Урок русского языка по теме Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Урок русского языка в 9 классе
по теме «Сложноподчинённые предложения с
придаточными изъяснительными»
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
образовательная: сформировать представление о придаточных изъяснительных;
развивающая: тренировать навыки расстановки знаков препинания, составления схем предложений с указанными придаточными; закрепить умение определять вид придаточных предложений, определять место придаточных изъяснительных в сложноподчинённых предложениях;
воспитательная : формировать устойчивый интерес к предмету.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Опрос самочувствия.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
А. Яшин
- На уроке мы с вами будем доказывать свою любовь к языку, будем разбираться в его богатстве и выразительности.
II. Повторение .
1) Словарная диктовка (один ученик у доски, остальные записывают в тетради).
Подготовка к ЕГЭ.
Десять, десятый, десятка, удесятерить, вдесятером.
- Назовите часть речи.
2) Индивидуальная работа.
1 ученик у доски выполняет задание.
- Определить значение этих слов? Назвать лексическую группу (синонимы, антонимы, омонимы).
Прилежный, трудолюбивый, усердный, старательный, работящий.
2 ученик у доски выполняет задание.
Заменить словосочетания с подчинительной связью управление на словосочетания с подчинительной связью согласование.
Вершина горы-.
Волны моря-
Время обеда-
Капля дождя-
Луч солнца-
3) Словарная работа. - Подберите и запишите ряд однокоренных к слову ясный. (Объяснить, разъяснить, пояснить, изъясняться, т.е. говорить.)
( слово ИЗЪЯСНЯТЬСЯ – на доске)
III.. Актуализация знаний.
1) Гроза была обложная, и гремело сразу со всех сторон.
2) Он привык к мысли, что лучшее впереди.
Определите вид придаточных предложений.
( 1-ое предложение - сложносочинённое, вид не определяется.)
2-ое - сложноподчинённое с придаточным определительным.
- Как определяем? ( Вспомнить алгоритм.)
Схема предложения: [ ...сущ.], ( какой? )
Определите вид придаточных предложений в следующих
предложениях:
какие?
1) Не вернешь слова , что сказаны.
о чём?
2) Верь словам, что все достигается трудом.
- Что нового в этом задании? (Новый вид придаточных.)
- Ваши действия? (Надо подумать.)
IУ. Проблемное изложение нового материала.
- Как определяли вид придаточного предложения?
- Что сделали сначала, а что потом?
- Почему возникло затруднение? (Не знаем вид придаточного предложения)
Попробуем определить вместе. Вспоминаем алгоритм:
- определяю главное и придаточное,
- в главном предложении нахожу слово, от которого можно поставить вопрос к придаточному.
Верь словам (о чём?) что все достигается трудом.
- На какой вопрос отвечает придаточное предложение? (Падежный.)
- Как вы думаете, какого вида придаточное? (Дополнительное.)
- От слова «изъясняться» - значит, изъяснительное.
Обращаемся к учебнику.
-Смотрим параграф 11, читаем правило.
- Поставим цели урока:
1) научиться определять придаточные изъяснительные;
2) расставлять знаки препинания;
3) строить схемы предложений.
- Сформулируйте тему урока.
«Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными». ( Пишем тему урока в тетради.)
- Почему «изъяснительные»?
1. Относятся к членам предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувств. Чаще всего к глаголам.
2. Отвечают на падежные вопросы.
3. Средствами связи являются: союзы, союзные слова.
-Записываем с доски в тетрадь типизированную схему изъяснительных предложений
- Всё ли мы сказали о придаточных изъяснительных? (Средством связи может быть частица ли)
Оздоровительное упражнение.
( учащиеся делают гимнастику для глаз, переводят взгляд вверх – вниз, вправо-влево).
V. Первичное закрепление.
- Запишите предложения с доски.
1)Перед дорогой хорошо подумай, что тебе понадобиться в пути.
2)Мы подумали, что путь наш будет недолог.
- Сопоставьте эти предложения. Чем прикрепляется придаточная часть к главной в каждом из предложений?
1) союзное слово.
2) союз.
- Запишите с доски следующие предложения.
3)Известие о приезде космонавта взволновало всю школу.
4) Известие о том , что приедет космонавт, взволновало всю школу.
-Назовите тип этих предложений.
3) простое предложение.
4) сложноподчиненное с придаточной изъяснительной.
- В каком из этих предложений дается более точная информация?
3) неясно, приедет или уже приезжал космонавт.
4) точное сообщение о событии.
(Богатство языка.)
Оздоровительное упражнение .
( учащиеся делают гимнастику для рук, сжимая и разжимая пальцы рук).
VI. Самостоятельная работа по учебнику.
Упражнение 109. 1ч. 3, 4 предл.
2ч. 3, 4, предл.
(Самопроверка. Оценки.)
VII. Повторение.
Упражнение 111. Выписать предложения с придаточными изъяснительными. (1,3,7).
Выписать предложение соответствующее данной схеме:
[... гл. ], (союзн. сл. где...)
VIII. Рефлексия.
1 .Какую тему мы изучали на уроке?
2. Чему научились?
- Ответьте на вопросы : Как я понял тему урока? и Как я работал на уроке?, добавляя в данные предложения придаточные изъяснительные.
Я считаю... Я думаю... Мне кажется...
IХ.Подведение итогов.
Х. Домашнее задание.
Упражнение 113 ( 6,7)
Прощание. Положительный настрой на выполнение домашнего задания.
15