Рабочая программа курса «Углубленное изучение русского языка» для 11 класса
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей №82
п. Каменоломни
Утверждаю:
Директор МБОУ лицея №82
_____________________ Марусина Л.И.
Приказ №_217-л от «_11 » сентября 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Углублённое изучение русского языка»
для 11 классаСоставитель:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Воробьёва Ольга Анатольевна,
педстаж 37 лет2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Заключительный этап изучения русского языка в школе на базовом уровне направлен на повышение речевой культуры старшеклассников, совершенствование их опыта речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка, расширение культурного кругозора, в основе которого лежит высокий уровень коммуникативной компетенции.
Целями изучения русского (родного) языка на базовом уровне в средней общей школе являются:
• расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; общение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и социализации в обществе;
• овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в разных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
• приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста;
• расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка (лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения;
• развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Основная цель данного курса: обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение практических навыков выполнения заданий, повышение языковой подготовки школьников.
Задачи курса «Углублённое изучение русского языка»:
закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
формировать навыки самостоятельной работы;
формировать навыки работы со справочной литературой;
формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
Рабочая программа учебного курса «Углубленное изучение русского языка» в 11 классе составлена на основе:
Требований федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Примерной программы среднего общего образования по русскому языку для классов с углубленным изучением русского языка.
Общая характеристика курса « Углублённое изучение русского языка»
Русский язык входит в образовательную область «Филология». В системе школьного образования он занимает особое место: является не только предметом изучения, но и средством обучения.
Главная цель предмета - развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной деятельности Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности., а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческаякомпетенции.
Коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-лингвистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция– осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития старшеклассников. Изучение русского языка включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно- коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах. Обучение русскому языку в старших классах - процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры учащихся, их приобщению к духовной, нравственной и культурной ценности народа, усилению мотивации к социальному познании и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств. Формирование целостных представлений о русском языке будет осуществляться в ходе творческой деятельности на основе личностного осмысления языковедческих фактов и явлений. Это предполагает использование нетрадиционных форм уроков: семинаров, исследований, проблемных дискуссий.
Место курса «Углублённое изучение русского языка» в учебном плане
Согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику лицея по реализации дополнительных платных услуг на 2015-2016 учебный год рабочая программа курса «Углублённое изучение русского языка» для 11 класса рассчитана на 60 часов , 2 часа в неделю.
Содержание учебного курса.
Основные содержательные линии
В курсе «Углублённое изучение русского языка» выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия «Система языка» представлена в программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия «Орфография и пунктуация» включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия «Развитие речи» представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.
Характеристика содержания курса
Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. (6 часов)
Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове.
Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. Склонение числительных, употребление в речи. Разряды местоимений, склонение местоимений. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий. Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица.
Орфография ( 8 часов)
Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях.
О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. Правописание приставок. Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний. Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.
Синтаксис и пунктуация (4 часа)
Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.
Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения.
Текст (4 часа)
Стили речи и типы речи. Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства.
Анализ текста (28 часов)
Тема и главная мысль текста. Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Повторение изученного (10 часов) повторение и обобщение знаний по основным разделам языка
Тематическое планирование
№ Наименование разделов, тем Всего часов Основные виды учебной деятельности
I. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. 6 Комплексный анализ текста, выполнение различных видов разбора, соблюдение языковых норм устной и письменной речи, решение тестов
II. Орфография 8 Соблюдение орфографических (произносительные и акцентологические) норм в письменной различение сильной и слабой позиции звуков; нахождение орфограммы на основе звуко – буквенного, морфемного анализа слов; классификация орфографических ошибок в речи окружающих, самостоятельное выполнение тестовых заданий по теме, извлечение необходимой информации из орфографического словаря.
III Синтаксис и пунктуация 4 Синтаксический разбор словосочетаний и предложений; построение предложения заданной конструкции; использование синонимических синтаксических конструкции, замена одной на другую. Ответы на контрольные вопросы, систематизация изученного материала, тренировка в использовании односоставных предложений, выбор наиболее уместных, размышление над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов.
IV. Текст 4 Выразительное чтение текста, определение темы, основной мысли, стиля, типа речи; объяснение смысла названия, подбор своих вариантов названия, нахождение ключевых слов в тексте; нахождение выразительных средств языка, характерных для текстов разных стилей; определение способов связи между предложениями, абзацами; лингвистический, комплексный, речеведческий анализы текста.
V. Анализ текста 28 Закрепление понятия: система языка, его единицы и уровни, взаимосвязи и отношения единиц разных уровней языка, редактирование текстов, работа в группах, ответы на контрольные вопросы, систематизация изученного материала, тренировка в использовании односоставных предложений, выбор наиболее уместных, размышление над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Написание сочинений, употребление в них односоставных предложений, соблюдение синтаксической нормы и учет коммуникативной уместности при использовании различных единиц синтаксиса в текстах разных стилей; определение видов предложений, его грамматической основы, составление схем.
VI. Повторение изученного 10 Отбор языковых средств и изобразительно – выразительных средств при создании текстов разных функциональных стилей и типов речи;
Оценивание устных и письменных высказываний, текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; извлечение необходимой информации из нормативных словарей русского языка, выполнение тестовых и творческих заданий.
Итого 60 ч Календарно – тематическое планирование
№ Дата про ведения урока Тема урока Кол-во
ча сов Основные виды учебной деятельности Требования к результату Отслеживание результатов обученнос-ти учащихся (формы контроля) Оборудование, литература, прочее
Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. (6 часов)
1,2 2.10
2.10 Практикум по разделу “Фонетика”: проверочный опросник, работа с текстами. 2 Комплексный анализ текста, повторение речеведческих понятий (языковая норма, культура речи, качество речи), составление собственного текста по теме занятия Знать основные нормы литературного языка
Уметь объяснять термины, аргументировано отвечать на вопросы. Тест А.И. Горшков, Русская словесность.- М., Просвещение, 2012г
3,4 9.10
9.10 Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование 2 Анализ языковых аспектов классической литературы, выполнение теста Знать
основные понятия раздела,
Уметь осуществлять речевой самоконтроль, Тест ИКТ
5,6 16.10
16.10 Тренировочные задания по разделу “Морфология” 2 Работа с текстом, работа с тестом, беседа, работа с таблицей Знать основные понятия раздела,
Уметь анализировать языковые единицы, создавать устное монологическое высказывание по теме Тест Энциклопедия «Русский язык».- М.: Аванта +, 2009
ИКТ
Орфография 8 ч
7,8 23.10
23.10 Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи 2 Работа с тестом, анализ текста, беседа Знать правила написания орфограммы
Уметь применить на практике полученные по основным разделам языкознания знания Тест ИКТ
9,10 30.10
30.10 Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний 2 Анализ текста (Сб. «Тайны русского слова»), беседа, работа с карточками. Знать правила написания орфограммы
Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления, работать с учебной и справочной литературой Работа по тексту Таблица
1112 13.11
13.11 Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. 2 Работа с текстом, чтение и анализ текста по плану, выполнение заданий к тексту, работа с тестом Знать правила написания орфограммы,
Уметь развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства Работа с текстом Таблица «Написание “НЕ” с разными частями речи» , ИКТ
1314 20.11
20.11 Правописание служебных частей речи. 2 Анализ фрагментов текстов, выполнение заданий, работа с таблицей
Знать термины по разделам сновные словари, справочники.
Уметь аргументировано анализировать текст, выполнять различные виды разбора, работать с различными словарями Работа с текстом
Лингвистические словари. Д.И. Арханова. Русский язык.ЕГЭ.-М., Айрис Пресс, 2010
Синтаксис и пунктуация (4 часа)
15
16 27.11
27.11 Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. 2 Беседа, конструирование предложений, работа с текстом Знать основные признаки текста, функциональные типы речи
Уметь создавать тексты различных типов и стилей речи Работа с текстом Т.Г. Егораева. Практикум по русскому языку.- «Экзамен», М., 2012
17
18 4.12
4.12 Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”). 2 Запись текста под диктовку, выполнение тестовых заданий к тексту Знать
правила написания орфограммы
Уметь аргументировано анализировать текст, Анализ текста Т.М. Пахнова. Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку. «Экзамен», М., 2014г
Текст (4 часа)
19
20 11.12
11.12 Основные признаки текста. Комплексная работа с текстом. 2 Повторение основных признаков текста, выступление уч-ся по выбранной теме( дом. задание), анализ фрагмента текста, составление собственного текста. Знать основные признаки текста, функциональные типы речи
Уметь владеть языковедческой компетенцией, аргументировано анализировать текст, работать с различными справочниками Комплексная работа с текстом. Таблица «Строение текста»
ИКТ
21 18.12 Постижение авторского замысла. 1 Повторение стилевых особенностей публицистики, нахождение Выполнение заданий к тексту.
Знать особенности текстов разных типов и стилей
Уметь применять на практике речевого общения орфографические и пунктуационные нормы Комплексный анализ текста Таблица «Стили речи»
22 18.12 Средства художественной выразительности. 1 Чтение текста, его анализ редактирование текста, запись исправленного варианта в тетрадь. Знать средства выразительности языка
Уметь находить средства выразительности в тексте ,выполняя тестовые задания Самостоятельная
работа Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Анализ текста (18 часов)
23
24 25.12
25.12 От анализа текста – к сочинению. 2 Запись текста, работа со словарями. Объяснение постановки знаков препинания, составление схемы предложения, составление плана. пересказ текста по плану, Знать правила анализа текста и формы передачи содержания
Уметь сжато передать основную информацию авторского текста Составление плана А.Д. Дейкина. Методические рекомендации к учебнику – практикуму для старших классов.
25
26 15.01
15.01 Сочинение: от анализа темы, от авторского замысла – к тексту. 2 Чтение текста учителем, работа уч-ся над созданием черновиков, нахождение проблемы, поднятой автором в тексте, Знать структуру текстов различных стилей
Уметь определять тему, основную мысль текста, авторскую позицию Творческое задание: миниатюра о природе Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
27
28 22.01
22.01 Средства связи между предложениями, абзацами в тексте. 2 Фронтальная беседа, формулировка темы подбор ключевых слов,
Работа с таблицей Знать средства связи между предложениями, абзацами в тексте.
Уметь на практике применить теоретические знания Самостоятельная работа с текстом Т.М. Пахнова. Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку. «Экзамен», М., 2014г
29
30 29.01
29.01 Текст-рассуждение. Особенности текста. 2 Чтение текста, работа с текстом, написание сочинения, работа с таблицей
Знать структуру текста - рассуждения
Уметь находить рассуждение в текстах разных стилей, приводить доказательства из художественной литературы Создание текста – рассуждения Е.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2011
Таблица «Строение текста – рассуждения»
31
32 5.02
5.02 Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. 2 Повторение стилевых особенностей текста, чтение текста на карточках, беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод. Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Сочинение-рассуждение Е.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2011
33
34 12.02
12.02 Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). 2 Повторение стилевых особенностей текста, чтение текста на карточках, беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Тест Е.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2011
35
36 19.02
19.02 Комментарий к публицистическому тексту 2 Чтение текста на карточках, беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Тест Е.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2011
37
38 26.02
26.02 Комментарий к художественному тексту 2 Беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Анализ текста Е.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2015
39
40 4.03
4.03 Пишем комментарий к тексту 2 Беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Анализ текста Е.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2015
41
42 11.03
11.03 Выявление и формулировка авторской позиции. 2 Анализ текста, работа с тестом Знать структуру текста сочинения
Уметь определять проблему Анализ КИМовЕ.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2015
43
44 18.03
18.03 Выявление и формулировка авторской позиции 2 Беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Анализ КИМовЕ.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2015
45
46 8.04
8.04 Способы аргументации собственного мнения. 2 Беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Анализ КИМовЕ.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2015
47
48 15.04
15.04 Способы аргументации собственного мнения. Пример из жизни 2 Беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Анализ КИМовЕ.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2015
49
50 22.04
22.04 Аргументы. Примеры из жизни 2 Беседа по содержанию текста, формулировка проблемы, её комментирование, определение позиции автора, подбор аргументов, вывод Знать алгоритм создания текста- рассуждения на основе художественной литературы
Уметь создавать собственный текст, объяснять собственную позицию, приводить аргументы их художественной литературы. Анализ КИМовЕ.С. Симакова. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение. -М.,
Астрель, 2015
Повторение (10 часов)
51
52 29.04
29.04 Текст как речевое произведение 2 Комплексный анализ текстов разных стилей и типов, редактирование текста, Знать структуру и стилистические особенности текстов разных типов
Уметь работать в группе, понимать содержание текстов разных стилей и типов, Составление текста по ключевым словам Электронный репетитор «Русский язык.11 класс».
53
54 6.05
6.05 Текст как речевое произведение. 2 Работа с текстами из сборника ЕГЭ. Составление собственного текста по данному началу, рецензирование текстов в группах Знать о тексте как результате речевой деятельности, его структуры, смысловую и композиционную целостность, стилистические возможности языковых средств
Уметь выразительно читать текст, понимать его содержание, находить ключевые слова, делить на абзацы, создавать собственный текст, производить сопоставительный анализ текстов Анализ КИМовТ.М. Пахнова. Работа с текстом при подготовке к экзамену по русскому языку. «Экзамен», М., 2014г
55
56 13.05
13.05 Средства связи между предложениями и абзацами в тексте. 2 Повторение основных понятий по теме, практическая работа на основе текста Знать лексические и грамматические средства связи между предложениями и абзацами в тексте
Уметь работать с различными справочниками, определять средства связи между предложениями и абзацами Творческая работа с текстом, А. Д. Дейкина. Тематические тесты по русскому языку . 10-11 класс.
5758 20.05
20.05 Повторяем орфографию 2 Практическая работа с текстами из сборника ЕГЭ по группам. Составление предложения с помощью клише Знать средства выражения отношения, оценки.
Уметь работать с текстами разных стилей, определять средства выражения отношения, оценки. Анализ КИМовКИМы59
60 27.05
27.05 Повторяем пунктуацию 1 Повторение ключевых понятий, выразительное чтение текста, определение темы и основной мысли, выполнение различных видов разбора Знать стилевые особенности текстов
Уметь производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвостилистического,филологического , речеведческого анализа, выполнять различные виды разбора Анализ КИМовЭлектронный репетитор «Русский язык.11 класс».
Результаты освоения курса и система их оценки
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса «Углубленное изучение русского языка» ученик должен:
знать/понимать
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
В результате обучения учащийся должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых языковых и речевых средств;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей;
- развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Предполагаются следующие формы обучения:
установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”;
практические занятия;
самостоятельная работа с КИМами.
Для установления обратной связи определены следующие формы работы:
практические занятия;
решение заданий КИМов;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия
Основная литература.
Литература для учителя
1.Архарова Д.И. Русский язык. ЕГЭ. Анализ текста и написание рецензии. Изд-во «Айрис- пресс», м., 2007г
2.Власенков А.Н. Развивающее обучение русскому языку. Просвещение, 2007г.
3.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М.. Русский язык. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык. Учебник- практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях.М., Вербум, 2009г.
4.Дейкина А.Д. Уроки русского языка в 10классе: Кн. для учителя- М.: Вербум, 2009г
Рекомендуемая литература для учителя
1. Единый государственный экзамен Русский язык типовые экзаменационные варианты / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, М.: "Национальное образование" 2014 .
2. Л. И. Мальцева. Н. М. Смерчинская Русский язык все для ЕГЭ М: Народное образование, 2014.
3 Н. А. Сенина. Русский язык подготовка к ЕГЭ / Легион Ростов-на-Дону 2014.
4. А. Штоль Русский язык готовимся к ЕГЭ самостоятельно / Сибирское университетское издательство Новосибирск, 2010.
5. А. Г. Нарушевич ЕГЭ русский язык сочинение на ЕГЭ, М.: Просвещение.
6. Н. А. Сенина, А. Г, Нарушевич Русский язык сочинение на ЕГЭ курс интенсивной подготовки / Легион-М Ростов-на-Дону, 2012.
7. Русский язык применение кейс-технологий при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) 10-11 классы / автор-составитель Т. А. Балясникова М.: Планета,2011
8.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.
9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.
10. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
11. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
12. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Литература для учащихся:
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2009
Учебные и справочные пособия
1БурцеваВ.В.Новый орфографический словарь-справочник русского языка
2Даль В.ИТолковый словарь живого великорусского языка т.1
3.Даль В.ИТолковый словарь живого великорусского языка т.2
4Даль В.ИТолковый словарь живого великорусского языка т.3
5Даль В.ИТолковый словарь живого великорусского языка т.4
6П.Я.ЧерныхИсторико-этимологический словарь современного русского языка I том
7А.Н. ТихоновКомплексный словарь русского языка
8В.В.МорковкинТематический словарь русского языка
10.В.Т. БирюковаУчебный словарь трудностей русского языка для школьников
11 А.А. СеменюкЛексические трудности русского языка
12РогожниковР.ПСловарь устаревших слов русского языка
13Т.А. ГаниеваРусский язык (энциклопедия)
14В.П. ЖуковСловарь русских пословиц и поговорок
15Р.И. ЯранцевРусская фразеология
16Н.М. СеменоваНовый краткий словарь иностранных слов
17П.Я. ЧерныхИсторико-этимологический словарь современного русского языка II том
18В.В. ЛьвовШкольный орфоэпический словарь русского языка
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1 Экранно-звуковые пособия
1. Фонохрестоматии
Орфоэпические нормы современного русского языка
Культура речи старшеклассников
Мы говорим
Сочинения разных жанров
Выразительные средства языка
2. Технические средства обучения
компьютер
мультимедийный проектор
экран
интерактивная доска.
3.Использование электронных образовательных ресурсов и Интернет-ресурсов
Интернет - ресурсы
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку,
Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
http://www.mapryal.org/ Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://www.navigator.gramota.ru/ Навигатор. Грамота.ру
http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp Новый словарь русского языка
http://yamal.org/ook/ Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал
http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 Русский язык и культура речи
http://www.sokr.ru/ Самый полный словарь сокращений русского языка
http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языкаhttp://sertolovo.narod.ru/1.htm Уроки русского языка в школе Бабы-Яги
Тесты по русскому языку http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm Тесты по русскому языку
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка
http://urok.hut.ru/ Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля
http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка
http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка http://www.ruscorpora.ru/ Национальный корпус русского языка
ww.ropryal.ru – РОПРЯЛ – российское общество преподавателей русского языка и литературы
www.mapryal.org – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http//philology.ru/default.htm – Русский филологический порта
Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ Знаете слово?
Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/
Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm
Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/
Русское слово http://www.rusword.com.ua
Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm
Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm
Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2
Мультимедийные пособия.
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Программа-тренажер «Фраза»по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриент
3. Диски
1.. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки русского языка в 10-11 классах
2. Диск «Основы сжатия текста» 9класс».
3.Диск «Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий».
4.Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
5.Диск « Репетитор «Русский язык.» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
6.Диск «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия»
7.Электронный репетитор-тренажер. «Синтаксис и пунктуация»
4. Презентации
«Русский язык как искусство слова»
«Нормы русского языка»
«В творческой лаборатории создателя текста»
«Изложение- процесс творческий»
«От анализа текста – к сочинению»
«Способы редактирования текста»
«Структура сочинения – рассуждения»
«Великие ученые- лингвисты»
4.Демонстрационные пособия
Таблицы
Знаки препинания в предложениях с цитатами
Знаки препинания в предложениях с и основные случаи их употребления
Различение НЕ и НИ
Правописание некоторых буквосочетаний
Знаки препинания при обособлении приложений
Правописание суффиксов причастий
Знаки препинания в предложениях с союзом КАК
Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами
Правописание суффиксов глаголов
Знаки препинания в предложениях с деепричастием
Правописание суффиксов К и СК в прилагательных
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при ОЧП
Правописание приставок
Правописание суффиксов имен существительных
Обособление согласованных определений
Тире между подлежащим и сказуемым
Правописание морфем
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ лицея № 82
от «___» _________ 20__г. №____
___________/__________________/
Подпись руководителя МС, ФИО СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/______________/
ФИО
«___» _________20__г.