МИНИ-ТРЕНИНГ для индивидуальной работы по психологической подготовке к экзаменам «Как лучше тебе подготовиться к экзаменам»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Чулымский лицей
МИНИ-ТРЕНИНГ
для индивидуальной работы
по психологической подготовке к экзаменам
«Как лучше тебе подготовиться к экзаменам»
Сафронова Н.А., педагог-психолог
Чулым, 2015
Цели:
Формировать позитивное отношение к обучению и экзаменационному испытанию, рекомендовать меры по созданию комфортных условий в процессе подготовки к экзаменам, стимуляция саморазвития.
Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем страха перед экзаменом.
Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А 4, мягкая игрушка.
Ход занятия:
1.Приветствие. Продолжи фразу «Экзамен для меня – это»
Анализ варианта ответа. Обсуждение. Позитивная переформулировка.
2. Тест «Моральная устойчивость»Цель: предоставить подростку возможность задуматься над своим образом жизни, над тем, как к нему относятся окружающие, не доставляет ли он своим обычным поведением неприятностей людям. Ключ к тесту:За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.1. Я всегда держу данное слово и выполняю свои обязательства перед другими.2. Я охотно помогаю своим друзьям, причем делаю это бескорыстно.3. Мне обычно неприятно, когда я вижу несправедливость.4. Грубость и невоспитанность людей вызывает во мне чувство досады.5. Я незлопамятный человек, не держу зла на других.6. Я очень люблю животных.7. Я уважаю возраст и мудрость пожилых людей.8. Стремлюсь быть честным не только по отношению к другим, но и с самим собой.9. Решая свои проблемы, я никогда не забываю о других.10. Люблю делать подарки, мне нравится, когда человек радуется.Определение результата и его интерпретация1–3 балла. У вас не очень высокая моральная устойчивость. Наверное, вы просто еще не задумывались над этим или берете пример с других людей. В этом случае вам не повезло. Советуем подумать над своим обычным поведением, если вы хотите измениться.4–6 баллов. Ваш образ жизни свидетельствует о том, что вы в основном придерживаетесь моральных норм, принятых в обществе. Но вам есть над чем поработать, чтобы эти нормы стали вашей внутренней потребностью.7–10 баллов. Вы практически идеальный человек, на которого могут равняться окружающие. Но не следует расслабляться, нужно и дальше работать над собой.
3. Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам»Цель: сообщить в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.Как подготовиться психологически: Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие. Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала. Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.Что делать, если устали глаза?В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.
Выполни два любых упражнения: посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево вправо (15 секунд); напиши глазами свое имя, отчество, фамилию; попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд); нарисуй квадрат, треугольник сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.Режим дня:Раздели день на три части: готовься к экзаменам 8 часов в день; занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй 8 часов; спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда. Питание:Питание должно быть 3–4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.Место для занятий:Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.Как запомнить большое количество материала:Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.Как развивать мышление:1. Хочешь быть умным научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.2. Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.3. Развивать мышление это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.4. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?» и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.5. Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать новое в привычном.6. Способность замечать в предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления необходимое свойство мышления.7. Чем большее число признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок. 8. Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца понимаешь сам.Некоторые закономерности запоминания:1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.5. Если работаешь с двумя материалами большим и поменьше, разумно начинать с большего.6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.Условия поддержки работоспособности:1. Чередовать умственный и физический труд. 2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20–30 минут (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).4. Минимум телевизионных передач!
4. Кинезиологические упражненияЦель: стимуляция познавательных способностей.Инструкция: Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимаем на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.Цель: развитие координации движений.Инструкция:1. Вытяните вперед руку с раскрытой ладонью. Попробуйте прижать к ладони мизинец, остальные пальцы должны быть развернуты.2. Вращайте руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Затем другую руку и ногу.3. Положите руки на колени крест-накрест, по команде надо хлопнуть в ладоши, потом опять хлопнуть и поменять руки.4. Отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «ВО». Затем хлопнуть в ладоши и проделать то же самое, но быстро сменив руки.Цель: развитие зрительной памяти.1. Ведущий чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета в течение пяти секунд. Показывает свой рисунок. Нужно его точнее его скопировать. Повторить 4–5 раз, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.2. Ведущий рисует на доске одну за другой (стирая поочередно) 3 геометрические фигуры (например: круг, треугольник, квадрат). Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая. Просмотрев все фигуры, участник должен в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное. При повторном использовании задания рекомендуется его усложнить, увеличивая количество нарисованных фигур.
5. Упражнение «Найди свою звезду»Цель: возможность расслабиться и набраться оптимизма, уверенности в себе.Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... (звучит музыка).А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.А теперь проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза, возьмите лист бумаги, цветные карандаши и нарисуйте свою звезду. Вырежьте и прикрепите ее на наше звездное небо. И теперь звезды будут нам светить каждое тренинговое занятие, излучая добро, дружбу, взаимопомощь, поддержку. А на последнем занятии вы их заберете с собой, они вас поведут дорогой знаний и будут сопровождать на всех экзаменах и дальше по жизни. Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.
6. Упражнение «Итоги встречи»Цель: получение обратной связи о прошедшем дне тренинга.Инструкция: Сядьте удобнее. Сейчас мы с вами будем передавать друг другу мягкую игрушку, делиться впечатлениями от сегодняшнего занятия и высказывать себе поже. Анализ: Что принес первый тренинговый день?Каковы впечатления от сегодняшнего занятия?Какие открытия сделали для себя?Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?
15