Урок по литературе на тему Поэтическое новаторство В. Маяковского

Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования РТ
«Нижнекамский медицинский колледж»








Методическая разработка
урока по литературе
на тему «Поэтическое новаторство В. Маяковского»



Макаренко Л.Н.











План-конспект урока
Предмет: Литература.
Тема урока: Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма занятия: Урок-лекция с элементами беседы
Оборудование:
- портреты, фотографии В.В. Маяковского, плакаты поэта
- сборники стихотворений В.В. Маяковского
- доска, мел, рабочие тетради
Цели урока:
1. Образовательные:
- Способствовать формированию знаний о раннем творчестве В. Маяковского
- Способствовать формированию представлений о личности поэта и новаторском характере эго поэзии
- Способствовать обобщению и расширению знаний о футуризме как поэтическом направлении
- Способствовать умению анализировать стихотворение
2. Развивающие:
- Способствовать развитию навыков применения теоретических знаний в оценке литературных явлений.
- Способствовать развитию творческой, мыслительной и познавательной деятельности студентов.
- Способствовать развитию культуры речи, внимания, памяти, логического мышления, умению аргументировать ответ и выражать свою позицию
3. Воспитательные:
- Способствовать воспитанию интереса к поэтическому творчеству и искусству слова
- Способствовать воспитанию ответственности за качество и результат выполняемой работы на уроке.
- Формирование навыков работы в коллективе.
- Способствовать формированию и развитию мировоззренческих, нравственных и эстетических качеств личности.




Практические задачи
- Познакомить с личностью и духовным миром В.В. Маяковского
- Усвоить характерные особенности стиха В. Маяковского
- Закрепить и расширить полученные студентами знания о футуризме и его особенностях
- Сформировать глубину и оперативность мышления.
- Развивать речь, память, внимание, эстетический вкус и творческие способности.
Методическая организация урока:
- методы контроля (устный фронтальный, устный индивидуальный);
- методы активного обучения (проблемная лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с источником, анализ литературного произведения).
- словесные методы (рассказ, беседа)


Этапы работы
Содержание этапа

1
Организационный момент, включающий:
постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов
организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Организационный момент.
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы и хорошего настроения, способствующего повышению интереса к предметам.
Метод: беседа
Преподаватель:
1) Приветствие, проверка готовности к уроку
2) Сообщение темы и цели урока.
3) Начальная мотивация учебной деятельности.

Преподаватель: Этот поэт вошёл в литературу глашатаем бунта и протеста против серой, будничной, неприглядной действительности:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краски из стакана
Его творчество всегда было предметом острых споров. И не только творчество. Он прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, и подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищённость. Он был и тонким лириком, и «грубым гунном», несомненно, человеком невероятно талантливым, одним из ярчайших имён в литературе XX века. Кто же это? Взгляните на него.

Демонстрация фотографий разных лет.
-Узнаёте?
(Ответ: Маяковский). Да. Это Владимир Владимирович Маяковский, и тема нашего сегодняшнего урока: «Поэтическое новаторство В.В. Маяковского». Мы познакомимся с некоторыми фактами жизни поэта, его ранними стихотворениями и обоснуем новаторский характер творчества Маяковского.

Студенты подготавливаются к работе (записывают тему)

2
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае,
если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Актуализация знаний.
Цель: Знакомство с биографией Маяковского. Актуализация ранее полученных теоретических знаний по теме «Футуризм»; мотивация дальнейшей учебной деятельности.
Методы: Доклад-сообщение, беседа.
Преподаватель акцентирует внимание студентов на теоретических аспектах, оказывает помощь при затруднениях в формулировке понятий.

Преподаватель: Сейчас вы послушаете рассказ о жизни поэта.
- На какие особенности личности Маяковского можно обратить внимание?

Доклад-сообщение студента о биографии В.В. Маяковского с комментарием автобиографии поэта «Я – сам». Студенты слушают, делятся впечатлениями о личности Маяковского

Преподаватель: Маяковский был поэтом, ненавидевшим довольных и сытых. Он сгорал в костре немыслимой любви к людям. И ему не хотелось говорить привычным языком, ему хотелось кричать. М.И. Цветаева так охарактеризовала поэта: «Маяковский начал с явления себя миру, с громогласия. Он стоял и орал, чем больше орал, тем больше народу слушало пока не доорался до 150-миллионной площади всей России».
Мы уже знаем, что первые шаги в творчестве Маяковский сделал как поэт-футурист.
- Что вы помните о футуризме, о его эстетической программе? (Ответ: Авангардистское течение в русской поэзии, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедавшее разрушение форм и условностей традиционного искусства. Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали концепцию нового языка).
- Почему их не устраивал существующий язык? (Ответ: Потому что он не отражал динамику современной жизни. Новая действительность требовала новых форм экспрессивности и выражения новых смыслов).
- Чем отличается язык поэтов-футуристов? (Ответ: Футуристы вынесли искусство на улицы, в народ. Их слово было нацелено на громкую декламацию, на чтение вслух. Искусство, по их мнению, должно будить и будоражить, и поэтому зачастую свою позицию они утверждали путём отрицания, антиэстетизмом, вызовом, эпатажем).

Преподаватель: Таковы и ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. Что же нового внёс в поэтику и каковы характерные особенности стиха Маяковского?
Постараемся понять это в ходе работы на сегодняшнем уроке.








3





















































Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:
постановку конкретной
учебной цели перед учащимися (какой
результат должен быть
достигнут учащимися на
данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит
перед собой учитель
на данном этапе урока;
изложение основных
положений нового учебного материала, который должен быть
освоен учащимися (на
основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения
педагогом предметным
материалом);
описание форм и методов изложения (представления)
нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации
индивидуальной и групповой
деятельности учащихся
с учетом особенностей класса,
в котором работает педагог;
описание критериев
определения уровня внимания
и интереса учащихся к
излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов
мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе
освоения нового учебного материала;


Изучение нового материала.
Цель: познакомить с особенностями творческого метода поэта на примере ранних стихотворений. Методы: лекция с элементами беседы, работа с текстом, комментированное чтение, декламация.
Преподаватель объясняет материал, использует литературный текст, помогает студентам при анализе поэтического произведения.
Студенты выразительно читают стихотворения, участвуют в обсуждении, формулируют гипотезы, работают с текстом.

Преподаватель: Давайте откроем сборник стихотворений раннего Маяковского.

Работа с книгой.

Прочитайте оглавление, названия стихотворений поэта.

Студенты читают.

- Что можно отметить особенного в этих названиях? (Ответ: обилие броских обращений, привлекающих внимание читателя, например: А вы могли бы? Нате! Послушайте! Вам! Эй! К ответу!)
- Можно ли по названиям стихотворений определить тематику поэзии раннего Маяковского? (Ответ: Внешний мир, город (Утро, Ночь, Порт, Из улицы в улицу, Вывескам, Адище города.) и образ «Я», противопоставленный ему (Я, От усталости, Любовь, Кофта фата, Я и Наполеон, Надоело, Себе, любимому, посвящает эти строки автор)).
Уже в одном из первых стихотворений Маяковского можно увидеть необычные образы, необычную форму, необычную графику стиха, ошеломляющую поэтическую новизну

Чтение стихотворения «Из улицы в улицу».

Студенты работают с поэтическим текстом.

- Какой приём использует поэт в первых строчках стихотворения? (Ответ: Строчки-анаграммы, прорифмовывающие затем стих почти насквозь.
У-
лица.
Лица
у
догов
годов
рез-
че.
Че-
рез
железных коней)
- Что ещё особенного обнаруживается в этом стихотворении? (Ответ: Скрежещущая звукопись, нарушение норм языка, разнообразие тропов (эпитеты, сравнения, метафоры, авторские неологизмы), которые создают экспрессивные, запоминающиеся и удивляющие образы: «Фокусник / рельсы / тянет из пасти трамвая»; «Ветер колючий / трубе / вырывает / дымчатой шерсти клок»; «Лысый фонарь / сладострастно снимает / с улицы / чёрный чулок».)
Яркая пластика стихов Маяковского выдаёт в нём художника. Он видит мир в красках, в веществе, в плоти. Дерзкие развёрнутые метафоры соединяют несоединимое и создают броские образы.
Обратимся к ещё одному раннему стихотворению поэта.

Комментированное чтение стихотворения «Нате!»

Преподаватель: Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождало недоумённые вопросы. В полном разладе с этим миром и появилось стихотворение «Нате!». Маяковский прочитал его на открытии кабаре «Розовый фонарь» в присутствии весьма благопристойной буржуазной публики. Двадцатилетний Маяковский, автор двух десятков стихотворений, вышел на эстраду уже в конце вечера, остановился, расставив ноги, хмуровато, исподлобья вгляделся в зал, выдержал паузу, заставившую умолкнуть этот гудящий улей, и в пространство зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой необыкновенного тембра бас:
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – бесценных слов мот и транжир.
За столиками воцарилась тишина. Люди, которые сидят перед ним, уютно устроившись за столиками, разморенные сытым ужином и вином, враждебны искусству. Это «толпа», которая взгромоздится «на бабочку поэтиного сердца в калошах и без калош» и «будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь».
В зале зашикали. Кто-то неуверенно свистнул. Молодой человек в жёлтой кофте на эстраде непоколебим. Лишь плотно сжатые губы да лёгкая бледность, проступающие сквозь смуглоту лица, выдают волнение.
А на вальяжно рассевшихся за столиками падают слова, тяжёлые, как булыжники. Они вбивают сидящих в кресла:
А ели сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот.
Зал взорвался, послышались оглушительные свистки, истерический крик: «Долой!» Кому-то из женщин сделалось дурно. Стихотворение с вызывающим названием «Нате!» нашло своего адресата и произвело именно то действие, на которое автор мог рассчитывать.

Студенты работают с поэтическим текстом.

- Как представлен предметный мир этого стихотворения? (Ответ: Это конкретные примеры предметов потребления – обыденные и до дурноты банальные: «капуста», «щи», «белила», «калоши», «вещи».)
- Какой собирательный образ создаёт поэт? (Ответ: Отвратительный образ не людей, а мещанской толпы, который подчёркивает социальный, обличительный пафос стихотворения: «ваш обрюзгший жир», «вы смотрите устрицей из раковин вещей», «выгрязные, в калошах и без калош», «толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь»)
- Какие поэтические средства использованы для создания образа «толпы» (Ответ: излюбленные развёрнутые метафоры, гиперболы, сравнения, эпатирующие «приличную» публику.)
- Кто противопоставлен отталкивающему образу буржуа? (Ответ: Персонифицированный образ автора: «я – бесценных слов мот и транжир», открывший людям «стихов шкатулок».)
Преподаватель: Его мир в отличие от мира «толпы» красив и изящен, хрупок и беззащитен. «Поэтино (снова авторский неологизм!) сердце» сравнивается с «бабочкой», которую прикрывает маска «грубого гунна». И этот-то гунн не желает «кривляться» в угоду пустой, циничной, бездушной публике, выражая тем самым протест против непонимания и дисгармонии действительности. Это подчёркивается и порывистым неравномерным ритмом, и свободной рифмовкой, что напоминает речь неравнодушного человека, возмущённого таким миропорядком.
Тема истинной сущности человека продолжена в, пожалуй, самом известном, узнаваемом стихотворении Маяковского «Послушайте!»

Чтение стихотворения «Послушайте!»

Студенты работают с поэтическим текстом.

- Как в этом стихотворении трактуются «вечные» образы? (Ответ: Звёзды – лишь «плевочки» для большинства людей, но и «жемчужины» для «кого-то».)
Преподаватель: Эти «кто-то» являются посредниками между Богом и людьми, поэтому «плевочки» и «жемчужины» – слова-антитезы. Свет звёзд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта – нести свет. «Ведь теперь тебе ничего? / Не страшно? / Да?!», – взволнованно восклицает автор.
- Как представлен образ Бога? (Ответ: Бог – это старик, у которого «жилистая рука»)
Преподаватель: Образ Бога снижен, он выступает как вполне конкретный человек, но тем самым, вероятно, Маяковский подчёркивает, насколько каждый из живущих на земле близок к Всевышнему. Насколько важно для человечества, «чтобы обязательно была звезда», ибо «беззвёздную муку» оно точно «не перенесёт».


Закрепление учебного
материала, предполагающее:
постановку конкретной
учебной цели перед учащимися
(какой результат должен быть
достигнут учащимися на
данном этапе урока);
определение целей и задач,
которые ставит перед собой
учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов
достижения поставленных
целей в ходе закрепления
нового учебного материала с
учетом индивидуальных
особенностей учащихся, с
которыми работает педагог.
описание критериев,
позволяющих определить
степень усвоения учащимися
нового учебного материала;
Описание возможных путей и
методов реагирования на
ситуации, когда учитель
определяет, что часть учащихся
не освоила новый учебный материал.
Закрепление материала.
Цель: закрепление и обобщение материала, развитие логического мышления и умения делать вывод.
Методы: беседа, составление конспекта.
Преподаватель: контролирует процесс выполнения задания, задавая вопросы по ходу работы.

Преподаватель: Завершая разговор о раннем творчестве Маяковского, обратимся к его утверждению: «Нам слово нужно для жизни. Мы не признаём бесполезного искусства».
Подведём итог и кратко запишем наши выводы в тетрадях.
- Какие же характерные особенности стиха Маяковского мы сегодня обнаружили?

Студенты записывают в тетрадях.

Нарушение лексических и грамматических норм языка.
Нарочитая грубость, антиэстетизм.
Использование дерзких развёрнутых метафор, благодаря которым образы становятся яркими, пластичными, чувственными, запоминающимися. Излюбленными тропами являются также сравнения, гиперболы и авторские неологизмы.
Отсутствие равномерного ритма, что приближает «поэтический размер живому разговорному слову» – нервно-импульсивному, порывистому, а это соответствует принципам футуристов.
Новая графика: отказ от строфы как членения стихотворного текста на равные отрезки. Такое написание позволяет передать интонационные нюансы, которые трудно передавать традиционными знаками препинания, поэтому стих становится особенно эмоциональным, экспрессивным, темпераментным.
Произвольная рифмовка, когда можно рифмовать слова, стоящие не только на конце строк.

Преподаватель: Разговор о Владимире Маяковском хочется закончить его обращением к нам, живущим сегодня, которых он называл «товарищи потомки». В поэме «Во весь голос» поэт написал:

Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо

Действительно, как он предрекал, его стих дошёл «через хребты веков и через головы поэтов и правительств», заставляя восхищаться необыкновенной яркостью, фантастической экспрессией и смелой новизной.






Задание на дом, включающее:
постановку целей
самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать
учащиеся в ходе
выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая
задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Заключительный этап урока.
Цель: подведение итогов занятия, объяснить выполнение домашнего задания, мотивация к дальнейшей работе по пройденной теме.
Преподаватель подводит итоги урока, отмечает активных студентов, выставляет оценки.

- Что вам на сегодняшнем уроке особенно запомнилось?

Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать стихотворения «Скрипка и немножко нервно», «Вам!», «Гимн обеду!» Прокомментировать их с точки зрения новаторства Маяковского.
Выучить (на выбор) стихотворение Маяковского и поставить вопросы, которое оно вызывает, для обсуждения на занятии.

Благодарю за работу. Всего доброго.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215