Проект углубленное изучение русского языка в начальной школе
КГУ «Средняя общеобразовательная
школа №4 отдела образования акимата города Экибастуза»
Формирование ключевых компетенций
на занятиях факультативного курса русского языка
(проект)
Масакбаева Ж.С. –
учитель начальных классов
г. Экибастуз, 2017 год
Автор: Масакбаева Жанар Сатбековна – учитель начальных классов.
Место работы: КГУ СОШ № 4
Стаж работы: 28 года
Категория – первая
Содержание.
1.Введение. 1
Тема, гипотеза, цель, задачи
2.Основная часть 3
- нормативная база
- компетентностный подход в обучении
- примерные задания по темам спецкурса
- Программа факультативного курса по русскому языку « Синтаксис русского языка» для 4 класса.
- структура занятий данного курса
- реализация компетентностно-ориентированного подхода в обучении через компетентностно - ориентированные задания
- конспект занятия факультативного курса
- приемы критического мышления
3.Заключение 29
Приложение 1 30
- положения о составлении КОЗ;
- модель-схема компетентносто-ориентированного задания;
Приложение 2 31
- пословицы и поговорки для формирования личностной компетенции;
- пословицы и поговорки для формирования гражданской компетенции;
- предложения для формирования гражданской компетенции;
Использованная литература 32
«Единственный путь,
ведущий к знаниям – деятельность»
Б. Шоу
Введение
Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны.
Актуальность проекта
В современных условиях необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные и метапредметные компетенции. Принципиально меняются цели образования: смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход в образовании. Обращение к проблеме формирования ключевых компетенций объясняется прежде всего тем, что в настоящее время меняются цели образования. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.
Гипотеза проекта: освоение программного материала по русскому языку с опережением возможно при осуществлении компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подхода в обучении.
1
Цель проекта: способствовать формированию ключевых компетенций младших школьников через организацию учебных занятий с опережением по специальному курсу русского языка в разделе «Синтаксис»
Задачи проекта:
- изучение нормативных документов для обоснования формирования ключевых компетенций школьников;
- изучение основ компетентностного подхода в образовании;
- разработка программы спецкурса русского языка по разделу «Синтаксис» для обучения с опережением занимательно-увлекательной форме;
- разработка заданий для формирования метапредметных компетенций;
- разработка структуры занятия на создании образовательных ситуаций( на основе компетентностного, личностно-ориентированного и деятельностного подхода);
- апробация программы в учебно-воспитательном процессе;
Проблема: переход к новой парадигме образования – длительный процесс, требующий педагога новой формации, соответствующего международным стандартам образования. Зачастую педагог не готов «ломать» устоявшиеся стереотипы в образовании, хотя он осознаёт, что внедрение деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов диктует само время. Следовательно, необходимо искать пути формирования у учащихся умений действовать в социально – значимых ситуациях, через компетентностно-ориентированные задания.
Новизна проекта: создание специального курса русского языка для 4-ого класса, направленного на опережение программного материала.
2
1.1 Основы реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования.
Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Главная цель программы:
Повышение конкурентноспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.
Корме Государственной программы развития образования система образования в РК основывается на следующих нормативных документах: 1.Закон РК об образовании.
2.Государственный общеобязательный стандарт среднего образования
(начального, основного среднего, общего среднего образования) (Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080).
3. Типовая учебная программа по предмету «Русский язык» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) .
По поручению президента страны в Казахстане разработан и утвержден 4.Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 (11 сентября 2012 года)
Начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей. Ученик теперь выступает как субъект в процессе образования.
Субъект – человек, действующий сам.
В компетентностной педагогике ученик сам себя обучает(самоменеджмент). Прослеживается самобучение, саморазвитие, самовоспитание.
3
1.2 Компетентностный подход в обучении
Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должны быть присущи потребность к познанию нового, умению находить и отбирать информацию.
Компетентность - это непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором способов деятельности.
Компетенция - совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и иметь практический опыт работы.
Ключевая компетенция – это универсальный способ деятельности.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Иными словами, компетентностный подход – это ориентированность учебного процесса на формирование ключевых компетенций; это совокупность целей образования, организации учебного процесса и оценки образовательных результатов, обеспечение качественного образования, достижения ожидаемых результатов.
Необходимость формирования ключевых компетенций учащихся определяется следующими нормативными документами: Государственная программа развития образования на 2011-2020г., ГОСО от 9.07.2010г. и Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016.
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
4
1.Управленческая компетенция. Готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие решению проблем, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, программировать и планировать свою деятельность, оценивать результаты своей деятельности.
2.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
3. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, умение работать в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение и вести диалог, способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
4. Личностная компетенция. Компетенция личностного самосовершенство-вания направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями что я делаю (делал, буду делать?), зачем я это делаю (делал, буду делать?), как я это делаю (делал, буду делать?), что я получу (получил) в результате?;
5
5.Социальная компетенция. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Это круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
6. Гражданская компетенция. Учиться быть гражданином, патриотом своей страны.
7.Технологическая компетенция. Способность и готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности;
Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности – совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От педагога требуется научить детей тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
6
2.2 Продолжение урока русского языка, его дополнение – это специальный курс «Синтаксис» для 4-ого класса общеобразовательной школы.
Основная цель обучения предмету «Русский язык» - это воспитание и формирование разносторонне развитой языковой личности школьника, владеющей всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), готовой к творческому использованию полученных языковых знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики в практической деятельности, в собственной жизни и в интересах общества. Эти цели определены в учебной программе.
Закономерное продолжение урока русского языка, его дополнение – это факультативный курс «Синтаксис» для 4-ого класса общеобразовательной школы. Занимательный грамматический материал способствует углублению знаний младших школьников по разделу «Синтаксис». При составлении данной программы я акцентировала внимание на поиск, усвоение, анализ информации по данному разделу, но с логической связью с другими разделами русского языка: «Морфология» (чем выражаются члены предложения), «Орфография» (безударные окончания глаголов, существительных), «Пунктуация» (употребление знаков препинания в предложении), «Текст. Развитие связной речи»
В стандарте года (из требований к уровню подготовки учащихся для 4 класса) указано:
При завершении 4 класса учащиеся должны знать:
- виды простого предложения; главные и второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство;
- признаки текста, типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Должны уметь:
- производить элементарный синтаксический разбор предложения с графическим обозначением главных и второстепенных членов предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
- характеризовать предложение по совокупности признаков:
7
- структуре (простое),
- эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное),
- цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное), грамматической основе (подлежащее и сказуемое),
- наличию или отсутствию второстепенных членов предложения (распространенное/нераспространенное);
- различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение; анализировать содержание текста, составлять тексты разных типов речи;
С учетом данных требований для опережающего обучения я определила темы, которые могут освоить учащиеся 4 класса, если организовать обучение на данном курсе в нестандартной форме, на основе компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов.
Так, сюда вошли темы: Есть только подлежащее (в программе среднего звена это тема «Односоставные предложения. Назывные предложения»). Не существительным единым ( в среднем звене тема « Подлежащее») Не только глаголом. ( в программе среднего звена тема «Составное глагольное сказуемое» ). Виды связи в словосочетании. Согласуй, управляй, примыкай (в программе среднего звена «Виды связи слов в словосочетании»). Сложносочиненные, сложноподчиненные (в программе среднего звена раздел «Сложные союзные предложения»). Бессоюзное сложное предложение (в программе среднего звена раздел «Сложные бессоюзные предложения»).
Учебные занятия по данному курсу строятся на организации образовательных ситуаций для ученика. На таком занятии – 4 образовательных ситуации (в традиционном уроке – это этапы урока). Каждая ситуация способствует формированию определенных ключевых компетенций. Например, ситуация поиска нового умения( знания) формирует управленческую компетенцию(проблема, цель, планирование реализации, рефлексия, т.е. самоменеджмент), коммуникативную(умение работать в паре, группе), технологическую(алгоритм действий, умение применять способы деятельности для разрешения учебной проблемы).
8
А ситуация самоконтроля содействует формированию личностной компетенции, управленческой компетенции.
Важно направить ученика так, чтобы он почувствовал, увидел разрыв между тем, что он уже знает и умеет и тем, что нужно (какая информация, умение), чтобы справиться с данной учебной проблемой, задачей. Надо задать такой вопрос, на который у детей нет ответа. И тогда он начнет действовать (здесь прослеживается также деятельностный подход и личностно-ориентированный подход в комплексе с компетентностным подходом). Немаловажна мотивация (хочу), исходящая из потребности ( мне надо).
Например, предлагается такое предложение: Четверо друзей собрались на рыбалку. Задание: определите главные члены предложения. По базовым знаниям и умениям учащиеся ищут имена существительные или местоимения в именительном падеже. Таковых в данном предложении не оказалось. Четко видна ситуация разрыва: значит, подлежащее может выражаться не только именем существительным в именительном падеже. Что же тогда? «Напрашивается» на роль подлежащего сочетание слов четверо друзей. И эврика! Это и есть подлежащее в данном предложении. Спешу обрадовать своих учеников: они сами(!) освоили информацию (через поиск, способы действий, решение проблемы) за среднее звено(8 класс) обучения.
Еще один нюанс: такие задания успешнее выполняются в групповой, парной форме работы.
Организация таких образовательных ситуаций способствует формированию метапредметных знаний и умений учащихся.
2.3 Предлагаю примерные задания по темам спецкурса.
1.Тема: Есть только подлежащее.
Прочитайте предложения. Найдите и обозначьте грамматическую основу предложений.
Сумерки. Вечер. Горы весною. Скалы умылись свежей росою. (С.Сейфуллин) Зима. Жестокая пора! (А.Фет) Поздняя осень. Грачи улетели. (Н.Некрасов)
9
2.Тема: Грамматическая основа предложения. Не существительным единым.
Спишите предложения, объясните орфограммы. Найдите и обозначьте грамматическую основу предложения. Чем они выражены?
Все ребята смотрели на экран. Двое были в горах. В песке копошилось множество воробьев. Молодые поехали на машине друга.
3. Тема: Виды связи в словосочетании. Согласуй, управляй, примыкай.
Запишите словосочетания в таблицу по видам связи.
Любимая мама, занятия в школе, широкая степь, поеду к другу, моя Родина, еще далеко, очень вкусно, чрезвычайно интересно, дом у дороги, душа народа, легенда о батыре, растения степей, меч батыра.
4. Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Выделите части сложного бессоюзного предложения. Объясните орфограммы.
Чайка прилетела – скоро лёд пойдёт. Мальчик никому не рассказывал о своих занятиях с журавленком: он хотел сделать ребятам сюрприз. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. Прошло два месяца, кончились занятия в школе.
5.Тема: Грамматическая основа предложения. Не только глаголом.
В данных предложениях определите грамматическую основу. Чем выражены главные члены предложения?
Среди болота поднимался лесной островок. Ребята продолжают рисовать в альбомах. Он любил слушать сказки. Я готов с вами поспорить.
Немаловажен такой аспект при подборе и составлении заданий. Формированию гражданской компетенции способствуют предложения патриотической направленности. Это могут быть предложения из произведений устного народного творчества (легенды, сказания, пословицы), из произведений казахстанских авторов(немало таких произведений учебниках и в книгах для чтения). Формированию личностной компетенции содействуют задания, построенные с использованием пословиц, поговорок ( Слово ранит, слово лечит. Яблоко от яблони недалеко падает. Дерево сильно корнями, человек – знаниями.)
10
2.4 Составленная мною программа представлена в следующей форме.
Программа факультативного курса по русскому языку « Синтаксис русского языка» для 4 класса. Составлена « Пояснительная записка» к программе.
Качественное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без развития познавательной активности и интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. В рамках программы и структуры урока не всегда возможно показать учащимся богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “ Синтаксис русского языка”, который является дополнением к урокам русского языка.
Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по данному разделу русского языка, показать учащимся, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач. Программа составлена на опережение программы по госстандарту для 4-ого класса по разделу «Синтаксис».
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Кроме того, это эффективная помощь при переходе в среднее звено обучения.
В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Эффективность данной программы достигается тем, что на занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
11
Также определены цели, задачи и ожидаемый результат.
Цель программы:
способствовать расширению, углублению знаний младших школьников по русскому языку через выполнение заданий, основанных на занимательном грамматическом материале;
Задачи:
- способствовать формированию ключевых компетенций младших школьников (информационной, управленческой, коммуникативной, гражданской, личностной, социальной, технологической);
- формировать навыки проведения синтаксического анализа предложения и словосочетания;
- формировать интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- способствовать формированию умения самостоятельно работать над познанием русского языка как языка межнационального общения;
- совершенствовать общее языковое развитие младших школьников;
- создать условия для развития смекалки, логического мышления и связной речи;
- содействовать развитию умения проводить самостоятельную исследовательскую и творческую работу;
Ожидаемый результат:
- оптимальный уровень сформированных ключевых компетенций младших школьников в соответствии с Национальным планом развития
- умение самостоятельно работать по усвоению синтаксиса русского языка;
- сформированность культуры мышления и культуры речи младших школьников;
12
умение мыслить логически и неординарно;
- умение составлять анаграммы, кроссворды;
- умение составлять разные виды предложений и словосочетаний;
Я определила «Содержание и структуру спецкурса».
4 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)
1. Страна Предложений (14 часов)
Введение. Синтаксис как раздел русского языка. Что такое слово? Что такое предложение? Предложения, состоящие из одного существительного в начальной форме. Виды предложений по цели высказывания.
Развитие речи. Игры “ Собери предложение”, “Спроси”, «Информируй», «Воскликни». Его Величество Подлежащее и его Величество Сказуемое. Грамматическая основа предложения. Не существительным единым. Не только глаголом. Второстепенные в королевстве Предложения. Развитие речи. Составление текста. Игра –соревнование. Синтаксический анализ простого предложения. Головоломка «Разбери предложение»
2. В стране Словосочетаний (10часов)
Дружба слова и слова. Словосочетание как синтаксическая единица. Кто главный? Кто зависимый? Структура словосочетания. Виды связи в словосочетании. Согласуй, управляй, примыкай. Синтаксический анализ словосочетания. Викторина. Выделение из предложения словосочетаний. Шарады, шарады. «Своя игра».
3. Эти сложные, сложные(6 часов)
Сложное предложение. Как это сложно, как это просто. Грамматические основы. Сложносочиненные, сложноподчиненные. Бессоюзное сложное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения. Развитие речи. Составление текста.
13
4. Планета Синтаксиса (3 часа)
Точка, точка, запятая. Чему служат знаки препинания. Служу Синтаксису и Пунктуации. Маска, я тебя знаю. Чем выражены члены предложения.
Представляю примерное тематическое планирование программы.
Примерное тематическое планирование. 4 класс (34 часа)
№
Тема занятия, виды работ
Часы
Форма контроля
Дата
1
Раздел 1. Страна Предложений (14 °часов)
Введение. Синтаксис как раздел русского языка. Что такое слово? Что такое предложение? Есть только подлежащее.
1
Тест
анаграммы
2
Виды предложений по цели высказывания.
Развитие речи. Игры “ Собери предложение”, “Спроси”, «Информируй», «Воскликни»
3
«Мозговой штурм»
3
Его Величество Подлежащее и его Величество Сказуемое. Грамматическая основа предложения. Не существительным единым. Не только глаголом.
2
Письменный опрос
4
Второстепенные в королевстве Предложения. Развитие речи. Составление текста.
3
Письменный опрос
5
Контроль знаний. Игра –соревнование.
1
Составление кроссворда
6
Синтаксический анализ простого предложения. Головоломка «Разбери предложение»
3
Письменный опрос
Тест
7
Раздел 2 В стране Словосочетаний(10часов)
Дружба слова и слова. Словосочетание как синтаксическая единица. Кто главный? Кто зависимый? Структура словосочетания.
1
Устный опрос
8
Виды связи в словосочетании. Согласуй, управляй, примыкай.
2
Письменный опрос
9
Синтаксический анализ словосочетания.
1
Письменный опрос
10
Контроль знаний. Викторина.
1
Устный опрос
11
Выделение из предложения словосочетаний. Шарады, шарады.
2
Письменный опрос
12
Контроль знаний «Своя игра».
2
Составление анаграмм
13
Раздел 3 Эти сложные, сложные (7 часов)
Сложное предложение. Как это сложно, как это просто. Грамматические основы. Сложносочиненные, сложноподчиненные.
2
Письменный опрос
14
Бессоюзное сложное предложение.
1
Составление анаграмм
15
Синтаксический анализ сложного предложения. Развитие речи. Составление текста.
3
письменный опрос
16
Контроль знаний
1
Устный опрос
17
Раздел 4 Планета Синтаксиса (3 часа)
Точка, точка, запятая.
Чему служат знаки препинания. Служу Синтаксису и Пунктуации.
2
письменный опрос
18
Маска, я тебя знаю. Чем выражены члены предложения.
1
тест
19
Итоговое занятие. Сколько всего знаю и умею!
1
тест
В планировании четко прослеживается постепенное усложнение материала, предлагаются виды контроля. Название тем сформулировано таким образом, что сразу вызывают познавательный интерес младших школьников. Например: Дружба слова и слова. Второстепенные в королевстве Предложения
16
2.5 Структура занятий данного курса.
1.Тема.
2.Проблема.
3.Цель.
4.Задачи.
Занятие строится на создании образовательных ситуаций.
Этапы занятия
Деятельность учащихся
Время Деятельность учащихся
Ключевые компетенции
1.Организация ситуации успеха
Задание практ. Характера(понимание) работа в паре, группе
3-5мин
Информационная (первичная обработка информации)
Коммуникативная(работа в паре, группе)
2 Организация ситуации поиска нового умения(знания)
Задание эвристического хар-ра для работы в группах.
Разноуровневые задания
15 мин
Управленческая(проблема, цель, планирование реализации, рефлексия)
Коммуникативная
Личностная
Информационная
технологическая
3.Организация ситуации применения нового умения
Разноуровневые задания.Рефлексия. Как проверить, правильно ли выполнено задание.
В паре, группе.
10мин
Коммуникативная
Информационная
Управленческая
4.Организация ситуации самоконтроля(самопроверки, рефлексия)
Индивидуально. Задание творческого хар-ра. Тест. Самопроверка по ключу.
Самооценивание.
10мин
Управленческая
Личностная
технологическая
17
Занятие на компетентностной основе составляется как проект.
Исходя из темы формулируется проблема.(н: отсутствие умения определять связи слов в словосочетании).
Цель: формировать у учащихся умение(н: определять связь слов в словосочетании) Она должна быть конкретна, демонстрируема и измеряема.
Задачи:
- содействовать развитию мыслительной операции(анализ);
- создать условия для формирования коммуникативной (личностной и др.)компетенции;
- организовать эвристическую деятельность для формирования умения(н: определять связь слов в словосочетании);
- включать детей в аналитическую деятельность;
Для успешной работы необходимо выдерживать временную шкалу. Так, на реализацию ситуации успеха отводится не более 5 минут. Для реализации ситуации поиска отводится не более 15 минут. Организация ситуации применения занимает 10 минут. Организация ситуации самоконтроля занимает 10 минут. В сумме время занятия составляет 45 минут как на традиционном уроке. Но построение занятия существенно отличается как по структуре, так и по задачам(формирование ключевых компетенций).
В конспекте не прописывается деятельность учителя. Учитель создает образовательные ситуации и указывает время, форму работу(в паре, в группе, индивидуально), характер задания, уровень задания и ключевую компетенцию, которая формируется на каждом этапе(ситуации).
Хочу процитировать выражение одного из творчески работающих коллег.
Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую, волен сам набивать свои карманы, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности в карман и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей он наберет, сколько он их может унести и сам оценивает, сколько богатства он приобрел.
18
Еще одна мудрость гласит, что есть множество методов привести лошадь к водопою, но не известно ни одного метода, которым можно заставить ее пить воду.
Одним из правил таких занятий является то, что учитель не дает готовых ответов, ответ надо самому ученику найти. Такая деятельность позволяет ученику научиться «добывать» знания.
При реализации ситуации самоконтроля можно использовать небольшой тест закрытого типа. Например, тема: Второстепенные в королевстве Предложения. (тема обязательно указывается на карточке теста или другом демонстрационном материале)
Найди правильный ответ.
1.Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос какой? чей? который? – это:
а) дополнение б) определение в) обстоятельство
2. В предложении Мы сидели у костра, ярко пылавшего в ночи. выделенная часть это:
а) обстоятельство б) дополнение в) определение
3. Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел. В данном предложении выделенное слово является:
а) дополнение б) определение в) обстоятельство
Ключ к тесту: 1.- б 2.- в 3. – в
При составлении тестов необходимо придерживаться тактики работы с тестами. Надо сделать так, чтобы тестирование стало привычным методом контроля, что снимает все страхи(не только при проведении занятий на факультативном или спецкурсе). Обязателен разбор ошибок, допущенных учеником при тестировании.
Также на этапе ситуации самоконтроля предлагается задание творческого характера. Например, при изучении темы: Второстепенные в королевстве Предложения. Задание: составь небольшой текст-описание на тему «Сказки зимнего леса» с использованием второстепенных членов предложения.
19
На данном этапе формируются технологическая компетенция(алгоритм составления текста – описания), информационная (знание признаков второстепенных членов предложения), личностная ( мое отношение к зимней природе, какие эмоции вызывает зимний лес)
Эффективны такие занятия для формирования метапредметных умений (например, умение составлять серию анаграмм на заданную тему или умение составлять небольшие кроссворды). К примеру, изучается раздел «В стране Словосочетаний». Образовательная ситуация применения знаний(умений). Вначале предлагается детям составить анаграммы по данной теме(гослоавениса – согласование, повсор – вопрос, наглове – главное).Затем дети предлагают составленные анаграммы соседу по парте, идет обмен заданиями. После выполнения задания(по расшифровке анаграмм) учащиеся проверяют анаграмм по своим же ключам. Я часто использую этот метод на разных уроках(познание мира, русский язык, литература). Из своих наблюдений вижу, что дети с удовольствием составляют анаграммы и с удовольствием их расшифровывают. Во-первых, идет закрепление понятий, во-вторых, развивается внимание, происходит развитие мыслительных операций(н: синтез, если дается такое задание при окончании раздела курса)
2.6 Компетентностно-ориентированный подход в обучении реализуется также через компетентностно - ориентированные задания.
«Компетентностно-ориентированное задание – это задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не требует воспроизведения им информации или отдельных действий» - В. А.Болотов.
Рассмотрим структуру компетентносто-ориентированного задания:
стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания;
задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке;
20
инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.
Только проектная и исследовательская деятельность формируют ключевые компетенции. КОЗы применяют на этапе контроля.
Компетентностно-ориентированное задание для проверки информационной компетенции
Тема: Бессоюзные сложные предложения.
Аспект:
Извлечение первичной информации: воспринимает требуемое содержание фактической информации, извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность.
Первичная обработка информации: систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры,
Стимул: если выполнишь задание, то узнаешь интересные сведения о бессоюзном сложном предложении
1. Задачная формулировка: Внимательно прочитай предложения. Спиши их. В каждом предложении обозначь грамматическую основу.
Источник информации. Памятка.
Предложения по количеству грамматических основ делятся на простые и сложные. Части сложного предложения связываются разными способами.
Весной проглянет голубенький глазок незабудки. Тёплый ветер гуляет по траве, гнутся деревья от его силы. Вдруг грянул гром, сверкнула молния. Мы с интересом посмотрели на незнакомца: он был одет необычно и странно. Вода в речке была очень теплой – мы с удовольствием искупались.
2. Задачная формулировка: обозначь каждую часть сложного предложения квадратными скобками. Как связаны части сложного предложения?
Предлагаю группам бланк выполнения задания. На бланке предложения.
3. На бланке схема, которую нужно дополнить после того, как выполните первое задание по указанным предложениям.
21
3.Дополни схему:
4.Инструмент оценивания.
Модельный ответ.
1.В сложных предложениях несколько грамматических основ.
2.Части сложного предложения связываются союзами( союзные сложные предложения) и без союзов(интонационно)
3.Части сложного бессоюзного предложения на письме отделяются запятой, двоеточием, тире.
4. Бессоюзные сложные предложения часто используются в текстах-поветствованиях.
Модельный ответ.
22
Каждая составляющая КОЗ должна мотивировать учащегося на организацию деятельности. Так, например, работа со стимулом в начале урока позволяет учащимся увидеть проблему, сформулировать ее, убедиться в ее актуальности, подумать о путях решения.
При этом именно стимул (текст, позволяющий соединить жизненную проблемную ситуацию и необходимость получения определенных знаний для разрешения данной ситуации), по моему мнению, является наиболее важной отправной точкой при конструировании компетентностно-ориентированного задания и построения урока в целом.
При проведении занятий предложенного мною факультативного курса имеется большое поле деятельности для применения КОЗ как организатора (учителя) так и для субъекта(ученик)
Компетентностно-ориентированные задания базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий погрузить учащихся в решение «жизненной» задачи.
Использование КОЗ позволяет организовать деятельностное усвоение учебного материала, это еще раз подтверждает мою гипотезу.
2.7. Предлагаю конспект занятия факультативного курса.
1.Тема: Дружба слова и слова. Словосочетание как синтаксическая единица. Кто главный? Кто зависимый? Структура словосочетания.
2.Проблема: отсутствие умения определять структуру словосочетания.
3.Цель: сформировать в младших школьниках умение определять структуру словосочетания
4.Задачи:
- содействовать развитию мыслительной операции(анализ);
- создать условия для формирования информационной (знание структуры словосочетания) коммуникативной, личностной, технологической компетенции;
23
- организовать эвристическую деятельность для формирования умения определять структуру словосочетания;
- включать детей в аналитическую деятельность;
Структура занятия представлена в виде таблицы.
Этапы занятия
Деятельность учащихся
Время
Ключевые компетенции
1.Организация ситуации успеха
Задание практ. характера(понимание) работа в паре
Выпиши из данного набора слов словосочетания:
Гудит, долго бегал, рассказал о батыре, четверо друзей, четверо, друзья, они, на, летел над полем, изба у озера, очень вкусно, легендарный батыр, любимую песню.
Как вы определили словосочетания? «Дружат» ли слова в словосочетаниях?
5мин
Информационная (первичная обработка информации базовое понимание что такое словосочетание)
Коммуникативная(работа в паре )
Информационная, технологическая
(способ определения словосочетания)
2 Организация ситуации поиска нового умения
Задание эвристического хар-ра для работы в группах.
Какое слово «командует» в данных словосочетаниях? Почему вы так решили?
Как показать графически «командующее» слово и подчиняющееся ему слово т.е. структуру словосочетания. Каким способом можно показать связь
слов в словосочетании?
Предложите свой вариант графического показа структуры словосочетания)
15 мин
Управленческая(проблема, цель, планирование реализации, рефлексия)
Коммуникативная (умение работать в команде, выслушать мнение другого)
Личностная(умение размышлять, не боясь ошибиться)
Информационная(структура словосочетания)
Технологическая (способ определения главного и зависимого слов; графическое обозначение структуры словосочетания)
3.Организация ситуации применения нового умения
Разноуровневые задания. Работа в группах
1.Определи главное и зависимое слово в словосочетаниях( в паре):
Казахстанская земля любимый город
Рисую друга
Учусь в школе
Очень большой
2.Обозначь графически структуру словосочетаний из данного предложения(работа в паре):
Сын мергена Таргын выделялся среди своих сверстников невиданной силой.
3.Работа в группе. Подбери недостающее(главное) слово по смыслу в словосочетании:
_______ друга, родную______, ______ погода, ______письмо.
Рефлексия. Как проверить, правильно ли выполнено задание?
В паре, группе.
10мин
Коммуникативная
Информационная
Управленческая
Гражданская (патриотическая направленность словосочетаний)
Технологическая(выделение словосочетаний из предложения, определение главного и зависимого слова с помощью вопроса, демонстрация структуры словосочетания)
4.Организация ситуации самоконтроля(самопроверки, рефлексия)
Индивидуально. Тест.
1.В предложении Сильный и отважный Таргын всегда приходил на помощь слабым и обиженным. Выделенные слова:
а) главные члены предложения б)однородные члены предложения в) словосочетание
2.В словосочетании легенда о батыре главное слово:
А) батыре б) легенда в) о
3.В словосочетании весело играли зависимое слово выражено:
А) существительным б) глаголом в) наречием
Самопроверка по ключу.
Ключ:1-в 2-б 3-в
Задание творческого хар-ра. Составить словосочетания на тему дружбы.
Самооценивание.
10мин
Управленческая
Личностная(формирование качества личности доброты, готовности прийти на помощь)
Технологическая(работа по закрытому тесту)
Личностная ( формирование честности, порядочности, отвечаю сам, не списываю у товарища)
гражданская
личностная
26
Как видим, в занятии прослеживаются образовательные ситуации, четко распределено время на реализацию каждой ситуации. Также можно отследить какая компетенция формируется на каждом этапе.
Проводя такие занятия, я пришла к выводу, что данная программа способствует прочному закреплению базовых предметных умений, ведь учащимся для решения учебной задачи или разрешения учебной проблемы необходимо было «извлекать» уже имеющиеся знания и умения. Ученики, которые непрочно владели программным материалом, сами приходили к выводу о необходимости знания программного материала. Без него не получится «сделать» шаг к решению учебной задачи на занятии факультатива. Это своего рода стимул для освоения госстандарта(для детей с низкой мотивацией обучения) и проявления творческих способностей и выполнения заданий повышенной сложности, нестандартных заданий(для учащихся с высокой мотивацией обучения).
2.8 При реализации ситуации поиска новых знаний(умений) и ситуаций самоконтроля я часто применяла приемы критического мышления.
В связи с этим я приведу несколько тезисов о критическом мышлении
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Дэвид Клустер определяет критическое мышление так:
- критическое мышление есть мышление самостоятельное;
- критическое мышление начинается с постановки вопросов и выяснения проблем, которые нужно решать;
Вот некоторые приемы, которые успешно можно использовать на занятиях факультатива: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры, диаграмма Венна, инсерт.
27
На стадии рефлексии (размышление, ситуация самоконтроля) идут не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Итоговая рефлексия может стать выходом на новое знание: исследование, эссе (размышление в письменной форме) или приём «Синквейн» (фразеологическое пятистишие). Напомню технологию составления синквейна.
1строка - название стихотворения, тема - обычно существительное.
2 строка - описание темы, 2 прилагательных.
3 строка - действие. Обычно 3 глагола, относящихся к теме.
4 строка - чувство, фраза из 4 слов, выражающих отношение автора к теме.
5 строка- повторение сути «синоним» 1 строки, обычно сущ.
Методика использования приёмов критического мышления является надпредметной, проникающей, она применима в любых программах и любом предмете. Необходимо обращать внимание на следующие моменты при использовании приёмов критического мышления:
- правильно организовывать работу (в группах, парах, индивидуально);
- обеспечивать учащихся необходимой информацией;
- формирование собственной позиции (точки зрения), относительно ситуации или вопроса;
-быть коммуникабельными, контактными.
Очевидна связь компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подхода в образовании с технологией критического мышления. Один древний китайский философ учит нас: "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь". Это изречение, я думаю, отражает суть и критического мышления, и компетентностного подхода.
28
Заключение.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
Б. Паскаль
И это действительно так, представления и способы деятельности должны быть равномощными, формироваться на основе внутренних и внешних ресурсов и включать детей в собственный опыт.
Гипотеза, выдвинутая мной, нашла свое подтверждение в результате исследовательской и практической деятельности. Можно и нужно не боясь, организовывать занятия факультативного курса русского языка на основе компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подхода. Такие занятия формируют метапредметные умения, содействуют формированию ключевых компетенций. Между репродуктивным и продуктивным способами усвоения знаний существует разрыв в способах мыследеятельности. Для составления заданий 3-го и 4-го уровней необходимо сформировать специальные способы деятельности, овладение которых происходит во время подготовки к проектированию учебных занятий. Субъект (ученик) может совершать деятельность, если у него:
имеется исходный материал(знания, умения, способы из прошлого);
имеется разрыв между знанием и незнанием;
имеются способы постановки цели.
29
Приложение 1.
При разработке КОЗ рекомендуется придерживаться следующих положений:
задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявлении в деятельности;
давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или суждения;
быть комплексными, предоставлять возможность оценивать группы компетенций.
Модель-схема компетентносто-ориентированного задания
1. название задания;
2. аспекты формируемых ключевых компетенций;
3. стимул (если, то);
4. личностно-значимый познавательный интерес (задачн. формулировка)
5. источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные и т.д.);
6. задания по работе с данной информацией;
7. бланк для выполнения задания;
8. модельный ответ;
9. инструмент проверки.
30
Приложение 2.
Пословицы и поговорки для формирования личностной компетенции.
Яблоко от яблони недалеко падает.
У страха глаза велики.
Нет друга ищи, а нашел – береги.
Лучше недосказать, чем пересказать.
Лишнее говорить – себе вредить.
Сказанное слово – серебряное, несказанное – золотое.
Доброе слово питает и душу и тело.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
Для счета и у нас голова на плечах.
Век живи, век учись.
Пословицы и поговорки для формирования гражданской компетенции.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Человек без Родины, что соловей без леса.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Тот герой, кто за Родину горой.
Для Родины своей сил не жалей.
Предложения для формирования гражданской компетенции.
Моя Родина – мой независимый Казахстан!
Независимость – самая священная ценность для всех казахстанцев.
(Н. Назарбаев)
Смотрю на небо голубое: там высоко парит орёл.
Территория нашей страны очень велика.
Крылатый конь символизирует жизнь, бег времени, скорость, ум, мудрость, мужество и благородство.
31
Использованная литература.
1. Закон РК об образовании.
2.Государственный общеобязательный стандарт среднего образования
(начального, основного среднего, общего среднего образования) (Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080).
3. Типовая учебная программа по предмету «Русский язык» для 2-4 классов уровня начального образования (с русским языком обучения) .
4. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 (11 сентября 2012 года)
5. К.Л.Кабдолова, З. К. Сабитова, Л.Т. Килевая Учебник «Русский язык» для 8 классов общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2008г.
6.Л.К. Жаналина, З.К. Ахметжанова. А. Е. Тажимуратова. М. Т. Байгабылова. «Русский язык» учебник для 9 классов общеобразовательных школ. Алматы «Мектеп» 2013г. Русский язык» учебник для 9 классов общеобразовательных школ
6.В.К. Павленко, Т.К. Абенова Литературное чтение. Хрестоматия. Для3 классов общеобразовательных школ. Алматы 2010 г.
7.В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. Москва «Просвещение» 2005 г.
8.Э.Д.Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г. Б. Мадиева «Русский язык» учебник для 7 классов общеобразовательных школ Алматы 2012 г.
9.В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова Русский язык. Теория, практика. Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. Москва «Просвещение» 1993 г.
10.Болотова В.А. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика 2003, № 10.
11. Республикаснкий педагогический журнал «Внеклассная работа в школе» (№ 6 -2013)
32
Предложения
Сложные(несколько грамм. основ)
союзные
. , : -
Предложения
Простые(одна грамм.основа)
Сложные(несколько грамм. основ)
Союзные (части связаны союзами)
Бессоюзные(части связаны интонационно, на письме это знаки препинания) . , : -
Заголовок 1чђЗаголовок 315