Краткосрочное планирование урока русской литературы в 5 классе по теме: К. Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб». 
Тема урока:  К. Г. Паустовский. Сказка «Тёплый хлеб».
                        “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.     
5 класс  
Цель:  помочь учащимся понять нравственные уроки сказки, показать неразрывное единство человека и природы, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа.
Задачи:
Образовательные: формировать умения выразительного чтения, анализа художественного текста;
Развивающие: способствовать развитию речи учащихся, критического мышления, творческих способностей, обогащению их словарного запаса;
Воспитательные: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие художественного произведения.
Ход урока.
 I. Орг. момент.
Звучит песня «Если добрый ты».
Тема урока. Целеполагание.
II. Стадия вызова:
1.Слово учителя:                
  -  Я неслучайно начала урок с этой, известной всем нам,  детской песни.   В ней есть слова,  точно отражающие  главную мысль  сказки Паустовского «Тёплый хлеб»  - «Если добрый ты, это хорошо»                                                                                                                                                                             - Как вы понимаете  слово добро?                                                                                                                                   - Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова добро.( 1. Все положительное, хорошее, полезное, 2. Имущество, вещи.)               
- Нарисуйте, как вы понимаете и представляете  слово добро.                                                               (Учащиеся защищают свои рисунки, на которых изображено  добро).                                                                                                    - Какие цвета помогли вам в своих рисунках раскрыть тему добра и зла?                                                                           - У добра цвета яркие: красные, розовые,  голубые, зелёные, а зло всегда бывает страшным,   чёрным.                                                                                Наш урока имеет подзаголовок: “В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души”.       
ЭПИГРАФ.                                                                                                                                                                                                               Немало встречается злого                                                                                                                                                                                         В любой человечьей судьбе                                                                                                                                                                          А скажут лишь доброе слово –                                                                                                                                                                       И легче на сердце тебе.                                                                                                                                                                      Но доброе слово такое                                                                                                                                                                                   Не каждый умеет найти,                                                                                                                                                                                 Чтоб справиться другу с тоскою,                                                                                                                                                                                                Невзгоды осилить в пути.                                                                                                                                                                     Нет доброго слова дороже,                                                                                                                                                                            Заветного слова того,                                                                                                                                                                                       Но редко, друзья мои, все же                                                                                                                                                                                    Мы вслух произносим его.                                                                                                                                                                 - Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.                                                                                                     -  Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)                                                                                                                                 - Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово. 
II. Стадия осмысления:                                                                                                                                                                                                  
1. Рассказ о писателе
- Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет.  Заслушивался рассказами  о Запорожской Сечи,  песнями,  историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в  Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.  Начал заниматься литературой.  Он много писал для детей. К числу таких произведений относится сказка «Тёплый хлеб».
2. Проверка знаний содержания сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Тест
- Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Чтобы вспомнить сказку, ответьте на вопросы теста                                                                                                                                                                                     
1) Почему конь остался в деревне?                                                                                                                                                               А)   Его ранили. Б)    Так захотел Панкрат. В)   Конь не захотел идти дальше.                                                                                        2) Какая кличка была у Фильки?                                                                                                                                                                   А)   «Ничего не знаю».  Б)    «Да ну тебя!».          В)   «Все вы умные».
3) Какую историю рассказала бабушка Фильке?
А)   О том, как она обидела когда-то солдата.   Б)    О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.          В)   О том, как закончилась война.  
4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?                                                                                                                             А)   Началась метель. Б)   Было наводнение.        В)   Случилось землетрясение.
5) Как Филька искупал свою вину?                                                                                                                                                                   А) Он не хотел меняться. Б) Накормил всех. В) Рубил лед с ребятами у мельницы.
6) О чем рассказывала сорока над плотиной?                                                                                                                                       А)   О том, что она разбудила летний ветер.     Б)    О том, что Филька – плохой человек.                    В)   О том, что она самая умная.
7) Когда заработала мельница?                                                                                                                                                              А)   Вечером.   Б)    Она сломалась навсегда.   В)   Летом, когда потеплело. 
8) Как Филька помирился с конем?                                                                                                                                                                                             А)   Попросил у него п      Б)    Он принес   ему свежего хлеба с солью.         В)   Он покормил его морковкой.                      
9) О чем сказка «Теплый хлеб»?                                                                                                                                                               А)   О том, что нужно быть добрыми, отзывчивыми.   Б)    О злых колдунах                                                                                      В)   О путешествии на необитаемый остров
10) Какая пословица соответствует содержанию сказки?                                                                                                                      А)   Нет ничего отважнее, чем победа над собой.     Б ) Язык до Киева доведет.  В)   Делу – время, потехе – час.
3. Проверка.  Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А,  7А, 8Б, 9А, 10А.
4. Беседа: 
- Как начинается сказка?  Расскажите историю коня.
- Кто такой Филька?  Почему его прозвали «Ну тебя»?  Как вы думаете, Филька был злой? 
 - Каким мы увидели Фильку в сцене с раненым конём? 
5. Чтение  учеником отрывка со слов «Зима в этот год стояла тёплая» до слов «Воды нет, мука у всех вышла»  По ходу чтения  - запись звука метели                                                                                                                      
6. Беседа: 
- Случайно ли сразу после бесчеловечного поступка Фильки  завыл  ветер?                                                                                          - Что слышит Филька в этом завывании?                                                                                                                                          - Какие  средства художественной выразительности использует автор? Какова их роль в тексте?
7. Работа с текстом:
Учащиеся находят в тексте олицетворения (мороз прошел) и делают вывод о том, что они помогают им увидеть природу живой.
сравнения (зазеленела, как лед) - сопоставляя, можно ярче представить.
эпитеты (колючий мороз) – помогают не только увидеть, но и почувствовать.
8. Чтение  по ролям  диалога  бабки  и  Фильки.
9. Беседа:                                                                                                                                                             - Как история, рассказанная бабкой, разъясняет причину такой лютой стужи.                                                                                      - Что эта история помогла понять Фильке?                                                                                                                                                      - Что происходит дальше?                                                                                                                                                                                                   - Зачем Филька побежал к деду Панкрату? Ведь он сказал: «Да ну его Панкрата», - сказал и затих. А сам побежал. Что с ним произошло? 
10. Чтение по ролям  диалога Фильки и Панкрата.
11. Беседа:
- Что посоветовал Панкрат и что надумал Филька? (Парадокс:  А если ребята скажут: «Да ну его сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».                                                                                                                                                                                          - Что стало бы с Филькой, если бы Панкрат со всеми отмахнулся?                                                                                                        - Подсказал ли старый мельник Фильке, что он должен делать, или мальчик принял решение сам? 
12. Пересказ истории старой сороки.
13. Беседа:                                                                                                                                                         - Кто же помог спасти жителей деревни – сами люди или старая сорока?                                                                            - Как изменилась природа, когда добро победило злобу и эгоизм в душе Фильки?
14. Выразительное чтение финала сказки и беседа:                                                                                                                                                                                           - Как Филька помирился с раненым конем?  Работа с иллюстрацией.                                                                                                                                                     - Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек»?                                                                                                                                                         - Как изменился Филька?                                                                                                                                                                            - Почему сказка называется «Теплый хлеб»?            
15. Словарная работа:                                                                                                                                                                                - Найдите значение слова тёплый в Толковом словаре и запишите в тетради: 
 А) дающий, источающий тепло ; 
 Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер); 
 В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната); 
 Г) отличающийся  внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый. 
 - В каком значении употреблено слово «тёплый» в сказке?                                                                                                                      - Какое тепло хранит в себе хлеб?                                                                                                                                                                    - Когда же хлеб становится тёплым? (когда согреет теплом души). 	
16. Чтение мудрых мыслей.  Объяснение смысла выражений:                                                    
  -  Как аукнется, так и откликнется.
  - Каков привет, таков и ответ.
  - Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
  - Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой. (Это золотое правило нравственности).
  - Умение прощать – свойство сильных.  Слабые никогда не прощают.
  - Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
 - Какое выражение в большей степени соответствует  сказке «Тёплый хлеб»?  
III. Стадия рефлексии:  
1. Напишите сочинение-миниатюру «О чём заставила меня задуматься сказка К. Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
2. Чтение сочинений учащимися.
IV. Домашнее задание:
1. А дома вы, ребята, продолжите свое творчество и напишете речь Фильки, с которой он обратился к ребятам за помощью. Учтите, что с этими ребятами он плохо дружил, говорил им : “ Да ну тебя!”, обижал их. Найдите душевные слова, которые помогли Фильке подружиться с ребятами.
2. Прочитайте сказку С.Маршака «Умные вещи»
V. Комментирование и выставление оценок за урок.