Краткосрочное планирование урока русской литературы в 11 классе на тему «Тема личности и истории в произведениях Толстого»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 35»
Урок русской литературы
в 11 «А» классе
«Тема личности и истории в произведениях Толстого»
(по рассказам «Наваждение» и «День Петра»)
125730099060
Разработан учителем
русского языка и литературы
Юдиной О.Н.
Семей
2015-2016 учебный год
Тема урока: Тема личности и истории в произведениях Толстого
(по рассказам «Наваждение» и «День Петра»)
Дата: 10.12.15
Класс: 11«А» Цели обучения, которые нужно достичь на уроке: Учащиеся будут работать с художественным текстом рассказов Толстого «Наваждение» и «День Петра» с точки зрения современного прочтения классики в свете современных требований, ее актуальности, понимание нравственных ценностей, умения определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям.
Цели обучения: Основываясь на личном опыте учащихся, показать значимость образа Петра 1 для русского народа, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, анализа языкового материала, процесс собственной учебной деятельности)
Языковая цель: Учащиеся будут работать над выразительными средствами языка, развивать умение анализировать языковой материал, навыки монологической и диалогической речи, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.
Прогнозируемый результат: Учащиеся самостоятельно придут к выводам и смогут обобщить изученный материал
План
Планируемые сроки
Этапы урока Планируемые действия Ресурсы
Действия учителя Действия учащихся Мотивационный этап.
Психологический настрой на урок. Приветствие учащихся.
-Добрый день, ребята. Рада вас видеть. Сегодня мы продолжим работу над темой личности и истории в произведениях Толстого. Определите цель нашего сегодняшнего урока.
Но сначала давайте настроимся на дальнейшую работу.
Использование стратегии «Дерево успеха»
- С каким настроением вы пришли на урок? Учащиеся записывают в тетрадь тему урока, самостоятельно определяют цель урока.
Учащиеся раскрашивают дерево Блоба, того человечка, с которым они себя ассоциируют, делятся своими наблюдениями Раздаточный материал «Дерево Блоба», каждому учащемуся
Операционный этап.
Целеполагание
Самостоятельная работа в парах.
Выступления учащихся
Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа с иллюстративным материалом (фотографиями кадров из фильма «Петр Первый») - Какова роль личности в развитии истории человечества? Как эта тема представлена в творчестве А.Н.Толстого? В чем особенность его творческой мастерской? Сегодня мы должны ответить на эти вопросы. Начнем работу.
Анализ рассказа «Наваждение»
Применение стратегии «ИНСЕРТ»
Индивидуальное задание: необходимо прочитать дидактический материал, делая пометки на полях.
Стратегия «Снежный ком»
-Посмотрите, что у вас получилось? - -- Поделитесь друг с другом.
Учитель наблюдает за учащимися, при необходимости оказывает эмоциональную поддержку учащимся, направляет их деятельность.
-Анализ рассказа «Наваждение»
-Понаблюдайте за текстом рассказа, докажите, что Алексею Толстому удалось передать атмосферу петровского времени.
Следующий этап урока позволит нам проанализировать рассказ «День Петра». Мы будем использовать стратегию «555»
Читаем, выделяем 5 предложений, в которых на ваш взгляд заключены ключевые основополагающие мысли автора. Затем 5 словосочетаний, затем 5 слов.
Стратегия «Снежный ком»
-Посмотрите, что у вас получилось? - -- Поделитесь друг с другом.
Учитель наблюдает за учащимися, при необходимости оказывает эмоциональную поддержку учащимся, направляет их деятельность.
Наблюдение и сравнительный анализ фотографий с разными образами Петра Первого.
-Соответствует ли ваше восприятие героя увиденному? Почему? Докажите. Приведите примеры из текста.
Учащиеся внимательно читают и анализируют предложенный материал, используя стратегию «Инсерт»
Каждый учащийся самостоятельно читает предложенный материал, делая пометы «знаю +, узнал - v, есть вопросы- ?»
Учащиеся приступают к работе, обсуждают задание, отвечают на вопросы друг другу.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, члены пары помогают друг другу в случае затруднения.
Индивидуально работают с текстом дидактического материала
Слушают друг друга, развивают свои коммуникативно-речевые навыки, анализируют материал, делают выводы.
Учащиеся анализируют, сравнивают и обобщают информацию, полученную на уроке.
Частично записывают самое главное в тетрадь
Комментарии к рассказу «Наваждение»
Дидактический материал по рассказу «День Петра»
Фотографии с разными образами Петра Первого
Рефлексивный этап.
Делаем выводы, записываем в тетрадь самое важное:
Согласно старой традиционной схеме, подлинные и притом решающие события, так называемая большая история, могут служить лишь фоном, как официальное обрамление для другой, неофициальной, малой, большею частью вымышленной истории частных человеческих судеб. <...> Но у А. Толстого в „Петре Первом“ именно ряд крупнейших, значительнейших исторических событий эпохи, большая история оказывается выдвинутой на первый план изображения. Историю частных человеческих судеб она включает в себя, как бы растворяя их в показе общего и главного. В центре внимания писателя стоит сам Петр, и прежде всего той стороной своей жизненной деятельности, которая представляет собой реализацию его замысла большой государственной перестройки страны. Петр как концентрат эпохи, его преобразовательная деятельность как отражение определенных исторических судеб народа, России — вот что занимает писателя в первую голову в его произведении
- Давайте подведем итоги нашей работы по стратегии «Дерево Блоба» (Самооценка и взаимооценка работы)
Дифференцированное домашнее задание Учащиеся делают выводы о р своей работе, делятся впечатлениями.
Учащиеся сравнивают свой выбор в начале урока с состоянием на конец урока, анализируют, делают выводы, делятся друг с другом
Учащиеся записывают в дневник. Тетради, раздаточный материал «Современный Петербург»
Раздаточный материал «Дерево Блоба», каждому учащемуся