ДОКЛАД на тему: «Современные образовательные технологии в воспитательном процессе специального коррекционного общеобразовательного учреждения».

Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат»





ДОКЛАД
на тему:

«Современные образовательные технологии в воспитательном процессе специального коррекционного общеобразовательного учреждения».










воспитатель: Иващенко Елена Павловна.


2013-2014 учебный год.



Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.

Воспитательная технология

Воспитательная технология-совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование, при котором эти цели задаются однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития.

В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология- воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.

Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализация методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

Педагогические технологии- это сложные системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.



Современные педагогические технологии охватывают процессы образования, обучения, воспитания. В нашей работе мы остановимся на последнем аспекте. В основе процесса создания и осуществления воспитательной технологии лежат отношения взаимодействия между воспитателем и учащимися.

Исходя из этого , а также из общей характеристики педагогических технологий можно дать следующее определение:

Воспитательные технологии -это система научно обоснованных приемов и методов, способствующих установлению таких отношений между воспитателем и воспитанниками, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

На основе теории целостного педагогического процесса в процессе воспитательной технологии мы выделяем следующие компоненты: диагностирование, целеполагание , проектирование, конструирование ,организационно – деятельностный и контрольно – управленческий.

Для технологии процесса воспитания имеет большое значение диагностично поставленная цель. Это главный и определяющий успех воспитательной технологии, компонент деятельности педагога. Процесс постановки диагностической цели воспитания далеко не прост.

Как совершенно точно заметил А.С.Макаренко, педагогика, в особенности теория воспитания, есть прежде всего наука целесообразная. Чем и шире и значимее цель воспитания (всестороннее и гармоничное развитие), тем она становится «необъятнее» и на практике не реализуется. Когда же цель конкретизируется, например, когда для старшеклассников основной целью становится подготовка к выбору будущей профессиональной деятельности и развитие необходимых личностных свойств и качеств, то она в большей мере способствует гармоничному и всестороннему развитию личности молодого человека.

Проблема цели воспитания в условиях коренной ломки нашего общества , отказа от прежних ценностей и ориентиров и выработки новых особенно актуальна. Поэтому можно согласиться с авторами пособия «Воспитание детей в школе», которые предлагают общую цель воспитания сформулировать так , что она будет максимально приближена к индивидуальности каждого ребенка: формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека.

Несомненно , цель воспитания должна опираться на ценностные отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни, достойной человека, добру, истине, красоте.
Технологическая цепочка любого воспитательного дела следующая:
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка педагогом необходимых материалов);

Содержательная(предметная) деятельность;

Завершение, или «финальный аккорд»;

Проекция на будущее.

Эта логическая цепочка практически не отличается от традиционного подхода к проведению воспитательного мероприятия. Но, по мнению Н.Е.Щурковой, для осуществления воспитательной технологии необходимо выполнение следующих правил, которые будут определять характер, работоспособность и эффективность воспитательной технологии:

Строгое соблюдение логической структуры воспитательного дела;

Высокий культурный уровень содержания и форм этого дела;

Организация духовного «напряжения» воспитательного дела;

Минимальная подготовка дела, чтобы дети не потеряли интереса к нему;

Использование всех трех каналов восприятия: слухового, зрительного и сенсорного.

Технология воспитательного процесса, считает В.В.Воронов, и мы с ним солидарны, опирается на общие принципы педагогики, однако есть и частные, которые помогают воспитателю, осуществляющему педагогический процесс на технологическом уровне, избегая ряда ошибок. Назовем их:

Принцип ориентации на социально-ценностное отношение, требующий от педагога постоянно помнить, что он имеет дело с отношениями личности и что каждый данный момент стратегической итоговой целью является отношение воспитанника;

Тактическим принципом является принцип учета уровня воспитанности.

Пошаговую реализацию цели проследим на примере организации литературно-музыкальной композиции «День Защитника Отечества».

Шаг 1.Рождение замысла. Предварительная личностная подготовка преподавателя:
-осмысление целей и задач, на решение которых направлено предстоящее воспитательное дело;

Шаг 2.
-подбор литературы
-защита идей, составление структуры композиции, определение ролей, выявление исполнительных ролей.

Шаг 3.Разработка технологии проведения литературно-музыкальной композиции:
-нахождение музыкального и видеоряда;
-определение порядка реализации идеи через поэтические и прозаические произведения;
-поиск творческих молодых людей, исполнителей музыкальных и театральных номеров.

Шаг 4.Организация микрогрупповой деятельности: ведущие, чтецы, исполнители песен и танцев, техники видео и музыкального сопровождения.

Шаг 5.Проведение литературно-музыкальной композиции «День Защитника Отечества».

Шаг 6.Коллективный анализ проведения литературно-музыкальной композиции: что получилось? Кому скажем «Спасибо»? Подготовка благодарственных писем. Что не получилось? На что обратить внимание в следующий раз?

Шаг 7.Последствие: анализ предложений, высказанных на подведении итогов, возможность их использования в дальнейшей работе.

Технология троекратного подхода при формировании толерантности и социальных компетенций на основе литературно-музыкальной композиции может быть использована в воспитательной работе. Как уже неоднократно подчеркивалось, характерными особенностями педагогических технологий являются оперативный контроль и коррекция содержания деятельности, приемов и методов в соответствии с диагностично поставленной целью.

Сложность и неоднозначность воспитательного воздействия, многообразие факторов, влияющих на формирование личности воспитанника, не позволяют осуществить полный контроль и на его основе обратную связь. Ведь иногда нельзя увидеть сразу, «как слово наше отзовется». Личность ребенка развивается и формируется целостно, и наше воздействие может потонуть в массе других влияний.
И все же по отношению воспитанника к педагогу, к другим детям, по реакции на предложения воспитателя можно судить о достижении цели, а, набравшись терпения, через некоторое время педагог увидит результаты своего труда в действиях, умениях, поступках и проявлении личностных качеств детей. Опытный педагог положительные изменения в личности воспитанника заметит сразу по его отношению к делу, предложениям педагога, к другим детям, к самому педагогу.























15