Конспект урока по теме Новаторство В.В. Маяковского

Урок изучения и закрепления нового материала
Учитель Сергеева О.С.
Тема урока: «В.В. Маяковский. Истоки бунтарского духа раннего творчества или «пощечина общественному вкусу».
Цель урока: «Формирование читательской позиции в отношении раннего творчества В. Маяковского»
Оформление доски:
Тема, эпиграф.
Заготовка для анализа стихотворения «А вы могли бы?»
(FUTURUM – будущее). «Только мы – лицо нашего Времени Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»
Ход урока:
Я хочу быть понят своей страной.
В.В. Маяковский
В начале урока мне бы хотелось наложить заклятие на всех присутствующих в этой аудитории.
Велимир Хлебников
Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно. О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1910
Чем необычно? (Содержанием и формой)
Какой корень лежит в основе всех слов? (Смех)
Никто не оспорит, что это стихотворение одно из самых жизнерадостных и позитивных, хотя на первый взгляд приводит в шок. Я хочу, чтобы на уроке вы также были позитивно настроены.
Это Велимир Хлебников, один из участников семерки поэтов, в том числе и Маяковского, называвших себя «людьми новой жизни», и выступивших 18 декабря 1912 года с программным манифестом «Пощечина общественному вкусу». Позже под таким названием стал выходить футуристический сборник. Эти поэты называли себя футуристами (FUTURUM – будущее). «Только мы – лицо нашего Времени Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»
Вопрос: Что бы вы ответили этим людям, если бы услышали их с трибуны?
Не спешите обвинять «бойкую» молодежь, давайте вместе разберемся, может быть, в их смелых целях все-таки есть свои ценности.
Они хотели максимально приблизить искусство к пониманию народа, для чего нужно было создать принципиально новую поэзию с точки зрения содержания и форм.
В обычной жизни приход всего нового, кардинально меняющего сложившиеся стереотипы, вызывает негативную реакцию. Во времена инквизиции людей науки и вообще людей нестандартно мыслящих жгли на костре. Человечеству свойствен консерватизм. Зачастую мы отвергаем все, что нам непонятно: кино плохое, книга неинтересная, человек глупый, если не сходится со мной во взглядах и многое другое. Мы забываем к своим утверждениям добавить слово ПОТОМУ ЧТО. Чтобы его добавить, нужно ответить на вопрос «почему», а для этого в свою очередь нужно применить знания, проанализировать ситуацию, явление и тогда уже с весомыми аргументами вынести свой вердикт.
Тем более обратите внимание на эпиграф к нашему уроку «Я хочу быть понят своей страной». Так писал В.В. Маяковский в своем стихотворении. Не признан, не отвергнут, а именно ПОНЯТ. И это было желанием всей его жизни. Давайте попытаемся понять поэта, не судить о нем поверхностно.
Я хочу прочитать вам грустное стихотворение «Не понимают».
«Ничего не понимают» Владимир Маяковский
Вошел к парикмахеру, сказал спокойный:
«Будьте добры, причешите мне уши».
Гладкий парикмахер сразу стал хвойный,
лицо вытянулось, как у груши.
«Сумасшедший!
Рыжий!»-
запрыгали слова.
Ругань металась от писка до писка,
и до-о-о-о-лго
хихикала чья-то голова,
выдергиваясь из толпы, как старая редиска.

За что обругали и обсмеяли героя? За то, что он спросил не так, как это принято, образно, вложив переносный смысл в сказанное. Он никого не обидел (об этом говорит волшебное слово «будьте добры»). Просто оказался не таким, как все, но, как обычно это бывает в жизни, никто этого понять не захотел. Раз не как все, значит плохо.
Сегодня мы будем говорить о раннем периоде творчества этого поэта, постараемся придти к осознанию и пониманию Маяковского. И сразу нам необходимо договориться, не понимать его буквально. В резких, грубых на первый взгляд выражениях содержится смысл. Давайте читать между строк. Возможно, мы расшифруем, о чем говорит нам его лирический герой и не уподобимся парикмахеру из стихотворения.
Вопрос: Какие стихотворения или поэмы Маяковского вам известны?
Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха, Что такое Хорошо и что такое Плохо?
Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй!
Светить всегда, Светить везде До дней последних донца. Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!
.
Задание: Давайте обратимся к ранее прочитанной вами статье учебника. Возьмите заготовленные листы. Ответьте на вопросы. Пока выполните минимум, т.е. задание на оценку «3»
Из курса истории мы знаем, что в России, начиная с конца 19 века, сложилась предреволюционная ситуация. В 1908 г. Маяковский оставил гимназию, отдавшись подпольной революционной работе. В пятнадцатилетнем возрасте вступил в партию большевиков, выполнял пропагандистские задания. Трижды подвергался аресту; в 1909 г. сидел в Бутырской тюрьме в одиночке. Там и начал писать стихи. С 1911 г. занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 г. опубликовал первое стихотворение - "Ночь" - в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".
Ночь
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа пестрошерстая быстрая кошка
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул, пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

Вывод: литературный процесс всегда и во все времена являлся отражением процесса исторического, следовательно, революционная ситуация в обществе – революционная ситуация в литературе.

Новаторство. Стих Маяковского опирается не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило у Маяковского решающее значение, возросла и качественно изменилась организующая роль рифмы, резко выявился разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Его стих исследователи позже назовут акцентным.
Поэтому Маяковскому принадлежит крупнейший со времен Пушкина, принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.
Откройте стихотворение «А вы могли бы?»
Я читаю стихотворение (анализируем вместе)
А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? (1913).
Какое слово встречается в тексте три раза? (местоимение «я»)
Какое местоимение противопоставляется местоимению «я»? (вы)
Давайте предположим, какие слова определяют жизненную позицию героя? (краска, ноктюрн, флейта – творческие). А позицию «вы»? (карта, блюдо, студень – бытовые)
Об
·ратите внимание на опору с анализом данного стихотворения. Она поможет вам при самостоятельном анализе стихотворения.

Прочитайте стихотворение «Послушайте!»
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно? Значит кто-то хочет, чтобы они были? Значит кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит - чтоб обязательно была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит это кому-нибудь нужно? Значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! 1914
Давайте устно поработаем над ним по заданной схеме
Стихотворение начинается с риторического восклицания-просьбы. Какого? (Послушайте!)
Тема – «О чем (о ком) говорится в произведении?»


Идея – «Как автор раскрывает, понимает тему?»


Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)



Самостоятельно выполните письменную работу по стихотворению «Люблю»
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
Лирический герой – «Я».
«Вы» – остальные люди.

Краска – цвет.
Блюдо – посуда.

Ноктюрн – музыкальное произведение.
Студень – холодная желеобразная закуска.

Флейта – музыкальный инструмент.
Карта – распорядок.

Вывод : стихотворение построено на антитезе (противопоставлении)

«Я» выбирает вольный, бушующий океан, в блюде студня видит его таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн.
«Вы» живут иначе, видят вещи такими, какие они есть.

«Я» не отгорожен от будничной жизни – просто он умеет ее преображать, расцвечивать, обогащать
«Вы» довольствуются едой, будничным распорядком дня, не умеют и более того не желают преображать жизнь.

Вывод: Это стихотворение – микрокосм раннего Маяковского. Оно дает движение двум самым главным образам творчества: «Я» с его «острым зрением» и тяготением к яркому, солнечному миру океана, кораблей, звезд, диковинных птиц, страусов и «Вы», наделенного «куцым» зрением, избирающего дома-скорлупки, дачки, счет в банке, студень, борщ. Первый образ всегда героизирован в противостоянии миру, второй – остросатирический.
Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, предполагающим различные варианты ответов в зависимости от того, кто на него будет отвечать. В данном случае – да или нет плюс самые различные обоснования.


Тема – «О чем (о ком) говорится в произведении?»

О герое, который умеет преобразить будничную жизнь и остальном обществе, живущем по обычному распорядку.

Идея – «Как автор раскрывает, понимает тему?»

Герой противопоставляет себя и свое яркое видение мира всему скучному, серому, унылому, будничному, чем живут остальные.

Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)
Чья жизнь должна стать образцом для подражания? Почему?
Что хорошее (плохое) можно увидеть в той или иной позиции?
И др.


ФИО_______________________________________________________________________
Оценка «3»

Годы жизни


Сколько лет прожил?


В какой стране родился?


В каком селе?


Сколько было детей в семье?


Чем занимались родители? Каковы ведущие черты характеров отца и матери?


Чем занимались дети в семье?


Почему семья переехала в Москву?


Кто первым назвал В. Маяковского гениальным поэтом?


Когда примкнул к футуристам?


Оценка «4»

Тема – «О чем (о ком) говорится в произведении?»


Идея – «Как автор раскрывает, понимает тему?»


Проблема: «Какой вопрос (вопросы) ставится в произведении?». Данный вопрос предполагает различные варианты ответов, выходов из сложившейся ситуации (обычно это жизненная ситуация)


Оценка «5»

Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? (выполни работу на обороте).


В ранних стихах Маяковского, рисующих современный город, заключен страстный протест против капиталистического уклада жизни. Тема трагичности существования человека при капитализме пронизывает крупнейшие вещи Маяковского предреволюционных лет - трагедию "Владимир Маяковский", поэмы "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир".
Маяковский, едва перешагнув через призывной возраст, уже говорил о вечности своей поэзии: Мой крик в граните времени выбит и будет греметь и гремит, оттого что в сердце, выжженном, как Египет, есть тысяча тысяч пирамид! ("Я и Наполеон", 1915 г.). Но тогда уже он предсказывал и свою трагическую гибель: Все чаще думаю - не поставить ли лучше точку пули в своем конце. ("Флейта - позвоночник", 1915 г.). Или: Через столько-то, столько-то лет - словом, не выживу - с голода сдохну ль, стану ль под пистолет... ("Дешевая распродажа", 1916 г.). "С голода сдох" бездомный Велимир Хлебников. А Маяковский, "встав под пистолет, поставил точку пули в своем конце".<> В начале 1930 года, Маяковский вошел в Ассоциацию Пролетарских Писателей, приверженцев социалистического реализма, и следовательно, совершенно противоположных поэтическим концепциям Маяковского. 16 марта произошел катастрофический провал постановки "Бани". 25-го марта он обратился с просьбой о выдаче ему нового разрешения на выезд в Париж, к которому он окончательно привязался, несмотря на свои поэмы. Однако, советские власти, ознакомившись с "Клопом" и с "Баней", поняли, что Маяковский может быть, действительно, решил "жить и умереть" в Париже и, пожалуй, рассказать там кое-какую правду о советском режиме. Выезд заграницу, на этот раз, был ему запрещен. Поэзия Маяковского умерла. Это было решающим фактом в его биографии. Сюда следует добавить романтическую неудачу (в любви). Затем - приближавшиеся полицейские угрозы. 14-го апреля Маяковский застрелился. Ему было 37 лет. Роковой возраст: в этом возрасте умерли Рафаэль, Байрон, Пушкин, Ван-Гог, Хлебников После самоубийства Маяковского Сталин ограничился лишь одной фразой: "Маяковский есть и останется лучшим и наиболее способным поэтом нашей советской эпохи, и равнодушие к его памяти и к его произведениям является преступлением". Множество советских критиков говорило о том, какой он талантливый, общепризнанный, счастливый, но Счастливая жизнь никогда не ведет к самоубийству.
Вывод: самой важной задачей урока для меня была задача, чтобы у каждого из вас сложилось свое мнение о творчестве поэта. Я хотела показать вам его как личность, так же достойную уважения и имеющую право на свою позицию, пусть не похожую на позицию других. А в первую очередь достойно уважения уже то, что он до самой смерти был верен себе, не подстроился, не покорился. Несчастный в жизни, отвергнутый писательской элитой, он остался в нашей памяти вечно молодым. И к слову хочется сказать, что сам он очень любил молодежь, а молодежь понимала и принимала его.
Я хочу поблагодарить всех за внимание и за работу отдельно
Оценки поставлю после проверки письменной работы на следующем уроке.
15