Обобщенный опыт учителя биологии


Обобщение педагогического опыта и его диссеминация.
Учителя биологии Качмазовой Фатимы ХазбиевныПедагогической психологией выведен основной закон усвоения: воспринять - осмыслить - запомнить - применить - проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, потому что они неразрывно связаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление - запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе самостоятельного применения и проверки на практике.
Повышение эффективности урока - вот главная задача, которая стоит сейчас перед учителем. Успех ее решения во многом зависит от методики обучения, позволяющий вооружить школьников глубокими и прочными знаниями, научить их трудиться с интересом и самостоятельно. Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. При подготовке целей и задач всегда нужно учитывать потребность учеников в проявлении самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажду познания нового. Поэтому именно активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.
АКТИВНОСТЬ - это психическое качество, черта характера человека, выражающаяся в усиленной деятельности человека.
Познавательная / учебная / активность в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знания, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идет не только о внешней активности / поднятии руки, переписывание, бездумное перелистывание книги и т.д./, а главным образом о внутренней мыслительной активности школьника, о творческом мышлении.
Психологи убеждают, что познавательная активность школьника качество не врожденное и не постоянное. Она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи, труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого школьника, успехи в учебе и положительные эмоции. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Опытные учителя практически доказывают, что только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на уроке активную деятельность класса.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Действия учителя, которые побуждают школьников к старательному учению, способствуют созданию положительного отношения к учебной работе и знаниям, являются средствами активизации.
Разумеется, степень познавательной активности учеников зависит от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий, ведь ученик не только объект, но и субъект учебного процесса. Но если у ученика этих качеств пока нет, то формирование их тоже входи в профессиональную функцию учителя. Следовательно, активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к их старательному учению. При активных методах все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно слушают-думая, наблюдают-думая, читают-думая, выполняют практические задания-думая.
В настоящее время получают распространение активные формы и методы организации учащихся на уроке. К таким формам организации учебно - познавательной деятельности учащихся относят уроки - лекции, - семинары, - конференции, - ролевые игры на уроках, - консультации, - дискуссии, обобщающие уроки.
С учетом требований времени стараюсь работать современными методами и приемами. В своей практике использую урок - лекция, обобщающие уроки, дидактические игры на уроках, самостоятельную работу с карточками.
Уроки - лекции имеют свою специфику по сравнению с другими типами уроков, на которых происходит формирование новых знаний учащихся. Перед учащимися во время лекции раскрывается содержание большой смысловой порции учебного материала, при этом изложение идет в строгой логической последовательности, содержание лекции на последующих уроках детализируется и углубляется, т. е. идет дальнейшее развитие знаний.
Перед лекцией необходимо учитывать ряд обстоятельств: во - первых следует изучить и отобрать теоретический, фактический и иллюстрированный материал для лекций, исходя из задач, поставленных на уроке, а также учитывая возрастные особенности учащихся и их подготовку к восприятию данного учебного
материала, во - вторых необходимо продумать логику изложения теоретического материала по плану и последовательность включения в лекцию фактов, в - третьих, важно вычленить главное в содержании лекции, что должно быть законспектировано и усвоено учащимися на уроке, и подготовить методические средства к обеспечению этого.
Примерная структура урока - лекции: 1 этап - организационная часть урока или подготовка к лекции /5 мин/, сообщается тема лекции, раскрывается ее значение, предлагается план лекции, который для экономии полезного времени урока может быть выписан заранее на доске, указывается домашнее задание. 2 этап - лекционное изложение нового материала, обзор или обобщение /20 мин/. Лекция проводится в соответствии с составленным планом. Во время лекции используются средства наглядности. В середине или в конце лекции для поддержания внимания учащихся могут быть использованы самостоятельная работа, беседа, помогающие уяснить излагаемый материал. Первоначально излагаемый материал на лекции, рекомендуется слушать, не отвлекаясь на его запись. Благодаря этому, внимание учащихся не рассеивается и они легче усваивают объясненное. 3 этап - уяснение и запоминание основной части лекционного материала на уроке /10 мин/. Этому способствует повторное объяснение наиболее трудной и существенной части изложенного по плану учителем или учащимися, составление к плану конспекта, ответы учителя на возникающие по ходу лекции вопросы. 4 этап - заключительная часть урока /10 мин/. Подводятся итоги работы, если необходимо, разъясняется домашнее задание, оформляются записи в тетрадях.
Уроки - лекции проводятся в основном в старших классах с целью первоначального объяснения учебного материала или его систематизация и обобщение.
В зависимости от содержания от содержания целей и задач урока, различают лекции:вводные, текущие, заключительные или обзорные и обобщающие.
На уроках - лекциях у учащихся формируется умение слушать лектора, лекция обеспечивает прямую связь с учениками. В случае необходимости можно отдохнуть, вторично обратиться к тексту, вновь рассмотреть детали, рисунки,
обдумать содержание, выписать трудные слова и получить разъяснение их смысла. Обмен мнениями во время лекции возбуждает процесс мышления, уточнить детали изученного, способствует их непроизвольному запоминанию.
В последнее время распространение получили повторительно-обобщающие уроки. Они играют большую роль в систематизации и обобщении знаний. На таких уроках прослеживается логическая связь между отдельными темами, повторяемым и вновь изученным материалом. В целях активизации деятельности учащихся на уроках обобщения и систематизации знаний и повышения результативности таких уроков, я предлагаю учащимся составлять сравнительные таблицы, самостоятельно работая с учебником. Эта работа требует от них умения выделить в тексте главное, отвечать только на поставленные вопросы. Школьный курс биологии постоянно требует систематического обобщения пройденного материала, поскольку изучение нового основано на знании биологии более раннего времени. В 11 классе уроки повторения и систематизации провожу в форме семинарского занятия.
Одним из средств воспитания интереса учащихся к различным видам учебной работы и достижения их познавательной деятельности на уроках являются использование различных дидактических игр. Игра - это эффективный метод обучения в современных условиях. Игры носят преимущественно коллективный характер. Особенность игровой деятельности - ее добросовестность, высокая активность и контактность участников. Игра - едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему-то, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку.
Дидактические игры возбуждают интерес к предмету, активизируют учащихся на протяжении всего урока, развивают мышление, речь, память, формируют познавательные интересы, оказывают положительное воспитательное воздействие. Включение в обучение элементов игры делает процесс усвоения и закрепления изучаемого материала более интересным и эмоциональным. Дидактическая игра-это действенный методический прием, непроизвольно включающий ученика в творческую учебную деятельность, в дидактической игре, с одной стороны, сохраняются элементы забавы - это игровые приемы и правила, определенный эмоциональный настрой и условность игровой ситуации, элементы
удовольствия, занимательности и соревнования, наличие победителей и побежденных, т.е. присутствуют все основные признаки обычной игры. С другой стороны, в дидактической игре важен результат: усвоение тех или иных знаний и умений, развитие мыслительных и речевых качеств, воспитание социальной культуры и других элементов личности учащихся /дидактические факторы/.
Естественно, что в любых играх присутствуют элементы познавательности, но в дидактической игре эти элементы познавательности, но в дидактической игре эти элементы становятся определяющими. Обычные игры - ради развлечения, а дидактические целенаправленно вводят в процесс обучения, чтобы получить соответствующие результаты в этом процессе. Таким образом, дидактическая игра - это специальный методический прием или метод обучения в виде игровой ситуации, направленный на достижение определенных дидактических целей в процессе обучения. Главный момент организации дидактических игр - умелое и разумное сочетание в них элементов забавы и дидактических факторов. При этом элементы забавы средством возбуждения интереса к изучаемому вопросу и стимулирования устойчивой деятельности учащихся в ходе всей игры.
Кроме интереса к предмету у школьников вырабатываются умение сосредоточиться, преодолевать трудности, самостоятельно и быстро понимать решения, а также развиваются фантазия, внимание, речь и память, легче усваиваются сложные вопросы и понятия.
Даже самые пассивные дети прилагают все усилия, чтобы не повести товарищей в групповых играх. В игре ученики, приобретая новые знания и умения, расширяют свой кругозор. Здесь раскрывается особое значение дидактической игры в качестве средства воспитания воли, взаимовыручки, товарищества и социальной адаптации ребенка в целом. В игре ребенок раскрепощается, исчезает его скованность, уверенность в своих силах, возможностях, а при достижении успеха у него появляется желание снова играть.
В своей практике я использую игровые формы организации контроля знаний, занимательные вопросы, кроссворды, что учащимся очень нравится и могу убежденно говорить о том, что они дают устойчивые положительные результаты.
Атмосфера игры создает условия, при которых учащиеся незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний.
Игру я использую и во внеклассной работе. Классы бывают предупреждены, что будет соревнование между двумя командами.
Соревнование - это форма деятельности, при которой участники стремятся превзойти друг друга.
Одна из врожденных потребностей человека - это утверждение себя среди окружающих. Удовлетворить эту потребность он может в соревновании с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе. Поэтому и учащиеся постоянно «выясняют» отношения с целью самоутверждения, каждый стремится к первенству. Сравнение своих показателей с результатами товарищей стимулирует учащихся к постановке и достижению определенных целей. Достигнув желаемого результата, ученик переживает ситуацию успеха, связанную с положительными эмоциями.
Организуя соревнования, учащиеся учатся не только побеждать, но и быть хорошим партнером. И то и другое необходимо человеку в жизни, ведь совместная работа нескольких человек, при которой успех одного зависит от успехов других и наоборот, вклад каждого партнера в работу обеспечивает успех общего дела.
Кроме того, учащиеся испытывают удовлетворение от достигнутого успеха, приобретают навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. При использовании групповой формы соревнования они проявляют инициативу в оказании товарищеской взаимопомощи.
Проведение игр в виде конкурса делают их интересными и занимательными. На таких вечерах учащиеся учатся творчески мыслить, быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные и остроумные ответы. Для слабо подготовленных учеников вечера-конкурсы могут стать первыми шагами на пути к овладению биологией. Систематическое проведение таких вечеров вызывает у учащихся интерес к следующей теме, где они захотят выступить лучше, чем на предшествующем и принести команде больше очков.Наблюдения показали, что вечера-соревнования проходят при максимальной умственной активности учащихся. Они все без исключения стремятся понять и осмыслить конкурсные задания. Как правило, ученики дают ответы, затем сравнивают свое мнение с ответом выступающего, ожидают и с большим интересом заслушивают рецензию жюри и те пояснения, которые дает учитель,
проверяют себя, возвращаясь еще раз к конкурсным заданиям и к ответам на них, что способствует углублению знаний.
Вечер-конкурс - событие, не заканчивающееся одним днем, учащиеся долго обсуждают итоги вечера, уточняют смысл заданий, принесших им как победные баллы, так и горечь поражения.
Каждая команда придумывает себе название и эмблему, а также выбирает капитана, которым может стать любой ученик, отлично знающий предмет, хороший организатор и надежный товарищ, пользующийся авторитетом. На него возлагается работа по подготовке и проведению соревнования. Капитан несет ответственность за участие в соревновании как команды, так и своих болельщиков. Оценивает работа команд жюри. В его состав я включаю учащихся старших классов. Обучающее значение тематического вечера-конкурса значительно усиливается, если жюри не только объявляет баллы как результат участия в конкурсах, но и комментирует принятые решения, разъясняет, какие неточности допустил ученик при ответе, и при необходимости дает правильный ответ. Такую информацию, как правило, выслушивают внимательно и хорошо воспринимают все присутствующие ученики и это способствует лучшему усвоению ими знаний.
Но наиболее интересны, на мой взгляд, деловые игры. Урокам предшествует большая подготовительная работа. Каждый ученик выбирает проблему, которую будет представлять. Затем учащиеся работают с литературой: учебниками, справочниками, энциклопедиями, научно-популярными изданиями и готовят свое выступление по содержанию и по форме.
Во вступительном слове в начале урока я обращаю внимание учащихся на необходимость показать роль данной проблемы в биологии. Затем каждый из учеников представляют свою работу, раскрывают суть выбранной проблемы и доказывают свою точку зрения, показывают последствия данной проблемы для общества. Возникает обмен мнениями, дискуссия, что очень важно для развития коммуникативности учащихся. Учащиеся высказывают зрелые суждения.
По мере овладения биологическими знаниями, следует усложнять не только содержание проблемных вопросов, но и в большей степени опираться на имеющийся у учащихся жизненный опыт.
Большое место уделяю самостоятельной работе учащихся на уроке, которая применятся не только как метод активного закрепления знаний, но и в процессе усвоения новых знаний.
Разделы биологии, сравнительно не трудные и не требующие разъяснения учителя, учащиеся успешно усваивают самостоятельно. Самостоятельная работа учащихся с книгой - важный дидактический прием. Целенаправленное чтение активизирует мысль учащегося, оставляет глубокий след в его памяти. Знания, приобретенные путем самостоятельного изучения, обычно отличаются большей прочностью.
При работе с книгой все учащиеся более или менее равномерно включаются в познавательный процесс. Каждый ученик в мере своих сил ищет ответы на поставленные вопросы, не ждет чужих выводов, а напрягает волевые усилия для отыскания собственных. Сочетание чтения с записью в тетради основных положений изучаемого материала способствует хорошему запоминанию.
Письменные самостоятельные работы выявляют степень знаний, умений, навыков учащихся.