Мини-треннинг «Профессиональная ориентация – выбор жизненного пути». (9-10 класс)
Тренинговое занятие: 9-10 класс
«Профессиональная ориентация – выбор жизненного пути».
Цель: активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.
Задачи:
- формирование мотивации учащихся на осознанный выбор профессии
- настройка учащихся на активное целепологание- ориентир на правильный выбор профессии
- расширение знаний о мире профессий
Ход занятия:
1.Организационный этап. Приветствие
2.Вступительное слово психолога
Психолог: В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно.
3. Основная часть.
Упражнение "Мои достоинства, мои недостатки".
Инструкция: Заполните таблицу, учитывая свои достоинства и недостатки, а также запишите возможности, которые есть у вас благодаря вашим достоинствам и те ограничения, которые вытекают из-за ваших недостатков.
Мои достоинства Мои недостатки
1 1
2 2
3 3
4 4
Мои возможности Мои ограничения
1 1
2 2
3 3
4 4
После выполнения упражнения происходит его обсуждение. Психолог предлагает подумать старшеклассникам, как лучше преодолеть свои недостатки и тем самым расширить для себя мир возможностей.
Упражнение «Дуем к цели»
Описание упражнения. Участники записывают каждый на своем листе бумаги фразу «Я хочу достигнуть…» и продолжают ее в соответствии с тем, чего хотели бы лично они. Потом эти листочки сминаются в комочки и каждый участник кладет свой комочек на пол в том месте класса, где захочет. После этого игроки берут новые листки бумаги и пишут на них «Я уже достиг…» и ту цель, что уже была записана на первом листочке. Эти листы тоже сминаются в комочки и размещаются на полу таким образом, чтобы расстояние между ними и теми комками, которые созданы в первой части упражнения, составляло не менее 3м. Далее участникам следует, присев на корточки и дуя на свои комочки, образованные из листов «Я хочу достигнуть…», добиться того чтобы пригнать их к собственным комочкам из листов «Я уже достиг…».
Психологический смысл упражнения
Упражнение позволяет участникам конкретизировать свои цели, и в известной мере совершить подсознательную надстройку на их достижение, а также дает материал для обсуждения того, что нужно для воплощения поставленных целей в реальность и какими эмоциями сопровождается этот процесс.
Обсуждение: Какие эмоции вызвало это упражнение? Как менялось состояние участников по мере того, как их «Я хочу достигнуть…» приближалось к «Я уже достиг…»? А что в реальности нужно сделать, какие шаги пройти от постановки цели до ее воплощения?
Упражнение "Ассоциации".Инструкция: Попрошу одного из вас назвать любую профессию. Кто сидит слева от него пусть назовет ассоциацию к данной профессии и свой вариант профессии. Следующий участник продолжит упражнение и озвучит возникшую у него ассоциацию и новую профессию и т.д.
Беседа «Формула правильного выбора профессии»Психолог: Существуют определенные правила выбора профессии. Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху.1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
4. Подробно изучите выбранную профессию.
5. Сравните полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.Формула правильного выбора профессии. Для того чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах.
Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовем их словом "хочу".
Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас "могу".
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу "надо".Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности будет максимальной. Если же нет интереса к профессии, то примерно на 85%. А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека примерно 30%.
Работа в группах. «Развитие профессиональной компетентности»
Цель: Расширить знание о мире профессий, охарактеризовать предмет труда каждой профессии, развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого).
Материал: карточки разных цветов, карточки с описанием профессий, карточки с адресами сайтов по профориентации.
Инструкция:
Ребята делятся на четыре группы, выбирая фигуру (красного, зелёного, жёлтого, синего) цвета, садятся за определённый стол.
Учитель даёт характеристику группам учеников в зависимости от выбранного цвета.
Те, кто выбрали:
- синий цвет - чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
- зелёный цвет - испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;
- жёлтый цвет - мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
- красный - активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
Все мы с вами разные, со своими особенностями, индивидуальными способностями, возможностями, интересами, каждый из нас - это отдельный мир знаний, эмоций, чувств, переживаний, стремлений, мотивов.А что нас объединяет, чем мы похожи? Ребята называют общее, то ,что их объединяет, педагог- психолог фиксирует на доске. Потом участникам предлагается составить список профессий по характеристикам своей группы какие профессии рекомендуются, а в каких профессиях могут возникнуть трудности. И презентуют ответ своей группы.
Мы с вами перечислили профессии, которые знаем, о которых слышали. Всего профессий и специализаций существует около 40 тысяч.
Где можно получить информацию о профессиях?
Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.
Педагог - психолог показывает ватман с адресами интернет- сайтов профориентации. Например:
-портал «Учёба.ру, раздел «Профессия».
-справочник профессий на сайте E-xecutive.
- Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://HYPERLINK "http://www.ht.ru/prof/"www.ht.ru/prof/
- Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/; http://www.find-job.ru/secret/
Игра – дискуссия «Кто нужен нашему городу».
Давайте представим, что наш класс – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…
Обсуждение:
1.Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?
2.Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города?
Выводы жителей города. Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.
Упражнение «Итоги»
Описание упражнения
Участников просят определить, что именно они выносят для себя из прошедшего тренинга (на размышление дается около 2-х мин). Потом их просят кратко записать, сведя суть к 2-3 фразам, зарисовать. На эту работу дается 3-5мин. Потом участники либо по желанию, если группа большая, либо поочередно озвучивают, что именно они выносят для себя из тренинга, и демонстрируют группе свои рисунки.
Психологический смысл упражнения
Технология подведения итогов работы, стимулирующая осознание того, что дала работа каждому из участников.