Программа внеурочной деятельности Познай свой край


Программа внеурочной деятельности составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования (2012 г.). Программа рассчитана на обучающихся 11-12 лет;формы организации учебных занятий: учебные занятия, лекции, практические занятия, конференции, экскурсии, индивидуальная и групповая работа.
Срок реализации программы - 1 год, 2 часа в неделю, всего 68 часов
1. Планируемые результаты освоения программы
1. Предметные: Формирование у детей основ краеведческих знаний, умений и навыков; умения видеть неразрывную связь истории родного края с историей России; умения использовать приобретенные знания по истории, географии и культуре родного края на уроках; создание экспозиций и выставок «По малой Родине моей».
Получат возможность ближе познакомиться с родным краем через работу в школьном музее.
2. Метапредметные: развитие умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея в процессе поиска информации, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея.
3. Личностные: развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; воспитание уважения и интереса к истории и географии своей «малой Родины»; обучающиеся смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
2. Содержание программы
Вводное занятие. Знакомство с программой кружка, особенности работы краеведов. Задача и содержание работы краеведческого кружка.
Школьное краеведение и его разделы.
Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. Особенности географического и исторического краеведения, объекты их изучения.
Изучение родного края.
Физико-географическая характеристика района: географическое положение, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы. Работа с топографическими и электронными картами района и села. Объекты природного наследия района, их выявление и охрана. Экологические проблемы края. Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий представителей флоры и фауны, природных ландшафтов. Оформление экспозиций. История и география Медвенского края. Культура и образование района. Сбор материалов по истории села. История детского пионерского движения школы, его роль в общественной жизни школы. Люди, оказавшие влияние на судьбу села. Родной край сегодня, перспективы его развития. Экскурсия в областной археологический музей.
3.Военно-патриотическая работа.
Знаменитые земляки – герои ВОВ и труда. Село в годы Великой Отечественной войны. Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. Беседа о земляках - участниках ВОВ. Работа с документами школьного музея. Сбор информации об участии земляков в афганской войне. Оформление стенда. Сбор информации о герое – полном кавалере орденов Славы Рудзевиче П.Г., оформление экспозиции в музее.
4.Школьный музей
Функции и фонды школьного музея. Планирование работы в музее. Знакомство с экспонатами и экспозициями школьного музея. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами. Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате. Учёт и хранение краеведческих материалов. Учёт и описание музейных предметов Разработка обзорных и тематических экскурсий. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы. История школы в стенах школьного музея. Социально-экономическое развитие д. Амосовка на базе материалов музея. Трудовые подвиги тружеников ордена Ленина колхоза Россия и СПК «Амосовский». Экскурсия в школьный музей для учащихся начальной школы.
3. Учебно - тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Теория Практика
1 Введение 2 1 -
2 Школьное краеведение и его разделы 4 4 -
3 Изучение родного края 30 18 12
4 Военно-патриотическая работа 12 4 8
5 Школьный музей 18 10 8
6 Итоговое занятие 2 Календарно-тематический план работы по внеурочной деятельности «Познай свой край»
№ п/п Содержание Кол-во часов
1 Вводное занятие. Знакомство с программой, задачами и содержание работы 2
Школьное краеведение 4 часа
2 Краеведение – наука о родном крае. Источники изучения родного края. 2
3 Особенности географического и исторического краеведения, объекты их изучения 2
Изучение родного края 20 часов
4 Физико-географическая характеристика района: географическое положение, климат, растительный и животный мир, водные ресурсы. 2
5 Работа с краеведческим материалом школьной библиотеки 2
6 Объекты природного наследия района, их выявление и охрана. Экологические проблемы края 2
7 Сбор материалов для гербариев, образцов почв, геологических коллекций, фотографий представителей флоры и фауны, природных ландшафтов. Оформление экспозиций. 2
8 История и география Медвенского края. 2
9 История и география Медвенского края. 2
10 Культура и образование района. Храмы Медвенского края: история и современность 2
11 Сбор материалов по истории села 2
12 Экскурсия в областной археологический музей 2
13 Экскурсия в школьный музей для учащихся начальной школы.
2
Военно-патриотическая работа 12 часов
14 Знаменитые земляки – герои ВОВ и Герои Труда. Работа с материалами школьного музея. 2
15 Село в годы Великой Отечественной войны. Сбор материала для музея, встреча с односельчанами. 2
16 Сбор информации об участии земляков в афганской войне. Оформление стенда 2
17 Сбор информации о герое – полном кавалере орденов Славы Рудзевиче П.Г., оформление экспозиции в музее. 2
18 Подготовка к общешкольным военно-патриотическим мероприятиям 4
Школьный музей 30 часов
19 Функции и фонды школьного музея. Планирование работы в музее. 2
20 Знакомство с экспонатами и экспозициями школьного музея. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами 2
21 Обучающее занятие по проведению экскурсий в краеведческой комнате 2
22 Учёт и хранение краеведческих материалов. Учёт и описание музейных предметов 4
23 Разработка обзорных и тематических экскурсий. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы. 2
24 Социально-экономическое развитие д. Амосовка на базе материалов музея 2
25 История школы в стенах школьного музея. 2
26 Трудовые подвиги тружеников ордена Ленина колхоза Россия и СПК «Амосовский» 2
27 История детского пионерского движения школы, его роль в общественной жизни школы 2
28 Оформление экспозиции в музее, посвящённой истории ДОПО школы 2
29 Встреча со старожилами села, ветеранами педагогического труда, работниками сельского хозяйства 2
30 Люди, оказавшие влияние на судьбу села 2
31 Родной край сегодня, перспективы его развития. 2
32 Итоговое занятие, подведение итогов работы за год 2