Правила линейной и воздушной перспективы (6 класс)

Тема урока: «Правила линейной и воздушной перспективы». (6класс)

Цель урока: Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения на плоскости предметов в пространстве.
Задачи:  
1. Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках, использовать воздушную перспективу.
2. Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки.
3.  Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятельности.
Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии, план-конспект.


Содержание урока.

Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка  отсутствующих.
Объяснение нового материала: Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.
Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней античности, перспектива, как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.
Перспектива - это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особенности человеческого зрения..
Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.
Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы. 
Основные закономерности линейной перспективы 
Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).
Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.

                                                                       
На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку
После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.
Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места,
2) контроль правильности выполнения приемов работы,
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
4) контроль объема и качества выполненной работы.
Д/з - собрать информацию по данной теме.
     
Тема урока: «Правила линейной и воздушной перспективы». (6класс), (2ой час).

Цель урока: Расширить знания законов перспективы, образного представления   (воздушная перспектива);
Задачи:   Развивать умение творческого восприятия действительности в овладении техникой акварели;
Прививать эстетические чувства.
Оборудование: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, репродукции картин художника И. Левитана «Осенний день. Сокольники», фото с ярко выраженными изменениями в воздушной перспективе.


Содержание урока.


Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка  отсутствующих.
Объяснение нового материала и закрепление пройденного.
Мы продолжаем тему прошлого урока «Правила линейной и воздушной перспективы». Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Пустынная дорога, по обе стороны которой стеной стоят по-осеннему темные деревья, в узком просвете между ними виднеется хмурое небо. Золотистая листва на тоненьких молодых кленах, к обочине дороги ветер сметает опавшие листья. Одинокая фигура женщины дополняет чувства грусти и светлой печали. Дорога, уходя вдаль, сужается и создает впечатление глубины пространства.
Художник в своем пейзаже применил закон перспективы.
Законов перспективы несколько, но два самых главных, вам уже известны.
Первый заключается в том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше.
 Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближается и сходятся в одну точку.
Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Брунеллески. Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.
А теперь, рассмотрим, как меняются цвета в картине И. Левитана. Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.
Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает в рисунке передать пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».
Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. И с тех пор все художники в своих произведениях применяют закон воздушной перспективы.
Закрепление темы:
Вопросы для закрепления:
Какие существуют законы перспективы в изобразительном искусстве?
Объясните изменение цвета в воздушной перспективе?
Практическая работа: Заданием на урок будет изображение с помощью цвета воздушной перспективы в рисунке природы с четко выраженными объектами перспективы.
Работать можно, используя живопись «по сырому»: вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет – прозрачный слой краски. Не давая высохнуть, уточняют цвета, внося в основной тон различные цветовые оттенки.
Задание: изобразить воздушную перспективу в рисунке.
Д/з: присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть изменение цвета по мере удаления предметов.