Рабочая программа по английскому языку для 5 класса (учебник О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой — ФГОС)
Рабочая программа по английскому языку
в 5 классе
(по ФГОС второго поколения)
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г., на основе примерной программы основного общего образования по английскому языку 2011 г., и программы под редакцией Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Языковой Н.В. для общеобразовательных учреждений II-XI классов и школ с углубленным изучением английского языка. М.: изд-во «Просвещение», 2010 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «English V», авторы: И.Н. Верещагина, О.В. Афанасьева, изд-во «Просвещение», 2007г. для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка. В состав УМК входят:
учебник;
рабочая тетрадь;
книга для чтения;
книга для учителя;
электронное приложение ABBY Lingvo с аудиокурсом на CD;
На изучение английского языка в 5А классе в МОУ – гимназии №1 отводится 4 часа в неделю: 3 часа в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и 1 час за счёт гимназического компонента, а в 5Б и 5В классах - 3 часа в неделю. Так как учебник «English IV» рассчитан на 5 недельных часов работы, в данной программе произошло сокращение учебных часов за счёт резервных уроков, уменьшения количества уроков на повторение материала, пройденного в 4классе; сокращения некоторых уроков по домашнему чтению. Кроме того, особенность учебника, состоящая в том, что он составлен на основе некоторой избыточности, которая проявляется не только в количестве, но и в наполнении каждого упражнения, позволяет сократить дополнительное количество уроков. В результате, предметное содержание осталось неизменным, изменилось лишь количество часов на изучение тем:
Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению иностранному языку позволяют учитывать возрастные изменения учащихся основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это даёт возможность включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки.
Главные цели курса соответствуют зафиксированным в стандарте основного общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии универсальных учебных действий, готовности к самообразованию, владении ключевыми компетенциями, а также на развитии и воспитании потребности у школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
Основными задачами реализации содержания обучения являются:
формирование и развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;
формирование и развитие языковых навыков;
формирование и развитие социокультурных умений и навыков.
При создании программы учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий и видах работы.
В 5 классе вводится относительно небольшое количество новых слов (всего 232), учащимся предоставляется большая самостоятельность в работе с ними. В каждом уроке введение и тренировка новой лексики состоит из трех подразделов: а) учащиеся должны по тем или иным признакам догадаться о значении определенной части новых слов; б) значение другой, большей группы слов они должны сами посмотреть в словаре учебника; в) в третьем подразделе им предлагается прочитать словосочетания и предложения с новыми единицами для того чтобы знать, как эти слова употребляются. После этого начинаются упражнения, направленные на тренировку учащихся в употреблении новых слов. Эти упражнения расположены в нужной последовательности в учебнике и в тетради для самостоятельной работы. Вся грамматика подается в таблицах внутри каждого урока. Учащиеся учатся наблюдать, анализировать и понимать предлагаемый материал, который затем попадает в упражнение для тренировки в его употреблении.
Обучение происходит в условиях классно-урочной системы, урок - 40 минут.
Виды контроля знаний: текущий, промежуточный и итоговый.
Контрольные работы проводятся 3 раза в год (1 раз в конце триместра) по говорению, чтению, аудированию, письму, грамматике.
Основные приёмы контроля отражены в УМК и реализуются в процессе обучения. Акцент делается на контроль целевых видов речевой деятельности, что соответствует современным тенденциям, предполагающим усиление коммуникативного подхода к обучению иностранному языку.
Контроль на данном этапе осуществляется различными способами: аудированием, грамматическими тестами, зачётами по устным темам. По итогам изучения учебного материала в каждом триместре могут быть подготовлены проекты, позволяющие интегрировать такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение, говорение (уровень репродукции). Качество решения коммуникативной задачи становится главным критерием в оценке речевых умений.
Критерии оценивания теста:
Выполнено: 65% работы – «3»;
80% - «4»;
95-100% - «5».
Для контроля используется тетрадь: Барашкова Е.А. «Проверочные работы по грамматике английского языка к учебнику для 5 класса»
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Как и в начальной школе, ценностные ориентиры на ступени основного общего образования составляют содержание главным образом воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс общения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры в её соотнесении с родной культурой обучаемых. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.
Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединённых единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти принципы несут в атмосфере иноязычного общения воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное общение, которое в сущности и является воспитательным процессом.
Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Кроме того, учитель несёт в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всё от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования – человеку духовному (homo moralis).
Содержание воспитательного аспекта имеет и другой – деятельностный – план: его составляют те средства, благодаря которым достигаются планируемые результаты. К используемым средствам относятся:
тесты различной направленности:
- разнообразные типы аутентичных текстов (письменно зафиксированные монологические высказывания, диалоги, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, комиксы и т.д.), дающие представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этическихвзаимоотношений в семье и школе, а также между носителями разных культур, формирующие представления о дружбе, доброте, справедливости, милосердии, патриотизме, порядочности, достоинстве и других нравственных категориях;
- тексты (образцы детского фольклора в том числе) и упражнения (задания), способствующие воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирующие представления об этических идеалах и художественных ценностях;
- тексты, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающихлюдей, стремление к активному образу жизни, развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- тексты, воспитывающие любовь к природе, к представителям животного и растительного мира России и других стран, учащие ответственному, бережному отношению к окружающей среде, осознанию экологических проблем, готовящие к личному участию в экологических проектах;
упражнения (задания), с помощью которых у учащихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения;
рубрика «In your culture», поясняющая особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-этических норм, вызывающая интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран, стремление участвовать в межкультурной коммуникации, вести себя соответственно принятым в стане изучаемого языка нормам, потребность и способность представлять культуру родной страны;
рубрики «Pair work», «Group work», «Role play», формирующие навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать, работать в паре и группе), готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива, умение нести индивидуальную ответственность за совместную работу;
проекты, вовлекающие учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывающие отношение к учёбе как творческой деятельности, стремление творчески выражать себя в учебной деятельности, развивающие умение видеть красоту в труде и творчестве;
литературные персонажи, герои фильмов, телепередач, на примере поступков и характерных черт которых учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственных поступков и т.д.;
иллюстративная наглядность, знакомящая с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывающая тем самым уважительное отношение к чужой культуре;
воспитательные цели, чётко сформулированные к каждому циклу и к каждому уроку, сопровождаемые методическими рекомендациями в книге для учителя;
поведение учителя на уроке согласно методическим рекомендациям в книге для учителя, раскрывающим нравственно-этический потенциал текстов и упражнений.
Триада «материалы – технология - учитель» является залогом успешной реализации воспитательного аспекта, то есть «овладения» ценностями, составляющими мировосприятие, мироощущение, миропонимание и мировоззрение человека.
ФГОС второго поколения формулирует результаты образования по английскому языку на трех уровнях: личностном, метапредметном и предметном.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Английский язык»
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные:
А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения):
речевая компетенция в говорении, аудировании, чтении и письменной речи;
языковая компетенция: знание и применение правил фонетики и графики, лексики, грамматики;
социокультурная компетенция: знание национально-культурных особенностей своей страны и стран изучаемого языка, основных норм речевого этикета, некоторых распространённых образцов фольклора и образцов художественной, публицистической и научно-популярной литературы, понимание роли владения иностранными языками в современном мире;
компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере: умение сравнивать, владение приёмами работы с текстом, умение действовать по образцу/аналогии, готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу, умение пользоваться справочным материалом, владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере: представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления; достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах; представление о целостном полиязычном, поликультурном мире; осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации; приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные).
Г. В эстетической сфере: владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке; стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка; развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере: умение рационально планировать свой учебный труд; умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере: стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Кроме того, у учащихся формируются следующие виды универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Планируемые результаты по формированию УУД в 5 классе
Личностные
Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание осваивать новые виды деятельности; желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества; признание для себя общепринятых морально-этических норм; осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры; интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент); создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества; развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций.
Познавательные
Выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения.
Регулятивные
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; составление плана действий по решению проблемы (задачи); осуществление действий по реализации плана; соотношение результатов своей деятельности с целью и оценивание его.
Коммуникативные
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; умение понимать и принимать другие позиции, взгляды и интересы; умение договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы для того, чтобы сделать что-то сообща.
Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Учащимся предлагаются учебные ситуации для повторения:
Я и моя семья (Persoпal Ideпtilicatioп).
Распорядок дня (Daily Lile).
Свободное время (Free Tiтe)
Путешествия (Travelliпg).
Различные страны и традиции (So Мапу Coипtries So Мапу Cиstoтs).
Учащимся предлагаются новые учебные ситуации:
1. Мир вокруг нас (The World Aroипd Us).
Континенты и страны; национальности; языки; столицы ведущих держав мира; англоязычные страны; английский язык - язык мирового общения; некоторые особенности английского языка в США. Экологические проблемы окружающей среды; животный и растительный мир: исчезающие виды растений и животных; загрязнение воздуха, земли и воды; 22 апреля - день Земли.
2. Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The Geography aпd Political Oиtlook on the UК).
Географическое положение; воды, омывающие островное государство; два главных острова Британских островов; основные части Великобритании и их столицы; нации, населяющие Соединённое Королевство; основные языки; флаг и иные символы королевства; политические институты Великобритании; монархия, королевская семья; парламент, его палаты; понятие “Содружество наций”; правительство Соединённого Королевства; стиль жизни в Великобритании.
3. Проблемы здравоохранения. Забота о здоровье человека (Health aпd Body Саrе).
Здоровье человека; симптомы болезней; части тела человека; посещение врача; названия типичных недомоганий; обсуждение самочувствия; посещение аптеки; забота о здоровье, практические советы по поддержанию физической формы; занятия спортом как необходимая составляющая хорошей физической формы.
4. Спорт в жизни человека (Sports aпd Gaтes).
5. Покупки (Shopping)
Коммуникативные умения
Говорение
1. Диалогическая речь:
Уметь вести: диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги. Объём диалога - 3 реплики со стороны каждого учащегося.
2. Монологическая речь:
Уметь пользоваться: основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Время звучания текстов для аудирования - от 1до 2 минут.
Чтение
Уметь: читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Письменная речь
Уметь: писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30–40 слов, включая адрес); заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес); писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма - около 50–55 слов, включая адрес; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Объём лексического материала в V классе составляет более 1250 единиц, из них 200-250 новых лексических единиц для продуктивного усвоения.
Основные словообразовательные средства:
деривационная модель Ad; + -th {warm warmth, long length, wide width, strong strength);
деривационная модель N + -ese (China Chinese, Vietnam Vietnamese);
деривационная модель N + -an (Canada Canadian, Australia Australian);
деривационная модель V + -able (imagine imaginable, read readable, move movable, break breakable etc.);
деривационная модель Adj + -ness (white whiteness, polite politeness, ill illness, weak weakness);
деривационная модель Adj + -у (cloud cloudy, salt salty, rain rainy).
Субстантивация прилагательных (the British, the English, the Welsh, the Irish etc.).
Полисемантические слова (bell 1) колокол 2) звонок; change 1) менять 2) делать пересадку; conductor1) дирижёр 2) кондуктор).
Синонимы (ill sick, high tall, among between).
Антонимы (easy difficult, good bad, dirty clean, beginning end etc.).
Омонимы (hour our, there their, hare hair).
Глаголы, которые управляются предлогами (ask for, agree to, depend on, apologize for, arrive at/in, belong to, happen to etc.).
Лексика, представляющая определённые трудности в употреблении (watch clock, cabbage cabbages, clothes clothing, to be ill to be sick, arm hand, leg foot, finger toe).
10. Лексические единицы, обозначающие части целого (a carton of cream, a bag of flour, a loaf of bread, a bar of chocolate, a tin of fruit, a can of lemonade, a jar of jam etc.).
11. Речевые клише, которые включают в себя:
разговорные формулы приветствия Morning. Good morning. Good evening.
разговорные формулы прощания So long. See you soon. See you tomorrow. Have a nice a day. Have fun.
разговорные формулы, позволяющие высказать приглашение, сделать предложение How about going to ... ? I feel like playing chess. Can you come over to my party tomorrow? I'd like to take you to the Bolshoi on Wednesday.
разговорные формулы выражения благодарности Thank you for your help. That was awfully kind of you. Thanks. That is just what I wanted. My pleasure. It was nothing. Glad that I could help.
разговорные формулы, позволяющие вести беседу за столом What would you like to have? What kind of salad would you like? How do you like (want) your coffee? Could you pass the salad, please? I haven't decided yet. I think I'll have the same. Here it is. Here you are.
разговорные формулы, позволяющие обсуждать вкусы, склонности людей I like it. I really like it very much. I like it when it rains. I like it when my mother reads to me.
Грамматическая сторона речи
I.Морфология
1. Имя существительное
- исчисляемые и неисчисляемые имена существительные в восклицательных предложениях; нулевой артикль с исчисляемыми именами существительными во множественном числе, а также с неисчисляемыми существительными в восклицательных предложениях (What tall trees! What deep snow!);
особенности функционирования существительного hair в современном английском языке;
использование артиклей с именами существительными, обозначающими названия языков (English, Spanish, но the English language, the Spanish language);
использование неопределённого артикля с именами существительными, обозначающими отдельных представителей нации (a Russian, an Englishman, an American);
использование определенного артикля для обозначения коллективного названия нации (the English, the Russian, the French, the Chinese).
2. Имя прилагательное
функционирование имён прилагательных в качестве определения (a red book) и именной части составного именного сказуемого (The boy is tall. She feels bad.).
3. Местоимение
возвратные местоимения (myself, himself, ourselves, themselves etc.);
неопределённые местоимения (one/ones, anyone, someone);
отрицательные местоимения (no, none, no one, neither);
обобщающие местоимения (all, every, everybody, everything, both, either, other, another, each);
абсолютная форма притяжательных местоимений (mine, ours, yours, theirs etc.). Особенности функционирования абсолютных притяжательных местоимений в речи (Our flat is bigger than yours. Your house is small, ours is even smaller. Give your pen, please. Mine won't write.).
4. Наречие
место наречий в предложении;
многосложные наречия (generally, occasionally) и их место в предложении;
наречие rather, используемое для уточнения прилагательных (rather interesting) и других наречий (rather well).
5. Глагол
обобщение материала; видовременные формы глаголов следующих групп: Simple (Present, Past, Future) Progressive (Present, Past, Future) Perfect (Present, Past, Future) Perfect Progressive (Present, Past, Future)
использование вспомогательных глаголов для построения вопросов и отрицаний в различных грамматических временах;
бифункциональность глагола to be и его использование в качестве:
а) смыслового глагола (John is in London.)
б) глагола-связки (Не is ten. Не is a pupil.);
бифункциональность глаголов to have, to do и их использование в качестве:
а) смысловых глаголов (/ have a pen. I do it every day.)
б) вспомогательных глаголов (/ have done it. He doesn'tlive in Spain.);
сопоставление оборота have got и глагола to have при передаче семантики обладания;
построение составного именного сказуемого с глаголами sound, smell, taste, feel (The music sounds loud. The rose smells sweet.);
глаголы to hear, to see, to love, to wish, to want, to hate, to prefer, to know, to understand, to forget, to seem, to believe, to remember, to recognise, to feel, используемые в Present Simple для описания действия или процесса, происходящего в момент речи (What do you prefer? I don't believe it. I love you.);
особенности функционирования глагола to feel при описании самочувствия (/ feel bad. How are you feeling now?);
особенности функционирования глаголов в Present Perfect (durative); наречие always как маркер данного времени (I have always wanted to visit London. We have always been proud of you.);
лаголы в Future Simple, Present Progressive для описания действий и процессов, происходящих в будущем (I like this book. I will buy it. What are you doing next Monday? When is James arriving?);
оборот to be going to как вариативный способ выражения будущего времени (Is she going to travel by car?);
оборот used to для выражения повторяющегося действия в прошлом в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях; особенности функционирования данного оборота в речи;
формы Past Progressive в утвердительных и отрицательных предложениях и вопросах различных типов; сопоставление времён Past Simple и Past Progressive;
модальные глаголы should, ought (to) для передачи идеи желательности/нежелательности какого-либо действия (You should do it. You shouldn't speak that loudly.);
страдательный залог; основные случаи употребления форм глаголов в Present Simple Passive, Past Simple Passive, Future Simple Passive; образование отрицаний и вопросов в предложениях с глаголами в пассивном залоге;
косвенная речь; перевод предложений из прямой речи в косвенную; правила согласования времён при переводе предложений из прямой речи в косвенную (Не said: "I have written the letter." He said he had written the letter. Etc.); вопросы в косвенной речи; повелительные предложения в косвенной речи.
Социокультурная осведомлённость
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
знаниями о значении родного и иностранного языков в современном мире;
сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на иностранном языке, их символике и культурном наследии;
употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
умением представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, запрашиваемой или нужной информации, полной и точной информации;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту;
участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
семантизировать слова на основе языковой догадки;
осуществлять словообразовательный анализ;
выборочно использовать перевод;
пользоваться двуязычным и толковым словарями;
участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.