Урок на тему: Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Акмолинская область
Зерендинский район
КГУ «Алексеевская средняя школа»
Учитель русского языка и литературы
Шалашун Людмила Андреевна
1 категория
Стаж 18 лет
Урок по русскому языку
8 класс
Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Тип: Закрепление
Оформление: 1)на доске написана тема.
2)написано предложение для выполнения задания
Дополнительный материал:1)Картины о родном крае
2)Таблица для закрепления материала
3)Индивидуальные карточки-тесты
4)конверты с заданиями
Цель:
-формирование уменй:1)находить главное предложение с указательным словом и без него;2)определять место придаточного в сложноподчиненном предложении,способы его связи с главным;3)правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях,составлять схемы.
-нравственно-эстетическое и патриотическое воспитание.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы урока.
2.Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный устный опрос учащихся по пройденной тематике путем применения кластера:
-Какие виды сложных предложений вы знаете?
(ССП,СПП,БСП)
-Почему сложные бессоюзные предложения так называются?
(потому что между простыми предложениями нет союзов,а значит,между ними бессоюзная связь).
-Чем отличается сложносочиненное предложение от сложноподчиненного?
( 1)в сложносочиненном предложении сочинительные союзы,а значит,сочинительная связь,а в сложноподчиненном предложении – подчинительные союзы,а значит,подчинительная связь)
2)в сложносочиненном предложении не можем поставить вопрос от одного предложения к другому,а в сложноподчиненном предложении можно поставить вопрос от главного предложения к придаточному,придаточное предложение зависит от главного)
-Какие виды придаточных предложений вы знаете?
Кластер №1
Работа с предложениями
Одно предложение СПП с прид.изъяснит.- 1 ученик
Другое –с прид.определ.- 2 ученик
Экипаж космического корабля доложил о том,что все системы работают нормально.(схема)
Тот народ поитстине великий,который создал такой язык.(схема)
3.Домашнее задание:
Параграф:
Номер упражнения:
Задание:
Мы с вами изучили сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, а сейчас изучаем придаточные изъяснительные.И сегодня цель нашего урока закрепить знания по данной теме.
4.Закрепление пройденного материала
-Теперь устно сделаем с вами синтаксический разбор записанного на доске предложения:
(предложение записывается на доске без знаков препинания)
Вдоль аллеи,которая вела к старой усадьбе,росли вековые
деревья.
(вызываю 1 ученика,который находит главные члены предложения,ставит знаки препинания)
1.Это предложение по цели высказывания?
повествовательное,невосклицательное
2.По наличию грамматических частей какое простое или сложное?
2)сложное,сложноподчиненное
3.Назовите главное предложение?
Вдоль аллеи росли вековые деревья.
4.Назовите придаточную часть
Которая вела к старой усадьбе
5.Где стоит придаточное предложение
В середине главного,оно обособляется запятыми
6.Теперь разберем каждое из предложений
Главное предложение- двусоставное,распространенное,придаточное предложение- тоже двусоставное,растпространенное.В данном предложение средством связи является не союз,а союзное слово КОТОРАЯ.А союзное слово отличается от союза тем,что оно является членом предложения,в данном случае подлежащим.
7.Схему нам начертит след.ученик.
Схема:
Если придаточное определительное отвечает на вопрос какой?,то придаточное изъяснительное отвечает на какие вопросы?
(На вопросы падежей).
Работа у доски.
Запись под диктовку на доске и в тетрадях предложения
Я уверен в том,что наши дети мир увидят в золотом
расцвете.
Ответ учащегося:
Грамматическая основа..
Сложное предложение,сложноподчиненное
Связь подчинительная
Главное предложение- Я уверен
Подчинительная- что наши дети мир увидят в золотом расцвете.
От главной части ставим вопрос Уверен в чем? ,получается придаточное изъяснительное.
Схема такова:
Работа с учебником.
Дается учащимся из упражнения 2 предложения.
Задание:
-переписать
-расставить знаки препинания
-назвать вид придаточной части
-чем связаны между собой главное и придаточное предложение.
Раздать каждой группе учащихся тексты,из которых дети должны выбрать одно прид. Изъяснит.,другое – определит.
Конверт №1(красный)
Написать мини- сочинение на тему «Моя маленькая родина».
Раздать группам конверты с планом для сочинения сочинения и с заданием о том,что нужно употребить придаточ.определит. и придат.изъяснит,дать название.
Конверт №2(оранжевый)
Раздаются каждой группе картины,нарисованные учителем Корочанским А.И. о Родном крае,на доске прикрепляется еще одна картинка с изображением природы Алексеевки.
Задание написать мини -сочинение,используя СПП с придаточными изъяснительными и определительными.
Когда ученики напишут ,выберут лучшее,зачитывают каждая лучшее сочинениеЗадание:выйти к доске- одна группа записывает прид.изъяснит, другая- прид.определит. Рисуют схемы.
Даны схемы СПП.
Конверт со схемами каждой группе №3(розовый)
Самостоятельная работа с карточками-тестами
(карточки-тесты прилагаются)
Ученикам раздаются карточки-тесты с заданиями.
Вывод.
Работа с кластером №2
Признаки сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительным.
Ответ:
5.Итог.Оценки
Прокомментировать оценки (каждого,кто получил)
Поблагодарить за урок.
Самоанализ урока
Учитель-предметник:Щирская Людмила Андреевна
На уроке присутствовали все учащиеся(13 человек).
Данный тип урока был отнесен типу «Закрепление».Были четко выделены элементы урока данного типа,также определена дозировка времени,отводимая на каждую часть.
Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке.Учащиеся были в меру активными. Проверка качества знаний по пройденному материалу проводилась при помощи ответов по кластерам (на уроке были использованы элементы Технологии Критического мышления).Также проверка знаний проводилась с помощью тестов,которые состояли из теории по теме и практической части,т.е.ребята работали с предложениями.
На уроке использовались интерактивные методы(задания были в виде игр,с заданиями различного характера).На открытом уроке прослеживались межпредметные связи с литературой,живописью.Были использованы средства развития творческого мыщления.Также имело место эстетическое и патриотическое воспитание учащихся.Были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала.
Задачи были выполнены,цели достигнуты.
На уроке учитывались индивидуальные возможности учащихся.Задействованы все учащиеся,и сильные,и слабые.
Присутствовали различные виды работы:слушание,запись под диктовку,работа с учебником,работа у доски,групповая работа,индивидуальная работа.Было обращено внимание внимание на дисциплину и культуру труда в течение урока.Помещение класса соответствовало гигиеническим условиям урока. Освещение было достаточным,учащиеся сидели согласно их здоровья,роста,успеваемости.Урок был третьим по счету.