Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными

Русский язык. 9 класс. Урок № 33.

Цель урока: формировать навыки работы со сложноподчиненными предложениями.

Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать умения различать типы сложных предложений;
- определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
- устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП;
- составлять схемы предложений СПП;
- определять вид придаточного предложения (более подробно – рассмотреть СПП с придаточными сравнительными).
Развивающие:
- развивать синтаксические навыки;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к родному языку на примере предложений из художественных произведений.

Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Помытый пол блестит опрятностью такою что просто радость по нему ступить босой ногою. (2) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живет. (3) Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями.
Ключ:
(1) Помытый пол блестит опрятностью такою, что просто радость по нему ступить босой ногою.
[ такою], (что ).
(СПП с придаточным образа действия и степени).

(2) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живет.
[ , но ], (какая ) и ( ).
(СПП с однородными изъяснительными придаточными).

(3) Тихо, а синева повисла между еще зелеными деревьями.
[ ], а [ ].
(ССП).

Теоретический диктант
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных:

Предложение
Вид придаточного

1
Серое зимнее утро занялось с трудом, точно солнцу было больно светить.
обстоятельственное сравнения


2
Коль старушка, будь нам мать.
обстоятельственное условное

3
До глубокой осени лилась с неба вода, так что нельзя было на поля ни войти, ни въехать.
обстоятельственное следствия

4
Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять ее связать, то останется узел.
обстоятельственное причины

5
К вечеру мы вышли проверить, не появились ли рябчики.
изъяснительное

6
На столике угрюмом лежит письмо, что мне прислала мать.
определительное

7
Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
обстоятельственное времени

8
Где путь прямой, там не езди по кривой.
обстоятельственное места

9
Местами брусники было так много, что целые площади казались ярко-бордовыми.
обстоятельственное образа действия и степени

10
Чтобы не тратить напрасно времени, я взял курс прямо лесом.
обстоятельственное цели

11
В степи было тихо, пасмурно, невзирая на то что солнце поднялось.
обстоятельственное уступки



«Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными»

Союзы: как, будто, будто бы, как будто, словно, точно, подобно тому как, как если бы.

Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных сравнительных предложений:
(1) Лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. (2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (3) Маленькая Вера, отделившись, запела, как поют птицы, слегка запрокинув голову. (4) Над вами лебеди взлетели, точь-в-точь как раньше взлетали надо мной. (5) Слегка у ней кружилась голова, как если бы после болезни она впервые вышла на воздух. (6) Над морем белел поселок, как будто чайки сели отдохнуть среди низкорослых садов. (7) Впервые не звенели вокруг птичьи голоса, будто все птицы покинули выгоревшую степь. (8) Город был прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса и море.
Ключ:
(1) Лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. (2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (3) Маленькая Вера, отделившись, запела, как поют птицы, слегка запрокинув голову. (4) Над вами лебеди взлетели, точь-в-точь как раньше взлетали надо мной. (5) Слегка у ней кружилась голова, как если бы после болезни она впервые вышла на воздух. (6) Над морем белел поселок, как будто чайки сели отдохнуть среди низкорослых садов. (7) Впервые не звенели вокруг птичьи голоса, будто все птицы покинули выгоревшую степь. (8) Город был прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса и море.

Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10













(1) Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.
(СПП с придаточным обстоятельственным сравнения).

(2) Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда на нее первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку.
(СПП с придаточным определительным).

(3) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.
(СПП с придаточным обстоятельственным сравнения).

(4) Дед относился к Митрию двояко, словно перед ним было два человека.
(СПП с придаточным обстоятельственным сравнения).

(5) Вдруг мне показалось, что в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.
(СПП с придаточным изъяснительным).

(6) Мы хотим, чтобы в воспитании господствовала разумность.
(СПП с придаточным изъяснительным).

(7) Они трудились на протяжении всех дней войны, как будто это был один день.
(СПП с придаточным обстоятельственным сравнения).

(8) Осмотрев чудесную вещь, Митраша запер компас, чтобы стрелки в пути не дрожали.
(СПП с придаточным обстоятельственным цели).

(9) Достоевский не выходил из безденежья и долгов, поэтому вынужден был писать очень много и всегда наспех.
(СПП с придаточным обстоятельственным причины).

(10) Голос старухи звучал, будто роптали все забытые века, воплотившиеся в ее груди тенями воспоминаний.
(СПП с придаточным обстоятельственным сравнения).

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

+

+
+


+


+


Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Помытый пол блестит опрятностью такою что просто радость по нему ступить босой ногою. (2) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живет. (3) Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных сравнительных предложений:
(1) Лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. (2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (3) Маленькая Вера, отделившись, запела, как поют птицы, слегка запрокинув голову. (4) Над вами лебеди взлетели, точь-в-точь как раньше взлетали надо мной. (5) Слегка у ней кружилась голова, как если бы после болезни она впервые вышла на воздух. (6) Над морем белел поселок, как будто чайки сели отдохнуть среди низкорослых садов. (7) Впервые не звенели вокруг птичьи голоса, будто все птицы покинули выгоревшую степь. (8) Город был прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса и море.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Помытый пол блестит опрятностью такою что просто радость по нему ступить босой ногою. (2) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живет. (3) Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных сравнительных предложений:
(1) Лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. (2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (3) Маленькая Вера, отделившись, запела, как поют птицы, слегка запрокинув голову. (4) Над вами лебеди взлетели, точь-в-точь как раньше взлетали надо мной. (5) Слегка у ней кружилась голова, как если бы после болезни она впервые вышла на воздух. (6) Над морем белел поселок, как будто чайки сели отдохнуть среди низкорослых садов. (7) Впервые не звенели вокруг птичьи голоса, будто все птицы покинули выгоревшую степь. (8) Город был прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса и море.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание № 1: спишите, расставляя знаки препинания; определите вид придаточных предложений; составьте схемы:
(1) Помытый пол блестит опрятностью такою что просто радость по нему ступить босой ногою. (2) Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну но не знали какая она и где живет. (3) Тихо а синева повисла между еще зелеными деревьями.
Задание № 2 (см. презентацию № 1): в данных предложениях назовите вид придаточных.
Задание № 3: выпишите только грамматическую основу из придаточных обстоятельственных сравнительных предложений:
(1) Лес хрустел, точно тысячи собак грызли кости. (2) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (3) Маленькая Вера, отделившись, запела, как поют птицы, слегка запрокинув голову. (4) Над вами лебеди взлетели, точь-в-точь как раньше взлетали надо мной. (5) Слегка у ней кружилась голова, как если бы после болезни она впервые вышла на воздух. (6) Над морем белел поселок, как будто чайки сели отдохнуть среди низкорослых садов. (7) Впервые не звенели вокруг птичьи голоса, будто все птицы покинули выгоревшую степь. (8) Город был прекрасен, как прекрасны вековые парки, леса и море.
Задание № 4 (см. презентацию № 2): заполните таблицу, отмечая «+» только номера сложноподчиненных предложений с придаточными сравнения; в другие ячейки поставьте «-».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10












------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


15