Проект Познай свой край
«Конкурс»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Озерского городского округа Челябинской области
«Детский сад компенсирующего вида № 43»
ПРОЕКТ
«ПОЗНАЙ СВОЙ КРАЙ»
2015 год.
Название проекта: «Познай свой край»
Проблема: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта: долгосрочный, творческий.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, работающие с детьми.
Взаимодействие педагогов: воспитатели, музыкальные руководители, воспитатели изобразительной деятельности и ручного труда, музейные работники, преподаватели музыкальной школы, сотрудники городской детской библиотеки города Озерска, Челябинской области.
Образовательная деятельность: познавательное развитие дошкольников, развитие творческих способностей, социальное развитие старших дошкольников
Актуальность темы
Основные документы по обновлению содержания дошкольного образования призывают нас, педагогических работников, искать новые пути работы с дошкольниками. Но, несмотря на это, до сих пор остается актуальной проблема:
- расширение детского кругозора через ознакомление с родным краем,
формирование у дошкольников положительного отношения к представителям разной национальности.
Нельзя забывать, что Россия – это многонациональное государство. И как было отмечено в газете «Дошкольное образование» № 10 за 2001 год, что «печальной реалией сегодняшнего дня» являются межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений». Важность данной проблемы ориентирует нас на более раннее изучение вопросов патриотического воспитания, начиная с дошкольного возраста.
История дошкольной педагогики включает многочисленные поиски путей формирования положительного отношения к народам (жители государства, страны) разных национальностей. Пока эта проблема находится в стадии решения.
У истоков ее разработки стояли Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, которые обращали внимание на воспитание в детях патриотизма. Они отмечали, что данное качество можно и нужно формировать у детей, начиная с раннего возраста. И только единство семьи и государственных институтов общественного воспитания позволит сформировать у детей это качество. В.А. Сухомлинский писал: «Быть патриотом и интернационалистом – это значит чувствовать свою ответственность за судьбы мира, подавать руку братской помощи всем, кто борется против войны, за мир Социалистическому патриотизму чужды враждебные идеи расовой и национальной исключительности, обособленности».
Может быть, в настоящее время, с распадом Союза Советских Социалистических республик, некоторые высказывания и утратили свою актуальность. Но не могут утратить свою актуальность понятия патриотизм, национализм, межнациональные отношения. Необходимо вспомнить, что они означают.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.
Национализм- идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
Межнациональные отношения – взаимная связь между отдельными общностями людей.
И эти понятия действительно актуальны в наше время. Данными проблемами занимались и занимаются многие педагоги прошлого и современности.
Р. И. Жуковская разработала принципы формирования дружеских отношений дошкольников к людям разных национальностей, предлагая формировать эти качества в игровой деятельности, тем самым, развивая у детей любознательность, потребность в знаниях о жизни людей разных национальностей. А разработанные ею подходы по интернациональному воспитанию получили дальнейшее расширение в трудах М.И. Богомоловой, С.А. Козловой, Н. Ф. Виноградовой, подтверждая, что чувство национального самосознания зарождаются уже у детей 3-4 лет. Это проявляется в эмоциональной отзывчивости, открытости, коммуникабельности, что позволяет ребенку свободно вступать в общение с людьми разных национальностей. А свободное общение позволяет формировать культуру межнациональных отношений, что созвучно идее гуманной педагогики.
Важным для гуманизации образования является разработка государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 годы)», что позволяет облегчить работу по патриотическому воспитанию дошкольников. В этих документах предусмотрена ориентация на культурные традиции, как общечеловеческие, так и социально-культурные, в том числе и национальные. Чтобы дать детям представление об этих традициях необходимо обратить внимание на вечные ценности народной культуры. На это нас нацеливают авторы «Программы воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики» Е. С. Бабунова, Л. Е. Градусова г. Магнитогорск, 2004год.
Если рассматривать народную педагогику с точки зрения воспитания, то одной из ее основных тем является тема Родины, отчего дома, домашнего очага, пронизанная глубоким гуманизмом народной культуры. Поэтому обозначенные положения легли в основу предлагаемого разработанного материала.
Народная культура является объектом исследования многих авторов. Это подтверждается содержанием парциальных программ таких авторов, как М. Д. Маханева, О.Л. Князева, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова и других. Они рассматривают вопросы освоения дошкольниками фольклора, народных ремесел, предметов декоративно-прикладного искусства, предметов быта и культуры. Это содержание близко и понятно детям, ибо слово Родина связано с самым близким, дорогим и родным для каждого человека. А все вышеперечисленное и есть близкое и дорогое для россиян. Любовь к Родине связывают с таким понятием, как патриотизм. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли ее предки, наши отцы и деды. Воспитывать патриотов можно и нужно с раннего детства, но патриотизм у каждого ребенка формируется по-своему, индивидуально. Он связан с уровнем духовности человека, его культурой, личными переживаниями. А самое главное влияние оказывает на формирование личности ребенка - личность самого педагога, который должен пробудить в ребенке чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать и не научить.
Родина- это место жительства людей разных национальностей и важно быть настоящим патриотом, интернационалистом, а не лже - патриотом, превозносящим достоинства своей нации и попирающим достоинства людей других национальностей.
Наши дети живут на Урале, который издревле считается многонациональным регионом, богатым своей историей и традициями. Вместе с русскими на Урале проживают люди разных национальностей, среди них: башкиры, татары, удмурты, коми и многие другие. Только в одной Челябинской области по последним данным живут люди 111 национальностей. И поэтому было правомерно изучение быта, традиций не только русского народа, но и коренных народов Урала, таких как
татары, башкиры. В своей работе мы старались не противопоставлять обычаи разных народов, а показывали их органическую взаимосвязь.
Данный материал может претендовать на парциальную программу с региональным компонентом, так как в ней представлен материал познавательного цикла, художественно- эстетического цикла и все это органически вплетается в «Программу воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005 года, где сказано, что работа с детьми в разных регионах должна вестись с учетом особенностей этих регионов.
Цель работы: развитие чувства национального самосознания у детей через умение понять и принять обычаи, традиции народов, населяющих Урал.
Задачи:
Знакомить детей с предметами культуры и быта народов Урала.
Приобщить детей к традициям народов Урала через народные праздники, игру, музыку, литературные произведения.
Формировать у детей доброжелательное отношение к людям других национальностей, осознание детьми принадлежности к своему народу.
Знакомить с декоративно- прикладным и промышленным искусством народов Урала.
Продукт деятельности: конспекты праздников, развлечений, занятий, которые могут проводить педагоги для детей – дошкольников; перспективные планы занятий, конспекты обучающих занятий для работы с дошкольниками, рекомендации для оформления уголка родного края в детских садах, школах города, дидактические игры для детей, методические пособия для педагогов.
Сроки реализации: ежегодно
Этапы работы с детьми дошкольного возраста по внедрению проектного метода.
Формы работы с педагогическими кадрами
Наименование мероприятий
Продукт деятельности
Познавательная деятельность
-Познавательные занятия согласно перспективных планов работы по возрастным группам
(Приложение 1);
-экскурсии по улицам города и близлежащим городам Касли, Кыштым;
- чтение краеведческой литературы, доступной детям;
- оформление альбомов о природе, животном мире, минералах, горах Урала;
- оформление фотовыставки «Природа Урала»;
- оформление уголка родного края в группах;
-подборка краеведческого материала в группах по темам:
Родной город;
Природа Урала;
Животный и растительный мир;
Каменное богатство Урала;
Край тысячи озер
- Подборка легенд о происхождении Урала.
- перспективные планы работы с детьми старшей и подготовительной групп;
- подборка конспектов познавательных занятий по всем возрастным группам;
- памятка содержания материала уголка родного края;
- фотоальбомы по предложенным темам;
- Иллюстративный материал по предложенным темам;
-библиография краеведческого материала по Уралу;
- книги «Расскажите детям легенды Урала», «Дошкольникам об Озерске»
Взаимодействие с музеями
-Посещение городского музея, краеведческой композиции с воспитателями;
-Посещение краеведческих музеев в городе Касли (музей каслинского художественного литья);
-Посещение краеведческого музея г. Кыштыма (бывший дом Н.Демидова);
-Экскурсии в музеи городов Сысерть (дом – музей П.Бажова), Ильменский заповедник и Миасский краеведческий музей; краеведческий музей и наклонная башня г.Невьянска (родина Демидовых- основателей Урала);
-оформление музея «Горенка» в детском саду
- сбор краеведческого материала по истории и культуре Урала;
- сбор краеведческого материала для музея;
- оформление экспозиций;
- оформление паспорта музея;
- оформление визитной карточки ( см. приложение);
- оформление конспектов занятий в музее для детей с 4 до 7 лет;
- создание каталога материала музея.
Ознакомление с художественной литературой
- Знакомство с творчеством уральских писателей и поэтов:
П.П.Бажов;
Е.Пермяк;
Д.Н.Мамин- Сибиряк;
С.Аксаков;
Л.Татьяничева:
Легенды С.Власовой, С.Подкорытова, В.Серебряниковой, Е.Черепенина ;
Л.Рахлис;
Р.Дышаленкова;
В.Кузнецов;
Татарские и башкирские сказки и сказы.
- Заучивание стихов уральских поэтов (В.Кузнецов, Л.Рахлис, Р.Дышаленкова, Л.Татьяничева);
- оформление фотоальбомов о творчестве уральских писателей и поэтов;
- подборка литературы для детей;
- проведение викторин по произведениям уральских авторов;
- проведение интеллектуального марафона по творчеству уральских писателей (Приложение);
- рисунки по произведениям уральских писателей и поэтов.
- конспекты занятий по ознакомлению с творчеством уральских писателей и поэтов;
-разработка рекомендаций по ознакомлению детей с биографией уральских писателей и поэтов (Приложение);
- оформление фотоальбомов с портретами и биографией уральских писателей и поэтов;
- оформление выставок уральских писателей и поэтов;
- составление конспектов совместных литературных развлечений;
- оформление выставок рисунков по произведениям уральских авторов.
Декоративно- прикладное и промышленное искусство Урала
- знакомство детей с декоративно- прикладным искусством Урала:
Урало-сибирская роспись предметов быта: прялки, посуда, двери, стены, сравнение урало – сибирской и городецкой росписи;
Каслинская роспись деревянных изделий и сравнение данной росписи с хохломской росписью;
Глиняные игрушки таволги и сравнение этих игрушек с каргопольскими игрушками.
- знакомство детей с произведениями промышленного искусства:
Каслинское литье;
Златоустовская гравюра;
Нижнетагильские подносы и сравнение росписи этих подносов с жостовскими;
- Знакомство с изделиями уральских камнерезов, закрепить название полудрагоценных и поделочных камней;
- Знакомство с татарскими и башкирскими орнаментами;
-знакомство с элементами украшения уральских домов: причелины, наличники и т.д.;
- занятия по изготовлению детьми поделок по мотивам уральских промыслов:
Изготовление из пластилина и бумаги поделок под каслинское литье;
Роспись изделий (шаблоны посуды, подносов, прялок) элементами каслинской росписи, урало- сибирской росписи;
Изготовление поделок под златоустовскую гравюру;
Оформление тюбетеек и юрт башкирскими и татарскими узорами
- рассматривание фотоальбомов и открыток с изображением предметов декоративно- прикладного искусства народов Урала
- конспекты занятий декоративно- прикладного и промышленного искусства Урала, согласно тематического и перспективного планов;
- оформление выставок детских поделок;
- разработка рекомендаций по ознакомлению детей с декоративно- прикладным и промышленным искусством Урала;
- оформление альбомов по ознакомлению детей с декоративно- прикладным искусством народов Урала;
- подборка иллюстраций и теоретического материала по ознакомлению детей с декоративно- прикладным искусством народов Урала
- подборка предметов декоративно- прикладного искусства нардов Урала в музее детского сада;
- оформление выставок предметов декоративно- прикладного искусства народов Урала;
- подборка видеофильмов о декоративно- прикладном искусстве народов Урала.
Музыкальное воспитание
- знакомство детей с музыкальным искусством русского народа:
Музыкальные инструменты русского народа и русский народный оркестр;
Слушание русских песен;
Разучивание и пение русских песен;
Разучивание хороводов и исполнение их на занятиях и праздниках;
Знакомство с русскими праздниками: Масленица, Святки, праздник русской березки;
- знакомство с творчеством башкирского и татарских народов:
Знакомство с музыкальными инструментами этих народов: курай, домбра;
Знакомство с башкирскими и татарскими национальными праздниками: Сабантуй, каргатуй;
Разучивание башкирских и татарских плясок и песен
- Знакомство с творчеством уральских композиторов: П.Чайковский, Бмберган, Поплянова;
- Участие в праздниках русского, башкирского и татарского народа.
- конспекты занятий по ознакомлению с творчеством уральских композиторов;
- сценарии праздников и развлечений;
- конспекты занятий по ознакомлению детей с музыкальным творчеством русского, татарского и башкирского народов.
Описание проекта: Работа по реализации проекта была рассчитана на 3 года. В данную работу были включены дети в возрасте от 4 до 7 лет. Весь материал был разбит на темы
(см. Приложение 2 «Тематический план»). По всем темам были разработаны конспекты занятий по основным видам деятельности, перспективные планы, сценарии праздников и развлечений. Основной упор был сделан на расширение кругозора детей по предложенной теме.
Содержание работы с детьми мы разделили по 3 основным блокам:
организация регламентированной детской деятельности,
совместная деятельность педагога и детей,
свободная, самостоятельная, творческая деятельность.
1 блок - организация регламентированной детской деятельности.
Наряду с традиционными занятиями предлагаем проводить:
занятия- путешествия по картам города и края, городам Урала, литературным произведениям,
занятия- игры, когда дети в игровой форме учатся вести домашнее хозяйство, «расписывать» предметы быта,
КВНы, которые проводятся не только между детьми, но и между детьми и родителями.
Особое предпочтение отдается занятиям комплексного вида, на которых, соединяя разные виды деятельности (изобразительная, художественный труд, музыкальная, развитие речи), всесторонне оказывается воздействие на ребенка, стимулируется его умение осмысливать предлагаемый материал.
Весь материал преподносится в игровой форме с учетов психологических особенностей дошкольников, В гости к детям приходят сказочные персонажи, такие как дед Кокованя, Хозяйка Медной горы и другие персонажи сказов П. П. Бажова.
В структуру образовательного процесса была введена технология музейной педагогики.
2 блок - совместная деятельность педагога и детей.
В данном виде деятельности педагог выступает как партнер. Это значит, что проходит совместная деятельность взрослого и ребенка. Педагог здесь не дает готовых образцов деятельности. Он просто обозначает проблему и пути совместного его решения. Совместная деятельность находит свое продолжение в продуктивной деятельности детей и взрослых: изготовление макета детского сада, предметов быта, элементов костюмов и т.д. На вооружение были взяты такие приемы, как решение «проблемной ситуации», ребусы, кроссворды, викторины. В содержании совместной деятельности педагога и детей включены народные праздники, развлечения, забавы.
3 блок - свободная, самостоятельная, творческая деятельность детей.
Свободная, самостоятельная, творческая деятельность детей оказывается возможной лишь тогда, когда в группах создана необходимая среда, приближенная к изучаемой теме, например, уголки родного края. Для организации такой деятельности создан комплекс необходимых условий:
наличие сопутствующих материалов для проявления творческой деятельности детей,
мотивация и поддержание интереса к данной деятельности,
содействие детям в осуществлении их продуктивной деятельности.
В работе по ознакомлению с родным краем предлагаются такие разделы программы, рассчитанные на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста:
Город, в котором живут дети.
Природа Урала.
Быт и традиции народов Урала.
Культура и искусство народов Урала.
РАЗДЕЛ 1: Наш город.
В этом разделе поставлены следующие задачи: учить детей любить город (село), где они живут. Дать детям представление о месте расположения дома, детского сада, местах отдыха горожан, об особенностях его ландшафта, памятных местах города, основных его предприятиях.
Прогнозируемые результаты:
дети получают знания об истории города (села), где живут они и их родные,
учатся бережно относится ко всему, что их окружает, у них формируется положительное отношение к городу и людям, которые в нем живут,
проявляют свои познавательные интересы к истории и культуре города.
P.S. Хочется отметить, что город, где мы живем – это закрытое административное территориальное образование, очень долгое время информация о городе была закрыта и только сейчас, благодаря перестройке и снятию занавеса закрытости, стали получать информацию о городе.
РАЗДЕЛ 2 – Природа Урала.
В содержание данного раздела включено:
знакомство детей с основными климатическими зонами, формирование понимания природы, бережного отношения к ней, восприятие себя как части природы, формирование естественно - научных представлений,
знакомство с сезонными изменениями в жизни животных, птиц, растений в разное время года,
сравнение особенностей строения и повадок диких и домашних животных,
знакомство с тем, как заботятся люди о животных, птицах и растениях,
представление о лесных сообществах, их взаимосвязях, на примере животных, растений Уральского региона.
Предполагаемый результат:
у детей сформированы знания о жизни животных, птиц, растений Урала,
у них сформированы первоначальные экологические знания и представления,
дети проявляют интерес к природе.
РАЗДЕЛ 3 - Быт и традиции народов Урала.
Знакомство с понятиями «быт», «традиции народов»:
Быт - жизненный уклад, повседневная жизнь.
Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений.
В содержании данного раздела наряду с понятиями быт и традиции включено:
Воспитание у детей уважения к традициям и истории этих народов. Формирование умения ценить эти традиции.
Содержание и объем представлений о русском народе:
- селились около рек, озер, на опушке леса. Поселения назывались селами. Жили в рубленных избах. Убранство русской избы: красный угол, печь, лавки, бабий кут с предметами домашнего обихода, прялка, самовар, рушники и др.,
занятия русских людей: хлебопашество, рудокопство, рыболовство, охота, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Знакомство с некоторыми предметами труда: коса, топор, вилы, грабли, коромысло и др.,
одежда русских людей: мужская – рубаха, порты, сапоги, шуба, опоясок, лапти, сермяга, шапка, зипун; женская – сарафан, рубаха, душегрея, фартук, лапти, повой, платок и др.,
традиционные русские игрушки: из глины (таволги), игрушки для девочек: куклы – берегини, для мальчиков: лошадки, палочки, мячи из шерсти и др.,
традиционное декоративно – прикладное искусство: урало-сибирская роспись, глиняная игрушка, вышивка, плетение; промышленное искусство:
Каслинское литье, Златоустовская гравюра, Нижнетагильские подносы и др.
Содержание и объем представлений о татарской и башкирской культуре:
элементарные представления о жизни уральских татар и башкир: селились вокруг озер, рек, в лесистой местности. И этим поселениям давались свои названия, показывающие значение этих мест; знакомство детей с некоторыми переводами башкирских и татарских названий рек, озер, гор, селений на русский язык; с легендами о происхождении этих названий;
уточнение знаний о жилище башкир и татар: юрты, внутреннее убранство юрт обтянутые шкурами, внутри ковры, войлочные подстилки;
уточнение элементарных знаний о занятиях башкир и татар: скотоводство, охота, земледелие, ведение домашнего хозяйства, ткачество, шитье, воспитание детей;
знакомство с орудиями труда: топор, коса, вилы, лук, стрелы, сети, кривой меч;
знакомство с кухней татар и башкир: мясные кушанья, молоко кобылы – кумыс, мучные изделия: чак - чак и др.,
предметы мужской и женской одежды: мужская – рубаха, штаны, бешмет, халат, ичиги – вышитые сапожки, тюбетейки, шапки из меха; женская – длинная рубаха, штаны, камзол, бешмет, ичиги, налобная повязка, платок, тюбетейка, накосники, серьги, бусы;
знакомство со сказами и легендами башкирских и татарских народов, слушание музыки татарских и башкирских композиторов, разучивание песен, танцев, народных игр, знакомство с музыкальным инструментом – курай;
знакомство с национальными праздниками: сабантуй, каргатуй и др.
РАЗДЕЛ 4 - Культура и искусство народов Урала.
В содержание данного раздела включено:
знакомство детей с творчеством писателей и поэтов Урала. Формирование умения понимать содержание произведений. Воспитание уважения к творчеству писателей и поэтов. Знакомство с творчеством П. П. Бажова, его сказами (« Серебряное копытце», «Таюткино зеркальце», «Чугунная бабушка», «Золотой волос» и другие), с творчеством Д. Н. Мамина- Сибиряка, Е. Пермяка, С. Власовой, Е. Черепенина, С. Аксакова, Л. Татьяничевой, Л. Рахлиса, Р. Дышаленковой, В. Кузнецова;
формирование умения понимать содержание этих произведений, выделять в них изображение родного края;
знакомство детей с произведениями народного творчества : сказками и сказами, легендами, песенками, загадками и т.д.:
знакомство детей с традиционными промыслами народов Урала: народно- декоративное и промышленное творчество;
знакомство с декоративно- прикладным искусством : народные игрушки –
деревянные и глиняные (таволги), урало - сибирская роспись, Нижнетагильская роспись подносов, роспись деревянных
предметов быта каслинской росписью, камнерезное искусство;
промышленное творчество: Каслинское литье, Златоустовская гравюра и и
изделия из металла, изготовление железных подносов в г. Нижний Тагил;
обучение детей различению и выделению предметов, сделанных на Урале и
средней полосе России. Например, хохломская и каслинская роспись, городецкая и урало - сибирская роспись, каргопольские игрушки и таволги, жостовские и нижнетагильские подносы;
знакомство с основными элементами узоров: изображение животных,
птиц, растений, сочетание красок при росписи;
обогащение знаний детей об изготовлении предметов промышленного
творчества: история возникновения, технология изготовления, значение этих предметов в жизни людей. Широкое включение этих предметов в быт и деятельность детей: в оформление интерьера помещений, самостоятельное изготовление макетов этих предметов детьми;
обучение детей изготовлению поделок под каслинское литье,
златоустовскую гравюру, нижнетагильские подносы;
знакомство детей с творчеством уральских художников и художников-
иллюстраторов;
обучение детей иллюстрированию отдельных сказов П. П. Бажова;
знакомство детей с музыкальным творчеством русского, татарского и башкирского народов, давая детям возможность почувствовать свою принадлежность к родной земле через песню, танец, игру;
обучение детей пониманию сходства и различия в художественном творчестве народов, населяющих Урал. Воспитание у детей гордости за свою нацию и уважение к людям другой национальности;
знакомство детей с инструментами русского народного оркестра, слушание русских народных песен;
знакомство с народными календарными праздниками;
формирование представлений о башкирской и татарской музыке, танцах, инструментах;
знакомство с творчеством уральских композиторов: В. Д. Биберган, Е. М. Поплянова, П. И. Чайковский. Формировать у детей умение слушать и воспринимать музыку этих композиторов.
Для реализации данных разделов определены 4 направления работы:
Познавательная деятельность дошкольников.
Работа с детьми в музее родного края, города, близлежащих городов Кыштыма, Касли.
Продуктивная деятельность: изобразительная, художественный труд.
Музыкальная деятельность.
После педагогического совета в детском саду начала работать ВТГ ( временная творческая группа) под руководством Коротовских Л.Н., в нее входили воспитатель Мякишева Р.Х., музыкальный руководитель Еремина Н.В., воспитатель по изобразительной деятельности и труду Месеренко Л.К. Деятельность этой творческой группы продолжалась 3 года, в результате был оформлен и собран материал, который получил название «Программно – методический комплекс для работы с детьми дошкольного возраста по теме «Наш дом – Урал».( Приложение)
Представляю схему обобщения опыта и систему методической работы по данному разделу. (Приложение)
По результатам работы был оформлен программно – методический материал по работе с детьми, выпущены 2 сборника «Расскажите дошкольникам легенды Урала», «Детям об Озерске», 3 наглаядно- дидактических пособия для ознакомления детей с декоративно- прикладным искусством народов Урала.
Но данная работа была бы неполной, если бы в реализацию проекта не были включены педагоги, поэтому мною был разработан дополнительный проект, который предполагал участие педагогов в этом проекте.
Основная для разработки проекта для работы с педагогами служило следующее основание: могут ли люди, у которых сложились определенные взгляды на жизнь и общество, проводить работу с детьми. Существует большая проблема в том, что педагоги, это уже взрослые люди со своими взглядами, своим мировоззрением, отношением к окружающему. Мы опирались на следующие слова академика Д.Лихачева «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовность, оседлость, так как без корней в родной местности, стороне, человек похож на иссушенное растение перекати- поле». Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические особе5нности региона, где он живет. Он должен продумать о чем рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показать связь родного города или села со всей страной. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил свою Родину, свой город, край.
Исходя из этого была поставлена цель:
Цель: развитие у педагогов чувства национального сапопознания, умение понять и принять обычаи и традиции народов Урала и передать эти чувства своим воспитанникам.
Задачи:
Определить педагогические основы проблемы формирования представлений у педагогов чувств национального самопознания.
Выяснить влияние знаний педагогов о культуре, истории и традициях народов населяющих Урал, на становление и развитие самопознания, самооценки дошкольников.
Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по теме нравственно- патриотическое воспитание.
Разработать дидактические материалы для проведения занятий, развлечений по данной теме.
Формы работы с педагогическими кадрами
Наименование мероприятий
Продукт деятельности
Работа временной творческой группы
-Составление и разработка перспективных планов работы с детьми;
- Составление и разработка конспектов разных занятий:
Познавательного цикла;
Ознакомление с художественной литературой;
Занятия по ручному труду и изобразительной деятельности;
Сценарии праздников и развлечений
- Составлены перспективные планы работы с детьми старшей и подготовительной к школе группе;
-разработаны и апробированы конспекты занятий по познавательному развитию, художественной литературе, продуктивным видам деятельности;
-разработаны и апробированы сценарии праздников и развлечений по теме проекта.
Взаимодействие с музеями
-Посещение городского музея, краеведческой композиции с воспитателями;
-Посещение краеведческих музеев в городе Касли (музей каслинского художественного литья);
-Посещение краеведческого музея г. Кыштыма (бывший дом Н.Демидова);
-Экскурсии в музеи городов Сысерть (дом – музей П.Бажова), Ильменский заповедник и Миасский краеведческий музей; краеведческий музей и наклонная башня г.Невьянска (родина Демидовых- основателей Урала);
-оформление музея «Горенка» в детском саду
- сбор краеведческого материала по истории и культуре Урала;
- сбор краеведческого материала для музея;
- оформление экспозиций;
- оформление паспорта музея;
- оформление визитной карточки ( см. приложение);
- оформление конспектов занятий в музее для детей с 4 до 7 лет;
- создание каталога материала музея.
Методическая работа с кадрами:
-консультации
«Каменные богатства Урала»
«Легенды о происхождении Урала»
«Реки и озера Урала»
«Заповедники России»
«»Уральская Венеция»
«Каслинское художественное литье»
«Узорные подносы» (Нижнетагильские подносы);
«Камнерезное искусство»
«Урало-сибирская роспись»
«Таволги» (народная глиняная игрушка)
«Златоустовская гравюра»
«»Обычаи и традиции башкирского народа»
«Обычаи и традиции татарского народа»;
«Уральские писатели и поэты»
«Литературный сказ Урала»
Материал консультаций, иллюстративный материал, фотографии, книги об истории Урала, города, легенды Урала, сборники выпущенные Л.Н. Коротовских «Расскажите дошкольникам легенды Урала», «Дошкольникам о городе Озерске» (сборники выпущены на личные средства – прилагаются), игры «В гостях у хозяйки Медной горы», «Народные узоры», раскраска для детей «Уральские промыслы», выпущенные в содружестве с коллегами в издательстве «Взгляд» г. Челябинска.
-педагогические советы
-«Ознакомление с родным краем, городом»
- «Патриотическое воспитание дошкольников»
Сценарии педагогических советов (прилагаются), материал для педагогических советов, оформлен в педагогическом кабинете
-семинары- практикумы
- «Урал – наш край родной»;
- «Что можно рассказать дошкольникам об Урале»;
- «Рассказать так, чтобы полюбить»
Материал семинара собран в папку «Наш дом – Урал»
-открытые просмотры
-занятий по ознакомлению с городом:
«Путешествие по родному городу»;
«Кто строил Озерск»
«Памятные места города»
«День рождения города»
- занятий по ознакомлению с историей и традицией края:
-праздник «Уральский Сабантуй»
- «Уральские промыслы»
- «Писатели и поэты Урала»;
-«Масленица», «Уральская ярмарка»
Конспекты занятий по городу представлены в сборнике «Дошкольникам о городе Озерске»;
- конспекты краеведческого содержания оформлены в программный материал «Наш край – Урал», всего разработано :
11 конспектов познавательных занятий для детей с 5 до 6 лет;
26 конспектов познавательных занятий для детей с 6 до 7 лет;
- сценарии праздников и развлечений
-работа в музее родного края детского сада
- собирательская деятельность – сбор предметов народного быта, оформление композиций;
- экскурсионная деятельность для детей старшего дошкольного возраста детского сада и для детей других детских садов города.
Разработан паспорт музея родного края «Горенка» с перечнем занятий;
-собирательская деятельность – сбор предметов народного быта, оформление композиций;
-экскурсионная деятельность для детей старшего дошкольного возраста детского сада и для детей других детских садов города.
- работа педагогов на методических объединениях
-тема «Формирование у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств на примере формирования краеведческих знаний»:
Теоретические сообщения;
Посещение сотрудниками краеведческого музея;
КВН «Знаем свой край»
Разработка проектов «Познай свой край»
- обобщен материал МО воспитателей старшего дошкольного возраста в общий сборник, было предложено выступить на научно – практической конференции.
- участие в городских семинарах и конференциях
-Участие в городской научно- практической конференции, январь 2005 года, совместно с преподавателями МаГУ (Магнитогорский педагогический университет) – 3 человека;
- Участие в научно- практической конференции, совместно с педагогическими работниками МаГУ – 2006 год – 8 человек
Выпущены сборники, совместно с МаГУ, тираж:
2005 год – 500 экземпляров;
2006 год – 500 экземпляров.
Приложение 3
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
На тему: «Ознакомление с родным краем, городом»
Форма проведения: педагогический турнир.
Цель: разработать рекомендации для организации работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем, городом.
Ход педагогического совета:
Представление команд (педагогам предлагается совместно выбрать название команды и защитить свое название, т.е объяснить, почему они выбрали такое название, примерные названия: «Малахит», «Уралочка», «Озерчане»).
Исторический конкурс:
Определить местоположение географических объектов и расшифровать их башкирских названий:
Озеро Иртяш – каменное дно;
Озеро Касли – гусиное место;
Озера Большая и Малая Нанога – озера старшего и младшего бога (брата);
Город Кыштым – тихое зимовье;
Гора Сугомак – источник;
Озеро Акакуль – чистое озеро;
Карабаш – черная голова.
Задание «Ты мне – я тебе» (предлагается командам – соперникам задать друг другу по 2 вопроса из истории края, города:
- Когда на Урале впервые появились древние люди?
- Высота памятника Ленину на площади? (9 метров);
- Чем известна Карская пещера? (нашли рисунки древних людей)
- Когда в городе впервые построили каменное здание? (1947 год)
3. Географический конкурс:
Назвать как можно больше озер Урала, рассказать легенду о Синегорье;
Назвать растения, которые можно встретить на Урале;
Какие животные обитают на Урале;
Птицы Урала.
4.Минералогический конкурс:
Командам предлагается выбрать по 3 минерала (они спрятаны в коробочках), определить и назвать их; дополнительные баллы даются команде, если она скажет, как используется этот минерал в народном хозяйстве.
5.Конкурс традиционных искусств:
Педагогам предлагается на выбор два «черных ящика», в этих ящиках лежат предметы искусства, например златоустовская гравюра и каслинское литье. Педагога предлагается рассказать о данных предметах по плану:
Где и как делают эти предметы;
Чем знамениты города, где делают эти предметы;
Кто описывал данные предметы в художественной литературе.
6.Литературный конкурс:
Иснценировка литературных произведений по сказам П.Бажова, Е.Пермяка, Д. Мамина – Сибиряка ( при этом одно команда показывает, другая команда отгадывает);
Чтение стихов о родном крае, городе (стихи Л.Татьяничевой, Л.Рахлиса и других);
Узнать писатели или поэта по портрету;
Назвать как можно больше сказов П.Бажова
Методический конкурс:
а)назвать игры, которые можно использовать для знакомства с родным краем, городом ( пример «Узнай улицы города», «Назови достопримечательности города», «Путешествие по городу» - по плану города, «Составь флаг РФ из частей» (по принципу пазлов), «Минералы Урала», «В гостях у хозяйки Медной горы», «Укрась башкирскую брту» и т.д.);
- сюжетно- ролевые игры «Путешествие по городу», «Музей города»
- дидактические: «С какого дерева лист» (уральские деревья), «Кто живет в уральском лесу»;
- игры по искусству «Покажи и назови» - уральские промыслы
- игры с минералами: лото «Каменные богатства Урала»
- лото по сказам П.Бажова «Какой сказк», «Назови главных героев», «Разложи по порядку»
- лото по произведениям уральских писателей «Узнай книгу», «Узнай по отрывку»
Б) назвать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми:
Экскурсии;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Рассказ воспитателя;
Беседы с детьми;
Дидактические игры, сюжетно- ролевые игры.
Решение педагогического совета:
Разработать перспективный план по ознакомлению с родным краем, городом, начиная с средней группы.
Разработать рекомендации, конспекты занятий по родному краю, городу.
Оформить материал педагогического совета в журнал «Педагогический собеседник.
Эссе «Размышление об Урале»
Очень хочется вернуться к истокам разработки материала по ознакомлению с родным краем, о том, как и когда возникла эта идея. Это была достаточно давно, 1995 год, я работаю в большом детском дошкольном учреждении, в котором 25 групп, достаточное количество подсобных помещения для организации работы с детьми, одно из которых было предназначено для музея. Размышляя о том, какой должен быть музей, пришли к выводу, что это должен быть музей родного края, где живут и воспитываются дети. Это красивейший край нашей Родины – Урал.
Урал недаром называют «опорным краем державы». Это ведется издавна. Освоение Урала принято связывать с именем Петра 1, заводчиков Демидовых. А мне случайно попала в руки книга Ю.Подкорытова «Сказы из старинной шкатулки», где были собраны легенды, были, предания о происхождении Урала. И меня увлекла идея собирательства: где было возможно я собирала легенды, рассказанные людьми о происхождении названии гор, рек, озер, топономических названий Урала. Необходимо вспомнить, что это годы перестройки, печаталось, что угодно, а не краеведческий материал. Приходилось часами высиживать в библиотеках, чтобы собрать эти легенды по крупинке. Это сейчас выпущены многие издания, где красочно оформлены эти легенды. А тогда это было в новинку, как это рассказывать легенды о происхождении Урала, а еще оказывается у каждого народа, которые жили на Урале, будь то русские, башкиры, татары, были свои легенды о происхождении названия Урала. И я так этим увлеклась, что очень захотелось, чтобы об этом знала не только я , но и наши воспитанники, и естественно педагоги.
Здесь хочется сделать небольшое отступление, что сама то я родом с Волги. Я родилась и время, пока училась в школе я жила в небольшом волжском городке Новокуйбышевске, а потом училась в городе, который тоже расположен у Великой русской реки Волги – Ульяновске. Может быть ее широта, красота и величавость и навели меня на то, что русские люди должны знать свои истоки, свое начало. Приехав на Урал, в красивейшее место, которое расположено около 3 озер, я просто в него влюбилась и постаралась сделать так, чтобы люди увидели красоту здешних места. А увидев эту красоту, они влюбили в нее своих воспитанников.
Первые дети, с которыми начиналась данная работа, в настоящее время учатся в 11 классе, из бесед с учителями, я узнаю, что у многих детей не пропала тяга к поисковой работе, они являются членами школьного музея много путешествуют, неплохо учатся. Учителя отмечают у них пытливость, желание самим узнать много нового. А это, по – моему мнению, и является хоть маленьким, но достижением в нашей работе. А еще мне повезло в том, что я смогла найти и сплотить, а может быть и «заразить» своим желанием узнать и рассказать о крае, где они живут. И самое главное в том, что это не только воспитатели, но и музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности.
И работа пошла. Не скрою, что она была очень тяжелой. Вариантов конспектов было написано множество (они у меня все хранятся в рукописных вариантах, с пометками, помарками, исправлениями), но в результате мы смогли написать конспекты занятий по основным направлениям деятельности. И этими конспектами активно пользуются педагоги, внося что-то новое, свое отношение, свои взгляды, свое настроение. Наш материал это не догма, он постоянно исправляется, дополняется. И что самое главное, чем больше мы погружаемся в тему Урала, тем больше появляется материала. На моем опыте уже 2 краеведческих музея, которые оформлены в детских садах. Большое количество краеведческого материала, который можно использовать в работе с детьми.
Но еще самое интересное в том, что число людей увлеченных решению этой проблемы постоянно увеличивается. Оказывается многие люди интересуются историей края, где они живут. Для расширения представлений людей о крае, мы постоянно проводим экскурсии по Челябинской, Свердловской области. Эти экскурсии носят не только развлекающий, но в основном познавательный характер. Мы посетили музеи П.Бажова в городе Сысерти, рециденцию Демидовых в городе Невьянске, монастырь Ганина Яма, где была расстреляна царская семья, музеи городов Миссса, Кыштыма, Касли, и я думаю, что этот список будет постоянно увеличиваться. В эти экскурсии отправляются педагоги со своими детьми, родными, близкими. Мое мнение в том, что чем больше педагоги узнают о родном крае, тем интереснее они будут проводить работу с малышами. Дети лучше будут усваивать материал, если им будет интересно, если они видят интерес самого педагога.
Отправляю наработанный материал, я не надеюсь на победу, но очень хочется показать, что работу по ознакомлению детей с родным краем проводят практически все дошкольные педагоги, неважно, где они живут: в Москве, Санкт- Петербурге, или на Крайнем Севере, на Урале и по всем регионам нашей необъятной России. А если этот материал собрать и обобщить, мне кажется получится достойное пособие «Детям и Родине»
ЭТАПЫ работы над проблемой
«Воспитание у детей любви к родному краю»
Диагностический
Анализ работы:
выявление затруднения педагогов по решению данной проблемы
анализ состояния воспитательно-образовательной работы
выявление противоречий
Итог
1. Недостаточно методического материала
2. Нет взаимосвязи между узкими специалистами
3. Необходимо иметь программу по родному краю
Теоретическое исследование проблемы
Изучение теории проблемы
Через:
самообразование
педагогические советы
консультации; открытые просмотры
семинары
работу творческой группы
индивидуальную работу с педагогами
личные творческие планы
посещение учреждений дополнительного образования (детская художественная школа, УЭЦ, СЮТ, музеи, библиотеки, )
Итог
Накоплен творческий материал
Практическое исследование проблемы
разработка перспективных планов работы
разработка конспектов занятий по всем разделам
наработка практического материала для педагогов
оснащение музея
сбор фото-, видео-, аудиоматериалов по родному краю
сбор и оформление наглядного материала
установление взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования
оформление фотоальбомов
Итог
Разработана система занятий для старших дошкольников по ознакомлению с родным краем
Подведение итогов работы
выступление с обобщённым опытом на:
- педагогическом совете;
- на методическом совете;
- педагогических чтениях.
оформление сборника с педагогических чтений
Итог
Оформление материала к программе
Система работы с педагогическим коллективом по составлению программы
Формы работы
С педагогическим коллективом
С детьми
С учреждениями дополнительного образования
С родителями
Анализ работы педагогического коллектива
Обследование знаний детей
Составление совместного плана работы
Анкетирование
Определение проблемы
УЭЦ
Детская художественная школа
Музеи
Составление планов работы
Составление плана работы
Подготовка теоретического и практического материала
Экскурсии
Экскурсии
Экскурсии
Определение основных форм работы
семинары
пед. советы
просмотры
занятия познавательного цикла
занятия по художествен литературе
экскурсии, беседы
праздники, развлечен
продуктивная деятельн
Посещение музеев
занятия
беседы
занятия
Совместное посещение учреждений дополнительного образования
совместные праздники
работа в комнате родного края
открытые просмотры
консультации
посещение выставок
Оформление
материала
беседы
участие в выставках
музей
беседы
Накопление теоретического материала
Накопление практического материала
Оформление материала
Оформление материала
Перспективные планы работы
Конспекты занятий
Сценарии праздников, развлечений
Оформление материала
Описание работы; оформление полученного материала: теоретического, практического; объяснительная записка
Коротовских Л.Н., Озерск, Челябинской области
Уральская природа 079