Вечер встречи Выбор жизненного пути
Тема: Выбор жизненного пути / вечер встречи /.
Цель:
1). Познакомить учащихся с деятельностью и творческим путем писателей города, ввести в мир взглядов русских поэтов и писателей 19-20 вв.
2). Помочь разобраться в следующих вопросах: а) в чем видят истинное предназначение человека писатели; б) что значит « прожить жизнь с достоинством»; в) какова личная ответственность человека за свои поступки, дела.
3). Способствовать формированию у учащихся понятий об истинных жизненных ценностях, приобщить к идеалам гуманизма.
4). Воспитать активную, творческую, разносторонне развитую личность.
Наглядность: плакаты «Мой выбор», «Каждый человек должен делать себя сам…»; творческие работы учащихся на стенде; выставка книг писателей и поэтов; портреты писателей.
Класс: 10 класс.
Ход мероприятия:
/Звучит мелодия/.
Ведущий: Судьба России в третьем тысячелетии зависит от тех, кто будет жить в нашей стране в следующем веке. Наибольшую пользу для общества и для себя приносят люди, которые испытывают от жизни радость. Радость от интересного дела, искреннего общения. Трудность состоит в том, чтобы найти в мире свое место, добиться успехов в любимом деле, построить добрые отношения с другими, создать семью.
Ребята, вы вступаете во взрослую жизнь, и вам предстоит сделать выбор. Как же не ошибиться и выбрать то, что по-настоящему вас заинтересует, как раскрыть себя?! Мы сегодня с вами поговорим о выборе жизненного пути. Надеюсь, что наше мероприятие поможет вам выбрать свою неповторимую интересную дорогу.
А в этом нам помогут наши гости - почетные люди города, поэты и писатели / Знакомство с гостями/. Они расскажут о себе, о своей деятельности, помогут нам разобраться в следующих вопросах: какова личная ответственность человека за свои поступки, дела; в чем истинное предназначение человека.
Ведущий: Выбор жизненного пути… Здесь нельзя списать у товарища и нельзя подглядеть в учебник. Отметку за решение будет ставить сама жизнь, а от нее страшно получать «двойки». Как же не ошибиться и выбрать свою единственную дорогу, а значит,- и судьбу?!
Учащийся: О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Ведущий: Существование человека в мире - это, прежде всего, деятельность. В деятельности человек формируется и выражается. Однако, в жизни часто бывает так, что человек хочет одного, способен к совсем другому, а занимается под влиянием жизненной ситуации чем-то другим. Такой человек «плывет по течению жизни». Такой человек может прожить жизнь, не оставив следа, не совершив ни одного поступка. Когда жизненная ситуация благоприятна, то у человека есть возможность заниматься тем, на что он способен и к чему стремится.
Ведущий: А теперь ребята расскажут о писателях и поэтах, которые несмотря на жизненные трудности, сумели остаться верными искусству и самим себе.
Учащийся: Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он и играл на рояле, скрипке, сочинял музыку, рисовал картины, решал задачи; он слыл сильным шахматистом. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Немногие поэты сумели, подобно Лермонтову, остаться во всех обстоятельствах жизни верными искусству и самим себе. Выросший среди общества, где лицемерие и ложь считаются признаками хорошего тона, Лермонтов до последнего вздоха остался чужд всякой лжи и притворства, верен своим друзьям. / Стихотворение «Дума»/.
Учащийся: Жизнь Чернышевского в сознании многих поколений людей предстает истинный, не меркнущий от времени подвиг. В семье Чернышевских с большим уважением относились к книге, и поэтому не удивительно, что страсть к чтению очень рано завладела мальчиком. Впечатления детства, когда жизнь охватывала его « со всех сторон», помогли Чернышевскому «разобрать, что правда и что ложь, что добро и что зло». Еще ребенком он задумался, почему «происходят беды и страдания людей». Деятельность Чернышевского, так необходимая народу, России, оказалась прерванной в самом расцвете ее. Впереди был длинный путь, каторжные работы, пожизненная ссылка… Двенадцать лет провел он в страшной тюрьме-пустыне. И все же Чернышевский продолжал работать.// Поражает энциклопедическая образованность Чернышевского. Она достигалась годами труда в Саратовской семинарии и Петербургском университете, в «Современнике», в борьбе за свободу. Еще в ученические годы он знал латинский, греческий, персидский, татарский, арабский, свободно переводил… А какой же он был? « Это было самое обыкновенное лицо, бледное, с тонкими чертами, в золотых очках, с длинными волосами. « Простой!» - именно это и было настоящее слово.
Ведущий: Писателей волнует судьба каждого человека, живущего на земле. Они обращаются ко всем нам с вопросами: зачем вы пришли на эту землю, станет ли она лучше после вас? Что оставите вы после себя? Станешь ли ты сам добрее, ответственнее? --Ребята, вы наверняка тоже задумывались над этими вопросами.
Учащийся: Нам, людям, живущим в 21 веке, часто не хватает времени остановиться и задуматься: « Кто я такой? Зачем живу?» Поэтому мы не слышим свой внутренний голос и не всегда понимаем даже себя. Наверное, поэтому в трудные минуты жизни ищем опору и поддержку в ком-то или в чем-то. Такую поддержку я нахожу в поэзии Владимира Маяковского. Он был незаурядной личностью. Да, у него было много недоброжелателей. Думаю, что немногие догадывались о том, как он страдал от непонимания, как стремился стать нужным для людей, быть понятым ими.
А такому, как я, ткнуться куда? Где для меня уготовано логово?
Поэт признается в своем одиночестве. Мне близко это состояние, когда люди не понимают тебя и даже не пытаются выслушать, тогда на душе становится тяжело. Куда бы деться, к какому берегу прибиться – вот проблема, волнующая и Маяковского. И меня, и многих моих современников.
Ведущий: На эти и другие вопросы нам ответят наши гости. Слово предоставляется 1 гостю.
Выступление 1 гостя. Вопросы учащихся: 1). В вашей семье, наверное, были давние книжные традиции? Расскажите. 2). Какая книга, вышедшая из-под вашего пера, Вам особенно дорога? И другие.
Ведущий: Многие ученики нашей школы талантливы: они сочиняют стихи, рассказы, рисуют портреты.
/ Творческая работа учащихся/.
Учащийся: Детство, отрочество – это начало нравственного пробуждения. Оттуда, «из той зимы, из той избы», писатель унаследовал представление о « чести, достоинстве». Разве без этой почвы могла бы состояться судьба народного художника, каким стал Василий Шукшин. Вспомните: « Живет такой парень», « Печки-лавочки», « Калина красная», « До третьих петухов». Глубокая любовь к людям привела Шукшина к простой, казалось бы, мысли: Жизнь только тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Доброта… Только она несет в себе высшую цель, знаменуя собой светлое, сердечное, бескорыстное отношение человека к человеку. Я – сын, я – брат, я – отец…
Сердце мясом приросло к жизни,
Тяжко, больно – уходить.
Не теперь, нет.
И остается в нас чуть усталый, глуховатый голос Василия Шукшина: « Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь повнимательнее друг к другу, подобрее…»
Ведущий: Живущие в конфликте с миром люди делятся на тех, кто предпочитает изменять мир в соответствии со своими представлениями, - среди них Дон Кихот, Бил Гейтс и другие; и тех, кто занимается самосовершенствованием. Есть и те, кто перестраивает одновременно и себя, и мир. Таков 2 гость. Слово предоставляется 2 гостю.
Выступление 2 гостя. Вопросы учащихся: 1). Каковы Ваши дальнейшие творческие планы? Что Вам хотелось бы еще сделать? 2). Что дало Вам обучение в институте? 3). У меня такой вопрос: проблема молодежи, разучившейся читать. Уходит ли от нас книжная культура? Есть ли выход?
Ведущий: Многие считают, что оставляют след на земле только выдающиеся, гениальные люди. Но не многие задумываются над тем, как эти люди стали гениальными. Выдающиеся люди были еще и выдающимися тружениками. Любой успех – это прежде всего труд. Вспомните Александра Сергеевича Пушкина. Это очень талантливый поэт. Но посмотрите черновики Поэта, и вы поймете, как много он работал над своими стихами, переписывал их по несколько раз.
Учащийся: У Марка Твена есть рассказ. В нем говорится: на том свете нет ни ангелов, ни святых, ни божественного ничегонеделания, а живут люди в раю трудовой жизнью. Отличается рай от земли только одним: там каждый занимается делом по своему призванию. Безвестный на земле сапожник становится после смерти знаменитым полководцем; писатель, надоевший читателям нудными романами, находит свое призвание в профессии токаря. Я не один раз перечитывал этот замечательный рассказ. Хорошо было бы добиться такого же положения уже на этом свете. Найти свое призвание, утвердиться в нем – это источник счастья.
Ведущий: Есть люди, которых удача выносит на берег успеха, словно морская волна. Есть те, кому приходится добиваться всего своим собственным трудом. А сколько труда вложил в свою деятельность наш 3 гость? Слово предоставляется 3 гостю.
Выступление 3 гостя. Вопросы учащихся: 1). Говорят, что детство – самая радостная пора. Что вам больше всего запомнилось? 2). Я думаю, что выбор профессии – это один из главных жизненных выборов, можно сказать, что выбор судьбы. Когда вы поняли это? Расскажите о выборе профессии. 3). Объясните, как вы понимаете такую фразу: «Прожить жизнь с достоинством» ?Творческое задание.
Ведущий: А сейчас, ребята, небольшое задание. Представьте себя в будущем – в зрелом или пожилом возрасте. Предположим, что вас попросили снять фильм о вашей жизни. Начните с набросков к картине, нарисуйте себя в будущем.
Выступления учащихся.
Ведущий: У нас сегодня было очень интересное мероприятие. Мы многое узнали, поняли, что какими бы талантами ты не обладал, путь к избранной цели должен проложить прежде всего своим трудом. Сегодня наши гости ответили на многие волнующие нас вопросы: о цели в жизни, о месте человека в обществе.
Ведущий: Ребята, мы сегодня с вами можем сделать такой вывод: Каждый человек должен делать себя сам, он выбирает, как, где и во имя чего ему жить. Каждый человек должен сам отвечать за свою Судьбу.