Рабочая программа по русскому языку к учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 46
Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор МАОУ лицей № 46
Протокол № ______ _________________ ____________________
от «____» _______ г. __________________ ____________________
____________________ от «____» _______ г. от «____» _______ г.





Рабочая программа



По предмету ___________________________________
Класс _________________________________________
Учебный год ___________________________________
Учитель _______________________________________





1. Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка. 5-9 классы (автор программы В.В.Бабайцева). Комплекс рекомендован МО и науки РФ и включён в Федеральный перечень учебников. В предлагаемой программе учитываются основы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (М., 2004)
Главным компонентом учебно-методического комплекса является учебник «Русский язык. Теория. 5-9 классы» (авторы В,В,Бабайцева, Л.Д.Чеснокова), который дополняется учебниками «Практика» для каждого класса и учебниками «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина). Комплекс соответствует новому образовательному стандарту.
В учебнике «Русский язык. Теория» излагаются сведения о языке, предназначенные для изучения в 5-9 классах. Основной принцип, определяющий содержание книги, - системное изложение теории, что для формирования практических умений и навыков является более прочной базой, чем раздробленные сведения из разных разделов науки о языке. Данный тип учебника выполняет как учебную, так и справочную функцию, он способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, умений работать с учебной литературой, пользоваться разными видами чтения.
Книга «Русский язык. Практика» обеспечивает усвоение учащимися знаний о языке, способов оперирования ими, формирование и совершенствование умений правильно и целесообразно пользоваться ресурсами родного языка в устной и письменной форме. Важное значение, наряду с упражнениями, предполагающими репродуктивную деятельность, придается задачам, вызывающим активизацию познавательной деятельности учащихся, развивающим мышление, формирующим интерес к изучению родного языка и совершенствованию речи.
Третий компонент учебного комплекса – «Pycская речь» предлагает систему работы по развитию связной речи: задачи и упражнения опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи учащихся, повышению культуры речевого общения.
Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Наиболее существенное отличие этого комплекса заключается в том, что развитие речи выделено в учебнике «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина), а при углублённом изучении русского языка развитие речи теснейшим образом связано с изучением языка. Развитие речи – одна из задач каждого урока.
В основе программы и комплекса в целом - линейный принцип подачи материала, однако программой выделяются вводный курс (обобщающий изученное в начальных классах и содержащий пропедевтический материал) и основной (систематический) курс, в соответствии с которым в 5 классе (в полном объеме) изучаются разделы: «Фонетика», «Графика», «Лексика», «Морфемика» - и начинается основной курс морфологии (с имени существительного). В разделе «Морфология» отрабатываются общие принципы характеристики частей речи (общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). Изучение всех разделов сопровождается формированием орфографических и пунктуационных навыков.
Такое построение курса методически оправдано, так как позволяет органически сочетать изучение нового с повторением ранее изученного, усилить речевую направленность курса, более равномерно распределить учебный материал по годам обучения, а также больше внимания уделить повторению пунктуационного и орфографического материала.

Данная программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углублённое изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений. Главная особенность – сближение лингвистической и коммуникативной компетенций, которое позволяет усилить функциональное значение теоретических сведений и наглядно показать учащимся роль единиц языка в речи, в тексте, в типах речи.
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
При незначительном увеличении понятийно-терминологической системы осуществляется подлинное углубленное изучение русского языка, способствующее формированию стойкого интереса к истории и современному состоянию языка и речи. Расширение теоретических сведений связано с введением в программу таких тем, как «Паронимы», «Фразеология» (с фразеологизмами, пословицами и крылатыми выражениями), «Понятие об этимологии», «Роль единиц языка в речи» и др. Программой предусмотрены исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного русского языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики. Некоторое расширение тем – не главное в углубленном изучении русского языка. Главное заключается в многоаспектном лингвометодическом освещении единиц языка, необходимом для развития устной и письменной речи учащихся.
Цели и задачи:
-изучение системы русского языка и функционирования ее в речи;
-развитие устной и письменной речи учащихся в соответствии с нормами русского литературного языка;
-развитие языкового чутья, воспитание чувства любви к родному языку, интереса к его изучению;
-патриотическое, духовное и эстетическое воспитание учащихся средствами русского языка.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Общее количество часов - 238. На развитие речи – 43 часа.
Формы контроля: диктант, комплексный анализ текста, осложненное списывание, тест, составление сложного и простого плана к тексту, изложение текста, составление диалога на заданную тему, составление текста определенного стиля и типа речи, сочинение, составление рассказа по заданному началу, редактирование текста, работа с деформированным текстом.
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.

2. Учебно-тематический план

Раздел
Количество часов

1
Введение.
2

2
Орфография. Повторение
12+2

3.
Морфология и орфография. Повторение.
23+4

4.
Синтаксис.
40+7

5.
Основной курс. Вводный урок
1

6.
Фонетика.
18+4

7.
Морфемика и словообразование.
16+4

8.
Лексикология.
22+5

9.
Повторение.
7


Итого.
141+26=167








3. Содержание программы учебного предмета
5 КЛАСС (141 ч + 26 ч)

Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1 ч).
Роль языка в жизни общества (1ч).

ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (12+2 ч). Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.

Морфология и орфография (23+4)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тс я и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными .
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (лъ), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.

Синтаксис и пунктуация (40+7)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после4 слов автора и перед ними). Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.

ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (18+4)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначецие мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и иы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (16+4)
Понятие о морфемике. Морфема минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и о.
Правописание корней с чередованием гласных г и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз- {рос) раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.

Лексикология и фразеология (22+5)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слона. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (9 ч)

Развитие связной речи (26ч.)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.


4. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки;
уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.




5. Учебное и учебно-методическое обеспечение обучения русскому языку:

для учащихся:

Русский язык: Теория. 5-9 классы: учебник. Предпрофильное обучение /Бабайцева В.В. – 7 издание, пересмотр. - М: Дрофа, 2010
Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2012
Русская речь. Развитие речи. 5 класс. /Никитина Е.И. - М: Дрофа, 2013
Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995
Купалова А.Ю. и др. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 5 класс. -М.: Дрофа, 2005



для учителя:

Поурочное планирование: к учебному комплексу под ред. В.В.Бабайцевой: Русский язык. Теория, Русский язык. Практика, Русская речь. 5-9 классы / Купалова А.Ю. и другие. - М: Дрофа, 2010
Русский язык: Контрольные и проверочные работы. 5 класс / Комиссарова Л.Ю. - М.: Издательство ACT, 2002
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2005
Никитина Е.И. Уроки развития речи. 5 класс. -М.: Дрофа, 2004
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 5 класс. - М.: Дрофа, 2005
Шипицына Г.М. Русский язык. Изложение и сочинение. 5 класс. Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2005
Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5 кл.: учебное пособие- М.: Дрофа, 2010
Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / автор-сост. А.В.Соколова. – Волгоград: Учитель, 2004
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 5 класс. – М.: Творческий центр, 2007
Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 5 класс. – Саратов: Лицей, 2003


Мультимедийные пособия.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. «Кирилл и Мефодий»
Уроки русского языка «Кирилла и Мефодия» 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. «Кирилл и Мефодий».
«Грамотей». Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы

6. Учебно-тематическое планирование уроков


Тема урока
кол-во часов
Тип урока
Планируемые результаты освоения темы (требования к уровню подготовки обучающихся)

Домашнее задание
Дата проведения







план.
факт.

1
Введение. Знакомство с учебным комплексом.
1
Комбинированный
Уметь пользоваться учебным комплексом.
Найти высказывания о языке
01.02


2






Роль языка в жизни общества.





1
Комбинированный
Знать роль языка в жизни общества.
Упр.10,§2
02.02



Вводный курс. Орфография.


87
12+2






3
Орфограмма.
1
Комбинированный
Усвоить термин «орфограмма-буква».
§1, упр.19
03.09


4,5
Правописание безударных гласных в корне слова.
2
Повторение
Уметь находить орфограмму-букву в корне слова.
Упр.30
04.06
05.09


6
Правописание безударных гласных в приставках.
1
Повторение
Уметь находить орфограмму-букву в приставках.
Упр.36
08.09


7
Р.Р. Устная и письменная формы речи.
1
Развитие речи
Уметь пользоваться учебным пособием «Русская речь»; формировать коммуникативные умения; различать формы речи.
§1,2, написать рассказ о летнем происшествии
09.09


8, 9
Правописание гласных и, у, а после шипящих.
2
Повторение
Знать правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
Составить и записать предложения со словами «брошюра», «жюри», «парашют»
10.09
11.09


10
Правописание глухих и звонких согласных в корне слова.
1
Повторение
Уметь распознавать изученные орфограммы и графически ее обозначить.

Упр.43
12.09


11
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
1
Повторение
Уметь распознавать изученные орфограммы и графически ее обозначить.

Упр.47
15.06


12
Правописание удвоенных согласных в корне слова.
1
Повторение
Уметь распознавать изученные орфограммы и графически ее обозначить.

Упр.49
16.09


13, 14
Закрепление изученного по теме «орфограммы в корне слова и приставке»
2
Повторение
Уметь находить изученные орфограммы и графически их обозначать.
Упр.50
17.09
18.09


15
Р.Р. Речь диалогическая и монологическая.
Как вести беседу?
1
Комбинированный
Знать понятия «диалог», «монолог»; различать диалогическую и монологическую речь; строить монологическое высказывание; умение вести разговор.
§3, упр.16, 17 или 18 (на выб.)
19.09


16

Подготовленный диктант.
1
Контроль усвоения материала
Уметь писать подготовленный текст под диктовку, находить изученные орфограммы.
Упр. 51
22.09



МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

23+4





17
Морфология и орфография
1
Комбинированный
Уметь различать части речи, понимать разницу между служебными и самостоятельными, видеть взаимосвязь морфологии с орфографией.
§2, 3 упр.56
26.09


18

Самостоятельные части речи.
1
Комбинированный
Уметь отличать служебные части речи от самостоятельных; знать функции самостоятельных и служебных частей речи; понимать связь морфологии с орфографией.
§2,3, упр.67
29.09


19
Имя существительное.
1
Комбинированный
Уметь опознавать имя существительное по морфологическим и морфемным признакам; определять склонение, род, падеж.

§4, упр.67
30.09


20, 21
Имя существительное. Правописание падежных окончаний существительных.
2
Комбинированный
Уметь пользоваться алгоритмом при правописании окончаний сущ.; определять род, падеж, склонение.
Упр.71
01.10
02.10


22
Имя прилагательное.
1
Комбинированный
Уметь согласовывать прил. с сущ.; устанавливать смысловую связь между прилагательным и существительным. Уметь определять в предложении им. прилагательное, знать его морфологические признаки.
§5, упр.78
03.10


23
Р. Р. Что такое текст? Текст и фрагменты текста.
1
Развитие речи
Знать признаки текста; средства грамматической связи предложений в тексте; уметь составлять текст на заданную тему.
Составить текст на заданную тему, упр.31
06.10


24
Глагол. Понятие о глаголе
1
Комбинированный
Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; опознавать орфограммы глагола в соответствии с правилами.
§6, упр. 83, 84
07.10


25
Прошедшее время глагола.
1
Комбинированный
Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола; уметь определять орфограмму «Гласная буква перед суффиксом –л - глагола».
§6,упр.90
08.10


26, 27
Настоящее и будущее время глагола.
2
Комбинированный
Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола;

Упр.114
09.10
10.10


28
Закрепление изученного по теме «Глагол».
1
Комбинированный
Уметь узнавать глагол в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки глагола; пользоваться алгоритмом правописания безударных личных окончаний глагола;
Упр. 113
13.10


29
Р.Р. Тема. Систематизация материалов к написанию домашнего сочинения по упр.43.
1

Развитие речи
Знать, что такое тема текста; уметь определять тему текста, писать сочинение на заданную тему.

§6, упр.43
14.10


30, 31
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.
2
Контроль и коррекция знаний и умений
Уметь пользоваться полученными знаниями. Находить в тексте изученные орфограммы.
Инд.задания, повт. §1-6
15.10
16.10


32
Наречие. Различение наречий по вопросу.
1
Комбинированный
Уметь узнавать наречие в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки наречия
§7, упр.122
17.10


33
Правописание наречий.
1
Комбинированный
Знать орфограммы «слитное и дефисное написание наречий»
Упр.126, 127
20.10


34
Местоимение. Личные местоимения

1
Комбинированный
Узнавать местоимения в тексте; знать морфологические и синтаксические признаки местоимений; уметь правильно писать местоимения с предлогами; уметь склонять личные местоимения.
§8, упр.133
21.10


35
Притяжательные. Вопросительные и неопределенные местоимения.
1
Урок усвоения новых знаний.
Знать особенности каждой группы местоимений, уметь находить их в тексте. Уметь применять орфограмму «дефис в неопределенных местоимениях»
§8, упр.138
22.10



36
Служебные части речи. Предлог.
1
Комбинированный
Уметь различать самостоятельные и служебные части речи. Знать морфологические признаки предлога, понимать значение «орфограммы-пробела». Уметь разграничивать предлог и приставку, писать предлоги со словами.
§10, упр.146
23.10


37
Р.р. Тема текста (продолжение)
1
Развитие речи
Знать, что такое тема текста; уметь определять тему текста, писать сочинение на заданную тему.
Упр.42
24.10


38
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
1
Комбинированный
Знать признаки простого и сложного предложения. Уметь отличать союз от других служебных частей речи; знать функции союза и его роль в предложении.
§11, упр.153
27.10


39
Частица.
1
Комбинированный
Уметь отличать частицу от других служебных частей речи; писать частицы со словами в соответствии с правилом; понимать их значение в речи.
§12, Упр.164
28.10


40
Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфология и орфография».
1
Повторительно-обобщающий урок
Уметь отличать самостоятельные части речи (сущ., прил., глагол, наречие, местоим.) и служебные слова (предлоги, союзы, частицы), определять их морфологические признаки и роль в предложении; уметь опознавать изученные орфограммы и пунктограммы.

Упр.177
29.10


41
Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта.
1
Контроль и коррекция знаний и умений

Упр.181
30.10


42
Р.Р. Основная мысль текста. Простой план.
1

Развитие речи.
Знать значение терминов «основная мысль», «идея»; уметь определять тему и идею текста, составлять простой план и писать сочинение на заданную тему.
Составить план к сочинению
05.11



СИНТАКСИС

40+7





43
Синтаксис. Понятие о синтаксисе и пунктуации.
1
Усвоение новых знаний
Умение правильно строить словосочетание и предложение; понимать значение синтаксиса и пунктуации в письменной речи; значение терминов «синтаксис» и «пунктуация», знать знаки препинания и их значение.

§13, упр.185
06.11


44
Пунктуационный разбор.
1
Усвоение новых знаний
Уметь выполнять пунктуационный разбор, отличать его от других видов разбора.
Упр.195
07.11


45
Предложение.
1
Комбинированный
Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор.

Упр.200
10.11


46
Виды предложений по цели высказывания.
1
Усвоение новых знаний
Знать признаки предложения; различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске; находить грамматическую основу предложения; производить синтаксический и пунктуационный разбор в практических целях

§15, упр.210
11.11


47
Невосклицательные и восклицательные предложения.
1
Усвоение новых знаний
Знать признаки восклицательных и невосклицательных предложений; уметь отличать их в письменной и устной речи.

§16, упр. 216
12.11


48
Главные члены предложения.
1
Комбинированный
Уметь находить грамматическую основу предложения .

Упр.222
13.11


49
Главные члены предложения. Сказуемое, выраженное именем существительным или прилагательным.
1
Комбинированный
Уметь находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным).

§17, упр. 229
14.11


50
Грамматическая основа односоставного предложения.
1

Уметь находить грамматическую основу предложения (включая случаи выражения сказуемого им. существительным в им. падеже или прилагательным, а также грамматическую основу односоставного предложения); производить синтаксический и пунктуационный разбор.
Инд.задания
17.11


51
Синтаксический разбор предложения.

1
Комбинированный
Уметь находить грамматическую основу предложения, производить синтаксический и пунктуационный разбор.


Упр.239
18.11


52
Тире между подлежащим и сказуемым
1
Комбинированный
Уметь применять изученные правила пунктуации на письме; определять признаки постановки тире в простом предложении.
Упр.243
19.11


53
Р.Р. Основная мысль текста. Простой план.
1
Развитие речи
Знать значение терминов «основная мысль», «идея»; уметь определять тему и идею текста, составлять простой план и писать сочинение на заданную тему.
Упр. 59 Составить простой план
20.11


54
Второстепенные члены предложения. Определение
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; уметь находить в предложении второстепенные члены; производить синтаксический разбор предложения.

§18, упр.249
21.11


55
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; уметь находить в предложении второстепенные члены; производить синтаксический разбор предложения.
§18, упр.260
24.11


56
Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.
1
Повторительно-обобщающий урок
Знать признаки определения, обстоятельства, дополнения; уметь находить в предложении второстепенные члены; производить синтаксический разбор предложения.
§18, упр.265
25.11


57
Обобщение и систематизация материала по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения».
1
Обобщение и систематизация изученного
Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
Упр.267
26.11


58
Зачетная работа по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения».
1
Контроль и коррекция знаний и умений
Уметь находить в предложении главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический и пунктуационный разбор.
Инд.задания
27.11


59
Словосочетание.

1
Усвоение новых знаний

Знать признаки словосочетания; уметь отличать словосочетание от предложения
§19,20, упр.279
28.11


60, 61
Р.Р.Подготовка и написание подробного изложения «Отважный пингвиненок».
2
Развитие речи
Уметь писать подробное изложение по прочитанному тексту.
§19,20
01.12
02.12



62


Словосочетание в предложении.
1
Усвоение новых знаний

Уметь выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам.
Упр.278

03.12


63
Словосочетания сочинительные и подчинительные.
1
Усвоение новых знаний

Уметь отличать словосочетания сочинительные от подчинительных.
Уметь выделять словосочетание из предложения; анализировать значение и строение словосочетаний; строить словосочетания; находить словосочетания к заданным схемам.
Упр.272
04.12


64
Предложения с однородными членами.
1
Комбинированный
Знать признаки однородных членов; уметь правильно интонировать предложения с однородными членами; отличать предложения с однородными членами от сложных предложений; уметь строить схемы предложений с однородными членами;
§21, упр.285
05.12


65
Обобщающее слово перед однородными членами.
1
Усвоение новых знаний
Знать роль обобщающего слова в предложения с однородными членами; порядок действий по нахождению обобщающего слова в предложении; уметь строить схему предложений с обобщающим словом; применять изученную пунктограмму при письме.
Упр.294
08.12


66
Диктант с грамматическим заданием
1
Контроль усвоения знаний.
Уметь применять полученные знания о предложениях простых и осложненных на практике.
Упр.296
09.12


67
Анализ контрольного диктанта.
1
Коррекция знаний и умений.
Восполнять пробелы в знаниях. Понимать ошибки, допущенные в ходе написания диктанта.
Упр.299
10.12


68
Обращение. Знакомство с понятием.
1
Усвоение новых знаний
Знать основные признаки обращения; уметь отличать обращения от подлежащего; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями.
§22, упр.310
11.12


69
Предложения с обращениями.
1
Усвоение новых знаний
Знать основные признаки обращения; уметь отличать обращения от подлежащего; производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обращениями.
Упр.311
12.12


70
Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте. Последовательная связь.

1
Усвоение новых знаний
Знать способы и средства связи предложений в тексте и обращение как средство связи предложений в тексте; уметь видеть их в тексте.
Упр. 67
15.12


71
Предложения с вводными словами.
1
Усвоение новых знаний
Уметь видеть вводные слова в предложении; правильно интонировать предложения с вводными словами; знать признаки вводных слов; строить предложения с вводными словами по схеме; самостоятельно строить схемы предложений с вводными словами, используя графические обозначения.
§23, упр.317, 322

16.12


72
Сложное предложение.
1
Комбинированный
Знать признаки сложного предложения; уметь отличать простое предложение от сложного; строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
§24-26
Упр.326
17.12


73
Сложносочиненные предложения.
1
Усвоение новых знаний
Знать признаки ССП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания вССП; составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение
Упр.331
18.12


74
Р.Р. Способы и средства связи предложений в тексте. Параллельная связь.

1
Усвоение новых знаний
Знать способы и средства связи предложений в тексте и обращение как средство связи предложений в тексте; уметь видеть их в тексте.
§9, упр. 75
19.12


75
Сложноподчиненные предложения.
1
Усвоение новых знаний
Знать признаки СПП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях; уметь составлять схему сложного предложения; правильно интонировать сложное предложение
Упр.340, 339
22.12


76
Сложные бессоюзные предложения.
1
Усвоение новых знаний
Знать признаки БСП; уметь строить сложное предложение; правильно ставить знаки препинания в БСП; уметь составлять схему сложного предложения; правильно его интонировать.

Инд.задания:составить БСП
23.12


77, 78
Р.Р.Систематизация материалов и написание сочинения по упр.80.
2
Развитие речи
Уметь писать сочинение на заданную тему.
дописать
24.12
25.12


79
Синтаксический разбор сложного предложения.
1
Усвоение новых знаний
Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения.
Упр.335

26.12


80
Диктант с грамматическим заданием
1
Контроль усвоения знаний.
Уметь применять полученные знания о предложениях простых, осложненных и сложных на практике.
Упр.340
29.12


81
Анализ контрольного диктанта.
1
Коррекция знаний и умений
Восполнять пробелы в знаниях. Понимать ошибки, допущенные в ходе написания диктанта.
Инд.задания
30.12


82-83
Р.Р.Выразительные средства связи устной речи.
1
Развитие речи
Знать изобразительно-выразительные возможности языка, уметь применять их в устной и письменной речи.
§13,14, упр.112
15.01


84
Предложения с прямой речью
1
Усвоение новых знаний
Знать особенности строения предложений с прямой речью; уметь правильно оформлять на письме предложения с прямой речью; отличать слова автора от прямой речи; строить схемы предложений с прямой речью.

§27,28, упр.345
16.01


85
Диалог и монолог.
1
Комбинированный
Уметь различать диалогическую и монологическую речь; знать сферу употребления диалога; пунктуационное оформление диалога и монолога.

Упр.353
19.01


86, 87
Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
1
Обобщение и систематизация изученного
Закрепить и обобщить материал по теме «Синтаксис и пунктуация».

Упр. 361
23.01


88
Р.р. Выборочное изложение по упр.364
1



Подготовиться к диктанту
26.01


89
Диктант с грамматическим заданием
1
Контроль усвоения знаний.
Уметь применять полученные знания о предложениях простых, осложненных и сложных на практике.
Инд. задания
27.01


90
Р.Р. Книжные стили. Характеристика научного стиля.
1
Усвоение новых знаний
Знать книжные стили речи, характеристику научного стиля
Найти тексты научного стиля.
28.01



Основной курс







91
Понятие о литературном языке. Устная и письменная форма речи.
Основные разделы науки о языке.
1
Усвоение новых знаний
Иметь общее представление о месте русского языка в современном мире и о нормах литературного языка.


§30, упр. 375
29.01


92
Звуки речи и буквы. Алфавит.
1
Комбированный
Уметь анализировать звучащую речь; сопоставлять звук и букву; производить транскрипцию слов; знать и правильно произносить алфавит.
§31-33, упр.381
30.01


93
Гласные и согласные звуки.
1
Усвоение новых знаний
Уметь различать гласные и согласные звуки; звуки и буквы.
§34, упр.393
02.02


94
Слог. Правила переноса слов.
1
Усвоение новых знаний
Знать особенности деления слова на слоги и правила переноса слов, уметь членить слова на слоги.
Упр.396
03.02


95
Р.Р. Художественный стиль речи.
1
Усвоение новых знаний
Иметь общее представление о стилях речи; знать признаки разговорного стиля речи; уметь определять тексты разговорного стиля.
Подобрать тексты.
04.02


96
Р.Р. Книжные стили речи. Характеристика разговорного стиля.
1
Развитие речи
Иметь представление о научном стиле речи, его особенностях; знать понятие «термин»; уметь строить ответ на вопрос научного характера.
Подобрать тексты
05.02


97
Ударение. Орфография.
1
Усвоение новых знаний
Знать понятие сильной и слабой позиции звука; умение видеть орфограмму, определять тип орфограммы.
§36, упр.401
06.02


98
Звонкие и глухие согласные.
1
Усвоение новых знаний
Знать звонкие и глухие согласные звуки; уметь различать гласные и согласные звуки; знать алгоритм объяснения орфограммы «Проверяемая согласная в корне слова»; иметь навыки сопоставлять звучащую и письменную речь.
§37, упр.408
Упр.415
09.02


99
Твердые и мягкие согласные.
Порядок действий при фонетическом разборе.
1
Усвоение новых знаний
Понимать значение твердости и мягкости на письме; знать непарные по твердости/мягкости; уметь читать фонетическую запись; сопоставлять запись слова в транскрипции с орфографической записью; знать особенности фонетического разбора слова.
§38, упр.458
Упр.460
10.02


100

Значения букв я, ю, е, ё.
1
Усвоение новых знаний
Знать значения букв я, ю, е, ё, условия появления йотированного звука в словах; уметь слышать йотированный при произношении гласных я, е, ё, ю в позиции, когда они обозначают два звука.

§40, упр.466
Упр.473
11.02


101
Значения букв ь и ъ в русской графике.
1
Усвоение новых знаний
Знать опознавательные признаки орфограмм «Правописание разделительных Ъ и Ь» и «Мягкий знак для обозначения мягкости согласных»; уметь применять орфограммы в письменной речи.

12.02


102
Мягкий знак после шипящих на конце слова.
1
Усвоение новых знаний
Знать опознавательные признаки орфограммы « Мягкий знак после шипящих на конце слова»; уметь применять орфограммы в письменной речи.
§39, упр.458
460
13.02


103-105
Гласные после шипящих.
3
Усвоение новых знаний
Знать условия правописания гласных и, а, у после шипящих и условия написания гласных о-ё после шипящих в корне слова, в суффиксах существительных и прилагательных; уметь графически обозначать орфограммы и использовать алгоритм при опознавании орфограмм.
§41, упр.424
427

16.02
17.02
18.02


106
Р.Р.Систематизация материалов к написанию домашнего сочинения по картине В.М.Васнецова «Ковер-самолет» (по упр.151)
1
Развитие речи
Знать характерные особенности художественного стиля речи, понятия метафора, олицетворение.
Сочинить продолжение сказки
19.02


107
Гласные после ц.
1
Усвоение новых знаний
Знать условия правописания гласных после ц; уметь определять орфограммы, обозначать их графически.
§43
Упр.432
434

20.02


108
Основные нормы литературного произношения. Орфоэпический словарь. Ударение.
1
Усвоение новых знаний
Знать понятие «орфоэпия»; уметь пользоваться орфоэпическим словарем и словарем ударений; понимать значение литературного произношения.
Карточка
24.02


109
Р.Р. Типы речи. Повествование.
1
Усвоение новых знаний
Умение строить текст- повествование.
Составить текст
25.02


110
Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия».
1
Обобщение и систематизация изученного
Обобщить и систематизировать изученное в разделе; совершенствовать полученные умения и навыки.

Упр.477
480
26.02


111, 112
Контрольная работа по теме «Фонетика». Анализ контрольной работы.
2
Контроль и оценка знаний
Проверка знаний и умений по изученной теме.
481
Инд. задания
27.02
02.03


113
Р.Р. Написание выборочного изложения (по упр.180).
1
Развитие речи
Уметь писать выборочное изложение.

03.03


114
Морфемика и словообразование.Понятие о морфеме.
1
Комбинированный
Иметь понятие о морфемике, о морфемном составе слов; видеть орфограммы в разных морфемах.
Упр.484
488
04.03


115
Основа слова и окончание.
1
Комбированный
Знать окончание и основу слова как морфемы, алгоритм определения окончания и основы в слове; уметь находить окончание и основу в словах.
§44
Упр.497
505
05.03


116
Р.Р. Типы речи. Описание.
1
усвоение новых знаний, выработка умений и навыков
Умение описывать предмет; использовать описательные элементы в рассказе.
Закончить письменную работу
06.03


117
Корень слова.
1
Комбинированный
Знать порядок действий по выделению корня; различать слова-омонимы; владеть элементами этимологического анализа слов.
§45. упр.520
09.03


118
Приставка и суффикс.
1
Комбинированный
Знать термины «приставка», «суффикс»; уметь выделять приставку и суффикс в слове; словообразующая и формообразующая роль суффикса; правописание суффикса – тель.
§46, упр.530
Упр.531
10.03


119
Морфемный разбор слова.
1
Обобщение и систематизация изученного
Знать порядок действий при морфемном разборе; уметь выполнять морфемный разбор слов.

Упр.557
11.03


120
Словообразование. Словоообразовательные цепочки.
1
Усвоение новых знаний
Знать способы образования слов, словоообразовательные цепочки, принципы правописания сложносокращенных и сложных слов; уметь выполнять словообразовательный разбор слов.

§47 упр.672
674
12.03


121
Систематизация материалов к сочинению по заданному началу. Написание сочинения(упр.202)
1
Развитие речи
Уметь писать сочинение по заданному началу.
закончить
13.03


122
Исторические изменения в составе слова.
Чередование звуков в корне слова.
1
Усвоение новых знаний
Понимать язык как развивающееся явление; выделять в словах корни с чередующимися звуками; уметь видеть и обозначать чередование в слове, чередование с нулем звуков.

§49. упр.540
16.03


123
Правописание корней с чередованием гласных А-О.
1
Усвоение новых знаний
Знать опознавательные признаки орфограммы «Чередование гласных а-о в корне»; уметь находить корни с чередованием гласных а-о в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней.
§51, упр.566
571
575
17.03



124
Правописание корней с чередованием гласных е-и.
1
Усвоение новых знаний
Знать опознавательные признаки орфограммы «Правописание корней с чередованием гласных е-и»; уметь находить корни с чередованием гласных ае-и в корне, отличать слова с чередующими гласными в корне от омонимичных корней.
§52, упр.596
Упр.597
18.03


125
Правописание корней с чередованием а(я)-им, а(я)-ин.
1
Усвоение новых знаний
Уметь осознанно воспринимать, формулировать правило правописания корней с чередованием - я(а)//им, ин; знать опознавательные признаки орфограммы и графически обозначать ее.
Упр.601
19.03


126
Контрольный диктант и его анализ.
1
Контроль и оценка знаний
Проверить умения и навыки по теме.
Упр.604
Инд.задания
20.03


127
Правописание согласных и гласных в приставках.
1
Комбинированный
Уметь выделять приставку в слове; понимать значение отдельных приставок и варианты их написания при появлении беглых гласных; знать опознавательные признаки орфограммы.
§53, упр.611
Упр.624
01.04


128
Правописание приставок, оканчивающихся на –з (с).
1
Усвоение новых знаний
Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь выделять приставку в слове и графически обозначать орфограмму; производить морфемный разбор слов.
§53
Упр.629,633
Упр.634
02.04


129
Р.Р. Типы речи. Рассуждение.
1
Развитие речи
Знать значение термина «рассуждение»; уметь строить высказывание в форме рассуждения.
Теория, составление текста
03.04


130
Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
1
Усвоение новых знаний
Уметь писать приставки, оканчивающиеся на согласный; знать опознавательные признаки, изучаемой орфограммы и графически обозначать ее.
§53
Упр.641
06.04


131
Правописание приставок пре- и при-.
1
Усвоение новых знаний
Знать опознавательные признаки орфограммы; уметь применять знание орфограммы в письменной речи и графически обозначать ее; сопоставлять пары однокоренных слов с приставками при-, пре- и различать их написание по значению; знать правописание слов, не поддающихся смысловому анализу.
§54
Упр.649
Упр.652
07.04


132
Повторение изученного в разделе «Морфемика. Словообразование».
1
Обобщение и систематизация изученного
Обобщить изученное по теме «Морфемика. Словообразование».
Упр.685
08.04


133
Контрольный диктант . анализ и разбор контрольного диктанта. Работа над ошибками.
1
Контроль и оценка знаний
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Упр.687 инд. задания
09.04
10.04


134
Лексикология. Понятие о слове.
1
Усвоение новых знаний
Понимать значение термина «лексикология»; уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться толковым словарем.
§55, упр.695
13.04


135
Словарное богатство русского языка.
1
Комбинированный
Иметь общее представление о словарном богатстве русского языка.
Упр.691
14.04


136
Лексическое значение слова.
1
Комбинированный
Понимать значение термина «лексическое значение слова»; уметь употреблять слова с учетом его смысловых, стилистических качеств, лексической сочетаемости; уметь пользоваться словарями.
§56. упр.698
15.04


137
Р.Р.Наш помощник-толковый словарь.
1
Развитие речи
Уметь пользоваться толковым словарем.
Составление групповой презентации
16.04


138
Прямое и переносное значение слова.
1
Усвоение новых знаний
Знать смысл терминов «прямое значение слова», «переносное значение слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении слова с прямым и переносным значением.

§58. упр.722
17.04


139
Однозначные и многозначные слова.
1
Усвоение новых знаний
Знать смысл терминов «однозначные слова», «многозначные слова»; уметь работать с толковым словарем; находить в предложении однозначные и многозначные слова.
§57, упр. упр.710,712
20.04


140
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
1
Усвоение новых знаний
Знать значение терминов: «профессионализм», «диалектизм», «термин», порядок лексического разбора слова; уметь производить лексический разбор слов.

§62, упр.757
21.04


141
Синонимы.
1
Усвоение новых знаний
Знать значение термина «синонимы», их роль в речи; уметь работать со словарем синонимов; работать с толковым словарем.
§60. упр.729
22.04


142
Антонимы.
1
Усвоение новых знаний
Знать значение термина «антонимы», их роль в речи; уметь работать со словарем антонимов, подбирать антонимы, видеть их в предложении.
§61, упр.747
23.04


143
Р.Р.Для чего нужны синонимы и антонимы?
1
Развитие речи
Знать значение терминов «антонимы» и «синонимы», их роль в речи; уметь использовать синонимы и антонимы в устной и письменной речи.
Упр.752
24.04


144
Омонимы.
1
Усвоение новых знаний
Знать значение термина «омонимы»; уметь пользоваться словарем омонимов; работать с толковым словарем; находить в предложении омонимы.
§59, упр.728
27.04


145
Паронимы.
1
Усвоение новых знаний
Знать значение термина «паронимы»; уметь пользоваться словарем паронимов; работать с толковым словарем; находить в предложениипаронимы.
Найти примеры паронимов (5 предложений)
28.04


146
Понятие об этимологии.
1
Усвоение новых знаний
Понимать значение термина «этимология»; уметь анализировать происхождение слов; пользоваться этимологическим словарем.
Подготовить сообщение
29.04


147
Устаревшие слова
1
Усвоение новых знаний
Знать значение терминов «историзмы», «архаизмы», роль историзмов и архаизмов в художественной литературе; разграничивать данные понятия; уметь находить историзмы и архаизмы.
§63,64, упр.763
30.04


148
Неологизмы.
1
Усвоение новых знаний
Знать значение термина «неологизмы», роль неологизмов в художественной литературе и в разговорной речи; уметь находить неологизмы в речи.
Составить словарный диктант из неологизмов
04.05


149
Заимствованные слова.
1
Усвоение новых знаний
Знать происхождение лексики русского языка, смысл заимствований и отличительные признаки заимствований; уметь использовать заимствования в речи.
Составить словарный диктант из заимствованных слов
05.05


150
Старославянизмы.
Правописание полногласных и неполногласных сочетаний.
1
Усвоение новых знаний
Знать происхождение лексики русского языка; смысл старославянизмов, правописание полногласных и неполногласных сочетаний.; уметь видеть старославянизмы в тексте.
§64, упр.767
06.05


151
Фразеология.
Фразеологизмы.
1
Усвоение новых знаний
Знать значение термина «фразеологизм», знать особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи, историческую основу фразеологических оборотов, их роль в языке; уметь пользоваться фразеологическим словарем, использовать фразеологические обороты в речи.
§66, упр.785
07.05


152
Р.Р. Почему мы так говорим?
1
Развитие речи
Знать значение термина «фразеологизм», знать особенности строения фразеологического оборота, роль фразеологизмов в речи; уметь использовать фразеологические обороты в речи.
Составить рассказ с фразеологизмами.
08.05


153

Афоризмы.
1
Усвоение новых знаний
Знать:значение терминов «пословица», «поговорка», «афоризм»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать пословицы, поговорки, афоризмы в речи.
Выписать пять афоризмов
11.05


154
Крылатые слова и выражения.
1
Усвоение новых знаний
Знать:значение терминов «крылатые слова и выражения»; уметь разграничивать эти понятия; знать их роль в языке; уметь использовать крылатые выражения в речи.
Выписать пять крылатых выражений
12.05


155
Повторение по теме «Лексика».
1
Обобщение и систематизация изученного

Знать: основные термины раздела «Лексика»,уметь их использовать на практике.
Упр.794
13.05


156
Контрольная работа по теме «Лексика» и ее анализ.
1
Контроль и оценка знаний
Уметь: опознавать и анализировать основные языковые единицы. Их признаки, самостоятельно работать со словарем.
Упр. 797
14.05


157
Р.Р. Лексические средства связи предложений в тексте.
1
Развитие речи
Знать понятия «лексический повтор», «текстовые синонимы», «родовидовые слова»; уметь видеть лексические средства связи в тексте.
Подг. к сочинению
15.05


158
Систематизация материалов к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом бору»
1
Развитие речи
Уметь писать сочинение по картине.
Подг. к контрольному диктанту.
18.05


159,160
Контрольный диктант с грамматическим заданием .
Анализ диктанта.
2
Контроль и оценка знаний
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.
Инд. задания
19.05
20.05


161
Повторение.
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
1
Упражнения проверочного характера, самостоятельная работа

Знать: звуки и буквы русого языка, их основные группы, фонетические особенности каждой группы. Уметь применять знания на практике.
Упр.802
21.05


162
Повторение.
Морфемика и словообразование.
1
Упражнения проверочного характера, самостоятельная работа

Знать:виды морфем, чередование звуков в морфемах, основные способы образования слов.

Упр.805
22.05


163
Повторение.
Правописание морфем
1
Повторение и обобщение изученного

Знать: основные орфограммы в корне слова. Уметь: применять правила правописания на практике.

Упр.811
25.05


164
Повторение.
Морфология. Орфография.
1
Повторение и обобщение изученного

Знать: части речи и орфограммы, зависящие от частей речи. Уметь применять правила на практике.

Упр.821
26.05


165
Повторение.
Синтаксис и пунктуация.
1


Знать: термины пунктограмма, грамматическая основа.
Уметь: характеризовать предложения по цели высказывания и интонации, пунктуационно верно оформлять текст.
Упр.823
27.05


166
Повторение и обобщение изученного по культуре речи
1
Повторение и обобщение изученного
Повторить и обобщить изученное по культуре речи

Упр.841, 842
28.05


167
Контрольный диктант с грамматическим заданием .
Анализ диктанта.
1
Контроль и оценка знаний
Знать: основные нормы русского литературного языка.
Уметь: применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии.

29.05











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 515