Программа предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по русскому языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 49
РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
(элективный курс по русскому языку для учащихся 10-11 классов)
Составитель: Бурдуковская В.В.,
учитель высшей категории
г. Иркутск, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. В связи с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку учителя столкнулись с проблемой подготовки выпускников к данному виду аттестации. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по русскому языку были изложены в сборнике «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку» (М.: Дрофа,2000), но программ, которые бы позволили учителю готовить учащихся 10-11 классов к экзамену в новом формате, нет.
Действующие программы А.И. Власенкова, Н.Г. Гольцовой позволяют на уроках русского языка систематизировать, обобщать и дополнять полученные учащимися знания. Однако в учебнике А.И. Власенкова упор делается на изучение стилей речи, превалирует работа со сложными, объемными текстами. У Н.Г. Гольцовой основная часть учебника посвящена орфографии и пунктуации, много практического материала, стилистике отведено только 5% от общего объема содержания, работа с текстом практически отсутствует. Новая форма экзамена требует тестового исполнения (задания типа А и В) и написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (тип С), что тоже требует определенных навыков. При учебной нагрузке 1 час в неделю подготовка к заданию «С» невозможна.
Новизна. Данная программа предназначена для целенаправленной подготовки учащихся к итоговому экзамену в формате ЕГЭ, а также для самостоятельного контроля знаний, повторения всего курса русского языка и практической отработки материала.
Содержание курса построено на изучении материала блоками. Главным элементом занятий является составление схем, алгоритмов, таблиц, выполнение заданий, разработанных в соответствии с требованиями, предъявляемыми на ЕГЭ.
Основная цель элективного курса – формирование мотивации успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Основные задачи курса:
систематизировать, обобщить, углубить и закрепить знания учащихся по всем разделам русского языка, включенных в материалы ЕГЭ;
развить умения и навыки учащихся в применении полученных знаний в соответствии с заявленными требованиями новой формы аттестации.
СТРУКТУРА КУРСА
Программа рассчитана на 2 года и состоит из 2 частей. Первая часть (34 часа) содержит материал для повторения, обобщения, углубления и отработки практических навыков по фонетике, морфемике, лексике, морфологии и орфографии (вариант задания части А и В), ориентирована на учащихся 10 класса. Вторая часть (34 часа) включает раздел «Синтаксис и пунктуация», а также раздел «Текст как объект анализа», готовящий учащихся 11 класса к выполнению варианта задания части С.
Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:
оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
использовать основные приемы информационной обработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей;
создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.
Оценивание достижений учащихся.
Текущий контроль предлагается осуществлять в форме устных ответов, тестовых заданий, представления сообщений, работы с текстами, написания фрагментов сочинений.
Итоговый контроль осуществляется после каждого раздела в форме теста. Раздел «Текст как объект анализа» завершается написанием сочинения по заданному тексту.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. Итоговое сочинение (часть С) оценивается с учетом требований к единому государственному экзамену по русскому языку.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I.Фонетика и орфоэпия (6ч)
Буквы и звуки. Гласные и согласные звуки. Ударение. Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные. Значение букв е,ё,ю.я.
Раздел II. Морфемика и словообразование (6ч)
Что такое морфема? Классификация приставок. Классификация суффиксов самостоятельных частей речи. Способы образования слов. Исторические изменения в составе слова. Чередование звуков в корне слова.
Раздел III. Лексика и фразеология (4ч)
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы. Фразеологизмы.
Раздел IV. Морфология (4ч)
Самостоятельные и служебные части речи. Типичные грамматические ошибки в образовании форм и построении предложений.
Раздел V. Орфография (14ч)
Проверяемые гласные и согласные корня. Словарные слова. Гласные после шипящих и ц. Чередование гласных в корне слова. Ь и Ъ. Правописание приставок. -Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, наречиях. Окончания и суффиксы существительных, глаголов, прилагательных и причастий. Частицы –НЕ- и –НИ-. Правописание наречий, предлогов, союзов, частиц. Переход одних частей речи в другие.
Раздел VI.Синтаксис и пунктуация (15ч)
Виды связи. Способы подчинительной связи. Грамматическая основа. Основные виды простого предложения. Односоставные предложения. Предложения с однородными членами. Обособление определений, приложений, дополнений. Обособленные обстоятельства, уточняющие, пояснительные члены предложения. Вводные слова, обращения, междометия и слова-предложения ДА, НЕТ. Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы. Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы и союзные слова. Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными. Все случаи постановки тире. Все случаи постановки двоеточия.
Раздел VII.Текст как объект анализа (19ч)
Понятие о тексте. Тема, идея. Типы речи. Композиция текста. Виды и средства связи предложений в тексте. Стили речи. Основные виды тропов. Стилистические фигуры. Основные этапы подготовки текста сочинения по варианту задания части С. Критерии оценивания. Композиция сочинения. Вступление. Тема и проблематика текста. Комментарий к одной из проблем. Характеристика позиции автора. Выражение собственной позиции, ее аргументация. Завершение сочинения. Классификация ошибок. Комплексный анализ текстов-сочинений.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Цели урока
Форма урока
Деятельность учащихся
Раздел I. Фонетика и орфоэпия
1
Буквы и звуки. Гласные и согласные звуки.
1
Обобщить знания по фонетике. Уметь различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки.
Семинар
Составление таблицы, решение фонетических задач.
2
Ударение
1
Закрепить орфоэпические навыки
Практикум
Решение орфоэпических задач
3-4
Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные
2
Отработать навыки разграничения согласных по глухости/звонкости, мягкости/твердости
Семинар с практическим занятием
Составление таблиц, практическая работа
5
Значение букв е,ё,ю,я
1
Познакомить со значениями букв е, ё, ю, я; закрепить навыки фонетического разбора слов с данными буквами
Беседа.
Практикум
Составление алгоритма, практическая работа
6
Контрольный тест по разделу «Фонетика и орфоэпия»
1
Проверить знания по разделу «Фонетика и орфоэпия»
Контрольная работа
Выполнение теста
Раздел II. Морфемика и словообразование
7
Что такое морфема? Классификация приставок.
1
Дать представление о морфеме.
Познакомить с классификацией приставок
Лекция с элементами беседы
Составление таблиц
8
Классификация суффиксов самостоятельных частей речи
1
Уметь классифицировать суффиксы, определять морфему-суффикс
Лекция с элементами беседы. Практикум
Составление таблиц, практическая работа
9
10
Способы образования слов
2
Повторить способы образования слов, уметь определять способ образования заданного слова
Семинар.
Практикум
Сообщения учащихся. Работа с тестовыми материалами
11
Исторические изменения в составе слова. Чередование звуков в корне слова.
1
Повторить непродуктивные приставки и суффиксы, закрепить правописание гласных и согласных в корне слова при чередовании
Семинар
Сообщения учащихся, составление таблицы
12
Контрольный тест по разделу «Морфемика и словообразование
1
Проверить знания по разделу «Морфемика и словообразование»
Контрольная работа
Выполнение теста
Раздел III. Лексика и фразеология
13
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
1
Уметь определять лексическое значение слова, прямое и переносное значение слов; закрепить понятие однозначности и многозначности слов
Лекция с элементами беседы
Работа с текстами художественной литературы
14
Омонимы, синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы
1
Закрепить определения омонимов, синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов; отработать практические навыки нахождения их в тексте
Практикум
Работа в группах: наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами
15
Фразеологизмы
1
Дать понятие о фразеологических оборотах, уметь использовать их в речи, объяснять значение
Игра «Кто лучше знает фразеологизмы?»
Работа в группах
16
Контрольный тест по разделу «Лексика и фразеология»
1
Проверить знания по разделу «Лексика и фразеология»
Контрольная работа
Выполнение теста
Раздел IV. Морфология
17
18
Самостоятель-ные и служебные части речи
2
Систематизировать знания о грамматических признаках разных частей речи, уметь классифицировать части речи по морфологическим признакам
Лекция с элементами беседы.
Практикум
Работа в группах с экзаменационными текстами
19
Типичные грамматические ошибки в образовании форм слова и построении предложений
1
Познакомить с типичными грамматическими ошибками, допускаемыми учащимися при образовании форм слова и при построении предложений
Лекция
Исправление предложений с грамматическими ошибками
20
Контрольный тест по разделу «Морфология»
1
Проверить знания по разделу «Морфология»
Контрольная работа
Выполнение теста
Раздел V. Орфография
21
22
Проверяемые гласные и согласные корня. Словарные слова
2
Обобщить знания по теме «Орфограммы в корне», закрепить навыки правописания гласных и согласных в корне
Лекция.
Практикум
Составление таблицы орфограмм, практическая работа
23
Гласные после шипящих и ц
1
Закрепить правописание гласных после шипящих и ц
Практикум
Составление алгоритма выбора буквы, практ. раб.
24
25
Чередование гласных в корне слова
2
Закрепить правила чередования гласных в корне слова
Семинар.
Практикум
Сообщения учащихся.
Составление таблицы. Практическая работа
26
Ь и Ъ
1
Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи, повторить случаи написания Ъ.
Лекция.
Практикум
Практическая работа
27
Правописание приставок
1
Закрепить правописание приставок в соответствии с их классификацией
Семинар
Сообщения учащихся.
Работа в группах
28
-Н- и –НН- в прилагательных, причастиях, наречиях
1
Систематизировать случаи написания –н- и –нн- в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
Семинар
Сообщения учащихся.
Составление алгоритма, выполнение теста
29
30
Окончания и суффиксы существительных, глаголов, прилагательных и причастий
2
Закрепить навыки правописания окончаний и суффиксов существительных, глаголов, прилагательных и причастий
Семинар.
Практикум.
Сообщения учащихся.
Решение орфографических задач
31
Частицы –НЕ- и –НИ-
1
Закрепить навыки правописания не и ни с разными частями речи
Семинар
Сообщения учащихся. Конструирование предложений с частицами.
32
Правописание наречий, предлогов, союзов, частиц
1
Закрепить навыки правописания наречий, предлогов, союзов. Уметь отличать их от самостоятельных частей речи
Семинар.
Работа в группах.
Решение орфографических задач
33
Переход одних частей речи в другие
1
Познакомить с субстантивированными существительными, существительными, перешедшими в наречия
Лекция.
Практикум
Работа с экзаменационными текстами
34
Контрольный тест по разделу «Орфография»
1
Проверить знания по разделу «Орфография»
Контрольная работа
Выполнение теста
Раздел VI. Синтаксис и пунктуация
35
Виды связи. Способы подчинительной связи.
1
Отработать умения определять виды и способы связи слов в словосочетаниях
Семинар
Сообщения учащихся.
Графическое обозначение связи
36
37
Грамматическая основа. Основные виды односост-ых
предложений
2
Обобщить знания по темам «Грамматическая основа», «Односоставные предложения»
Беседа.
Практикум
Практическая работа в группах: составление таблицы
38
Предложения с
однородными членами.
1
Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения
Беседа.
Практикум
Составление схем предложений
39
Обособление определений, приложений, дополнений.
1
Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях, осложненных обособленными определениями, приложениями, дополнениями
Беседа.
Практикум
Выполнение теста
40
Обособленные обстоятельства, уточняющие, пояснительные члены предложения.
1
Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях, осложненных обстоятельствами, пояснительными и присоединительными конструкциями
Беседа.
Практикум
Выполнение теста
41
Вводные слова, обращения, междометия и слова-предложения ДА, НЕТ.
1
Закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, междометиями, и словами-предложениями ДА, НЕТ
Сообщения учащихся.
Работа в группах.
42
43
Сложносочиненное предложение. Сочинительные союзы.
2
Отработать навыки пунктуации в сложносочиненных предложениях. Повторить группы сочинительных союзов.
Лекция.
Практикум.
Составление таблицы союзов.
Практическая работа
44
45
Сложноподчиненное предложение. Подчинительные союзы и союзные слова.
2
Отработать навыки пунктуации в сложноподчиненных предложениях. Уметь отличать союзы и союзные слова
Лекция.
Практикум
Составление таблицы союзов.
Практическая работа
46
Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными.
1
Отработать навыки пунктуации в предложениях с несколькими придаточными
Беседа.
Практикум
Графическое построение предложений.
47
Все случаи постановки тире.
1
Повторить случаи постановки тире в простом и сложном предложении
Семинар
Сообщения учащихся.
Графическое построение предложений
48
Все случаи постановки двоеточия.
1
Повторить случаи постановки двоеточия в простом и сложном предложении
Семинар
Сообщения учащихся.
Графическое построение предложений
49
Контрольный тест по разделу «Синтаксис и пунктуация»
1
Проверить знания, умения и навыки по разделу «Синтаксис и пунктуации»
Контрольная работа
Выполнение теста
Раздел VII.Текст как объект анализа
50
Понятие о тексте. Тема, идея.
1
Дать исходные теоретические сведения о тексте и его основных признаках; закрепить понятия «тема», «идея»
Лекция
Работа с текстами
51
Типы речи. Композиция текста
1
Повторить признаки типов речи.
Дать понятие композиции
Семинар
Составление алгоритма определения типа речи
52
Виды и средства связи предложений в тексте.
1
Повторить основные виды и средства связи предложений в тексте, уметь определять их в заданном тексте
Сообщения учащихся
Работа с текстами.
53
Стили речи
1
Сообщения учащихся.
Работа с текстами
Семинар.
Практикум
Сообщения учащихся.
Составление таблицы.
Работа с текстами
54
55
Основные виды тропов
2
Дать определения тропов, отработать навыки нахождения словесных средств выразительности в тексте
Семинар.
Практикум
Сообщения учащихся
Работа с текстами
56
57
Стилистические фигуры
2
Познакомить с данными средствами выразительности на исходном материале. Отработать навыки нахождения стилистических фигур в предложенных текстах
Семинар.
Практикум
Сообщения учащихся
Работа с текстами
58
Композиция сочинения. Вступление.
1
Отработать навыки создания основных композиционных частей сочинения (вступление)
Практикум
Написание вступления
59
Тема и проблематика текста
1
Уметь разграничивать тему и проблему в текстах со сложным смысловым наполнением
Лекция.
Языковое оформление темы и проблемы.
Определение и формулировка проблемы исходного текста
60
Комментарий к одной из проблем
1
Уметь определять основные мысли прочитанного текста и комментировать их
Беседа.
Комментирование проблем исходного текста
61
Характеристика позиции автора
1
Уметь определять позицию автора и правильно ее формулировать
Беседа.
Определение и формулировка позиции автора в предложенных текстах
62
Выражение собственной позиции, ее аргументация
1
Уметь выражать и аргументировать собственную точку зрения по основным вопросам, затронутым в тесте
Беседа.
Определение собственной позиции и ее аргументация на экзамен. материале
63
Завершение сочинения
1
Отработать навыки создания основных композиционных частей сочинения (заключение)
Практикум
Написание концовки сочинения
64
Классификация ошибок
1
Познакомить с основными видами речевых и грамматических ошибок
Лекция.
Составление таблицы
65
66
Комплексный анализ текстов-сочинений
2
Отработать навыки комплексного анализа текста
Практикум
Работа с исходным текстом, с сочинениями.
67
68
Контрольное сочинение по прочитанному тексту (часть С)
2
Уметь создать текст, отличающийся смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения
Контрольная работа
Написание сочинения
Приложение к разделу I
Тема: «Контрольный тест по разделу «Фонетика и орфоэпия».
Цель: проверить знания по разделу «Фонетика и орфоэпия».
Контрольный тест.
В каком ряду все слова состоят из 7 звуков?
воробьи, перешьют, поставь;
объедки, уязвить, обжечься;
увлечься, мальчонка, съешьте;
маячить, разрежьте, бурьян.
В каком ряду все слова имею только мягкие согласные звуки?
безмятежность, утешение, комментарий;
бюллетень, часики, десятилетие;
съешьте, по-щучьему, отличаешься;
режьте, серебряный, прищеми.
В каком ряду все слова имею только твердые согласные звуки?
ошибочный, пособие, структурный;
обращаться, решение, готовиться;
зарплата, заживо, малыши;
качество, солидарность, нормативы.
В каком ряду во всех словах количество звуков и букв совпадает?
страстное, бьющаяся, подстричь;
июльский, маячить, прелестное;
создаешь, поющие, местность;
тростниковые, вскользь, разъярившийся
В каком ряду во всех словах букв больше, чем звуков?
просьба, въедливый, свадебное;
дружелюбие, старьевщик, компенсация;
разъяриться, повсеместный, скользко;
окрестность, въехавший, моющаяся.
В каком ряду во всех словах звуков больше, чем букв?
непреложные, алюминиевый, грустный;
юридический, вьетнамская, предыдущим;
предъявление, яростный, вальсировать;
Япония, воюющий, юбиляр.
В каком ряду расположены слова, в которых все согласные звуки глухие?
станица, предки, письмецо;
посадка, тапки, вместе;
все, птица, текст;
пехота, вкусно, кашевар.
В каком ряду расположены слова, в которых все звуки звонкие?
сбросил, ежевика, чемодан;
южный, мороз, резвый;
деревня, царица, небесный;
ножны, сделали, вьюжная.
В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?
отвар, рвалась, подолгу;
приняли, наискось, досуха;
портовый, процент, ревень;
деяние, сверлит, досуг.
10. В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?
1) ждала, диагноз, намерение;
2) подкралась, доверху, каталог;
3) документ, заняла, инструмент;
4) углубить, языки, украдут.
11.В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог?
библиотека, ветеринария, плесневеть;
хозяева, избрала, подбодрить;
призывник, отключится, ненадолго;
подождала, разорвалась, приобретение.
12. В каком ряду во всех словах сочетание ЧН обозначает звук [ШН]?
1) скворечник, точный, прочный;
2) съемочный, дачный, алчный;
3) конечно, скучный, нарочно;
4) яичница, отлично, вечный.
13. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают твердые согласные
звуки?
1) тендер, гортензия, инерция;
2) тепловоз, интеграция, декорация;
3) интервью, кафе, дефис;
4) кибернетика, продюсер, резерв.
14. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные
звуки?
1)одеколон, шинель, терраса;
2) морфема, темп, адекватный;
3) дебошир, альма-матер, тембр;
4) альтернатива, антенна, тезисы.
Приложение к разделу II
Тема: «Контрольный тест по разделу «Морфемика и словообразование».
Цель: проверить знания по разделу «Морфемика и словообразование».
Контрольный тест
1. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1)свалка, переплывая, обладание, прослушавший;
2)связной, принесший, перегородка, пришкольный;
3)протухший, обещание, пролезающий, заглядывая;
4)выпачканный, прокручивая, нависший, страдание.
2. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над?
1)надпись, надуманный, надоедать;
2)надрез, надомница, надувной;
3)надломленный, надкусить, надсечка4
4)надрубка, надрываться, надежность.
3. В каком ряду во всех словах выделяется приставка до?
1)догоняющий, дотация, донорский;
2)достроенный, доверху, доломанный;
3)довоенный, должностной, добропорядочный;
4)доисторический, доукомплектованный, документ.
4. В каком ряду все слова имеют нулевое окончание?
1)вбок, вброд, ввысь;
2)вверх, вдаль, взлёт;
3)ввоз, вдох, взгляд;
4)вина, вдоль, взмах.
.
5. В каком ряду расположены слова с двумя приставками?
1)предрасположенный, предугадывать, предощущение;
2)предвыборный, предполагать, предшественник;
3)преуменьшить, председатель, предпраздничный;
4)преувеличить, предрассветный, предусмотреть.
6. В каком ряду расположены слова с двумя суффиксами?
1)врунишка, барсучонок, безветренный;
2)водянистый, баронесса, оползень;
3)песчанистый, письмецо, жалобный;
4)беглец, вооружение, вратарь.
7. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1)юбиляр, силач, аморальный;
2)драчун, банкир, хитрец;
3)антиобщественный, стряпуха, умница;
4)беженец, привокзальный, спилить.
8. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?
1)разбить, нерадостный, предгрозовой;
2)перепрыгнуть, внеклассный, расписание;
3)навсегда, подземный, пылесос;
4)побольше, хлебозавод, внучонок.
А13.
1. В каком слове есть суффикс –К-, имеющий уменьшительно-ласкательное значение?
1) рубка; 2) подсобка; 3) бородка; 4) зачётка.
2. В каком слове приставка –ПРЕ- со значением «высшая степень качества, признака»?
1) пребогатый; 2) претерпеть; 3) предсмертный; 4) предусмотренный
3. В каком слове есть приставка –СО- со значением «вместе»?
1) совушка; 2) совхоз; 3) соленье; 4) соавтор.
4. В каком слове есть суффикс –ЧИК- со значением «маленький»?
1) переписчик; 2) баклажанчик; 3) возчик; 4) стульчик.
5. В каком слове есть приставка -ПРИ- со значением «действие, выполненное не до конца или на ограниченный срок»?
1) присвистывать; 2) прибавить; 3) привстать; 4) присохнуть.
В1.
1. Выпишите из предложений слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
В-третьих, подразумевается и способ сюжетного построения, при котором тайна преступления так до конца и остаётся неразгаданной, держит читателя в напряжении. Таинственное всегда возбуждало человеческий интерес.
2. Назовите способ образования слова ВОСХОЖДЕНИЕ.
3. Назовите способ образования слова ЗАСЛУЖЕННОЕ.
4. Выпишите из предложения слово, образованное приставочным способом.
Необыкновенное чувство овладевает тобой.
5. Выпишите из предложений слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую.
Происходят и другие, не менее печальные события. Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они побиты, превращаются в линзы, концентрирующие солнечные лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки.
6. Выпишите из предложений слово, образованное способом сложение.
Эти системы остались образцами мёртвой этики. Не составили исключение и те курсы этики, которые каждому из нас приходилось изучать в вузах.
7.Выпишите из предложений слово, образованное способом сложение.
Я не могу иначе определить творческий процесс, как посредством этого уподобления. Вся трудность состоит в том, чтобы явилось зерно и чтобы оно попало в благоприятные условия.
Приложение к разделу III
Тема: «Контрольный тест по разделу «Лексика и фразеология».
Цель: проверить знания по разделу «Лексика и фразеология».
Контрольный тест
В каком ряду не все слова являются синонимами?
узы, оковы, путы;
воображение, фантазия, вымысел;
усердие, одолжение, услуга;
холм, пригорок, возвышенность.
Какая пара слов не является антонимами?
лучезарный, мрачный;
жизнерадостный, унылый;
лицемерный, двоедушный;
закономерный, случайный.
В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?
цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд;
бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок;
открытая дверь, натянутые отношения, приподнятое настроение;
текущие события, рассеянный человек, подавленное состояние.
В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в переносном значении?
распущенный ребенок, сорванный голос, натянутая струна;
заснувший лес, потерянный кошелек, рассеянные семена;
замкнутый характер, открытая душа, цветущая женщина;
погасший взгляд, запущенный дом, танцующая пара.
В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в прямом значении?
громкий голос, громкий крик, громкое дело, громкий выстрел;
ледяная глыба, ледяная гора, ледяной взгляд, ледяные просторы;
холодный чай, холодное сердце, холодный ветер, холодный день;
теплый свитер, теплые сапоги, теплый дом, теплая кофта.
В каком ряду сочетаний слов все прилагательные употреблены в переносном значении?
лисья хитрость, железная воля, каменный дом;
холодный ум, медвежья берлога, глубокий анализ;
золотое сердце, теплый прием, чистая посуда;
дырявая память, туманный намек, сердечный человек.
Каково лексическое значение устаревшего слова бурмистр?
полицейский чин, следивший за порядком на улице;
назначенный помещиком староста из крестьян, следивший за выполнением; повинностей, назначение на работу;
городской житель, горожанин;
в дореволюционной царской армии: звание и должность младшего командира из солдат.
Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?
образцовый;
абсолютный;
идеальный;
безупречный.
В каком предложении вместо слова военный нужно употребить слово воинский?
Федоров был военным человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.
За храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.
Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.
Военная промышленность этой страны очень развита.
В каком предложении вместо слова практический нужно употребить практичный?
К сожалению, изобретение не нашло практического применения.
Рабочая одежда должна быть удобной и практической.
Эта работа требует теоретических знаний и практических навыков.
Мы выучили правило и приступили к выполнению практического задания.
В каком ряду слово одеть употреблено неправильно?
Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра.
Пожалуй, не только галоши, а и охотничьи сапоги впору одеть, чтобы перейти улицу.
Андрей приютил племянника, одел и обул его, помог найти интересную работу.
Какой фразеологический оборот имеет значение «мера, под которую насильственно подгоняют что-то»?
тришкин кафтан;
прокрустово ложе;
дамоклов меч;
пиррова победа.
В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
на краю света, бог знает где, за тридевять земель;
держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами;
бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять;
хоть шаром покати, ни кола ни двора, ни ложки ни плошки.
Приложение к разделу IV
Тема: «Типичные грамматические ошибки в образовании форм слова и
построении предложений».
Цель: познакомить учащихся с типичными грамматическими ошибками,
допускаемыми учащимися при образовании форм слова и при
построении предложений.
Нарушение норм грамматической сочетаемости.
Нарушение управления.
1. Правильный выбор падежа и предлога.
«Можно ли уплатить за проезд?» - отдать деньги за что – либо. Беспредложная конструкция. «Оплатить что? – проезд». – Вин.пад., (оплатить труд рабочих., оплатить расходы по командировке).
Нельзя! - «разъяснение о допущенных ошибках». Нужно! - «разъяснение допущенных ошибок».
Нельзя! - «показатели по использованию электроэнергии». Нужно! - «показатели использования электроэнергии».
Нельзя! «оперировать с точными факторами». Нужно! – «оперировать точными фактами».
2. При выборе предлога необходимо знать оттенки его значения:
Предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря - синонимичные предлоги, обозначающие причинно – следственные отношения, требующие творительного падежа. Следует говорить «ввиду предстоящего отъезда», а не «вследствие предстоящего отъезда». (Отъезд ещё не состоялся, и последствий ещё нет). Нужно! «вследствие прошедших дождей», но не «ввиду прошедших дождей» (явление относится к прошлому).
Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызывающих положительный результат: благодаря принятым мерам, благодаря помощи товарища. Нельзя! – Понесены большие убытки благодаря пожару.
3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки только с Дат. падежом.
4. Предлоги в – на и их антонимы из – с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде – на поезде, вернуться с кухни – из кухни.
Предлог в имеет пространственное значение (внутри):
В Туле, в Узбекистане, в Индии – территория, ограниченная пространством.
В институте, в школе, во дворе, в поле, в аудитории – внутри.
Предлог на обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности.
На Алтае, на Кавказе, на поле, на дворе, на факультете, на 3 курсе – нет ограничения пространства.
Предлог из имеет значение «изнутри.» (из школы, но не со школы).
Предлог с значение «с поверхности»: «со стола».