Методическая разработка по учебной дисциплине “Английский язык” Тема: “Активизация учебно-профессиональной мотивации к изучению иностранного языка в колледже ”

Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Государственный агротехнический колледж» с. Московское














Методическая разработка
по учебной дисциплине “Английский язык”
Тема: “Активизация учебно-профессиональной мотивации
к изучению иностранного языка в колледже ”

Разработчик:
Пономаренко О.Н., преподаватель английского языка



















Московское 2016
Цель данной разработки определить способы повышения мотивации при изучении английского языка на примере обучающихся ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж» с. Московское.
Английский является официальным языком международных конференций и встреч на высшем уровне. Это язык экономических и политических переговоров, дебатов, язык науки, искусства, литературы и образования, язык многих общественных организаций. Однако как предмет он обладает рядом специфических черт. При обучении иностранному языку обучающиеся должны овладеть не только определенной суммой знаний в области фонетики, лексики и грамматики, но также навыками и умениями в устной речи, чтении и письме, без которых немыслимо использование иностранного языка как средства общения. Овладение навыками и умениями в условиях отсутствия языкового окружения представляет серьезные трудности для обучающихся. Преподавание иностранного языка в профессиональном образовательном учреждении имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в планировании и осуществлении учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. К специфическим условиям учебно-воспитательной работы по иностранным языкам можно отнести следующие:
1. Экзамен по иностранному языку в колледже не проводится. В диплом об окончании учебного заведения выставляется итоговая положительная оценка за весь курс обучения. Это обстоятельство снижает мотивацию в обучении иностранному языку, поскольку многие учащиеся с большей ответственностью относятся к тем предметам, по которым им придется сдавать экзамен.
2. Разный уровень владения иностранным языком в группе (учебные группы в колледже комплектуются по производственному принципу) является еще одним обстоятельством, которое необходимо принимать во внимание. В связи с тем, что уровень владения иностранным языком у обучающихся, окончивших школу, не всегда полностью соответствует требованиям программы, появляется необходимость проведения коррективно-адаптивного курса. Этот курс позволяет, насколько это можно сделать за отводимое время, подвести всех учащихся к такому уровню владения иностранным языком, на котором можно базировать дальнейшее обучение. Для успешного проведения коррективно-адаптивного курса преподавателю рекомендуется выявить недостатки в языковой подготовленности каждого учащегося и наметить пути их устранения.
3. Длительность языкового общения между преподавателем и обучающимися ограничивается двумя часами в неделю. В этих условиях поддержание имеющегося у обучающихся уровня владения языком и успешное изучение нового языкового материала, а также создание новых навыков и умений представляет собой довольно сложную методическую проблему.
4. В процессе обучения иностранным языкам необходим учет профессиональной направленности колледжа для привлечения соответствующих учебных материалов на иностранном языке. Необходимо подбирать хотя бы часть текстов на иностранном языке таким образом, чтобы в них находила отражение специфика будущей деятельности учащихся. Эта специфика может учитываться и при отборе лексического материала, который используется в устной речи учащихся.
При создании способов повышения мотивации у обучающихся колледжа я постаралась учесть перечисленные выше особенности преподавания иностранных языков в СПО.
На основании письменного опроса, проведенного в группах студентов I курса ГБПОУ “ГАК” (всего было опрошено около 60 человек), были проанализированы мотивы, которыми руководствуются студенты при изучении английского языка:
70 % опрошенных изучают английский язык с целью сдачи зачета в колледже;
12 % считает немаловажным мотив поиска престижной работы и карьерного роста. (многие студенты уверены в том, что для любого высокообразованного человека поиск престижной, хорошо оплачиваемой работы, во многом зависит от знания одного и более иностранных языков, поэтому они стремятся к владению английским языком. Здесь преобладает мотив самоутверждения);
примерно 8% опрошенных выдвинули мотив понимания научно-технических текстов, так как на английском языке написаны труды многих великих ученых. Уметь прочитать и понять инструкции и спецификации по устройству и работе различных приборов и механизмов, написанные на английском языке, должен каждый образованный человек.
- 5 % студентов изучают английский язык для выполнения учебных заданий, проектов, расчетов с помощью компьютера, в котором он является основным. Они учат английский язык для освоения как можно большего количества компьютерных программ и умения ими пользоваться.
3 % потому что имеют особый интерес к изучению иностранных языков, им
нравится сам процесс обучения.
- 2 % студентов полагают, что учить иностранный язык необходимо с целью обмена информацией между сверстниками, друзьями, знакомыми.
Таким образом, для большинства студентов основным мотивом является сдача зачета или экзамена и получение положительной оценки по английскому языку. И, напротив, коммуникативная задача реализации знаний по английскому языку находится на последнем месте. Поэтому перед преподавателем стоит задача: развить позитивные, познавательные мотивы у тех студентов, у которых отсутствует интерес к данному предмету, т. е. повысить уровень положительной внутренней мотивации. Это зависит от успеха студента, его умений и навыков, квалификации преподавателя, методов обучения, способствующих получению отличных знаний, и многих других факторов. Методы мотивации, которые можно использовать для повышения эффективности процесса обучения многочисленны, но чаще всего используются следующие:
1. Информирование о цели урока.
Сообщение целей урока направлено на ознакомление с целями и задачами занятия, формирование внутренних стимулов мотивации. Можно построить процесс сообщения целей методом «от противного». Этот приём широко используется в рекламных целях. Так, на одном из выставочных мероприятий в качестве рекламы предприятия на полу разместили надпись: «Только не смотрите наверх!». Каковы были действия присутствующих? Естественно все смотрели наверх, где была размещена реклама изготовителей.
2. Самоорганизация преподавателя.
Стабильно организованный учебный процесс является залогом успешной мотивации. Студенты, «привыкшие» к преподавателю и его требованиям, будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на занятии. Многочисленные исследования в этой области показывают, что характер и индивидуальные особенности преподавателя принимаются во внимание при формировании студентам мнения о дисциплине в целом.
3. Связь теории с практикой.
Необходимо сделать акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний, ситуацию, пример, главная цель которых смотивировать, объяснить студентам, где и как они смогут применить полученные знания. Связь теории с практикой повышает интерес и внимание студентов.
4. Исключение визуального и психологического барьера.
Психологи доказали, что человек с большим интересом воспринимает разговорную речь, беседу, живой рассказ. Преподаватель, читающий лекцию с конспекта, не может следить за реакцией аудитории на свои слова, а находясь постоянно за своим столом, преподаватель отгораживается им от студентов, создавая тем самым визуальный и психологический барьер. Изменение дислокации позволяет лучше контролировать аудиторию.
5. Периодическая смена деятельности студентов.
Исследования показывают, что произвольное внимание в таком возрасте аудитория может удерживать в течение 30–40 минут, потом в силу эмоциональных и психологических особенностей студенты начинают отвлекаться. Поэтому необходимо применять различные формы организации деятельности студентов и чередовать их. Преподаватель должен, не дожидаясь момента понижения внимания студентов, сменить вид деятельности, предложив задание для самостоятельной работы, переключив внимание на раздаточный материал, предложив студентам высказать свою точку зрения.
6. Соответствие заданий уровню знаний.
Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций. Необходимо ставить посильные учебные задачи. Задания для практических, самостоятельных и лабораторных работ должны быть соизмеримы со знаниями студентов и посильными для выполнения. Сложность заданий должна быть примерно равна уровню знаний аудитории или немного выше, чтобы у студентов была возможность искать информацию и анализировать её самостоятельно.
7. Корректная формулировка задания.
Необходимо чётко и однозначно объяснять задание. Невыполнение задания зачастую происходит только потому, что оно не сопровождается чётким объяснением порядка его выполнения. Студент, не понявший задание, считает самым простым выходом не выполнять его. Предельно ясная и доступная формулировка задания и объяснение способствуют успешному его выполнению.
8. Организация и проведение творческих мероприятий.
Очень важно организовывать различные конкурсы, олимпиады, деловые игры для того, чтобы студенты смогли применить полученные компетенции на практике и получить одобрение, как со стороны преподавателя, так и со стороны независимого жюри. Дать возможность студентам заявить о себе и выделиться, удовлетворив тем самым потребность в самореализации, самосовершенствовании.
9. Использование современных методов обучения.
Необходимо активно использовать современные педагогические средства и методы (такие как проектный метод, информационно-коммуникационные технологии, метод критического мышления, личностно-ориентированный подход) в комплексе с ориентацией на цели и задачи каждого урока, содержание изучаемой темы, и логике проводимых занятий и мероприятий, учитывая индивидуальные особенности обучающихся, степень развитости их наглядно-образного мышления и владение мыслительными операциями. Разнообразие форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.
10. Определение профессионального предназначения.
Основной деятельностью в период юношества является выбор своего места в жизни и профессионального предназначения, поэтому необходимо поддерживать и одобрять выбор студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах, тем самым повышая интерес к образовательному процессу.
11. Создание микроклимата в группе.
Положительный, приветливый настрой преподавателя, ровный, доброжелательный тон – залог эффективного труда. Интонации преподавателя должно быть достаточно для того, чтобы выделить самое основное, заставить задуматься студента. Возмущение, крик и прилюдное порицание делают преподавателя беспомощным и несдержанным в глазах аудитории, понизив тем самым его авторитет.
12. Свобода выбора.
Каждый человек желает почувствовать свою сопричастность к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание – это повышает мотивацию. Необходимо группе давать возможность выбора, например, формы выполнения самостоятельной работы, темы доклада или варианта задания, или метода текущего оценивания знаний, чтобы студенты почувствовали своё участие, свою сопричастность к организации учебной деятельности.
13. Повышение внутренней мотивации.
Современная психология отмечает тот факт, что необходимо отмечать успехи студентов, хвалить их публично, демонстрировать их достижения, что в последнее время нечасто делают преподаватели. Похвала, особенно публичная, с описанием достоинств и отличительных особенностей выполненных работ прибавляет студентам уверенности в себе и своих силах, повышает их внутреннюю мотивацию и желание достигать снова и снова аналогичных результатов, со временем повышая их.
14. Установление контакта.
Важными методами организации учебного процесса и налаживания качественных коммуникаций между преподавателем и студентами является совместное обсуждение каких-либо вопросов. Необходимо организовывать различные дискуссии, совместно решать возникающие проблемы, рассматривать различные ситуационные задачи для установления контакта преподавателя с аудиторией.
15. Организация системы контроля.
Формы и методы контроля – это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками. Общее значение различных методов заключается в том, чтобы наилучшим образом обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между студентами и преподавателем, на основании которой устанавливается, как студенты воспринимают и усваивают учебный материал. Для поддержания мотивации очень важен систематический контроль уровня усвоения знаний студентов, их своевременное оценивание.
16. Привлечение к учебному процессу.
Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию. Необходимо привлекать студентов к организации учебной деятельности, созданию различных учебных пособий, проведению занятий, выдавая им индивидуальные задания, связанные с отбором и анализом информации по каким-либо вопросам. Осознание своей важности и полезности в организации учебного процесса повышает мотивацию.
17. Публичность статистики успеваемости.
Необходимо информировать студентов о результатах их деятельности, проводить статистику уровня их успеваемости, останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместно находить правильные решения.
Все эти и другие средства широко применяются в ГБОУ СПО «Государственный агротехнический колледж» с. Московское.
С целью развития познавательных мотивов у обучающихся мной используются следующие методические приемы по повышению мотивации обучающихся при изучении английского языка.
Игра.
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность обучающихся разных уровней в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра  методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Она эффективна на разных этапах обучения. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда возникает потребность что-либо сказать, спросить, чем-то поделиться с собеседником. Студенты убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения, и в этом смысле она выполняет мотивационно - побудительную функцию.
Метод проектов.
Говоря о формировании мотивации к предмету, следует затронуть такой важный аспект, как умение работать самостоятельно. Незначительное количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка в колледже, повышает значимость самостоятельной работы в учебном процессе. Эффективность обучения иностранному языку во многом зависит от того, насколько грамотно спланирована самостоятельная работа и как она контролируется. В начале семестра я предлагаю своим студентам подготовить и провести презентацию на английском языке на тему, которая им интересна. Как правило, ребята объединяются в группы из 3–4 человек. Мы с каждой группой обсуждаем, какой материал следует использовать, как лучше распределить работу между участниками. Использование метода проектов позволяет обучающимся раскрывать творческие способности. При таком обучении они не только овладевают необходимым минимумом учебного материала, но и учатся самостоятельно решать разные задачи, приобретают способность к самообразованию, вырабатывают познавательное отношение к деятельности, обретают веру в себя, в свои возможности. Студенты приобретают уверенность в своих силах, появляется желание узнать больше и рассказать об этом своим товарищам. Данный вид деятельности помогает обучающимся преодолевать трудности в обучении и в самоутверждении, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором студенты могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на занятиях. Участие в кружках, клубах английского языка и подобного рода деятельность также создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
Дистанционные олимпиады.
Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня студентов. Дистанционные олимпиады мотивируют их на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала.
Работа с газетными материалами.
Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англо-говорящих стран, при этом газеты и журналы вызывают естественный интерес обучающихся, являясь источником новейшей информации и частью культуры страны изучаемого языка. Информация, содержащаяся в газетных публикациях, помогает студентам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию.
Музыка.
Музыка - это один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются, в отличие от грамматических структур, которые быстро улетучиваются из головы. Вот основные методические преимущества песен в обучении английскому языку. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. Песни способствуют совершенствованию навыков произношения. Песни содействуют эстетическому воспитанию обучающихся. Они дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на занятии. Это своего рода релаксация, обычно в конце занятия, когда нужно снять напряжение и восстановить работоспособность.
Художественный перевод стихотворений.
Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потребности учащихся разного уровня знаний. Общеизвестно, что творческие работы повышают интерес обучающихся к изучению языка. В результате работы с рифмованными текстами у них расширяется запас лексических единиц и активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации.
Использование этих и других технологий и методов помогают преподавателю в достижении основной цели обучения иностранному языку – развитию навыков общения. В конечном итоге, студенты должны достичь определённого уровня коммуникации, т.е. уметь использовать иностранный язык как инструмент общения между людьми. Поэтому перед преподавателем иностранного языка стоит проблема поддержания устойчивого интереса к предмету и мотивации обучающихся на его изучение.
Наблюдение за уровнем мотивации в группах I курса обучающихся ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж» с. Московское подтверждает эффективность внедрения вышеперечисленных приемов в учебно-воспитательный процесс. Студентам необходимы устойчивые профессиональные мотивы учебной деятельности. Таким образом, одной из главных задач образовательного процесса учреждения среднего профессионального образования в деле подготовки будущего специалиста, способного самостоятельно решать профессиональные задачи, является повышение учебно-профессиональной мотивации студента.


ЛИТЕРАТУРА
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 1995, с. 148–153.
Готлиб Р.А. Социальная востребованность. Знание иностранного языка.
Социологические исследования, 2009, № 2, с. 122–127.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва, 1986, с. 130–134.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы (Мастера психологии). Санкт-
Петербург, Питер, 2006, с. 481–501.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.
Москва, 1990.
Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образова-
тельных учреждений Москва, 2003, 192 с.
јђ Заголовок 215