
- знать понятие силы, ее единицы измерения, виды, уметь изображать на рисунках;
-иметь представление о
искусственных спутниках земли, первой космической скорости, скорость спутника, удаленного от Земли, второй космической скорости.
- знать понятие импульса тела, импульс силы, изолированная система, сумма импульсов, закон сохранения импульса.
-иметь представление о реактивном движении, ракетах.
10.11
38/12 Сила тяжести. Вес. Решение задач.
1
11.11
39/13 Вес тела, движущегося с ускорением. Невесомость.
1
11.11
40/14 Движение под действием силы тяжести тело движется по вертикали. Свободное падение.
1
17.11
41/15 Движение под действием силы тяжести: начальная скорость тела направлена под углом к горизонту.
1
17.11
42/16 Лабораторная работа № 4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
1
18.11
43/17 Сила трения. Трение покоя. Сила трения скольжения.
1
18.11
44/18 Лабораторная работа № 5 «Определение коэффициента трения скольжения».
1
24.11
45/19 Движение тела под действием силы трения. Решение задач
1
24.11
46/20 Движение тела под действием нескольких сил.
1
25.11
47/21 Решение задач.
1
25.11
48/22 Решение задач.
1
1.12
49/23 Решение задач.
1
1.12
50/24 При каких условиях тела движутся поступательно? Центр масс и центр тяжести.
1
2.12
51/25 Решение задач
1
2.12
52/26 Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.
1
8.12
53/27 Лабораторная работа № 6 «Измерения ускорения свободного падения».
1
Движение по окружности (11 ч)
8.12
54/1 Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
9.12
55/2Ускорение при равномерном движении по окружности
1
9.12
56/3 Лабораторная работа № 7
«Изучение движения тела по окружности под действием нескольких сил».
1
15.12
57/4 Искусственные спутники Земли.
1
15.12
58/5 Решение задач.
1
16.12
59/6 Движение спутников и планет
1
16.12
60/7 Решение задач
1
22.12
61/8 Решение задач
1
22.12
62/9 Центробежные механизмы
1
23.12
63/10 Решение задач
23.12
64/11 Контрольная работа №2
«Законы динамики. Силы»
1
Законы сохранения в механике (14 часов)
III чет.
10 нед.
40 часов
12.01
65/1 Импульс тела. Закон сохранения импульса.
1
- знать понятие силы, ее единицы измерения, виды, уметь изображать на рисунках;
-иметь представление о
искусственных спутниках земли, первой космической скорости, скорость спутника, удаленного от Земли, второй космической скорости.
- знать понятие импульса тела, импульс силы, изолированная система, сумма импульсов, закон сохранения импульса.
-иметь представление о реактивном движении, ракетах.
П: Учатся самостоятельно формулировать определения, выделять существенные и несущественные признаки явлений. Выбирают критерии для сравнения физических тел и физических явлений. Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того что уже известно, и того, что еще неизвестно К: Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы. Умеют обосновывать свои выводы и умозаключения.
12.01
66/2 Реактивное движение. Ракеты. Решение задач.
1
13.01
67/3 Механическая работа. Работа, совершаемая силами, приложенными к телу, и изменение его скорости.
1
13.01
68/4 Решение задач.
1
19.01
69/5 Работа силы тяжести.
1
19.01
70/6 Потенциальная энергия тела, на которое действует сила тяжести.
1
20.01
71/7 Работа силы упругости. Потенциальная энергия упругодеформированного тела.
1
20.01
72/8 Закон сохранения полной механической энергии.
26.01
73/9 Лабораторная работа № 8
«Изучение закона сохранения механической энергии».
26.01
74/10 Работа силы трения и механическая энергия.
27.01
75/11 Мощность. Решение задач.
27.01
76/12 Превращение энергии и использование машин. Коэффициент полезного действия.
2.02
77/13 Движение жидкости по трубам. Закон Бернулли.
2.02
78/14 Контрольная работа №3
« Законы сохранения в механике»
Механические колебания и волны. Звук.(13 часов)
3.02
79/1 Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.
1
- знать и понимать колебательное движение (виды, примеры, сущность, отличительные признаки, условия);
- знать что такое амплитуда, период, частота колебаний;
- знать что такое гармонические колебания (условия происхождения, графическую запись);
– иметь представление о превращении энергии во время колебания; резонанс. ОУУН
-ставить учебную задачу;
-понимать последовательность действий;
-сравнивать полученные результаты с учебной задачей;
-оценивать свою деятельность и деятельность других;
правильно оформлять и вести тетрадь - иметь представление о передаче энергии при волновом движении; переносе энергии в бегущей волне без переноса вещества;
-знать понятие волны (упругие, поперечные, продольные, механизм распространения волн, длина волны, скорость распространения волн);
- иметь представление о источнике звука, звуковой волне, и таких понятий как высота и тембр звука, громкость звука и его уровни, скорость звука, скорость звука в различных средах, отражение звука, эхо, звуковой резонанс.
- знать механизм возникновения и распространения звуковой волны.
П: Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Р: Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. К: Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
3.02
80/2 Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.
1
9.02
81/3 Лабораторная работа №9
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
1
9.02
82/4 Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
1
10.02
83/5 Вынужденные колебания. Резонанс.
1
10.02
84/6 Решение задач
1
16.02
85/7 Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.
1
16.02
86/8 Длина волны. Скорость распространения волн.
1
17.02
87/9 Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.
1
17.02
88/10 Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
1
24.02
89/11 Интерференция звука.
1
24.02
90/12 Решение задач. Подготовка к контрольной работе.
1
25.02
91/13 Контрольная работа №3 «Механические колебания и волны. Звук»
1
Электромагнитное поле (12 часов)
- знать понятие о видах материи, веществе, поле;
- ознакомиться и знать такие понятия как магнитное поле, магнитное поле тока, электромагнитная индукция, индукция магнитного поля электромагнитные колебания;
–знать электромагнитные волны (скорость распространения, основные способы получения). Напряженность электрического поля.
П: Выражают смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунки, графики.
Р: Сравнивают свой способ действия с эталоном.
К: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.
25.02
92/1 Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.
1
1.03
93/2 Направление тока и направление линий его магнитного поля.
1
1.03
94/3 Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.
Правило левой руки.
1
2.03
95/4 Индукция магнитного поля.
1
2.03
96/5 Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции.
1
9.03
97/6 Лабораторная работа № 10 «Изучение явления электромагнитной индукции».
1
9.03
98/7 Получение переменного электрического тока. Электромагнитное поле.
1
10.03
99/8 Электромагнитные волны.
1
10.03
100/9 Интерференция света.
1
15.03
101/10 Электромагнитная природа света.
1
15.03
102/11 Решение задач.
1
16.03
103/11 Решение задач.
1
16.03
104/12 Контрольная работа №4
«Электромагнитное поле».
1
Строение атома и атомного ядра (12 ч.)
IV четв.
8 нед.
32 ч.
29.03
105/1 Радиоактивность. Модели атомов. Опыты Резерфорда.
1
ОУУН: ставить учебную задачу; -понимать последовательность действий; работать с учебником и дополнительной литературой; составлять на основании текста таблицы, схемы, графики; осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом- знать формулировку закона сохранения электрического заряда;
- познакомиться с опытами Резерфорда;
- иметь представление о составе атомного ядра, радиоактивном превращении ядра, энергии связи дефект масс.
ОУУН:
-ставить учебную задачу; - понимать последовательность действий;
работать с учебником и дополнительной литературой;
составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;
осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом
П: Выражают смысл ситуации различными средствами – словесно, рисунки, графики.
Р: Сравнивают свой способ действия с эталоном.
К: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку.
29.03
106/2 Радиоактивные превращения ядер.
1
30.03
107/3 Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона.
1
30.03
108/4 Состав атомного ядра. Изотопы.
1
5.04
109/5 Альфа- и бета-распад. Правило смещения.
1
5.04
110/6 Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.
1
6.04
111/7 Деление ядер урана. Цепная реакция.
1
6.04
112/8 Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.
1
12.04
113/9 Лабораторная работа №11 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
1
12.04
114/10 Лабораторная работа №12
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
1
13.04
115/11 Биологическое действие радиации. Термоядерная реакция.
1
13.04
116/12 Контрольная работа №5 «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»
1
Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
19.04
117/1 Состав, строение и происхождение Солнечной системы.
1
-представление о составе, строении, происхождении и возрасте Солнечной системы;
- умение применять физические законы для объяснения движения планет Солнечной системы;
- знать, что существенными параметрами, отличающими звёзды от планет, являются их массы и источники энергии;
- сравнивать физические и орбитальные параметры планет земной группы с соответствующими параметрами планет-гигантов и находить в них общее и различное.
19.04
118/2 Планеты и малые тела Солнечной системы.
1
20.04
119/3 Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд.
1
20.04
120/4 Строение и эволюция Вселенной.
1
26.04
121/1 Итоговая контрольная работа
1
26.04
27.04
27.04
3.05
3.05
4.05
4.05
10.05
10.05
11.05
11.05
17.05
17.05
18.05
18.05
122-136 Физический практикум
16
Итого: 136 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Механическое движение и его характеристики (25 ч)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скорость, ускорение, перемещение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении. Относительность механического движения.
2. Законы динамики. Силы ( 27 часов)
Инерциальные системы отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
3. Движение по окружности (11 ч)
4. Законы сохранения в механике (14)
5. Механические колебания и волны. Звук. (13 часов)
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний.
Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Связь длины волны со скоростью ее распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
6. Электромагнитные явления (12 часов)
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Электромагнитная индукция. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
4. Строение атома и атомного ядра (12 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
5. Строение и эволюция Вселенной (4 часа)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.
Оборудование к лабораторным работам
Лабораторная работа №1
«Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
Оборудование: желоб лабораторный металлический длиной 1,4 м, шарик металлический диаметром 1,5 – 2 см, цилиндр металлический, метроном (один на весь класс), лента измерительная, кусок мела.
Лабораторная работа №2
«Исследование силы тяжести от массы тела»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, набор грузов массой по 100 г.
Лабораторная работа №3
«Определение жесткости пружины».
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр с заклеенной шкалой, набор грузов массой по 100 г, прозрачная линейка.
Лабораторная работа № 4
«Изучение движения тела, брошенного горизонтально»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, изогнутый желоб, металлический шарик, лист бумаги, лист копировальной бумаги, отвес, измерительная лента.
Лабораторная работа № 5
«Определение коэффициента трения скольжения».
Оборудование: брусок, деревянная линейка, динамометр, набор грузов.
Лабораторная работа № 6
«Измерения ускорения свободного падения».
Оборудование: шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы.
Лабораторная работа № 7
«Изучение движения тела по окружности под действием нескольких сил».
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, измерительная лента, динамометр, весы с разновесами, шарик на нити, лист бумаги, линейка.
Лабораторная работа № 8
«Изучение закона сохранения механической энергии».
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр лабораторный с фиксатором, лента измерительная, груз на нити.
Лабораторная работа №9
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
Оборудование: шарик на нити, штатив с муфтой и кольцом, измерительная лента, часы.
Лабораторная работа № 10
«Изучение явления электромагнитной индукции».
Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на весь класс).
Лабораторная работа №11
«Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков».
Оборудование: фотография треков, зараженных частиц, образовавшихся при делении ядра атома урана.
Лабораторная работа №12
«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Оборудование: фотография треков, зараженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоимульсии.
Демонстрационное оборудование
Механика
1. Держатели со спиральными пружинами
2. Комплект пружин для демонстрации волн
3. Комплект «Вращение»
4. Камертоны на резонансных ящиках с молоточком
5. Трубка Ньютона
6. Прибор для демонстрации независимости действия сил
7. Прибор для записи колебательного движения
8. Прибор для демонстрации распространения волн
9. Прибор для демонстрации законов механики
10. Прибор для демонстрации закона сохранения импульса
11. Прибор для демонстрации закона сохранения энергии
12. Тележки легкоподвижные с акселерометрами
13. Трибометр демонстрационный
14. Маятник Максвелла
15. Тележка самодвижущаяся с программным управлением
16. Модель системы отсчета
Электромагнитное поле
1. Катушка для демонстрации магнитного поля тока (на поставке со столиком)
2. Прибор для изучения магнитного поля Земли
3. Прибор для изучения правила Ленца
4. Катушка дроссельная
5. Магнитная стрелка на подставке
6. Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов
7. Трансформатор
8. Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн
9. Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле
10. Конденсатор демонстрационный
11. Конденсатор разборный
12. Батарея конденсатора, 60 мкФ
13. Электромагнит разборный
14. Спектроскоп
15. Скамья оптическая ФОС с принадлежностями
16. Набор по дифракции, интерференции и поляризации света
17. Прибор для изучения законов геометрической оптики
18. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи
Строения атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
1. Панель с газоразрядным счетчиком
2. Дозиметр
3. Модель для демонстрации рассеяния
·-частиц
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
Учащиеся должны знать:
Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия, амплитуда, период, частота, длина волны, звук, резонанс, магнитное поле, магнитный поток, свет, атом, элементарные частицы.
Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии, правило левой руки, модель атома Резерфорда, гипотеза Ампера.
Практическое применение: движение ИС под действием силы тяжести, реактивное движение, устройство ракеты, КПД машин, использование звуковых волн в технике, использование атомной энергии.
Учащиеся должны уметь:
· Пользоваться секундомером.
· Измерять и вычислять физические величины.
· Читать и строить графики.
· Решать простейшие задачи.
· Изображать и работать с векторами.
· Определять направление тока.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Курс построен на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Учебник для 9 класса средней школы
Авторы: А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, М.: Просвещение, 2010.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2008.
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010г.
Гутник Е.М. и др. Физика. 9 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2010.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике .- М.: Просвещение, 1983 г.
Л.В. Лукашик, Е.В. Иванова: «Сборник задач по физике 7 – 9 классы» - М., Просвещение, 2004г.
С.П. Мясников, Т.Н. Осанова: «Пособие по физике» - М., Высшая школа, 1988;
Т.И. Трофимова, З.Г. Павлова: «Сборник задач по курсу физики с решениями» - М., Высшая школа, 1999;
Б.М.Яворский, Ю.А. Селезнев: «Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и для самообразования» - М., Наука, 1989.
Рымкевич А. П., Рымкевич П. А: «Сборник задач по физике» - М., Просвещение, 2002.
Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Практикум. ФИЗИКОН. 2004
Учебное электронное издание. Интерактивный курс физики для 7 – 11 классов. Лаборатория Кирилл и Мефодий. 2004
Учебное электронное издание. Лабораторные работы для 7 – 11 классов.
Таблицы
Пакет олимпиадных заданий
Используемые технические средства
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
13PAGE 15
13PAGE 141715
15