Открытый урок по изобразительному искусству на тему: «Правила линейной и воздушной перспективы». (6 класс)
Тема урока: «Правила линейной и воздушной перспективы».
Цель урока: Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения
на плоскости предметов в пространстве.
Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках,
использовать воздушную перспективу.
Развивать творческие конструктивные способности, изобразитель-
ные навыки.
Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятель-
ности.
Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии, план-конспект.
Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка отсутствующих.
Объяснение темы:
Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.
Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней антич ности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.
Перспектива-это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощуще- ние глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особен- ности человеческого зрения..
Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.
Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
И.Шишкин И.Шишкин
Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Существует фронтальная, угловая перспективы.
Фронтальная перспектива- означает Угловая перспектива- означает
прямое расположение предметов к расположение предмета к ри-
рисующему. сующему под углом.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] И. Левитан И. Левитан И. Шишкин
Основные закономерности линейной перспективы
Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).
Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.
На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку
После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.
Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.
Д/з - собрать информацию по данной теме.
Тема урока: «Правила линейной и воздушной перспективы».
Цель урока: Расширить знания законов перспективы, образного представления
(воздушная перспектива);
Развивать умение творческого восприятия действительности в
овладении техникой акварели;
Прививать эстетические чувства.
Оборудование: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, репродукции картин художника И. Левитана «Осенний день. Сокольники», фото с ярко выраженными изменениями в воздушной перспективе.
Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка
отсутствующих.
Объяснение нового материала
и закрепление пройденного. Мы продолжаем тему прошлого урока «Правила линейной и воздушной перспективы». Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Пустынная дорога, по обе стороны которой стеной стоят по-осеннему темные деревья, в узком просвете между ними виднеется хмурое небо. Золотистая листва на тоненьких молодых кленах, к обочине дороги ветер сметает опавшие листья. Одинокая фигура женщины дополняет чувства грусти и светлой печали. Дорога, уходя вдаль, сужается и создает впечатление глубины пространства.
Художник в своем пейзаже применил закон перспективы.
Законов перспективы несколько, но два самых главных, вам уже известны.
Первый заключается в том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше.
Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближается и сходятся в одну точку.
Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Брунеллески. Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.
А теперь, рассмотрим, как меняются цвета в картине И. Левитана. Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.
Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.
Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает в рисунке передать пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».
Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. И с тех пор все художники в своих произведениях применяют закон воздушной перспективы.
Закрепление темы:
Вопросы для закрепления:
Какие существуют законы перспективы в изобразительном искусстве?
Объясните изменение цвета в воздушной перспективе.
Практическая работа: Заданием на урок будет изображение с помощью цвета воздушной перспективы в рисунке природы с четко выраженными объектами перспективы.
Работать можно, используя живопись «по сырому»: вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет – прозрачный слой краски. Не давая высохнуть, уточняют цвета, внося в основной тон различные цветовые оттенки.
Задание: изобразить воздушную перспективу в рисунке.
Д/з: присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть изменение цвета по мере удаления предметов.
15